Развитие логического мышления дошкольников посредством игр В.В. Воскобовича
консультация (старшая группа)

Доронкина Анна Александровна

В.В. Воскобович «Через игру ребенок познает разнообразие окружающего мира, делает для себя удивительные открытия, учится взаимодействовать со взрослыми, сверстниками, природой, овладевает различными видами деятельности, воплощая в них собственные впечатления»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления дошкольников посредством игр В.В. Воскобовича

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Поэтому одной из актуальных проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий,

Принципы, заложенные в основу этих игр - интерес-познание - творчество- становятся максимально действенными.

В настоящее время технологий, позволяющих полностью построить процесс совместной и самостоятельной деятельности в игровой форме, как того требует ФГОС ДО, очень мала. Я бы хотела остановится на развивающих играх, автором которых является Вячеслав Вадимович Воскобович, служащих для развития интеллектуально-творческих способностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. В.В. Воскобович по специальности инженер-физик и на протяжении многих лет не имел прямого отношения к педагогике и психологии. Но помимо физики он всегда увлекался музыкой, был не равнодушен к поэзии, писал стихи, песни для детей и взрослых. Толчком для создания известной развивающей методики послужили его собственные дети. В начале 90-х годов было очень проблематично приобрести детские игры для развития логики, памяти, мышления. Он самостоятельно разработал серию развивающих игр и успешно апробировал ее. На данный момент можно ознакомится с 40 развивающими играми Воскобовича.

Особенности развивающих игр Воскобовича

- широкий возрастной диапазон участников игр;

С одной и той же игрой могут заниматься дети и трех, и семи лет, а иногда и ученики средней школы. Это возможно потому, что к простому физическому манипулированию присоединяется и система постоянно усложняющихся, развивающих вопросов и познавательных заданий.

- многофункциональность;

С помощью игр можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры; узнает и запоминает цвет и форму; учиться считать, ориентироваться в пространстве; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.

- вариативность игровых заданий и упражнений;

К каждой игре разработано большое количество разнообразных игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Такая вариативность определяется конструкцией игры и сочетанием материалов, из которых она сделана.

- творческий потенциал каждой игры;

Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность и детям, и взрослым.

Сочетание вариативности и творчества делают игры интересными для ребенка в течении длительного периода времени, превращая игровой процесс в «долгоиграющий восторг».

Этапы знакомства с играми.

Знакомство с развивающими играми В.В.Воскобовича условно можно разделить на три этапа:

На первом этапе дети знакомятся с такими играми как: «Квадрат Воскобовича» (двухцветный), «Чудо –Головоломки», «Чудо –Головоломки» Ларчик, «Коврограф «Ларчик», «Игоровизор», «Математические корзинки», «Лепестки».

Второй этап включает в себя: «Квадрат Воскобовича» (черырехцветный), «Прозрачный квадрат», «Прозрачная цифра». «Геоконт», «Игровизор», «Коврограф «Ларчик», «Волшебная восьмерка 1.3», «Планета умножения», «Кораблик «Брызг – Брызг», «Математические корзинки», «Счетовозик».

Третий этап: «Змейка», «Прозрачная цифра», «Игровизор, «Волшебная восьмерка», «Планета умножения», «Домино», «Счетовозик», «Коврограф «Ларчик», «Кораблик «Брызг – Брызг».

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры Воскобовича можно условно разделить на три группы:

1.Унивесальные игровые обучающие средства.

Они могут быть материалом для игр детей и дидактическими пособиями на различных видах деятельности. Игровые обучающие средства создают комфортные условия для работы педагога и доставляют радость детям.

2.Игры, с буквами, звуками, слогами и словами.

В этих играх ребенок решает логические задачи с буквами, путешествуя по лабиринтам, составляет слоги и слова, занимается словотворчеством. В результате, процесс сложного обучения чтению превращается в занимательную игру.

3.Игры, направленные на логико-математическое развитие.

Целью этих игр является развитие мыслительных операций, а игровыми действиями-манипулирование цифрами, геометрическими фигурами, свойствами предметов.

Организовывать и проводить логико-математические игры можно следующим образом.

Эту игру характеризует единый динамичный сюжет с наличием интриги и логично выстроенной мотивацией, побуждающей ребенка к действию или самостоятельному решению задачи.

Вопросы, задания ставит не взрослый, а сказочный герой, которому по сюжету необходимо решить какую – либо проблему. Ребенок, как правило, является активным участником игры, а не просто слушателем, отвечающим на поставленные вопросы.

Для организации такой логико-математической игры можно использовать сказки-методики Фиолетового Леса. Педагог может проявить творчество и адаптировать известные сказки, например, вложить игровой квадрат в руки Незнайки. Сюжет логико-математической игры может включать одну игру, особенно на этапе первого знакомства с развивающими играми, или комбинировать большое количество игр с небольшим набором игровых заданий, упражнений и интеллектуальных задач для каждой, особенно на этапе, когда дети давно играют и хорошо знают все игровые упражнения. Логико – математические игры можно проводить и в виде викторины, особенно в старшем дошкольном возрасте.

При обилии развивающих игр в настоящее время методика Воскобовича не потеряла своей актуальности. Учебные программы активно используются педагогами ДОУ и могут быть реализованы самими родителями. Простота и увлекательность системы позволяет это сделать. Таким образом используя логические игры В.В. Воскобовича можно достичь очень хороших результатов в интеллектуальном развитии детей.

 В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр

Проблема развития логического мышления посредством логико-математических игр, рассмотрена не достаточно.Цель моего исследования: Разработать и реализовать на практике комплекс логико-математичеких игр...

Мастер-класс «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

На каждом возрастном этапе формируются психические функции, важные для перехода к следующему этапу. Таким образом, навыки, умения, приобретенные в дошкольный период, будут служить фундаментом для разв...

Презентация «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр»

Опыт работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста....

Развитие логического мышления дошкольника посредством использования игр со счётными палочками

В материале представлены идеи использования счётных палочек для развития логического мышления дошкольников...

Семинар – практикум «Развитие логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр» Тема: Как работать с блоками «Дьенеша»

Использование в совместной деятельности педагога и дошкольников логических блоков Дьенеша имеет большое значение для всестороннего развития детей:1.        Блоки Дьенеша знакомят д...

Развитие логического мышления дошкольников посредством дидактических игр

Статья посвещена вопросу  ФГОС ДО в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах дея...