Театр – как средство формирования связанной речи дошкольников.
материал (старшая группа)

Макарова Елена Владимировна

Отчет по  самообразованию на тему: Театр – как средство формирования связанной речи дошкольников.

Отчет содержит следующие разделы:

  1. Основания, которые послужили для выбора данной темы. Актуальность.
  2. Цель и задачи, стоящие перед педагогом.
  3. Проблема.
  4. Технологии, методы и приемы.
  5. Прогнозируемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.77 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал «Центр развития ребенка – детский сад «Улыбка»

МБОУ «Моглинская средняя общеобразовательная школа

Псковского района»

ОТЧЕТ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

ТЕМА: Театр – как средство формирования связанной речи

дошкольников

Выполнила: Макарова Е.В.

Псков

2022

  1. Основания, которые послужили для выбора данной темы.

Актуальность.

Театр и театрализованные игры – это один из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в данный период, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с воспитанием ребенка, развитием коммуникативных качеств, развитием речи, воображения, фантазии, инициативности и т.п.

Для формирования связной речи просто необходимо создание условий, в которых каждый ребенок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать вводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний  активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.

К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

С каждым годом неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью, что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности.

Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования связной речи ребенка. Именно поэтому я и выбрала эту тему самообразования.

  1. Цель и задачи, стоящие перед педагогом.

Цель:

развивать  связную речь у дошкольников средствами театрализованной деятельности.

Задачи:

Обеспечить развивающую среду, насыщенную разнообразными игровыми материалами, декорациями, различными видами театров, способствующей становлению театрально-игровой деятельности и развитию связной речи дошкольников;

Познакомить детей с видами театра, вызвать эмоционально-положительное отношение к несу;

Подбор литературных произведений для театрализованных игр с понятной для детей моральной идеей, динамическими событиями, с персонажами, наделенными выразительными характеристиками;

Активизировать и обогащать словарный запас детей;

Развивать монологическую и диалогическую формы речи;

Осуществлять взаимодействие с родителями с целью информирования и обогащения игрового опыта;

Повысить собственный уровень знаний и создать методическую базу по театральной деятельности.

  1. Проблема.

Одна из актуальнейших проблем сегодняшнего дня – развитие связной речи детей.  

  1. Технологии, методы и приемы.

В процессе реализации темы по самообразованию используются следующие формы работы с детьми:

  1. Чтение и совместный анализ сказок.
  2. Проигрывание отрывка из сказок.
  3. Прослушивание аудиозаписей сказок, потешек, стихотворений.
  4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).
  5. Рисование и раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных событий из сказок с речевым комментарием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.
  6. Словестные, настольные и подвижные игры.
  7. Пантомимические этюды и упражнения.
  8. Дыхательная гимнастика.
  9. Артикуляционная гимнастика.
  10. Пальчиковые игры со словами.
  11. Разучивание чистоговорок.
  12.  Театральная постановка сказок.

Система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три тапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • ознакомление детей со способами вербального и невербального выражения.
  • самостоятельная творческая деятельность.

Основными методами при работе над развитием речи, в процессе театрализованной деятельности, можно отметить следующие: наглядный, словесный, игровой.

Традиционные приемы словесного метода: выразительное чтение, рассказывание сказок, беседа по содержанию, объяснение незнакомых слов, повторное чтение. В качестве разнообразии приемов, может прослушать произведение в аудиозаписи. Следует только помнить, что использование ТСО при ознакомлении с художественной литературой целесообразно использовать только после первичного ознакомления с текстом.  

Словестные методы, в чистом виде, в детском саду употребляются очень редко. Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому во всех словестных методах применяют или наглядные приемы обучения (кратковременный показ предмета, игрушки, рассматривание иллюстраций), или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей (чтение стихов кукле, появление разгадки – предмета и др.). После чтения литературного произведения проводится беседа, и выполняются разнообразные творческие задания. Цель беседы – уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознания средств художественной выразительности. Эта беседа не должна перерасти в назидательное толкование смысла произведения, она только помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. А так же можно привлекать детей к воспроизведению отдельных фрагментов.

Прежде, чем драматизировать сказку, дети учатся рассказывать ее по ролям, находя нужные интонации. Для формирования интонационной выразительности речи воспитатель использует специально подобранные этюды и упражнения, развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это, прежде всего проговаривание скороговорок и чистоговорок. При работе над выразительностью речи педагог может использовать следующие словестные приемы: речевой образец, повторение, словестное упражнение.

