ТЕХНОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.
методическая разработка

Махова Елена Александровна

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЯ

                                                                                                                                                                         ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОУ.

АКТУАЛЬНОСТЬ

 У детей присутствует неосознанное стремление

 к познанию чего-либо нового и необычного.

В.А. Сухомлинский

 Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это — объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника — главный источник получения представлений о мире. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности — к экспериментированию. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которые развивают продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

 

Цель:  познавательное развитие дошкольников  через познавательно - исследовательскую деятельность

 

Задачи:     

  • Развитие познавательных интересов детей;
  • расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие;
  • развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
  • развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
  • умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

 

Формы взаимодействия с родителями воспитанников:

 

  • Анкетирование родителей
  • Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе, помощь в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами
  •  Оформление наглядной информации в родительском уголке: консультации, памятки рекомендации: «Проведите с детьми дома», «Как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников», др.
  • Родительские собрания, на которых родители узнают о форме организации исследовательской работы, знакомятся с исследовательскими методами обучения, с разновидностью экспериментов.
  • Открытые мероприятия для родителей.
  • Оформление папки «Мои открытия», тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки др.
  •  Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
  • Совместное детско-взрослое творчество (изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, фоторепортажи и другое).
  • Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность.
  • В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень — вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе», др. (чтение, наблюдения, экскурсия, эксперименты).

Классификация детского экспериментирования

По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы;

По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке;

По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.

По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические

По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические

 По продолжительности: кратковременные (5–15 мин.), длительные (свыше 15 мин.)

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач;

По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

По способу применения: демонстрационные, фронтальные;

По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

 

Формы организации детей

  • Наблюдение;
  • экскурсия;
  • экспериментирование;
  • проектная деятельность;
  • мастер – класс;
  • познавательные беседы;
  • продуктивная деятельность;
  • викторины;
  • просмотр мультфильмов, фильмов, презентаций;
  • чтение рассказов, легенд, историй;
  • игровая деятельность детей;
  • решение проблемных ситуаций;
  • конструирование.

 

Список методической литературы

1.Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 30», 2019г.;

2.“Экспериментальная деятельность детей” Л.Н. Менщикова.

3.“Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

4.“Экологические занятия с детьми 6-7 лет” Т.М. Бондаренко.

5.Мартынова, Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова. – М.: Академия, 2011. – 256 с.

6.Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». – М. 1999.

7. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.

 8. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
 9.Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. [Текст]/ Л.Н. Прохорова. -М.; 2010 г.

10.Рыжова, Н.А.  Что у нас под ногами. [Текст] / Н.А. Рыжова. - М.; 2010 г.

11.Бондаренко,Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. [Текст] /Т.М. Бондаренко. - Воронеж; 2011 г.

12. Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26. 13.Вахрушева, Л. Н. Воспитание познавательных интересов у детей 5-7 лет / Л. Н. Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.

14 Волостникова, А. Г. Познавательные интересы и их роль в формировании личности / А. Г. Волостникова. – М.: Просвещение, 2011. – 362 с.

15. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений / А. И. Иванова. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – С. 3–5.

16..Кирсанова, Т. В., Кузьмина С. П., Савостикова, Е. Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ / Т. В. Кирсанова, С. П. Кузьмина, Е. Л. Савостикова // Дошкольная педагогика. – 2009. – № 5. – С. 11–15.

17. Короткова, Н.А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2009. – №3. – С. 4–12.

18. Куликовская, И. Э, Совгир, Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2010. – 79 с.

19. Лосева, Е. В. Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников. Из опыта работы / Е. В. Лосева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 128 с.

20.Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / сост. Н. В. Нищева. – СПб: Детство-Пресс, 2015. – 240с.

 

Алгоритм применения технологии

по познавательно-исследовательской деятельности

1этап. Подготовительный.

  • Определение цели и задач;
  • Создание развивающей предметно – пространственной среды;
  •  Составление плана работы по познавательно-исследовательской деятельности;
  •  Накопление информации и материалов по данной технологии:
  • (подбор методической литературы, подготовка наглядного иллюстративного материала ;
  • Разработка конспектов, бесед, познавательных и творческих занятий;
  • Изготовление информационного материала для родителей.
  • Сбор информации из разных источников (энциклопедий с красочными иллюстрациями, подбор потешек, стихов, рассказов, загадок)
  • Подбор дидактических, подвижных, сюжетно – ролевых игр по данной технологии;
  • Создание мини – лаборатории.
  • Консультация для родителей по познавательно- исследовательской деятельности.

2 этап. Основной.

  • Чтение стихотворений,  отгадывание загадок, чтение пословиц, поговорок, рассказов, просмотр мультфильмов,  научных фильмов, презентаций по познавательно- исследовательской деятельности;
  • Познавательные беседы;
  • Наблюдения на прогулках;
  • Дидактические игры;
  • Подвижные игры;
  • Сюжетно – ролевые игры;
  • Продуктивная деятельность;
  • Исследовательская деятельность;
  • Художественное творчество;
  • Проведение мастер классов для родителей;
  • Распространение педагогического опыта на педсоветах, семинарах;
  • Участие в конкурсах различного уровня  по данной технологии.

3 этап. Заключительный.

  • Обобщение результатов работы;
  • Оформление выставки, фотовыставки;
  • Создание базы информационно-методического материала для педагогов и родителей по данной технологии;
  • Создание практического материала по технологии;
  • Создание картотек опытов и экспериментов по познавательно- исследовательской деятельности;
  • Создание фотоматериала по познавательно-исследовательской деятельности;
  • Показ итогового занятия для педагогов и родителей.

Результат использования образовательной технологии.

  • Развитие познавательных интересов детей;
  • Пополнение предметно-развивающей среды в группе: обогащение опытно-экспериментального уголка;
  • Сформированы  первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.);
  • Обучающие обладают элементарными практическими навыками, связанными с проведением опытов; умеют действовать в соответствии с инструкциями в познавательно-исследовательской деятельности;
  • Увеличилось количество детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;
  • Обучающие умеют устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
  • Обучающие умеют устанавливать взаимосвязи в природе, понимают их значение, последствия их разрушения. Бережно относятся к природе;
  • Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; активное участие родителей в жизни своего ребёнка;
  • Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение.    
  • Сформированы умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности.  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_poznavatelno-_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx2.38 МБ

Предварительный просмотр: