Проект: «Удивительная соль»
план-конспект занятия (старшая группа)

Вихрова Елена Васильевна

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно

изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.

Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол.

Выяснить области применения соли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnaya_sol.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Проект: «Эта удивительная соль»

(экспериментально – исследовательский)

для детей старшего дошкольного возраста

Вид проекта:

Краткосрочный, исследовательский, познавательный, творческий

Участники проекта: воспитанники старшей группы №2, воспитатель

Цель проекта:

Создание условий для формирования у детей готовности самостоятельно

изучать окружающий мир, решать задачи в процессе поисковой деятельности.

Познакомить их с необычными свойствами соли, как она попадает к нам на стол.

Выяснить области применения соли.

Задачи:

1. Вызвать интерес к исследованию соли, её свойств и качеств.

2. Исследовать свойства соли опытным путём.

3. Расширить представления о добыче соли.

4. Развивать у детей стремление к поисково - познавательной деятельности.

5. Развивать мыслительную активность и творческие способности детей.

6. Развивать любознательность, уверенность в своих силах.

Актуальность:

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к

экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из

наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод

проектирования. Главное достоинство метода проектирования заключается в том, что

детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью

взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта.

Почему соль? Интересное и необычное всегда рядом, не требует особых усилий

и затрат. Соль, которая есть на каждом столе, в каждом доме, известна и знакомая,

непознанная и таинственная.

Гипотеза:

При исследовании соли, расширить знания о ней не только как о веществе,

необходимом для жизни человека, но и об интересном материале для проведения

различных опытов, наблюдений и применении в детском творчестве.

Ожидаемый результат:

1. Расширить знания о соли, её основных признаках, свойствах, местах добычи, об

использовании человеком.

2. Формирование знаний, навыков экспериментирования, повышение уровня усвоения

программного материала.

3. Пополнение предметно-развивающей среды: создание картотеки опытов, загадок,

пословиц о соли.

4. Развитие наблюдательности, внимания, умения сравнивать.

Этапы работы над проектом:

1. Подготовительный этап.

Постановка целей, задач для экспериментирования, подбор информации по теме

проекта.

Беседа с детьми по теме: «Соль. Что мы знаем о соли?». Наблюдения: «Как мама

использует соль в домашних условиях?», «Незамерзающая соль» (на прогулке)

Просмотр презентации о добыче соли и применении её в разных областях: «Как соль

приходит к нам на стол?».

Рассматривание соли через лупу, обратить внимание детей на то, что соль

бывает разная (мелкая, крупная, очищенная, каменная, поваренная). Разгадывание

загадок. Чтение информации о том, какую роль играла соль в средние века.

В конце этого этапа прогнозируется возрастание интереса к изучению соли у

детей, формирование желания провести эксперименты и опыты с солью.

2. Основной этап: Опытно-экспериментальная деятельность.

№ п/п Название опыта Материал:

1 Из чего состоит соль?

Соль, увеличительное стекло (лупа),

разные виды соли (мелкая, крупная,

йодированная, со специями).

2 Соль хрустит Соль, ложка, тарелочка

3 Соль растворяется в воде Соль, стеклянный сосуд, вода

4 Соль в холодной и горячей воде Соль, стеклянные сосуды, холодная и

горячая вода

5 Эффект «Мертвого моря» Соль, стеклянные сосуды, картошка,

сырое яйцо

6 Металл и соль Соль, гвоздь, стеклянный сосуд, вода

7 Снежная ветка сосны Соль, ветка сосны, горячая вода, тазик,

источник тепла (отопительная батарея)

8 Выращивание кристаллов

Соль, стеклянный сосуд, шерстяная

нить, карандаш, скрепка, прищепка

деревянная

9 Лавовая лампа Соль, стеклянный сосуд, растительное

масло, пищевой краситель, вода

Сначала мы изучили свойства соли. Для этого провели опыты и выяснили, что

соль белого цвета, не имеет запаха, при нажатии скрипит как снег, сыпучая,

растворяется в тёплой воде быстрее, чем в холодной, в насыщенном солёном

растворе яйцо не тонет, при испарении воды из солёного раствора остаются

кристаллики соли. В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в пресной.