Речевой образец – правильная, заранее отработанная речевая (языковая) деятельность воспитателя. Образец должен быть доступен для повторения, подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличить роль детской самостоятельности, полезно сопровождать образец другими приемами – пояснениями, указаниями. Образец должен предшествовать речевой деятельности детей; во время одного занятия он может использоваться неоднократно, по мере необходимости. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто четко, громко, неторопливо.  

Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. Практикуются повторение материала воспитателем, индивидуальное повторение ребенком, совместное повторение (воспитателя и ребенка или двух детей), а также хоровое. Особенно нуждается в четком руководстве хоровое повторение. Желательно предпослать ему пояснения: предложить сказать всем вместе, четко, но не громко.

Словестное упражнение – многократное выполнение детьми определённых речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнение отличается большей частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.

Источником – определяющим круг разговоров, рассуждений воспитателя и детей, являются наглядные предметы или явления. Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, иллюстрации, элементы инсценирования, движения или действия (в игре-драматизации, в чтении стихотворении). При показе иллюстраций не ре6комендуется останавливать чтение. Конечно, во всех этих процессах обязательно предполагается слово воспитателя, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое.

В методике работы над выразительностью речи дошкольников, очень важны игровые приемы. Работу начинать надо с более простых игровых упражнений. Например, ребенку предлагается разыграть диалог двух персонажей. Далее воспитатель усложняет задание и предлагает одному ребенку сделать то же самое. Ознакомление детей с основными эмоциональными состояниями (радость, печаль, удивление и др.) и способами вербального и невербального выражения. Значение этой работы усиливается тем, что без глубокого понимания эмоционального состояния и способ его внешнего проявления невозможна выразительность речи. Решению этой задачи способствуют задания «Разные настроения». Можно предложить детям разыграть маленькие отельные сценки, где необходимо подчеркнуть особенности интонации мимикой.

Развитие речи детей через театральную деятельность, по мнению наших ученых, происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации. Для этого педагог использует этюды, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности и формируют выразительность речи. Как известно, при определенной внешней помощи, любой ребенок делает значительно больше, чем может сделать самостоятельно. То, что дошкольник может сделать с чей-то помощью сегодня, завтра он сможет сделать самостоятельно.  

Таким образом, из выше сказанного следует, что основными методами являются следующие:          

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мыслей писателя, воздействует на ум и чувства слушателей. Значительная часть литературных произведений читается по книге.
  2. Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
  3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
  4. Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра произведения и возраста слушателей.

Методические приемы:

  1. Чтение сказки с акцентированием внимания детей именно на трех чертах характера, с которыми их необходимо познакомить.
  2. Анализ сказки на основе наводящих вопросов педагога с целью выделения детьми героев с различными чертами характера.
  3. Выполнение детьми заданий по словесному описанию внешности героев сказки, их одежды.
  4. Выполнение детьми заданий по передаче речи (манеры разговора и произношения) героев сказки на примере отдельных реплик.
  5. Выполнение детьми заданий по созданию «предлагаемых обстоятельств» для описания обстановки и ситуаций, в которых развиваются события.
  6. Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
  7. Проигрывание отрывки из сказок, передающие различные черты характера героев сказки.
  1. Прогнозируемые результаты.
  1. Обогащение и активизация словарного запаса детей;
  2. Речь детей станет более отчетливой, яркой, интонационно выразительной;
  3. Научить запоминать и описывать любого героя;
  4. Строить простейший диалог;
  5. Усовершенствование исполнительских умений в сознании художественного образа;
  6. Повысится интерес к театрально-игровой деятельности;
  7. Распределять между собой обязанности и роли;
  8. Активное участие детей в праздниках и развлечениях.

Занимаясь театрализованной деятельностью, дети приобретут:

- уверенность в себе;

- умение играть в коллективе.  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.

Театр – как средство формирования связной речи дошкольников.Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативн...

Самообразование"театр как средство формирования связанной речи дошкольников"

Цель:        Развитие речи детей в театральной деятельности.Задачи:       Активизировать и обогащать словарный запас детей.       Развивать ...

Презентация "Театр – как средство формирования связной речи дошкольника"

Театр – как средство формированиясвязной речи дошкольника...

Театр-как средство формирования связной речи дошкольников.

Развитие речи детей дошкольного возраста - актуальная проблема, так как степень сформированности речи влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития ли...