Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира
статья

Акишина Ольга Юрьевна

Значение экспериментирования в дошкольном возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Детское экспериментирование19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Детское экспериментирование

как средство познания окружающего мира

Мир вокруг ребенка разнообразен. У каждого малыша существует постоянная  потребность в новых впечатлениях. Как же удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответы на множество интересующих вопросов? Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить ребенку возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Специально организованная исследовательская деятельность позволяет детям самостоятельно добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным. 

Главное достоинство экспериментально-исследовательской деятельности заключается в том, что она близка дошкольникам.  Л. С. Выготский пишет, что «дошкольники – это прирожденные исследователи. И подтверждение этому – их любознательность, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации, постоянное стремление к эксперименту» [1]. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

В ходе экспериментирования дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Дети вовлекаются в работу добровольно, без принуждения. Поэтому материал подбирается так, чтобы его содержание заинтересовало ребенка, вызвало в нем желание экспериментировать самостоятельно, задавать новые вопросы и отвечать на них. Перед детьми ставятся всевозможные проблемные вопросы «почему?»«зачем?»«как?», которые заставляют обращаться к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляя их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи и отношения между ними. Воспитатель вместе с детьми обговаривает их идеи, предлагает свою версию ответа. Опытную проверку дети осуществляют индивидуально, парами, подгруппами или всей группой, в зависимости от типа или материала исследования. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов:

  • постановка исследовательской задачи;
  • прогнозирование результатов;
  • уточнение правил безопасности;
  • выбор оборудования;
  • выполнение эксперимента;
  • наблюдение результатов эксперимента;
  • формулировка выводов;
  • фиксирование результатов.

Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Основными требованиями, предъявляемыми к среде, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности. Яркие красочные карты, глобус, лупы, различные весы, посуда для опытов, познавательная детская литература, коллекции всевозможных материалов – все это поддерживает детское любопытство, развивает поисковую активность детей. При подборе материалов для экспериментирования важно учитывать следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • соответствие возрасту;
  • доступность расположения.

Проводимые эксперименты с различными материалами и веществами (вода, песок, бумага, металл, воздух и т.п.) предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на интересующие его вопросы. Умение обращать внимание не только на видимые и ощущаемые связи и отношения, но и на скрытые от непосредственного восприятия причины станет основой для формирования у детей полноценных физических знаний при дальнейшем обучении в школе. Важно, что ребенок начнет подходить к пониманию явлений с правильных, научных позиций. При этом будут формироваться пусть неполные, но достоверные представления о явлениях и принципах их протекания.

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
  2. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий / авт.-сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова  г. Волгоград, Издательство «Учитель», 2014. – 333 с.
  3. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста  /  Под ред. О. В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  4. Тугушева Г.П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. / Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – СПб.: Детство-Пресс, 2013. – 128 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В своей работе я стараюсь давать своим детям способность экспериментировать, побуждать их к исследовательской деятельности, что позволит в дальнейшем ребенку моделировать в своем сознании картину мира...

Презентация: Экспериментирование как средство познания окружающего мира

Детство – страна удивительная. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный мир. Поэтому, ...

Отчет по самообразованию на тему:"«Экспериментирование как средство познания окружающего мира»

В образовательном процессе необходимо обеспечить нарастание ини­циативной преобразующей активности дошкольника, развитие его позна­вательных потребностей, которые находят свое воплощение в форме по­ис...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира

В дошкольном возрасте закладывается фундамент основных представлений и понятий об окружающем мире. Очень важно научить ребенка творчески относиться к окружающему миру; развивать умственную активность ...

Экспериментирование как средство познания окружающего мира в современном ДОУ.

1.     Введение.2.     Актуальность темы.3.     Экспериментирование как средство познания  окружающего мира в современном  Д...

Детское экспериментирование как средство познания окружающего мира

Рождаясь ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него всё впервые: солнце и дождь, страх и радость. Возраст пятилетних детей называют «почемучками». Сам...

Проект по эксперементированию «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ - КАК СРЕДСТВО ПОЗНАНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Актуальность. С самого рождения ребенок является первооткрывателем,исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник....