"Наставничество – как основа профессионального развития педагога"
учебно-методический материал

Наставничество, как профессиональная помощь молодым специалистам

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Леча больного, доктор только помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться».

Константин Дмитриевич Ушинский

русский педагог 1823–1870

      «Наставничество – как основа профессионального развития педагога»

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Задача наставника – помочь молодому педагогу реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения. Наставничество - способ передачи знаний, умений, навыков молодому специалисту от более опытного и знающего, предоставление помощи и совета, оказание необходимой поддержки.

Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным.

Начинающему педагогу наставничество даёт возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить свою профессиональную компетентность, а педагогу - наставнику – позволяет передать свой педагогический опыт. Только от опытного профессионала молодой специалист на своём рабочем месте может получить помощь, как практическую, так и теоретическую.

Далеко не каждый человек способен исполнить роль наставника. Помимо отличного владения профессиональными навыками, наставник должен обладать целым рядом личностных качеств, иметь системное представление о работе своего подразделения и организации в целом. Обладать значительным опытом в сфере своей профессиональной деятельности. Иметь желание быть наставником, стремление помогать подопечному. Уметь структурировать опыт работы, с передачей его для молодого специалиста, с четким и последовательным изложением необходимой информации. Быть способным к конструктивной критике. Быть заинтересованным в успехах своего подопечного, неся личную ответственность за решение возникших проблем при обучении. Уметь мотивировать других. Строить доверительные отношения с партнерами по коммуникации. Иметь необходимые личные качества и навыки для влияния на других. Уметь преодолевать трудности, проявлять настойчивость, выдержку, решительность, требовательность. Иметь потенциал для собственного профессионального роста. Эффективность наставничества объясняется его индивидуальным характером, никакая другая форма обучения не может быть столь адресной и приближенной к реальным условиям. Очень важно не только оценивать труд наставников, но и признавать его ценность.

Наставничество в дошкольном учреждении предусматривает систематическую индивидуальную работу опытного педагога по развитию у молодого или начинающего специалиста необходимых навыков и умений ведения педагогической деятельности, а также имеющихся знаний в области воспитания и обучения.

Для молодого специалиста вхождение в профессию сопровождается высоким эмоциональным напряжением. Он нуждается в постоянной поддержке. Молодому педагогу будет легче начинать свою педагогическую деятельность, если коллеги стремятся передать ему свой опыт.

Работа с молодыми специалистами – это довольно кропотливый труд, который проходит в несколько этапов: адаптационный, основной, контрольно-оценочный.

1-й этап – адаптационный. Наставник выявляет ответственность и компетентность молодого воспитателя, выявляет пробелы в знаниях и навыках специалиста. Разрабатывает индивидуальный план работы с молодым педагогом.

Этап включает в себя:

 Беседа-знакомство с начинающими и молодыми педагогами для определения направлений работы. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации;

 Знакомство с детским садом, представление молодого воспитателя;

Анкетирование с целью изучения затруднений педагога ДОУ в организации современного качественного образования;

 Диагностика изучения методических потребностей педагогов

Индивидуальный план работы с молодым педагогом отражает основные направления деятельности: изучение нормативно-правовых документов, повышения профессиональной компетентности, уровня квалификации. План составлен таким образом, чтобы была возможность его корректировать и дополнять в течение учебного года. Имеется графа «отметка о выполнении», в которой отражены достижения педагога по направлениям деятельности. Такой таблицей в конце года удобно пользоваться не только наставнику (чтобы оценить объем и качество проведенной работы), но и молодому специалисту (чтобы проанализировать собственные профессиональные достижения, запланировать дальнейшие шаги саморазвития

2-ой этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.

Молодой педагог здесь изучает опыт работы коллег своего учреждения и других дошкольных учреждений, повышает свое профессиональное мастерство, посещая открытые мероприятия: методические объединения воспитателей. На этом этапе определяет методическую тему, над которой молодой педагог будет работать более углубленно, составляет план самообразования, начинает пополнять портфолио.

Традиционные формы методической работы, в которых главное место отводилось докладам, выступлениям, утратили свое значение из-за низкой их эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня надо использовать новые, активные формы работы, которым свойственно вовлечение педагогов в деятельность и диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, такие как: мастер-классы, решение проблемных ситуаций, часто с применением компьютерных технологий, «мозговой штурм», сценическое мастерство, посещение и анализ уроков опытных педагогов, рефлексии собственной педагогической деятельности.

Именно на этом этапе и важна оценка воспитателя наставником. Ежедневно молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда.

3-ий этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.

Контроль профессиональных навыков молодого специалиста, определить степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей. Одной из эффективных форм обучения молодых педагогов, формирующих творческо-деятельностную позицию, развивающую педагогическую рефлексию, является участие в конкурсном движении. Это – стимул для самореализации, саморазвития и выстраивания профессиональной карьеры.

Процесс адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности можно считать законченным, если:

 • педагог овладел необходимыми теоретическими знаниями и практическими навыками организации своей учебной деятельности;

 • проведение занятий стало привычным, работа не вызывает чувства страха, неуверенности;

 • показатели качества стабильные.

         Последовательная, глубокая работа, безусловно, дает результат. Наши молодые педагоги уверенно стремятся к покорению вершины под названием «профессионализм», а мы им поможем преодолеть это трудное восхождение.

Список литературы:

 Куренкова Л. А. Адаптация молодого педагога в дошкольной образовательной организации / Л. А. Куренкова // Современная психология и педагогика: проблемы и решения. – 2019. – № 4-20.

Микляева, Н.В. Инновации в детском саду. 

Абаева, А.И. Роль наставничества в становлении начинающего преподавателя / А.И. Абаева [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.onk-rb.ru/news/ data/upimages/potl.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

«Профессиональный стандарт как основа оценки деятельности и профессионального развития педагогов в условиях дошкольной образовательной организации»

Педагог- ключевая фигура в реформе образования. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится ...

«Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога»

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки  педагогической  деятельности ипрофессионального развития  педагога...

"Наставничество как основа профессионального развития молодых специалистов ДОО"

Выступление на научно-практической он-лайн конференции "Развивающее пространство Инновационной площадки ВОО "Воспиттаели России" "Мир ребёнка: семья, детский сад, школа, социум&quo...

Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ.

Наставничество как средство профессионального роста педагога ДОУ. Наставничество – это именно та форма работы, которая помогает молодым педагогам научиться сотрудничать, научиться добывать ...

НАСТАВНИЧЕСТВО КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА.

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме адаптации и профессионального становления молодых специалистов в ДОО. В статье рассказывается о формах и методах работы наставников с молодыми педагогам...