Ранняя профориентация
консультация (старшая группа)

Основные направления ранней профориентации детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rannyayaproforientatsiya.docx23.07 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления ранней профориентации детей дошкольного возраста.

В настоящее время ранняя профориентация является новым и важным направлением работы в дошкольных образовательных учреждениях.

Профориентация дошкольников неразрывно связана как с образовательным процессом, так и со свободной деятельностью детей.  

Важно определится, что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.  Так Константин Дмитриевич Ушинский рассматривал труд в качестве высшей формы человеческой деятельности, в которой осуществляется врожденное человеку стремление быть и жить.

Детский сад – является первой ступенью в формировании базовых знаний о профессиях. Основная задача ДОУ  - в процессе реализации программ воспитания осуществлять психолого-социальную ориентацию детей; проводить бесплатные учебные занятия по изучению мира труда; развивать у детей в ходе игровой деятельности трудовые навыки; формировать мотивации и интересы детей. (Т.е именно в детском саду происходит первое знакомство детей со всем многообразием и широким выбором профессий). Как показывает опыт нашего ДОУ, профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для всех педагогов (т.е. нельзя сказать что профориентация зона ответственности только воспитателей или только педагогов психологов).

Основной целью ранней профориентации дошкольников является формирование представлений воспитанников о профессиональной деятельности взрослых, о значимости труда в повседневной жизни для каждого из нас.

Задачи:

  • создать условия для повышения интереса воспитанников к профессиям родителей; 
  • сформировать начальные и максимально разнообразные представления о существующих профессиях (важно правильно оценивать современный региональный и муниципальный рынок труда и рассказывать детям о актуальных на сегодняшний день профессиях)
  • сформировать у ребёнка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;
  • способствовать развитию познавательного интереса, внимания, памяти, мышления.
  • развивать стремление отражать свои знания и впечатления о труде взрослых в повседневной игровой деятельности.
  • обогащать опыт общения сверстников друг с другом;
  • предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности;

Профессиональное воспитание – это формирование у детей интереса к труду и трудолюбия. Происходит это через совместную деятельность педагога и детей.

Педагог старается так донести информацию о профессии, чтобы дети понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место. Чтобы дети уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

Профессиональное информирование – это обеспечение детей информацией о мире профессий.

Крайне важно, чтобы дети познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате их труда.

Оба эти направления нуждаются в руководстве со стороны взрослых, и оба это процесса реализуются в условиях детского сада.

Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, мультфильмы и  общение с взрослыми узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с существующими различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. (Не нужно требовать от ребенка продолжения семейной династии). У ребенка с самого раннего возраста необходимо развивать веру в свои силы. Оказывать поддержку его начинаний в  спорте, творчестве, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков освоит ребенок в детстве, тем лучше он будет знать, и оценивать свои возможности в старшем возрасте.

В практической работе с детьми мы используем,  разнообразные  методы, которые позволяют сделать работу наиболее интересной как для педагога, так и для детей.

Среди них:

  1. Наглядные методы работы относятся:
  • дидактические пособия;
  • просмотр видео;
  • экскурсии, виртуальные экскурсии;
  • наблюдение за работой взрослых из близкого окружения (младший воспитатель, медсестра, дворник и т.д.)
  • рассматривание  плакатов, картин, иллюстраций, фотографий, рисунков;
  • использование ИКТ
  • 2. Словесные, которые включают:
  • художественное слово;
  • рассказ воспитателя;
  • беседы;
  • проблемные ситуации.

3. Практические – это:

  • трудовые поручения (дежурство по группе, помощь в накрытии стола и т.д.);
  • обучение отдельным способам выполнения трудовых операций;
  • игровые обучающие ситуации;
  • использование ИКТ.
  • сюжетно-ролевые игры.

4. Игровые, к которым относятся:

  • дидактические игры;
  • игровые упражнения;
  • сюжетно-ролевые игры
  • игры с правилами
  • словесные игры

      

Работа по ранней профориентации дошкольников в нашем детском саду осуществлена через совместную деятельность как педагога с детьми, так и самостоятельную деятельность детей (это продуктивная и игровая деятельность).

Для того чтобы сформировать устойчивое представление у детей о ценности труда и профессиональной деятельности человека, педагоги проводят развивающие занятия в рамках НОД. Основные задачи эти занятий:

  1. развитие интереса детей к миру труда и профессиям взрослых на примере ближайшего окружения (родители, сотрудники детского сада, социальные партнеры);
  2. знакомство детей с трудом различных профессий (место работы, условия труда, инструменты для работы, результат труда);
  3. закрепление умения детей выражать в игровой и продуктивной 
    деятельности свои впечатления;
  4. стимулирование развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
  5. формирование у дошкольников осознание того, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд.
  6. помощь детям в понимании важности, необходимости и незаменимости каждой профессии. 

Используемые инструменты в зависимости от возраста детей (ИКТ, дидактические игры, лото профессий, раскраски, плакаты, мультфильмы и др).

Именно через организацию сюжетно – ролевых игр формируются у ребенка первичные представления о мире профессий, и проявляется интерес к профессионально – трудовой деятельности. Сюжетно – ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: в  познании окружающего мира, в активном движении, общение, стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития.

(Доктор, библиотекарь, пожарник,  регулировщик, почтальон, швея, моряк, парикмахер и др.)

Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к дальнейшей профессиональной деятельности.

 Реализация модели ранней профессиональной ориентации дошкольников позволяет достичь следующих результатов:

  • ребёнок знает о назначении техники и материалов в трудовой деятельности взрослых;
  • называет профессии разных сфер экономики;
  • различает профессии по существенным признакам;
  • называет профессионально важные качества представителей разных профессий;
  • выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);
  • объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий;
  • моделирует в игре отношения между людьми разных профессий;
  • участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;
  • эмоционально – положительно относится к трудовой деятельности и  труду в целом;

Ранняя профориентация  способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми.

Поэтому так важно научить ребёнка понимать, каким образом его мечта будет осуществимой, показать, что при выборе любой профессии важно научиться приносить пользу себе и людям.      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Конспект занятия по ранней профориентации "Едит- едит паровоз"

Едит - едит паровоз.Програмные задачи.Закрепить знания детей о таком виде транспорта, как поезд.Продолжать учить различать где вагоны, где паровоз, колеса.Ритмично читать стихи вместе с воспитат...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста

Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Жил да был паровоз»

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...

Проект по ранней профориентации в группе раннего возраста «Горжусь профессией железнодорожника»

В нашем детском саду осуществляется систематическая работа по ранней профориентации. Проводимая в раннем возрасте профориентационная работа, является основой, на которой, возможно, и будет строиться в...