Окрашивали соль разными цветами, после чего делали сувениры.

Самым интересным для детей стал эксперимент по выращиванию кристаллов.

Дети проводили эксперименты самостоятельно и с помощью взрослых, следуя

чётким инструкциям. В процессе исследовательской деятельности дети уверенно и с

интересом выполняли опыты, наблюдали, удивлялись увиденному, делали выводы.

3. Заключительный этап.

- Продуктом нашего проекта стало рисование картин при помощи соли.

- Изготовление картотеки проведённых опытов с солью.

- Обогащение опытно - экспериментальной лаборатории образцами соли.

Результат.

В процессе проведённой работы дети обобщили знания о соли, расширили

знания о том, какие виды соли бывают, как её добывают и где используют. А так же

убедились, что неизведанное рядом и самые простые и знакомые вещи могут быть

необычными и очень интересными.

Материалы для проведения проекта.

- Оборудование и материалы для проведения опытов: лупы, прозрачные баночки,

стаканчики, ложки, соль, яйцо, лёд, вода, гуашь.

- Материал для рисования: альбом для рисования, соль, клей ПВА, цветная соль.

Беседа с детьми старшей группы на тему: «Соль. Что мы знаем о соли?»

Цель: уточнить знания детей о соли, ее свойствах, качествах и применении.

Материал и оборудование: посылка с солью, мультимедийная презентация, компьютер,

проектор, экран.

Ход занятия:

Приветствие

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

Улыбнёмся, подмигнём.

Собрались мы снова вместе,

Чтобы было интересней!

Много нового узнаем,

Что ж, ребята, начинаем!

Воспитатель. Ребята, посмотрите, у нас в группе появилась шкатулка. Давайте

посмотрим, что там. Какие-то мешочки в ней. Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А

теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у

кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Дети, вы любите разгадывать загадки?

Тогда отгадайте, что спрятано мешочках?

Воспитатель загадывает загадку:

Без нее, ребята, повар, просто, как без рук,

И становится вся пища несъедобной вдруг!

Если в ранку попадет – испытаешь боль.

Вы, конечно, догадались. Ну, конечно, это (соль)

Откройте мешочки. Что там? (соль)

Педагог высыпает соль в емкость и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди

используют соль?»

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Происхождение слова «соль», по

мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца –

Солонь.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад

соли добывали мало, и она была дороже золота. Соль была дорогим товаром. У кого была

соль на столе, тот считался богатым человеком. Подавали ее знатным людям, остальные

уходили «несолно- хлебавши». К соли относились уважительно. Отсюда народная примета –

соль рассыпал – к ссоре.

Поэтому люди придумали пословицы о соли. Какие из них вы знаете?

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно.

Без соли и хлеба не естся, без соли и стол кривой.

Без соли, без хлеба худо беседа.

Пуд соли вместе съесть.

Без воли – силы нет, без соли – вкуса нет.

Без денег торговать, как без соли хлебать.

Без попа, что без соли. Без попа не приход.

Без соли – что без воли: жизнь не проживешь.

Без соли и стол кривой

Без соли и хлеб не естся.

Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли не вкусно, без хлеба не сытно

Без соли невкусно, а без хлеба не сытно.

Без соли стол кривой.

Без соли, без хлеба – половина обеда.

Без соли, без хлеба – худа беседа

Без соли, без хлеба за стол не садятся.

Без соли, без хлеба худая беседа.

Без соли, что без воли: жизнь не проживешь.

Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней

всегда относились бережно и уважительно.

Показать презентацию «Как соль попадает к нам на стол?» - А вы хотите узнать, как

люди стали добывать соль?

Педагог демонстрирует презентацию «Как соль попадает к нам на стол?». - Наша планета

очень богата солёными место рождениями.

