Педагогический проект
проект (старшая группа)

Евгения Эдуардовна Шлёмина

"В тетр играем- диалогическую речь развиваем"

Старший дошкольный возраст.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_teatr_igraem_dialog_razvivaem.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

Педагогический проект

В театр играем – диалогическую речь развиваем»

для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

Составила воспитатель:

Шлемина Е.Э.

Содержание

#1042;ведение………………………………………………………………………

Актуальность проекта………………………………………………………….

#1057;одержание проекта………………………………………………………….

#1047;аключение…………………………………………………………………...

Список литературы…………………………………………………………….






Введение

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция - назначение речи быть средством общения. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуально информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение и используемые языковые средства. Все эти аспекты коммуникативной функции речи представлены в поведении дошкольника и активно им осваиваются. Именно формирование функций речи побуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное повторение в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы.

Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия, поддерживать определенный эмоциональный тон, следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли, слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Актуальность проекта

В современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Наблюдения показывают, что речь детей, как правило, бедна и невыразительна,недостаточный словарный запас, употребление нелитературных слов и выражений, бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов, отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Развитие связной диалогической речи детей дошкольного возраста через театрализованные игры обусловлено тем, что эти игры позволяют решить многие образовательно-воспитательные задачи. Через образы, краски, звуки дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Работа над образом заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В ходе освоения театрализованной деятельности происходит совершенствование речи, активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованные игры позволяют формировать опыт социального поведения ребенка потому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Театрализованные игры представляют собой инсценировку, проигрывание сказок. Сказ​ка - это образность языка, его метафорич​ность, она является самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте. Тексты сказок расширяют словарный за​пас, помогают верно строить диалоги, а следовательно, влияют на развитие связ​ной речи.

Театр для ребенка - это всегда празд​ник, яркие, незабываемые впечатления. Сказка же своей доступностью близка и понятна детям, а воплощение фантазий и отражение своего мироощущения они на​ходят в театре. Поэтому соединение теат​ра и сказки гармонично и оправданно.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр на занятиях, а также вот время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Первичное обследование на начало учебного года выявило, что у детей имеются проблемы:

-дети, вступая в диалог, испытывают трудности различной степени выраженности, связанные с поддержанием беседы;

-высказывания детей не логичны, имеет место застревание на второстепенных деталях, пропуск главных событий, повтор отдельных эпизодов;

-общаясь в группе (несколько собеседников), дети не могут дождаться своей очереди, перебивают друг друга, теряют тему диалога;

-содержание предложений детей, как правило, мало информативно;

-отмечаются стойкие недостатки при отборе языковых и интонационных средств речи;

Всё это ведёт к необходимости развития и совершенствования диалогической речи у детей.

И самой яркой, непринуждённой формой, которая помогает справиться с вышеуказанными проблемами, являются театрализованные игры.

Гипотеза: процесс развития и совершенствования связной диалогической речи детей 5-6лет будет протекать наиболее успешно, если в определенной системе использовать различные виды театрализованных игр.

Цель проекта: Развитие связной речи детей дошкольного возраста (5-6 лет) через театрализованные игры.

Задачи:

#1056;азвивать и совершенствовать диалогическую форму речи детей 5-6 лет.

#1056;азвивать и совершенствовать диалогические речевые умения детей 5-6 лет.

#1054;беспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности

#1042;оспитывать артистические качества, раскрыть творческий потенциал детей, вовлекая их в различные театрализованные игры.

Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:

-Систематичности и последовательности (материал подобран по мере усложнения, в определенном порядке, системе)

-Доступности (объём заданий соответствует уровню развития и подготовленности детей ).

-Наглядности (большинство заданий предполагает опору на чувственный опыт ребенка, его непосредственные наблюдения (видеоматериалы, посещение спектакли, рассматривание иллюстраций).

-Комплектности работы (включена театрализованная деятельность в общую систему воспитательно-образовательного процесса, успешность и результативность которых зависят от сотрудничества с другими педагогами (музыкальный руководитель, второй воспитатель).

Методиче​кие приемы:

-Вводная беседа - подготовка детей к восприятию произведения. (В вводной бесе​де участвуют сказочные помощники - пальчиковые игруш​ки.)

-Выразительное рассказывание сказки.

-Беседа по содержанию сказки. (Выяс​нить, правильно ли дети поняли содержа​ние и смысл сказки.)

-Повторное рассказывание сказки для закрепления ее целостного восприятия.
(Перед повторным рассказыванием детям - установка на внимательное прослушивание сказки для последующей инсце​нировки.)

-Инсценировка сказки детьми.

-Организация окончания занятия. (Дети складывают декорации, фигурки героев, прощаются со сказ​кой, занятие подходит к концу. Сказочный помощник отмечает положительные моменты и поощряет старание приглашением в новую сказку на следующем занятии.)

Вид проекта: Педагогический, творческий, практический.

Срок реализации проекта: учебный год

Участники: дети, педагоги, родители.

Ожидаемые результаты:

#1056;азвитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются, отстаивают свою точку зрения.

#1056;ечевые умения:

-вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими);

-поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора, сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно;

-говорить выразительно в умеренном темпе, пользоваться интонацией диалога.

3. Умения речевого этикета:

-использовать в речи обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьбу, согласие и отказ, извинение, жалобу, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др.

#1056;аскроется творческий потенциал детей;

5. У родителей сформируются представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

Продукты проекта

-Альбом «Театры России»

-Альбом «Театры города Нижневартовска»

-Презентация «Знакомство с театром»

-Театрализованная постановка «Петушок и бобовое зернышко»

-Викторина «Мы любим сказки»

Содержание проекта

Этапы работы над проектом:

#1055;одготовительный

Задачи:

#1042;ыявить уровень развития связной диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста.

2. Изучить насколько готовы родители к активному сотрудничеству.

#1055;робудить интерес у детей и родителей к теме проекта.

Проектные мероприятия

Сроки реализации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

#1055;одготовка и проведение тестирования детей и анкетирования родителей по теме проекта.

#1048;зучение научно –методической литературы по данной теме.

3. Планирование деятельности.

4. Проведение предварительных мероприятий с детьми и родителями по теме проекта;

5. Подборка наглядно -дидактического, информационного

материала.

1. Осознание проблемы, принятие задач проекта.

2. Упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики.

3. Знакомство детей с искусством театра, его историей и видами.

4. Просмотр мультипликационных фильмов, спектаклей, беседа по ним.

#1063;тение художественной литературы.

1. Анализ родителями своих возможностей и предполагаемых затруднений по теме проекта.

#1048;зготовление игр, атрибутов,

различных видов театра.

Сентябрь-октябрь

#1054;сновной

Задачи:

#1056;азвитие и совершенствование диалогической речи посредством различных видов театра.

( кукольный театр, игры- драматизации, игры-имитации);

#1057;овершенствовать приемы владения различными видами кукольных театров.

#1057;пособствовать развитию артикуляционного аппарата, отрабатывать дикцию с использованием скороговорок, потешек.

#1060;ормирование интонационной выразительности речи.

#1056;азвивать способность понимать эмоциональное состояние человека, героя и уметь выразить свое настроение.

#1056;азвивать память и фантазию детей.

Проектные мероприятия

Сроки реализации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

#1054;рганизация работы.

#1048;ндивидуальная работа с главными героями театрализованной постановки: беседа об образе, музыкального характера героев.

#1056;азыгрывание разнообразных песен, стихов и басен («Медведь»- по стихотворению Г. Виеру, «На праздник»,

Е.Емельянова «Слова –кармашки», «Лучшие друзья»

2. Игры- имитации и импровизации

«Веселый старичок-Лесовичок», «Телефон»,

«Зеркало», «Сугроб»

#1040;ртикуляционная гимнастика «Ниточка за иголочкой»,

«Трубочка»,«Лошадка

#1055;роговаривание чистоговорок с пальчиковыми играми.

