Проект « Маленькие защитники природы »
проект

Татьяна Александровна Белошкурская

Проект « Маленькие защитники природы »

 

Содержание

I. Введение                                                                                              3

1.1. Нормативно‑правовые документы                                                 3

1.2. Актуальность                                                                                    4

1.3. Проблема                                                                                          4

1.4. Гипотеза                                                                                            4

1.5. Тип проекта                                                                                      4

1.6. Новизна проекта                                                                               4

II. Основной этап: Проект «Маленькие защитники природы»   5

2.1. Цель проекта                                                                                     5

2.2. Задачи проекта                                                                                 5

2.3. Интеграция образовательных областей                                         5

2.4. Материально-технические ресурсы                                               5

2.5. Предполагаемые результаты                                                           6

2.6. Этапы проведения и реализации проекта                                      6 

2.7. « Перспективное планирование»                                                    8

III. Заключение                                                                                    10

Список  использованной  литературы                                            11

Приложение.                                                                                        12

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_ekologii_2024.docx50.87 КБ

Предварительный просмотр:

Проект « Маленькие защитники природы »

Содержание

I. Введение                                                                                              3

1.1. Нормативно‑правовые документы                                                 3

1.2. Актуальность                                                                                    4

1.3. Проблема                                                                                          4

1.4. Гипотеза                                                                                            4

1.5. Тип проекта                                                                                      4

1.6. Новизна проекта                                                                               4

II. Основной этап: Проект «Маленькие защитники природы»   5

2.1. Цель проекта                                                                                     5

2.2. Задачи проекта                                                                                 5

2.3. Интеграция образовательных областей                                         5

2.4. Материально-технические ресурсы                                               5

2.5. Предполагаемые результаты                                                           6

2.6. Этапы проведения и реализации проекта                                      6  

2.7. « Перспективное планирование»                                                    8

III. Заключение                                                                                    10

Список  использованной  литературы                                            11

Приложение.                                                                                        12

  1. Введение

 Берегите эти воды, эти земли.

 Даже малую былинку любя,

 Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя…

Природа - богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. Она своим

многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает в них массу радостных переживаний, развивает любознательность. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, надолго остаются в памяти, создают прочную основу для дальнейшего её познания. Известный педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой, и именно природа является вечным источником детского разума.

Известно, что познание природы, забота о ней, возможны только при

непосредственном взаимодействии с окружающим миром, и в этом нам помогает наиболее эффективный метод – метод проектов, который подразумевает совместную деятельность педагогов, детей и родителей, направленную на исследование окружающей среды.

  1. Нормативно‑правовые документы 

•         «Федеральная образовательная программа дошкольного образования» Утверждённая приказом Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. № 1028

•        «ФГОС» Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384

•        Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании»

•        Федеральный закон от 31.07.2020 № 304 ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации“ по вопросам воспитания обучающихся»

•        Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028);

•        «Добро пожаловать в экологию!» О.А. Воронкевич. Парциальная программа. СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2020г.

• Программа 2Родники Дона» под редакцией Р.М. Чумичевой , О.Л. Медмедь, Н.А. Платохиной.

•        Актуальность

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен

заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. На нашей планете в последнее время отмечаются серьезные нарушения механизмов саморегуляции систем разных уровней. Причины этого в экологической неграмотности человека, относящего к окружающему миру потребительски. Именно поэтому задачи изменения мировоззрения человека и экологического развития ребенка представляются первоочередными. «Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые направлены на то, чтобы наши дети научились любить Родину через любовь к окружающему миру.

1.3.Проблема: охрана природы, попытка решить «мусорную проблему».

1.4. Гипотеза: Если использовать методы и формы проекта в своей работе, то мы

заинтересуем наших детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к экологическому развитию.

1.5.Тип проекта: творческий, познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети II младшей группы, родители воспитанников,

воспитатели.

По содержанию: ребенок и охрана природы.

По продолжительности реализации проекта: средне – срочный

Объект исследования: мир живой и неживой природы;

Предмет исследования: вода, воздух, земля, растения, насекомые, птицы,

животные, различные материалы, физические явления окружающего мира.  

1.6.Новизна:

Проект формирует знания детей о состоянии экологии на сегодняшний день.

Учит искать связь между состоянием экологии и здоровьем человека, прослеживать дальнейшую связь с природоохранными мероприятиями на уровне государства и промышленных предприятий.

Приводит детей к осознанию, что защищать природу необходимо и на «бытовом» уровне, доступном каждому человеку.

Воспитывает личную ответственность за охрану природы, формирует основы безопасного поведения в природе.

Формирует представления о том, что каждый, даже самый маленький человек, может защитить нашу планету, сделать ее немного чище и красивее.

II. Основной этап: Проект «Маленькие защитники природы»    

2.1. Цель проекта:

- формирование у детей представлений о Земле, «как о нашем общем доме»;

- становление у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде;

- создание условий для повышения активности участия родителей в жизни группы.

2.2. Задачи проекта:

Образовательные:

1. Познакомить с разнообразием растительного и животного мира, с его

значимостью для всего живого на планете.

2. Познакомить со строением и жизнедеятельностью растений.

3. Учить детей взаимодействовать с природными объектами посредством

органов чувств.

4. Вовлекать в природоохранную деятельность.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности.

6. Развивать умения и навыки работы с природным материалом.

Развивающие:

1. Развивать умение сравнивать и анализировать.

2. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения,

исследования природных объектов.

3. Обогащать словарный запас детей.

4. Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в

рисунках и поделках.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию

нашего края.

2. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность,

трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

2.3. Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

2.4. Материально-технические ресурсы, необходимые для реализации

проекта:

- обогащение уголка природы;

- пополнение  книжного уголка;

- подборка художественной литературы: загадки, стихи, рассказы, сказки, потешки, песенки, иллюстрации;

- обогащение предметно-развивающей среды для развертывания игровой деятельности.    

2.5. Предполагаемые результаты:

У детей:

-  Дети будут бережно относиться к природе, стремиться к правильному

поведению по отношению к миру природы;

-  Будут пытаться контролировать своё поведение, поступки, чтобы не

причинить вреда окружающей среде, овладеют навыками экологически - безопасного поведения в природе.

-  Дети проявят интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни

людей, растений, животных. Научаться оценить их состояние с позиции «хорошо – плохо».

У родителей:

- у родителей повысится уровень экологических знаний;

- повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

-  Посильное участие родителей и их детей в организации экологических

мероприятий (уборка и благоустройство территории площадки детского сада).

У воспитателей:

- приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства;

 - повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников;

 - пополнится развивающая среда в группе;

- повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей.

2.6. Этапы реализации проекта:

Проект включает три основных этапа:

1-й - подготовительный:

 определение целей, задач проекта, определение актуальности и значимости проекта, сроков реализации; анализ имеющих условий в группе и на территории ДОУ;

 подбор методической литературы для реализации проекта (журналы, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, дидактические пособия и игры и т. п., составление тематического плана с учетом интеграции образовательных областей.2-й - собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами;

2 этап - основной (практический):

Данный этап проводился в 3-х направлениях: работа с детьми,

работа с родителями, совместная деятельность детей и

родителей.

1. Работа с детьми:

- Во время прогулок и повседневных наблюдений изучение и анализирование  экологического  состояния объектов; ближайшего окружения - участка детского сада, попытаться сделать соответствующие выводы. Ответы детей на вопросы «Что мы можем сделать, чтобы наш город, детский сад, участок детского сада были чистым и ухоженными?» высказывали свои предложения.

- беседы и занятия «Сохраним нашу природу во всей её красе», «Лучше

мусорить сейчас отвыкайте дети», «Путешествие на поезде».

- чтение художественной литературы: А. Усачев «Мусорная фантазия»,

М. Крюков «Не надо мусорить в лесу», рассказ В. Сухомлинского «Две

девочки», сказка Т. А. Шорыгина «Дождевой червяк», загадки о насекомых;

- сюжетно-ролевые, дидактически игры;

- слушание музыки «Звуки природы», «Времена года»;

- рассматривание картин, иллюстраций по теме проекта;

- труд в природе: субботник на площадке (сбор  сломанных веточек  на

площадке, уборка  участка от сухих листьев, камней, фантиков, подметание

веранды);

- улучшение природной среды: окучивание, взрыхление  растений, озеленение территории участка детского сада, близ лежащей территории; уборка  клумб.

2. Работа с родителями:

- Анкетирование родителей по теме.

- Консультация «Прогулки с ребенком», «Воспитание у детей любви к природе», «Играя, познаем природу».

- Совместное творчество родителей с детьми из природного материала.

- Папки-передвижки «Времена года», «Люби и охраняй окружающую природу».

- Картотека Дидактических игр.

- Выставка поделок из природного материала родителей с детьми.

 Консультация для родителей «Приобщение детей к природе».

3. Совместная деятельность детей и родителей:

Привлечение детей и родителей к совместной деятельности,

заключающейся в заботе, улучшение окружающей среды за пределами

сада.

3-й - обобщающий (заключительный): подведение итогов о проделанной работе, подготовка  презентации проекта.

2.7. Перспективный план проекта:

«Сентябрь»

1. Мини-экскурсия: «Мы на клумбу с лопаткой пришли».