Люди научились добывать соль различными способами

Так же соль добывают в соляных шахтах. Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?

Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был

океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль

кристаллизовалась. И образовались горы.

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности

не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.

Как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к заболеваниям сердца,

нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани.

Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье.

Воспитатель: - Как вы думаете, где можно использовать соль?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории.

Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые

компрессы при ушибах, полоскание горла).

А еще соль полезна и животным.

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется

в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей: соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице: На улице для безопасности человека дворники и специальные машины

посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не

поскользнулся, не упал.

Игра «Соль полезна для того, чтобы ….» (с мешочком в ней соль, передавать и

говорить)

1. Чтобы консервировать овощи

2. Чтобы использовать в медицине

3. Чтобы посолить суп

4. Чтобы посыпать дорожки зимой

5. Чтобы добавить в жареную картошку

6. Чтобы посолить салат

7. Чтобы засолить грибы

8. Соль нужна для животных

Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для

приготовления пищи

Картотека опытов с солью

Опыт № 1: «Из чего состоит соль»

Взяли тарелочку с солью. Что можно сказать о её внешнем виде? (соль похожа

на порошок). Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что можем увидеть? (соль

состоит из белых кристаллов)

Вывод: соль состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2 «Соль хрустит»

Дети насыпали в блюдечко соль и стали надавливать на неё сухой ложкой, после

чего они услышали хрустящие звуки. Они сравнили их с ходьбой по снегу в морозный

день.

Вывод: Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на

соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт №3 «Соль растворяется в воде»

Для опыта мы взяли прозрачный стакан с водой, насыпали соль в воду и стали

наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №4 «Соль в холодной и горячей воде»

Взяли два прозрачных стакана: один с холодной водой, другой с горячей водой.

Насыпали в оба стакана по три ложки соли и хорошо размешали.

Вывод: Мы увидели, что в стакане с горячей водой, соль растворилась быстрее. Чем

выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

Опыт №5 «Плавающая картошка и яйцо»

Для опыта взяли 2 сырых яйца (картошки) и две кружки (стакана) с водой.

Налили воду в кружки, в одну кружку насыпали 3 ложки соли и хорошо перемешали, а

в другую нет. Положили в обе кружки яйца (картошку). Там, где была солёная вода,

яйцо (картошка) всплыло, а где нет – утонуло. А когда смешали оба раствора – яйцо

(картошка) оказалось примерно посередине кружки.

Вывод: Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности (эффект

«Мёртвого моря»)

Опыт № 6 «Металл и соль»

Понадобится: гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовить соляной раствор.

2. Опустить гвоздь в соляной раствор, затем достать, не вытирая воду. После того, как

вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились

в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая

служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт №7«Снежная ветка сосны»

Мы для опыта взяли ветку сосны, налили в тазик горячей воды, положили туда

ветку сосны и насыпали соли.

На следующий день мы вытащили ветку и положили её сохнуть на батарее.

Ещё через 2-3 дня мы увидели, что наша веточка стала серебристая, как после мороза.

Опыт №8 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур.

Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу.

Поместили нить в стакан и стали наблюдать.

Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше.

А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную

щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше.

Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут

удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №9 «Лавовая лампа»

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых

красителей, большой прозрачный стакан или стеклянная банка.

Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло

будет плавать по поверхности. Добавьте пищевой краситель к воде и маслу. Потом

медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль

тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью

начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла

и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт

более наглядным и зрелищным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Удивительная соль"

Название проекта           Удивительная сольВозраст детей             Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...

Исследовательский проект«Удивительная соль»

  Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...

Проект "Удивительная соль"

Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах....

Исследовательский проект "Удивительная соль"

      Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один  в эти слова вкладывает смысл «научи...

Исследовательский проект «Удивительная соль»

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...

Проект "Удивительная соль"

Проект «Эта удивительная соль»Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Выяснить: что такое соль...

Исследовательский проект "Удивительная соль"

Проведение с детьми "Опыты с солью"...