Развивающие игры Б.Никитина.
статья

Мамонтова Елена Валерьевна

Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_b.nikitina.docx213.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающие игры Б.Никитина.

Родители, серьезно думающие о будущем своего ребенка, стараются начать его обучение с ранних лет, используя опыт педагогов прошлого, которые на практике доказали состоятельность своих взглядов. Не утрачивает актуальности методика Никитина, которая направлена на развитие и воспитание детей в игровой форме.IMG_256

Частью системы Никитиных являются развивающие игры, способствующие развитию сообразительности, логики, пространственного воображения, математических, конструкторских и прочих способностей и приемов мышления. Главное при этом - творчество: ребенок сам, выполняя различные задания, делает множество открытий и приучается к самостоятельному, творческому мышлению. По мнению Никитиных, родителям необходимо позаботится об интеллектуальном развитии ребенка с самого раннего возраста, так как формировать новые приемы мышления в старшем возрасте значительно труднее.

Используя в занятиях с ребенком никитинские развивающие игры, следует придерживаться определенных принципов:

  1. Нельзя объяснять ребенку способ и порядок решения задач и нельзя подсказывать ни словом, ни жестом, ни взглядом. Осуществляя решение практически, малыш учится брать всё необходимое из окружающей действительности самостоятельно.
  2. Нельзя требовать и добиваться того, чтобы ребенок решил задачу с первой попытки. Он, возможно, еще не дорос, и надо подождать день, неделю, месяц или даже больше.
  3. Решение задачи предстает перед малышом в виде рисунка, узора или сооружения из кубиков, кирпичиков, деталей конструктора, то есть видимых и осязаемых вещей. Это позволяет ребенку самому проверять точность выполнения задачи.
  4. Большинство развивающих игр не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты и даже придумывать новые игры, то есть заниматься творческой деятельностью.

Особенности игр

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.

В них удалось объединить один из основных принципов обучения - от простого к сложному - с очень важным условием творческой деятельности - делать всё самостоятельно.

При этом взрослый не объясняет дошкольнику их правил — малыш просто погружается в игру благодаря сказке, подражая старшим, принимая участие в коллективных занятиях. Вскоре он начинает играть сам, а задачи постепенно усложняются. Подсказывать крохе ни в коем случае нельзя, он должен мыслить самостоятельно.

Значение игр для развития дошкольников

Игры Б.П. Никитина предназначены для развития мышления и совершенствования познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста. Диапазон задач необычайно широк по сложности, но суть их одна: при их решении происходит акт творчества, находится новый путь или созидается нечто новое. Вот здесь - то и требуются особые качества мышления, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д…- все то, что в совокупности и составляет развитие мышления ребенка.430289-4-1200x800

Развивающие игры Б.П. Никитина направлены на развитие наглядно-образного мышления. Они представлены в виде головоломок, нацеленных на узнавание и достраивание образов. Игра – это набор задач, которые можно решить с помощью кубиков, деталей из конструктора, кирпичиков…

Главное отличие игр Б.П. Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается наглядно- образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

Нельзя требовать от ребенка, чтобы он решил задачу с первой же попытки. Немного подождите — и у малыша все получится.

Вот некоторые правила использования игр Никитиных:

  1. Сначала пробует взрослый. Он представляет сложности, с которыми может столкнуться ребёнок.
  2. Начинать игру следует с простого. В первой встрече с задачей у ребёнка должен быть и первый успех.
  3. Не показывать и не рассказывать ребёнку, как делать задание. Нужно только кратко сказать: «Сделай точно такой же узор, как на картинке».
  4. Во время игры не подсказывать, даже если очень хочется.
  5. Радоваться успехам. Обязательно поддерживать малыша похвалой.
  6. Не заставлять. Заканчивать игру на позитивной ноте. Не допускать, чтобы ребёнок устал.
  7. После игры убирать вместе с ребёнком наборы из кубиков в коробки. Хранить игры в определённом месте.

Виды игр

Рамки и вкладыши Монтессори

Эта игра доступна самым маленьким. Она представляет собой 16 рамок с вкладышами в виде геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, эллипс (овал), прямоугольник и так далее. Основная задача — подобрать к данной рамке свой вкладыш. Кроме того рамки и вкладыши можно обводить, а затем и заштриховывать.e3ccb5d97914bac31600281d8df2deb9

Сложи узорIMG_256

Игра «Сложи узор» представляет собой 16 деревянных кубиков, где каждая грань имеет определенную окраску. Кубики должны быть уложены в деревянную или картонную коробку (ее наличие обязательно). Никитин советует начинать игру с ними с полутора лет. С такими маленькими детишками из кубиков можно выкладывать дорожки: синие, красные, желтые. Затем ребенок учится укладывать кубики в коробку определенным цветом вверх. И только после этого малыш приступает к выполнению простых узоров.

Сложи квадрат

Игра - головоломка «Сложи квадрат» для детей от двух лет. В игру входит по 12 разноцветных квадратов, разрезанных на части: из двух прямоугольников, из двух треугольников и т.д. Ребенку нужно вновь собрать квадраты из разрезанных частей.IMG_256

УникубIMG_256

«Уникуб» – это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.

Точечки

«Точечки» – это набор квадратных разноцветных карточек, на которые нанесены точки от нуля до десяти, и карточек с цифрами. Сначала ребенку нужно раскладывать квадраты по цвету, потом по порядку: от 0 до карточки с десятью точками (или цифрами) и т.д.IMG_257

Кубики для всех

Игра «Кубики для всех» состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам - заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т.д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2–3 фигуры.IMG_258


Дроби

Игра предназначена для детей от 3 лет. Она представляет собой комплект из трех фанерок. На каждой расположено по 4 одинакового размера круга разных цветов. Первый круг целый, второй разрезан на две равные части, третий на три, и так далее, вплоть до 12 «долек». С их помощью можно повторить цвета, посчитать вкладываемые кусочки, при этом можно сделать разноцветный кружок, сравнить их между собой.IMG_256

Сегодня игры никитина - это хороший вариант проводить время вместе с детьми, развивая их память, внимание, воображение, творческие, логические и математические способности, а также проверяя то же самое у родителей. Более того: используя идеи и опыт Б.Никитина, многие папы и мамы смогут и сами придумать новую «развивающую игру» именно для своего малыша - исходя из его особенностей, склонностей и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по математике "Путешествие в сказочную страну." (По развивающим играм Никитина Б.П.)

Конспект итогового занятия по математике с коррекционной направленностью для детей с нарушением зрения подготовительной группы....

Развивающие игры Б.П.Никитина

В большинстве своем эти игры представлены в виде головоломок, направленных на распознавание и достраивание образов, т. е. на развитие логического и образного мышления. Их можно назвать спортивным...

Консультация для родителей: «Развивающая игра «Уникуб» (Б. П. Никитина)

Вы хотите, чтобы ваш ребёнок был внимательным, сообразительным, способным?Предлагаю вашему вниманию игру «Уникуб». Цель этой игры – развитие логического, аналитического мышления, способностей к решени...

Консультация для воспитателей: «Интеллектуальные развивающие игры Никитина»

Игры Никитина развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способност...

Развивающие игры Бориса Павловича Никитина

«Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми? Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества, но … не опаздывайте и, помогая … думайте сами»   Б.П.Никити...

Развивающая игра"Сложи квадрат" Никитина

Продолжаем пополнять развивающую среду в группе дидактическими играми, сделанными своими руками....