2. Наблюдения на воздухе: «Листопад», «Облака бегут по небу».

3. Д\и. «Кто  и где живет?».                                            

4. Папка – передвижка «Времена года».

5. Чтение художественной литературы: «Петушок, петушок…», «Водичка, водичка…», «Курочка ряба»         .                                                                                                                                                                       6. Продуктивная деятельность: «Скворечник для пернатого друга».

7. Трудовая деятельность: «Уборка на территории прогулочной площадки от мусора и листьев».

8. Физкультминутка: «Божья коровка».

9. Прослушивание музыкального произведения Ю. Слонова «Лесные картинки».

10. Беседа:  «Лучше мусорить сейчас отвыкайте дети».

«Октябрь»

1. НОД: « Овощи».

2. Наблюдения на воздухе: «Кто в листочках живет?».

3. Чтение художественной литературы: «Солнышко катилось», «Козленок», «Осень», «Волк и семеро козлят», «Кто как кричит?».

4. Продуктивная деятельность: аппликация: «Грибная полянка».

5. Выставка поделок  из природного материала «Осень золотая».

6. Развлечение для детей «Дары осени».

7. Д\и. «Кто как кричит?».

8. Пальчиковая гимнастика «Две сороконожки».

9. Д\и. «Собираем урожай».

«Ноябрь»

1. НОД: «Кому нужна вода».

2. Чтение художественной литературы: «Солнышко катилось», «Козленок», «Осень», «Волк и семеро козлят», «Кто как кричит?».

3. Д\и. «Дикие и домашние животные».

4. НОД: ««Мои любимые рыбки»»

5. Инсценировка: «Зелёненький Кузнечик».

6. Мини-экскурсия: «Храбрая елочка».

7. НОД: «Хмурая осень».

8. Физкультминутка: « В лесу растёт черника».

9. Продуктивная деятельность: аппликация: «Аквариумные рыбки»

«Декабрь»

1. НОД: «Кто живет в лесу?».

2.Физическая минутка: «Лучик солнца».

3.Д/и: «Рассели животных в свои домики».

4. Чтение художественной литературы: «Зима», «Где, чей дом?».

5. НОД: «Кто живет во дворе?».

6. Экспериментирование «Холодный снег – горячий снег».

7. Развлечение для детей: «Новый год в зимнем лесу».

8. Продуктивная деятельность: аппликация « Зелёная ёлочка».

9. Наблюдения на воздухе: «Белый снег пушистый».

«Январь»

1. НОД: «Зимующие птицы».

2. Мини-экскурсия: «Угощение для птичек».

3. Чтение художественной литературы: «Уж ты зимушка…», «Заюшкина  избушка», стих-й « Лес – наш друг!», «Наша планета»

4. Слушание музыки «Звуки природы».

5. Загадки о животных.

6. Развлечение на прогулке  «Путешествие на поезде».

7. Консультация для родителей «Приобщение детей к природе».

8. Составление фотоальбома «Наши любимые питомцы»

 9. Загадки о домашних и диких животных.

«Февраль»

1. НОД: «Зима в лесу».

2. Чтение стихотворения: «Люди мусорят по всюду»

3. Беседа на тему «Жизнь птиц зимой».

4. Д/и: «У кого какой малыш».

5. Чтение художественной литературы: М. Крюков «Не надо мусорить в лесу».

6.Трудовая деятельность: «Уборка на территории прогулочной площадки от мусора»

7. Оформление фотоальбома  « Природа нашего края».

8. Изготовление макета « Дворик для домашних животных»

Заключение

Проект «Маленькие защитники природы» явился ярким примером взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: детей, родителей, педагогов. Установлены партнерские отношения с родителями.

Проведенная с детьми работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней,

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

Реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи.

Список  использованной  литературы 

1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет: Методическое пособие. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

3. Каменева Л.А., Кондратьева Н.Н. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – СПБ.: Детство-Пресс, 2007.

4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. – М.: Академия, 2002.

5. Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.

6. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.

7.Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

8.Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

9.Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.

10.Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.

11.Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7

7. Интернетресурсы.

Приложение

Анкета для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Уважаемые родители!

Цель проведения данного анкетирования: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования дошкольников в нашем центре и его осуществления в семье.

1. Считаете ли Вы важным компонентом экологическое воспитание дошкольников?

• Да

• Нет

• Не знаю

2. Как вы понимаете, что такое экология, что она изучает, чем занимается?_______

3. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего региона (города)?

• Да

• Нет

• Не знаю

4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего региона (города), чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?

• Да

• Нет

• Не знаю

5. Как Вы считаете, зависит ли состояние здоровья ребенка от состояния окружающей среды?