#1069;тюды на пластику: «Лошадь рассердилась», «Рыба плавает по дну», «Кошка осторожная», «Гусь сердитый», «Мышонок радуется».

#1069;лементы сказотерапии: придумывание начала, середины или окончания произведения

( сказка, рисование)

#1056;азработка и рисование афиш и билетиков к театрализованным постановкам.

6. Разыгрывание разнообразных сказок при помощи различных видов кукольного театра:«Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка», «Крылатый, мохнатый и

масленый», «Соломенный бычок».

«Каша из топора»,

#1048;зготовление игр, атрибутов,

различных видов театра.

#1050;онкурс на лучшую афишу к сказке «Петушок и бобовое зернышко»

#1057;оздание альбома

«Театры России»

«Театры города Нижневартовска»

Ноябрь-апрель

#1047;аключительный

#1057;овершенствовать умение детей логично и выразительно драматизировать сказку «Петушок и бобовое зернышко».

#1047;акреплять эмоциональность, раскованность, творческие способности при участии детей в театрализованных постановках.

#1057;оотнести результаты с поставленными целями.

#1057;Формулировать выводы.

Проектные мероприятия

Сроки реализации

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

#1055;роведение бесед с детьми и анкетирования родителей по теме проекта.

#1054;рганизация театрализованного представления

«Петушок и бобовое зернышко»

3. Проведение викторины «Любимые сказки» #1055;роведение рефлексии.

1. Участие в театрализованном представлении

«Петушок и бобовое зернышко»;

2. Участие в викторине «Любимые сказки»

1Анализ полученной информации;

2. Оценка проведенной работы.

май

Материально-техническое обеспечение:

Компьютер, мультимидийная установка, дидактические игры по развитию речи, зеркала, игрушки для развития дыхания, музыкальные инструменты, различные виды театров( пальчиковый, настольный, плоскостной, куклы БИ-БА-БО)

Работа с родителями:

-Памятка «Чистоговорки, скороговорки для развития речи»

-Памятка «Телевизор – друг и враг»

-Консультация «Использование сказкотерапии в развитии речи».

-Контультация «Ритмопластика»

-Буклет «Основы театральной культуры»

-Консультация«Виды театрализованных игр и их значение в развитии детей дошкольного возраста».

Рекомендации родителям:

1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.

2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.

3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.

4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.

5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.

6. Посещение театров.

Заключение

В результате проведения целенаправленной работы по использованию театрализованных игр на занятиях, а также во время свободной деятельности позволило решить очень важные задачи по развитию и совершенствованию диалогической речи у детей. В процессе театрализованных игр дети создают образ действием и словами, что дало возможность активно развивать речевую деятельность: артикуляционную моторику, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; сценическое мастерство: мимику, пантомимику, движения, жесты. Дети приобрели речевые навыки: пополнился словарный запас, совершенствовался грамматический строй речи. Речь детей стала более грамотной, выразительной, эмоциональной, а это поможет быть ребенку общительным, преодолеет застенчивость, разовьётся уверенность в своих силах и будет способствовать успешному обучению в школе.

Список литературы

#1040;нтипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. 2-е изд.: ТЦ Сфера, 2009.

#1040;ртемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников: кн. Для воспитателей дет. сада /Л.В.Артемова. -М.: Просвещение, 1991.

#1040;рушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения. 3-7 лет. -М., 2004.

#1041;ольшакова Т.В. Учимся по сказке. / Т.В. Большакова.- СПб.: 2005.

#1052;аханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов / М.Д.Маханева. -М.: Сфера, 2001.

#1052;игунова, Е.В. Театральная педагогика в детском саду. / Е.В.Мигунова.- М.: ТЦ Сфера, 2009.

7. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста. учеб. – метод. Пособие для воспитателей дошк. образоват. Учреждений./ О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. -М., 2004.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическийпроект: «Все начинается с мамы»

В последнее время, в календаре появилось много праздников. Мы решили обратить внимание на «День Матери», так как он схож с привычным – «8 Марта». Но разница в том, ч...