Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада
консультация (младшая группа)

Смольянова Валентина Ивановна

Даны рекомендации по постраюнею занятий и как заинтересовать малыша перед занятием. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как провести занятие по математике в первой младшей группе детского сада

Математика для малышей

Математические упражнения и игры положительно влияют на восприятие окружающего мира, стимулируют развитие мышления и речи, расширяют кругозор ребёнка. Важнее не предоставлять малышу готовую информацию, а поощрять его интеллектуальные способности, прививая вкус к самостоятельному поиску и открытиям, к дальнейшему использованию знаний в жизни.

Зачем малышам математика

От того, как педагог будет использовать методические приёмы в работе с детьми раннего возраста, зависит познавательный интерес его воспитанников к математике и в дальнейшем.

Ребёнок двигает карточки с цифрами по столу

Как заниматься математикой с детьми раннего возраста

До двух лет ребёнок наблюдает и учится воспринимать предметы, действия, впитывает разнообразие красок и звуков внешнего мира. К третьему году проявляется интерес к перекладыванию предметов и игрушек: малыши с увлечением переносят их, собирают, затем вновь высыпают. Постепенно развивается способность различать одиночный предмет и группу. Именно в это время в словарном запасе малыша появляется слово «много»; позже он осваивает понятие «мало». В пределах пяти предметов дети третьего года жизни без особых затруднений понимают и довольно уверенно соотносят и применяют слова «одна кукла», «много», «мало». Ребёнок уже самостоятельно справляется с просьбой сгруппировать предметы, может определить, в какой группе предметов больше, чем в другой.

Малыши младшей группы в первую очередь замечают размеры предметов, а не их количество, поэтому целесообразно для занятий использовать вещи одинаковой величины. Желательно также, чтобы малыш не только смотрел на предметы, но и активно взаимодействовал с ними — мог самостоятельно переставлять, собирать, ощупывать, отбирать по одному из признаков (например, форме или цвету). Это развивает сенсорные способности.

Грибочки из цветного картона

Целесообразно во время занятий использовать предметы одинакового размера

Трёхлетние малыши овладевают количественными и порядковыми числительными (один — первый, четыре — четвёртый) почти одновременно. Однако не стоит торопиться с выводом, что ребёнок уже освоил навыки счёта. Проговаривание слов-числительных в этом возрасте, как правило, не наполнено математическим содержанием — они скорее озвучивают ритм движения, а не обобщают количество.

Лучший способ закрепления знаний для трёхлетних детей — это практическая деятельность, когда, к примеру, они выполняют просьбу принести определённое количество игрушек, карандашей и т. д.

Полезные советы и рекомендации

  1. Во время обучения стоит придерживаться определённой линии поведения:
  • приучать детей наблюдать за движениями взрослых, замечать, какими словами обозначаются действия с предметами;
  • поощрять желание действовать самостоятельно и сопровождать свои действия рассуждениями;
  • обращать внимание детей на слова, характеризующие свойства и качества предметов.
  1. К знакомству с новой информацией целесообразнее переходить после того, как дети восстановят в памяти самые важные моменты предыдущего занятия. Повторению ранее изученного материала достаточно уделить не более двух-трёх минут. Провести его лучше форме игрового задания, например, «Помогите мишке собрать шишки», «Найдите вместе с белочкой орешки» и т. д. или с использованием математических стихотворений, загадок, песенок. Занимательная математика задействует детскую любознательность и смекалку, способствует раскрытию интеллектуального потенциала.
  2. Вопросы желательно формулировать чётко, понятно, выразительно; если ребёнок ведёт себя пассивно, не проявляя интереса к игре, не отвечая на вопросы — не настаивать, а начать работать с активными детьми. Немного позже стоит вновь возвратиться к первому малышу, пытаясь вовлечь его в активное общение, заинтересовать и помочь ему почувствовать уверенность в своих действиях.
  3. Не стоит забывать, что трёхлетним малышам тяжело удерживать внимание дольше нескольких минут, они быстро устают, поэтому желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками, в процессе работы подключая динамичные игры математического содержания.
  4. Желательно чередовать интеллектуальные задания с разгрузочными физкультминутками

Воспитанников первой младшей группы обучают:

  • рассматривать, сопоставлять и группировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и размер;
  • сравнивать и обозначать группы однородных предметов словами «один», «много», «мало»;
  • различать и понимать элементарные количественные соотношения больше — меньше;
  • видеть и называть кубическую и шаровидную форму предмета;
  • уметь двигаться за педагогом в определённом направлении;
  • знать и называть части тела (голова, руки, ноги).

Педагогические приёмы работы

В работе с детьми младшей группы можно использовать следующие типы методических приёмов:

  • Наглядные приёмы (демонстрация предметов, показ, наблюдение, рассматривание). В работе с младшими дошкольниками используются комплекты дидактического материала, куда входят игрушки, бытовые предметы (посуда, пуговицы), природный материал (камешки, шишки, ракушки и т. д.). Многократный показ с демонстрацией наглядного материала и проговариванием каждого шага обычно используется как образец нового способа действия. Слова обязательно должны сопровождаться действиями с реальными предметами или игрушками, использовать сюжетные и графические картинки в полной мере пока рановато, поскольку для малыша двух-трёх лет — это непонятные символы, которые лишь усложняют процесс обучения. Если малыши уже освоили навык, в дальнейшем можно ограничиваться только словесными инструкциями, например: «Собери в одну коробочку синие кубики, а в другую — красные. Дай кукле яблочки, а мишке — конфеты». Во время показа сначала необходимо привлечь внимание к предмету, игрушке, уточнить название, затем приступать к характеристике признаков («Какая форма, цвет, размер?)
  • Словесные приёмы (пояснения, вопросы, рассказ, словесные дидактические игры). Объяснение нового материала проводится в умеренном темпе, пояснения должны быть максимально чёткими, конкретными и понятными. Слова произносятся с интонационной выразительностью, которая помогает акцентировать внимание детей на важных моментах. Новые слова проговариваются хором. Для более глубокого осознания действий малышам предлагается рассказывать, что и как они делают. Задавая вопрос, педагог начинает проговаривать фразу, а ребёнок продолжает и заканчивает ответ.
  • Практические приёмы:
  • упражнения (задания, самостоятельная работа с комплектами дидактических материалов), во время которых малыши многократно повторяют практические и умственные действия. На одном занятии педагог предлагает от двух до четырёх разнообразных заданий с повторным воспроизведением каждого по 2–3 раза для закрепления.

Во время дидактических игр малыши многократно повторяют практические и умственные действия

  • Игровые приёмы предполагают активное использование на занятиях сюрпризного момента, подвижных, дидактических игр.
  • Экспериментирование предлагает ребёнку путём проб и ошибок самостоятельно прийти к какому-то важному выводу. Например, измерить длину ленточки, определить размеры машинок, выявляя таким образом элементарные связи и закономерности.

Планирование и проведение занятия

Для малышей второго-третьего года жизни продолжительность занятия составляет всего 10 минут.  Однако не стоит ограничиваться «обязательной» запланированной программой: тренировать навыки счёта, развивать предметную память, логическое мышление, аналитические способности маленьких непосед можно и во время ежедневной утренней зарядки,  прогулки, чтения любимой сказки, повседневной свободной игры в группе. Логическая структура занятия:

  • Вводная мотивационная часть (две-три минуты) — начальный этап, во время которого важно развивать умение концентрировать внимание, настраиваться на работу, слушать и понимать смысл задания, производить чувственный (осязание и зрение) анализ предметов.
  • Основная часть (до десяти минут) — пояснение педагогом нового материала, выполнение детьми заданий и упражнений. Во время занятий активно практикуются как коллективные, так и индивидуальные формы работы. Индивидуальный формат предполагает выполнение упражнений возле демонстрационной доски или у рабочего стола педагога. Индивидуальные упражнения наряду с коллективными формами обучения помогают решить задачи усвоения знаний, закрепления умений.

В процессе занятия  следует уделять внимание каждому ребенку, заботиться о том, чтобы все малыши включались в игровую познавательную деятельность, проявляли активность. Такой продуманный подход сохранит интерес к математике  у отстающих детей, позволит снять психологическое напряжение, вызванное неуверенностью и страхом, а талантливые ребята смогут полнее проявить свою математическую одаренность.

