Презентация опыта работы на тему«Создание условий для развития детской инициативы посредством применения инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО»
презентация

Анна Ильинична Кудряшова

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._prezentatsiya_opyta_raboty_govoryashchaya_stena.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ромашка» г. Тайшета

РАЙОННЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

Презентация опыта работы

на тему «Создание условий для развития детской инициативы посредством применения инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания в условиях реализации ФОП ДО»

Подготовила: Кудряшова Анна Ильинична,

воспитатель МКДОУ

д/с «Ромашка» г. Тайшета

Тайшет, 2023


На современном этапе развития общества патриотическое воспитание становится одним из приоритетных направлений в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей, возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностно-нравственного, морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности.

Правильно организованная предметно-развивающая среда в группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности для всестороннего развития. Одним из элементов предметно-развивающей среды является технология «Говорящая стена», которую я использую в своей работе чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании моих воспитанников. Ее суть заключается в том, что ребенок, получая необходимую информацию, имеет право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать информационный ресурс.

Один из классиков отечественной педагогики Антон Семенович Макаренко говорил: «воспитывает всё: люди, вещи, явления…». А в нашем дошкольной образовательной организации могут воспитывать и стены.

Суть технологии «говорящая стена» в условиях дошкольной образовательной организации заключается в том, что ребенок имеет возможность планировать свою самостоятельную деятельность, используя предложенный иллюстративный, дидактический материал. Для этого на стене (стенах) изображается сюжет, крепятся кармашки, ковровое полотно, магнитные полки, ленточки, тематические картинки. В качестве крепления может использоваться самоклеящаяся лента липучка.

Цель технологии: формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через оформление «Говорящих стен».

Основные задачи, которые я решаю при внедрении «Говорящих стен»:

- создать условия для приобщения детей к истокам русской народной культуры;

-сформировать основы патриотического сознания посредством ознакомления с историей и культурой России;

-воспитывать у детей гордость за свою страну, ее историю.

Для достижения цели и решения поставленных задач нужно грамотно выстроить развивающую предметно-пространственную среду. Требования и правила при организации образовательной деятельности с учетом технологии «говорящая стена»:

-создание «говорящей стены» должно проходить при сотрудничестве педагогов, родителей и детей;

- содержания экспозиции «говорящая стена» должно систематически обновляться;

- «говорящая стена» должна быть мобильна (в целом, и в своих элементах), как и все образовательное пространство в целом.

Работа с «говорящей стеной» начинается с нового для детей материала. На занятии знакомим дошкольников с темой, размещаем на стене наглядный материал по теме, например фото или открытку. Стена всегда в свободном доступе для детей и оформляется каждый раз исключительно по инициативе детей. Дети в самостоятельной деятельности имеют возможность действовать с материалом, играть, исследовать. Например, в ходе тематической недели «Мой край» ребятами были нарисованы рисунки озера Байкал, Тайшетского леса, животных родного края, всё это было вывешено на стену. Помимо этого стена была украшена фотографиями родного края, игрушками, открытками. Оформление стены очень понравилось детям и они почти каждый день дополняли её новыми элементами. С моей стороны стена была дополнена играми на липучках «Дикие животные», «Угадай, что за рыба» и др.

Данная «Говорящая (патриотическая) стена» помогла создать в группе условия для проявления познавательной активности: все дети стремились к самостоятельной деятельности, каждый хотел дополнить стену чем-то своим. Для каждого ребенка были созданы условия для творческого самовыражения: дошкольники рисовали диких животных, обитающих в родном краю, Тайшетский лес, озеро Байкал, тем самым закрепляя свои представления о родном крае.

В ходе изучения темы «Моя Россия» стена была украшена фотографией столицы, ребята нарисовали Кремль, привязали георгиевскую ленточку, расположили картинки с изображением президента, герба и флага. Стена получилась очень красочной и интересной. В течение недели каждый воспитанник мог дополнить стену любой картинкой, рисунком, предметом. Каждый ребёнок, получая необходимую информацию по теме в течение недели, имел право выбора планировать свою деятельность и конструктивно использовать «говорящую стену» для закрепления материала.

При работе с «говорящей стеной» я придерживаюсь определенного алгоритма:

1. Обсуждение нового для детей материала на утреннем круге.

2. Составления плана по теме недели.

3. Реализация индивидуальных замыслов.

4. Оформление стены (иллюстрации, карты-алгоритмы, схемы, работы детей, игры, задания для детей).

5. Анализ проделанной работы с размещением символов «справился», «не справился»

«Говорящую стену» можно использовать как закрепление пройденного материала. Например, в конце изучения темы «Мой город» в центре стены появился богатырь, а вокруг него карточки с заданиями для детей. Дети с удовольствием выполняли ежедневные задания по теме недели: раскрашивали герб Тайшета, соединяли одинаковые строения, считали сколько шагов нужно пройти до городского парка и многое другое.

«Говорящая стена» выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно. Дошкольники в ходе работы с ней учатся высказывать свое отношение к Родине, семье, городу, родной природе; комментировать свои высказывания и действия, контролировать свое поведение, следовать установленным правилам. Дети сами обновляют представленный материал исходя из своих интересов, видоизменяют в зависимости от обучающей ситуации.

Таким образом, «Говорящая стена» - это уникальный инструмент, позволяющий совершенно необычным образом изменить предметно-развивающую среду группы, своеобразный живой экран. Главный принцип данной технологии наблюдать, но не вмешиваться, не навязывать темп выполнения, не предлагать способов решения, не оценивать шаги к его выполнению, не подталкивать к правильному решению, не предлагать его в случае затруднения. Только тогда «говорящая стена» выполняет функцию путеводителя по образовательным маршрутам, которые ребенок выбирает самостоятельно.

Использование данной технологии помогает мне развивать самостоятельность, инициативу при выборе содержания деятельности, наглядных средств; развивать мелкую моторику и коммуникативные навыки детей (дети постигают мир и его закономерности в значительной степени через общение с окружающими его взрослыми: это хорошо поставленная речь, связное выражение мыслей и чувств, понимание невербальных сигналов, начальные навыки работы в команде и многое другое); создавать благоприятные условия для восприятия и созерцания, обращать внимание детей на красоту природы. В заключении стоит отметить, что за счет разнообразия приемов, способов и методик изучения краеведческого материала с помощью технологии «Говорящая стена», мы оказали серьезное влияние на развитие наших воспитанников, увеличили и закрепили их знаний о Родине. Дети начали осознавать, в чем заключается особенности историко-культурного развития их края, освоили новые для них понятия в проявлении уважения, привязанности и любви к родному краю.

Проект решения:

1. Рекомендовать использовать в работе представленный опыт по использованию инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания.

2. При создании «Говорящей стены» учитывать возрастные особенности дошкольников, требования к охране и укреплению здоровья.

3. Применять предложенные приемы в практической работе по созданию условий для развития детской инициативы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Методические рекомендации «Развитие инициативности у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС ДО через применение новых педагогических технологий» разработаны в соответствии с ...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

благодаря новым педагогическим технологиям, ребенок научится входить в игровые ситуации и инициировать их сам, творчески развивать игровой сюжет, применяя для этого знания, полученные из различных ист...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

База инициативности должна формироваться на самых ранних этапах развития личности – в дошкольном детстве – периоде приобщения ребенка к окружающему миру, его начальной социализации. В ФГОС...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий

Развитие инициативности – одна из целей, поставленных образованием перед его образовательными институтами. В системе отечественного образования сложилась система разлома двух педагогических эпох...

Развитие детской инициативы посредством новых педагогических технологий (лепбук, геокешинг, мобиль, адвент-календарь).

ЛэпбукЧто такое лэпбук?Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book– книга). Это такая небольшая самодельна...

Консультация для воспитателей Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Консультация для воспитателей Использование инновационной технологии «Говорящая стена» в целях патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста...

Развитие детской инициативы посредством применения ТРИЗ

Развитие детской инициативы посредством применения ТРИЗ...