Дымковская барыня
план-конспект занятия (старшая группа)

конспект открытого занятия в старшей группе "Дымковская барыня"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект127.3 КБ

Предварительный просмотр:

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ КОМИТЕТА ПО СОЦИАЛЬНОЙ   ПОЛИТИКЕ И КУЛЬТУРЕ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение города Иркутска детский сад № 77

664043  г. Иркутск, бульвар Рябикова, 4 б. Е-mail:sad_karlson_77@mail.ru                                        Тел.: 8(3952) 300-068

Конспект открытого занятия для детей старшей группы по теме

«Дымковская барыня»

Подготовила воспитатель

                                                     МБДОУ г. Иркутска № 77

                                                     Лобанова  Е.С.

Конспект открытого занятия для детей старшей группы по теме

«Дымковская барыня»

Цель: Создавать условия для развития интереса к декоративно-прикладному искусству, уважительному и бережному отношению к культуре и истории своей Родины.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать учить детей самостоятельно составлять и изображать в рисунке декоративные узоры по мотивам дымковской росписи, располагая узор по всей форме;

Развивающие:

- Продолжать развивать технические умения детей – умело пользоваться кистью (рисовать концом кисти и всей кистью). Развивать интерес к изобразительной  деятельности. Желание создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. Развивать художественный вкус, воображение, творческий подход к работе, умение смешивать краски для получения нового цвета;

Воспитательные:

Воспитывать любовь к народному творчеству и положительное отношение к результатам своей деятельности;

Предварительная работа:

Беседы о росписях;

Рассматривание иллюстраций и поделок;

Лепка и рисование по мотивам народных росписей;

Составление небольших рассказов о росписях.

Методы и приёмы:

Актуализация знаний детей;

Моделирование игровой ситуации с целью создания мотива;

Отгадывание загадок;

Рассматривание предметов, расписанных  народными росписями;

Ответы на вопросы.

Словарная работа:

Дымковская, Городецкая, Филимоновская росписи.

Демонстрационный материал:

- Дымковские игрушки;

- Дидактическая игра «Узнай узор»;

- Иллюстрации с филимоновской, дымковской, городецкой росписями;

- Наглядное пособие по изготовлению и росписи дымковских игрушек.

Раздаточный материал (на каждого ребенка)

- шаблон рисунка - Дымковская барыня;

- краски гуашь: красная, желтая, синяя, зеленая, черная;

- влажные салфетки;

- кисти;

- палитры;

- стаканчики с водой;

Ход деятельности:

Iчасть: Сюрпризный момент показ дымковской барышни: - Сегодня ребята я вам покажу и расскажу о дымковской игрушке. Садитесь поудобнее, слушайте и вспоминайте.

«Посмотри, как хороша эта девица душа:

Щечки алые горят,

Удивительный наряд, сидит кокошник горделиво.

Барышня так красива!

Как лебедушка плывет

Песню тихую поет.

- Кто помнит, в каком селе живут добрые и веселые люди, которые очень, давно, придумали делать из глины всевозможные игрушки (индюки, кони, козлики, кормилицы и барыни)? Правильно: Дымково.

(показ иллюстраций или игрушек)

«Мы игрушки знатные,

Складные да ладные.

Мы повсюду славимся

Мы и вам понравимся!»

- Это дымковские игрушки: их лепят из глины, сушат, белят мелом, обжигают в печи и расписывают ярким узором. Узор особенный – клетки, полоски, кружки, овалы, точки.

- Каждый узор, что-либо значит.

- Вспомните, что означает синяя волнистая полоса?

- правильно,  это вода,

- А перекрещенные полоски?

- это колодец,

- А круг с серединкой?

– это солнце, а маленькие кружочки? – семена и т.д.

- Игрушки в основном делали зимой, когда не надо было работать в поле и на огороде. Готовые игрушки везли на ярмарку и там продавали.

- Ребята, а как вы думаете, зачем нужны дымковские игрушки?

- Правильно: играть, украшать своё жилище, порадовать близких, такой красотой.

 - Ребята, но кроме дымковских игрушек есть еще и другие, чтобы вспомнить их надо отгадать загадки:

Ой, свистулечка какая,
Утка полосатая!
Необычная, смешная,
И чуть-чуть пузатая!
– Подожди минуточку,
Ты откуда, уточка?
Уточка свистит моя:
– ... я!
(Филимоновская)

Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня.
Собачки, гусары и рыбы,
А ну, назови-ка меня!
(Дымка)

Была доска некрашеной,
Простою, неприглядной,
А стала разукрашенной,
И празднично нарядной.
В руках умельца досточка,
Узором заиграет,
Гирляндою из розочек
Украшена по краю.

(Городецкая доска)

- Молодцы, ребята, все росписи угадали, предлагаю вам игру «Узнай узор»

Дидактическая игра «Узнай узор»

(дети делятся на три подгруппы: одни выбираю – дымковские узоры, другие – филимоновские, третьи – городецкие)

- Посмотрите какие красивые дымковские игрушки, какое настроение они создают?

- Правильно, веселое, радостное, игривое, доброе.

- Вы немного устали, давайте встанем и отдохнем:

Физкультминутка:- Давайте представим, что мы с Вами на ярмарке и немного поиграем:

«Дружно встанем – раз-два-три.

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим,

Поворачиваясь вправо – оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек,

Точно в танце руки в боки,

Наклонились влево, вправо –

Получается на славу!

II часть Основная: самостоятельная продуктивная деятельность - «Роспись дымковской барыни».

- Садитесь на свои места

- Ребята, а сейчас давайте еще раз более внимательно рассмотрим роспись дымковской красавицы-барыни. Что мы видим - полоски, волнистую линию, круги с серединкой.

- Ребята назовите мне цвета краски, которые использовал мастер?

- Правильно ребята: желтый, зеленый, красный, синий, черный, оранжевый.

- Посмотрите на ваши краски, все цвета у вас есть?

- Нет оранжевой, как нам быть?

- Оранжевую краску мы можем сделать сами: смешать желтую и красную краски. Возьмите палитры и попробуйте это сделать сами.

Дети смешивают краски, чтобы получить оранжевую краску

- Вот теперь у нас с вами все краски есть и мы, как настоящие народные мастера, мы будем украшать дымковскую барыню.

Дети начинают расписывать барышень, педагог оказывает индивидуальную помощь

Включить тихую музыку

(во время самостоятельной работы детей, необходимо обращать внимание на правильную осанку детей, расположение листа, наклон головы, как ребенок держит кисть)

III часть. Рефлексия: Кто закончил, приносите своих барышень на выставку (можно на ковер или отдельный стол)

- Посмотрите, ребята, какие красивые, яркие, нарядные барыни у нас получились. Понравилось вам быть мастерами дымковских игрушек.

Вместе с детьми рассмотреть все работы, обсудить - в чем особенность и необычность дымковской росписи.

- Ребята, что вам больше всего понравилось? Почему? Что было самым тяжелым для вас? О чем вы сегодня расскажите своим родителям?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по изонити Дымковская барыня

обучение детей технике изонить...

Мастер-класс "Дымковская барыня из бросоваго материала "

Материал может быть полезен педагогам, родителям, и всем кто увлекается творчеством. ...

Конспект проведения мастер-класса для родителей с детьми старшей группы Тема: «Дымковская барыня»

Изготовление игрушки "Дымковская барыня "нетрадиционным" способом, частично из бросового материала...

"Дымковская барыня в гости к нам пришла"

Мастер - класс для воспитателей по изготовлению дымковской барыни...

Дымковская барыня

Дымковская игрушка: история промысла, технология создания...