*Заключительная итоговая часть — педагог благодарит детей за старание и трудолюбие, воспитывает доброжелательное восприятие не только своих, но чужих достижений.

Как заинтересовать малышей перед занятием

Важно начало занятия провести ярко, увлекательно, творчески — это создаст благоприятную эмоциональную атмосферу, раскрепостит малышей и поможет настроить их на серьёзную интеллектуальную деятельность. Для пробуждения познавательного интереса и стимулирования внимания детей воспитатель в организационной части занятия использует арсенал разнообразных методических заготовок:

  • математические стихотворения и загадки;
  • дидактические, развивающие подвижные игры;
  • костюмированные театрализованные инсценировки;

Дети в масках животных собирают игрушечные цветы в корзинки

Увлекательная подвижная игра поможет заинтересовать малышей

Сюрпризным моментом может стать введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, воображаемого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, создаст игровую ситуацию, озадачит и удивит, пригласит малышей в занимательное путешествие.

«Гномик в гости к нам пришёл»

Малыши заходят в комнату и видят на полу колечки от пирамидки.
Педагог: Ребятки, посмотрите, нашу пирамидку кто-то разобрал. Гномик (игрушка), это, случайно, не ты напроказничал?
Гномик: Простите меня, пожалуйста, мне очень понравились ваши игрушки, они такие яркие и красивые, но собрать пирамидку правильно я не смог. Ребята, вы такие умные и добрые, помогите мне.
Педагог: Конечно, поможем! Ребята, а как правильно собрать игрушку? Да, сначала мы подбираем самые большие колечки, затем поменьше, а на верхушке пирамидки будут самые маленькие детали.

Кукла рядом с разобранной пирамидкой

Дети должны помочь собрать пирамидку игрушечному герою

«Волшебный мешочек»

Воспитатель вносит куклу с ярким цветным мешочком и обращается к малышам со словами от имени куклы: «Здравствуйте, ребята, я нашла вот такой красивый мешочек. Интересно, что там? Давайте вместе рассмотрим». Педагог достаёт из мешочка мячик синего цвета и обращается с вопросом к одному ребёнку: «Серёжа, скажи, пожалуйста, что это? А какого цвета мячик? Молодец!». Затем педагог достаёт следующий предмет и продолжает диалог с другим ребёнком.

«В гости к зайчатам»

Оформление комнаты: две ширмы, изображающие большой и маленький домики.
На полу лежат короткая и длинная ленты красного и жёлтого цвета.
Педагог: Наши лесные друзья прислали нам письмо с приглашением в гости, кто же это? (читает загадку о зайчиках). Правильно, это зайчики, но чтобы попасть к ним в гости, нам нужно пройти по длинной дорожке. Посмотрите внимательно и скажите — какая дорожка длинная, а какая короткая?
(Дети называют цвет длинной дорожки и вместе с педагогом идут вдоль ленты-дорожки, подходят к ширме-домику, где малышей ожидают новые интересные задания).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по ФЭМП в Первой младшей группе детского сада

Конспект занятия на тему "Форма и величини "...

Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе детского сада, тема: «Путешествие хлебушка»

Цели: Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометриче...

Конспект занятия по математике во второй младшей группе детского сада

Программные задачи:Образовательные:Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами "столько-сколько, поровну". Совершенствовать у...

Конспект итогового занятия по математике во второй младшей группе детского сада, тема: «Путешествие хлебушка»

Цели:Выявить умение детей сравнивать предметы по величине (большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий). Определить уровень развития у детей представлений о форме и геометрических фигурах...

Конспект занятия по аппликации в первой младшей группе детского сада на тему «Яблоки»

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания....

Конспект занятия по математике во второй младшей группе детского сада «Столько - сколько»

Конспект занятия по математике в младшей группе «Столько - сколько».Задачи:воспитывать интерес к математике,овладению умениями понимать множества («один» и «много»)...

Конспект занятия по математике во второй младше группе детского сада

Учить детей считать до 3, называть числительные по порядку, правильно соотносить числительные к предметам....