• Да

• Нет

• Не знаю

6. В какой совместной деятельности Вы осуществляете экологическое воспитание детей в семье?

• Беседы с ребенком о природе

• Подкормка птиц

• Отдых на природе

• Наблюдение за природными объектами

• Чтение художественной литературы природоведческого содержания

• Другие формы_______________________________________________________

7. Как вы оцениваете уровень экологический знаний Вашего ребенка?

• Высокий

• Средний

• Низкий

8. Знакомите ли Вы детей с правилами поведения в природе?

• Да. Каким образом? __________________________________________________

• Нет

9. Какую информацию Вы хотели бы получить от нашего сада по экологическому воспитанию дошкольников? ________________________________________________

10. Как вы оцениваете работу нашего центра по экологическому воспитанию

дошкольников? _________________________________________________________

Дидактические игры

Д/игра «Кто и  где живёт?»

Цель: закреплять знания о животных и местах их обитания.

Материалы и оборудование: карточки с изображением животных, карточки с изображением мест обитания различных животных.

Ход игры: У воспитателя картинки с изображением животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (лес, пустыня, море, и т.д.). Воспитатель показывает картинку с изображением животного. Ребёнок должен определить, где оно обитает, и если совпадает с его картинкой, «поселить» у себя, показав карточку воспитателю.

Второй вариант: дети поочередно берут по одной карточке с изображением животного и находят для него домик, опираясь на собственные знания об особенностях обитания разных видов животных.

Д/игра «Чей дом?»

Цель: расширить представления детей о животных и их домах;

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.

Медведь живет в берлоге.

Лиса живет в норе.

Волк живет в логове.

Заяц живет под кустом.

Д/игра «Кто у кого?»

Цель: учить детей правильно называть детенышей диких животных.

Ход игры: Воспитатель называет животное, а дети должны назвать детёныша в единственном и множественном числе.

У медведицы - … (медвежонок, медвежата).

У лисицы - … (лисенок, лисята).

У белки - … (бельчонок, бельчата).

У волчицы - … (волчонок, волчата).

У ежихи - … (ежонок, ежата).

У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).

Д/игра «Чья тень»

Цель: Развитие логики, мышления и зрительной памяти.

Дидактический материал: Карточки с изображением различных животных, а также их теней.

Ход игры: Предложить ребёнку найти, где, чья тень и соединить нужные картинки линиями.

Д/игра «Кто в лесу живет»

Цель: закреплять знания детей о диких животных; развивать память, речь; воспитывать любовь к животным.

Материал: наборы игрушек: «Дикие животные» и «Домашние животные».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям выбрать среди игрушечных животных только тех, которые живут в лесу.

Д/игра «Узнайте животное»

Цель: закреплять умение детей узнавать домашних животных по их звукам; развивать фонематический слух, внимание.

Ход игры:

Вариант 1

Воспитатель издает звуки животных, а дети их отгадывают.

Вариант 2

Воспитатель вызывает к себе ребенка, на ушко называет ему животное. Ребенок издает звуки животного, а дети отгадывают.

Д/игра «Овощи и фрукты»

Цель: закреплять умение детей находить названные овощи или фрукты развивать внимание, память.

Материал: муляжи овощей и фруктов.

Ход игры: На столе перед детьми на тарелочках лежат овощи и фрукты, воспитатель поочередно вызывает детей и просит найти тот или иной овощ или фрукт. Ребенок находит его. Дети знаками показывают, согласны ли они с выбором или нет.

Д/игра «Кто как кричит»

Цель: закреплять умение детей издавать звуки птиц; развивать внимательность воспитывать любовь к природе.

Материал: картинки с изображением вороны, синицы, воробья, дятла, совы.

Ход игры: Воспитатель показывает детям поочередно карточки с птицами, дети их озвучивают, а потом называют.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Эколята – Дошколята маленькие защитники Природы»

Повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия....

«Эколята - дошколята маленькие защитники природы» информационно-познавательно-исследовательски-творческий долгосрочный проект

Экологический проект в средней группе  «Эколята - дошколята маленькие защитники природы» Продолжительность проекта: долгосрочный.Сроки реализации проекта: с марта 2022г...

Образовательная деятельность группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет по теме: "Эколята - маленькие защитники природы"

Задачи:1. Образовательные: познакомить детей с понятием мусор; уточнить представление детей об источниках возникновения мусора; развивать потребность соблюдения чистоты на улицах города, дома, в детск...

Проект " Маленькие защитники природы "

Проект во вторник младшей группе " маленькие защитники природы "...

Информационно-познавательный проект по экологии «Мы маленькие защитники природы».

В настоящее время проблема взаимодействия человека с природой стала наиболее актуальна. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладывают...