Выступление на педсовете «Инновационные методы и способы обучения нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников» (технология Кроссенс и др.)
методическая разработка

Нечаева Светлана Ярославовна

Дидактические игры очень эффективны в воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра в нравственно-патриотическом воспитании позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношения детей в игре. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.Кроме того играть можно в любое удобное время и практически в любом месте.

Следует подчеркнуть, что для ребёнка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому в своей работе нужно искать и использовать новые разнообразные дидактические игры и пособия, содержание которых согласовывается с задачами воспитания, а форма доступна каждому ребёнку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekst_k_prezentatsii.docx27.68 КБ
Файл prezentatsia_nechaeva_s_ya_wecompress_com.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: продемонстрировать педагогам использование «Кроссенса», как метода развития мотивации, логического и неординарного творческого мышления детей дошкольного возраста.

Планируемый результат: принятие и применение данного метода участниками мастер-класса.

         

СЛАЙД 2. Скажите, знаком ли кто-то с этим методом? Может кто-то использует его в своей практике? (Ответы.) Замечательно… Сегодня вы будете моими помощниками…

СЛАЙД 3.Идея создания данного метода принадлежит нашим соотечественникам писателю, педагогу и математику Сергею Федину и доктору технических наук, художнику и философу Владимиру Бусленко.

С чем у вас ассоциируется слово «кроссенс»? (Ответы.)

СЛАЙД 4-6. Слово «Кроссенс» придумано авторами по аналогии со словом «кроссворд». Когда мы отгадываем кроссворды, то видим пересечение слов, а кроссенс с английского означает «пересечение смыслов». Это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе сразу несколько интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Для более полного понимания работы этого метода проведём подготовительное упражнение. Найдите ассоциативную связь между ёжиком и ёлкой? (У обоих есть иголки!)

А что общего может быть между рыбой и приложенным к губам пальцем? (Молчание.)

Это очень простые примеры, они под силу даже маленькому ребенку.

А вот более сложный пример: что общего между Ван Гогом и колорадским жуком? Приходит что-то в голову?... В Интернете ответ такой: первый шедевр Ван Гога, написанный художником в голландский период, называется «Едоки картофеля». И колорадский жук - это тоже «едок картофеля». Вот такая между ними связь.

СЛАЙД 7.Итак, представляю вашему вниманию Кроссенс.        Как видите, он  размещается на  поле из девяти квадратов. Но в отличие от кроссворда, где все клеточки пусты, в кроссенсе они уже заполнены картинками. Нужно найти ассоциативные связи между изображениями и дать название кроссенсу.

Как вы думаете, какой темой объединены эти картинки?(Сказки А.С. Пушкина.)

СЛАЙД 8.На слайде показана схема чтения этого кроссенса. В данном случае центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки этого кроссенса нужно лишь знание фактов. А можно немного усложнить его, заменив некоторые прямые образы косвенными или символическими.

СЛАЙД 9.Вот пример такого кроссенса… Подумайте, какое слово заключается в центральном квадрате?(ЗОЖ.)Как видите, здесь уже понадобилось время для раздумий…

СЛАЙД 10.Есть ещё два способа установления ассоциативныхсвязей. Во втором варианте кроссенс нужно читать слева направо, двигаться только вперёд по часовой стрелке и заканчивать на центральном  квадрате. Начать можно как с первой, так и с любой узнаваемой картинки.

А можно читать кроссенс по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько.   Связи могут быть как поверхностными, так и глубинными, но в любом случае это отличный метод для развития логического и творческого мышления.  Попробуем?

СЛАЙД 11.Наша задача - найти связь между соседствующими картинками и определить тему кроссенса. Двигаться будем по стрелочкам сначала по периметру, а потом и по кресту.

Итак, какая связь между короной и сорокой? (Корона сделана из золота и блесток, а сороки любят всё блестящее.) Что общего между сорокой и соловьём? (Это птицы.) Рассуждаем дальше... («Соловей» и «Огниво» - это сказки Андерсена.) Дальше… (Дрова нужны, чтобы разжечь костер, а огонь можно получить от огнива.) Ускоряемся…(Топором рубят дрова и сосны. Сосна тянется к солнцу, а многих королей сравнивали с солнцем.)

А если читать кроссенс по кресту, какую связь можно обнаружить?(Слова содержат букву «О».)

СЛАЙД 12.В этом кроссенсе все слова содержат букву «О». Какое же название дадите кроссенсу? (Буква «О».)Спасибо за ваши ответы, все – молодцы…

СЛАЙД 13. А сейчас я предлагаю поработать в парах над разгадкой следующего кроссенса.

                                              (даётся время на работу)

Кто готов озвучить своё решение кроссенса?

«Улыбка» - результат хорошего настроения. Как она связана с енотом? (Всем известно, что дружба начинается с улыбки и песня об этом звучала в мультфильме про енота.) Движемся дальше… (Енота звали  Крошка, а крошки лучше не выбрасывать, а посыпать в кормушку, чтобы помочь птицам зимой.) Ищем следующую связь…(Помогла мальчику справиться с недугом и девочка Женя из сказки Валентина Катаева «Цветик – семицветик».) А что общего у неё с шариками? (Она отрывала лепестки и они летели, как могут летать воздушные шарики.)Далее…(Шарами украшают новогоднюю ёлку. А этот новый год – год собаки. Собака – друг человека. У человека тоже есть друг.)

О чём этот кроссенс?

СЛАЙД 14. (О дружбе.)Спасибо большое.

А были другие ассоциации?..Объясните свою трактовку связей по картинкам…  Моя задумка о связи ёлки и собаки иная…

Было трудно?.. Да, приходится потрудиться, но это оправдывает себя заинтересованностью детей, их желанием отвечать и самостоятельно выполнять такие задания.

 В этом и прелесть этого метода, научить детей мыслить, порой нестандартно.

СЛАЙД 15.Итак, раз принцип разгадывания кроссенса стал вам понятен, предлагаю вашему вниманию алгоритм его создания. Читаем…

- Во-первых, необходимо определить тематику, общую идею.

- Затем подобрать 9 элементов, которые имеют отношение к данной теме или идее.

- Найти связи между элементами, определить последовательность.

- Сконцентрировать смысл в одном элементе (центр).

- Подобрать картинки, иллюстрирующие элементы.

- Можно заменить прямые образы и ассоциации косвенными, символическими.

Для облегчения создания кроссенса удобно сначала каждый квадрат заполнить словом или словосочетанием по выбранной теме, а затем заменить его ассоциативной картинкой.

Как вы думаете, на каких этапах занятия можно использовать этот метод? (Создать проблемную ситуацию или обобщить знания, оригинально подвести итог. «Кроссенс» может стать и творческим домашним заданием).

СЛАЙД 16.Эти этапы отображены на слайде, обратите внимание на последний пункт:

- на стадии определения темы занятия,

- для определения и постановки проблемы,

- для закрепления материала,

- как способ организации групповой работы на повторительно-обобщающем уроке,

- как творческое домашнее задание и т. д.

Они также могут быть составлены по теме праздничного мероприятия, стать способом оформления портфолио, организации КТД и др.

Кроссенсы  с успехом используют в своей работе и учителя-предметники в школах, и воспитатели в детских садах… от самых простых до самых сложных...

Подведем итог. «Кроссенс» - это метод, позволяющий на практике создать условия для самостоятельного творческого поиска. Дети не только находят связи между предметами и явлениями, они углубляют свои знания, раскрывают новые грани понимания привычных вещей…

Продолжение презентации:

Интерактив с педагогами: «Знакомы ли вам представленные далее дидактические игры и как можно их использовать в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Савинская средняя школа» структурное подразделение дошкольного образования «Детский сад «Солнышко» Дидактические игры в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста. Инновационный подход. Подготовила: воспитатель Нечаева С.Я. п.Савинский апрель 2024 г.

Слайд 2

Головоломки Кроссенс

Слайд 4

Кроссенс - это ассоциативная головоломка нового поколения, соединяющая в себе лучшие качества сразу нескольких интеллектуальных развлечений: головоломки, загадки и ребуса.

Слайд 17

ДОББЛЬ

Слайд 19

Мемо

Слайд 20

Цель игры : знакомство с достопримечательностями России. Задачи: 1.Расширить развитие произвольного внимания и зрительной объем зрительной памяти и внимания 2. Формировать свойства внимания - объем и распределение. 3. Учить работать в команде. Материал: парные карточки с достопримечательностями России.

Слайд 22

Правила игры Карточки раскладываются на столе изображениями вниз. Право сделать первому ход выбирается с помощью считалочки. Далее – по очереди, по часовой стрелки. Каждый присутствующий берет в руки по две любые понравившиеся ему карточки в надежде отыскать одинаковые картинки. Если выбранные картинки совпадают, то игрок добавляет их в свою колоду и продолжает делать ходы до тех пор, пока не вытянет разные картинки- достопримечательности. В этом случае следующим картинки открывает следующий участник. Побеждает, тот игрок, который больше наберет парных карточек-достопримечательностей.

Слайд 23

Мемори бокс

Слайд 24

Мемори бокс- тематическая папка необычной формы, которая позволит: ребенку освоить материал на основе наглядных образов и практических действий, после изучения закрепить полученные знания; педагогу более глубоко раскрыть изучаемую тему дошкольникам; - организовать продуктивную совместную деятельность педагога с детьми и самостоятельную деятельность детей как индивидуально, так и в подгруппах.

Слайд 26

Мемори - бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. Мемори - бокс обеспечит художественно-эстетическое развитие. Пособие научит дошкольников воспринимать произведения литературы и живописи с эмоциональным откликом на героические интонации. Помимо патриотического воспитания, мемори-бокс обеспечит познавательное развитие. Пазлы «Собери картинку», игра - мемори «9 Мая», игра«Что кому нужно?»позволят развивать память и внимание дошкольников на патриотическом материале.

Слайд 27

Тримино

Слайд 28

Принцип тримино-головоломки основан на правилах домино треугольники нужно объединять так, чтобы рядом оказались одинаковые фигурки или части одного рисунка Если ребёнок впервые решает такую головоломку, важно постепенно усложнять задание.

Слайд 30

Тримино –это увлекательная игра, к оторая требует большего умственного напряжения, ч ем стандартная разновидность домино. Легкие для понимания правила, которые вы можете усложнять по собственному желанию, п озволят вам быстро погрузиться в игру. Тримино – это игра для настоящих мыслителей, которые полагаются не на простую удачу, а на собственные способности .

Слайд 33

Додекаэдр

Слайд 34

Додекаэдр - это правильный многогранник, составленный из двенадцати равносторонних пятиугольников. Додекаэдр имеет 20 вершин и 30 ребер. Многогранник додекаэдр легко собрать из бумаги используя технику оригами. Модуль собирается очень просто из плотной бумаги, размер и цвет каждого модуля может быть выбран в зависимости от ваших предпочтений. Додекаэдр можно использовать как на занятиях, так и как отдельную дидактическую игру, в самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете "Инновационные технологии"

выступление на педсовете "Инновационные технологии"...

Готовимся к педсовету«Создание оптимальных условий для организации нравственно-патриотического воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Краткое планирование подготовки к педагогическому совету по нравственно-патриотическому воспитанию...

Педсовет "Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников"

laquo;Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В.А. Сухомлинский...

Выступление на педсовете "Инновационные технологии, как одно из слагаемых художественно – эстетического воспитания дошкольников"

В настоящее время   информационно – коммуникативные технологии являются   одним   из   приоритетов     образования.   Информатиза...

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому направлению воспитания дошкольников.

Презентация опыта работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников...