Круглый стол Эффективные методы реализации раздела «Мир природы» образовательной области «Познавательное развитие»
консультация

Ольга Борисовна Карамышева

Уважаемые коллеги, сегодня мы рассмотрим раздел «Мир природы», ОО «Познавательное развитие»

 Этот раздел направлен на:

  • формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях;
  • формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе.

 

Предлагаю вам посмотреть и отметить, что изменится в программе по разделу «Мир природы» в результате перехода на ФОП. (раздаточный материал с задачами ООП ДО и ФОП для сравнения – Приложение 1).

Какие методы и приемы используют при реализации раздела Мир природы ОО Познавательное развитие? Помогите, мне, пожалуйста, назвать более интересный и действенные.

  • наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,
  • целевые прогулки на природе, походы,
  • чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки),
  • рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки,
  • рассматривание картин из жизни диких животных, художников И.И.Левитана, А.К.Саврасова, В.Д.Поленова, И.И.Шишкина, К.Ф.Юона и др.,
  • рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, заказниках, памятниках природы т.д.
  •  работа с моделями;
  •  беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
  • сбор коллекций, семян, камней, листьев;
  • экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса”);
  • опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке или лаборатории юного исследователя;
  •  марафоны, аукционы, акции;
  •  экологические тренинги с обсуждением и проигрыванием ситуаций;
  •  экологические тропы;
  • игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?”;
  •  различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику;
  •  работа с календарями природы, дневниками наблюдения;
  •  изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные, домашние животные, животные жарких стран) и панно (лес – наше богатство, где в природе есть вода, кто в море живет).

Вот как много средств, методов и приемов применяем в работе по экологическому воспитанию, но педагог профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки? Поэтому в своей работе можно использовать экологические сказки. Экологические сказки – самый доступный способ передачи знаний о явлениях природы, о животных, растениях и окружающем мире. Краткость, простота сюжета, конкретность и в конце сказки – вывод, а иногда – вопрос для поддержания диалога с маленькими слушателями – такова схема построения экологических сказок. Не всегда есть возможность понаблюдать с дошкольниками за жизнью диких животных или отправиться в путешествие, увидеть своими глазами рассвет или подводное царство. А экологическая сказка даёт такую возможность благодаря хорошо развитому у детей дошкольного возраста воображению. Также через сказки удается привить не только любовь к природе, но и осознание необходимости ее охраны.

Перед вами список с указанием методов и приемов работы со сказкой:

  • чтение и обсуждение сказок;
  • использование фрагментов сказок;
  • использование сказочных персонажей;
  • сказочные вопросы;
  • использование сказок при организации игр;
  • сказки и театр;
  • сказки и изобразительное искусство;
  • сочинение сказок;
  • продолжение начатой сказки;
  • сказка в заданном ключе;
  • использование особенностей персонажа для составления сказки;
  • герои сказки – игрушки; герои сказки – реальные объекты;
  • герой сказки – сам ребёнок;
  • игра – сказка; готовая схема сюжета;
  • использование газетных заготовок;
  • анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ);
  • «перевирание» сказки; «салат» из сказок;
  • сказка «наизнанку».

Дополните по возможности этот список теми методами, которые используете вы… Можно рассказать сказку и поработаем над ее содержанием, при помощи экспериментальной деятельности, либо с помощью рисунка, т.е. с одновременным рисование сюжета нетрадиционными техниками с использование нетрадиционных материалов.

Сказка называется «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора». 

(Приложение 2)

Вот какая экологическая сказка получилась.

Предлагаю принять участие в конкурсе  «Лучшая экологическая сказка».

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 15» КРУГЛЫЙ СТОЛ « Эффективные методы реализации раздела «Мир природы» образовательной области «Познавательное развитие»»

Слайд 2

ФОП ДО Приказ от 25.11.2022 № 1028 об утверждении Федеральной основной программы дошкольного образования (). Программа определяет базовый объем, содержание, планируемые результаты дошкольного образования. Программа ДОУ должна соответствовать ФОП ДО с 1 сентября 2023 года ( п. 4 ст. 3 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ).

Слайд 3

Задачи образовательной области «Познавательное развитие » раздела «Мир природы» по ФОП ДО формирование целостной картины мира, представлений об объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях; формирование основ экологической культуры, знаний об особенностях и многообразии природы Родного края и различных континентов, о взаимосвязях внутри природных сообществ и роли человека в природе, правилах поведения в природной среде, воспитание гуманного отношения к природе.

Слайд 4

Мозговой штурм Какие методы и приемы вы используете при реализации раздела «Мир природы» ОО «Познавательное развитие» ?

Слайд 5

Мозговой штурм наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы, целевые прогулки на природе, чтение художественных произведений о природе; рассматривание иллюстраций в книгах, рассматривание картин из жизни диких животных, художников; рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природы о заповедниках, памятниках природы т.д.; беседы и разговоры с детьми на экологические темы; сбор коллекций, семян, камней, листьев; опыты, поисковая деятельность; марафоны, аукционы, акции; экологические тропы; игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные КВН, “Поле чудес” и “Что, где, когда?” различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику; работа с календарями природы, дневниками наблюдения; изготовление и обыгрывание макетов Экологические сказки экологические праздники и досуги (“День птиц”, “День Земли”, “День рождения Леса”)

Слайд 6

Экологические сказки чтение и обсуждение сказок; использование фрагментов сказок; использование сказочных персонажей; сказочные вопросы; использование сказок при организации игр; сказки и театр; сказки и изобразительное искусство; сочинение сказок; продолжение начатой сказки; сказка в заданном ключе; использование особенностей персонажа для составления сказки; герои сказки – игрушки; герои сказки – реальные объекты; герой сказки – сам ребёнок; игра – сказка; готовая схема сюжета; использование газетных заготовок; анализ сказок с точки зрения героев (фантастический анализ); «перевирание» сказки; «салат» из сказок; сказка «наизнанку».

Слайд 7

Сказка «Путешествие утенка, или мир за забором птичьего двора»

Слайд 10

Продолжение сказки Утенку так понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир. Он очень многое узнал. Давайте вспомним, что же узнал утенок? Вопросы: * Почему же распускаются цветочки? * Почему «рыбки» то опускались на дно, то появлялись на поверхности воды? * Почему остались следы на песке? * Почему насекомые летят на цветы?



Предварительный просмотр:

Возраст детей

Задачи ОО Познавательное развитие,  раздел Мир природы по ООП и АОП 2022

Задачи ОО Познавательное развитие,  раздел Мир природы по ФОП ДО

Содержание образовательной деятельности по реализации  по ФОП ДО

Педагог:

2-3 года

  • Создавать условия для накопления представлений о живой природе: растительный мир, животный мир: домашние животные и их детеныши, животные – обитатели леса, птицы;
  • Способствовать накоплению представлений о неживой природе, явлениях природы: временах года, их особенностях, сезонных изменениях в природе, погодных явлениях и отношении к ним людей;
  • Организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы;
  • Развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям.

  • Организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия
  • Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус),
  • Привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.

От 3 лет до 4 лет

  • Выявлять элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействии человека с природой в разное время года.
  • Развивать представления о многообразии животных, о многообразии растений особенностях их внешнего вида, условий существования.
  • Развивать умение устанавливать элементарные причинно-следственные зависимости между явлениями живой и неживой природы.

  • Расширять представления детей о многообразии и особенностях растений, животных ближайшего окружения, их существенных отличительных признаках, неживой природе, явлениях природы и деятельности человека в природе в разные сезоны года.
  • Знакомить с правилами поведения по отношению к живым объектам природы.

  • Расширяет представления о диких и домашних животных, деревьях, кустарниках, цветковых, травянистых растениях, овощах и фруктах, ягодах данной местности, помогает их различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание; польза для человека; знакомит с объектами неживой природы и некоторыми свойствами воды, песка, глины, камней.
  • Продолжает развивать способность наблюдать за явлениями природы в разные сезоны года и изменениями в жизни животных, растений и человека (выделять признаки времен года по состоянию листвы на деревьях, почвенному покрову).
  • Способствует усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, заботиться о них), развивает умение видеть красоту природы и замечать изменения в ней в связи со сменой времен года.

От 4 лет до 5 лет

  • Создавать условия для расширения представлений о многообразии растений, животных, особенностях их внешнего вида, условий существования, поведения.
  • Побуждать к установлению элементарных причинно-следственных связей и зависимостей между явлениями живой и неживой природы.
  • Обогащать представления о предметах ближайшего окружения, их назначении, признаках.
  • Привлекать внимание к незнакомым предметам и явлениям.
  • Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, питании, месте обитания, жизненных проявлениях и потребностях;
  • Обучать сравнению и группировке объектов живой природы на основе признаков, знакомить с объектами и свойствами неживой природы, отличительными признаками времен года, явлениями природы и деятельностью человека в разные сезоны,
  • Воспитывать эмоционально-положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.
  • Продолжает знакомить ребёнка с многообразием природы родного края, представителями животного и растительного мира, изменениями в их жизни в разные сезоны года.
  • Демонстрирует процесс сравнения группировки объектов живой природы на основе признаков (дикие - домашние, хищные - травоядные, перелетные - зимующие, деревья - кустарники, травы - цветковые растения, овощи - фрукты, ягоды, грибы и другое).
  • Знакомит с объектами и свойствами неживой природы (камни, песок, глина, почва, вода), с явлениями природы в разные сезоны года (листопад, ледоход, гололед, град, ветер); свойствами и качествами природных материалов (дерево, металл и другое), используя для этого простейшие опыты, экспериментирование;
  • В процессе труда в природе педагог формирует представление детей об элементарных потребностях растений и животных: питание, вода, тепло, свет;
  • Углубляет представление о том, что человек ухаживает за домашними животными, комнатными растениями, за огородом и садом, способствует накоплению положительных впечатлений ребёнка о природе.

От 5 лет до 6 лет.

  • Побуждать к выполнению действий классификации и обобщению  предметов, объектов природы, обобщая их по определённым признакам.
  • Поддерживать интерес к особенностям времен года, установлению элементарных причинно-следственных зависимостей между явлениями природы и состоянием объектов природы и окружающей среды, взаимодействию человека с природой в разное время года.
  • Знакомить с правилами поведения в природе, побуждать выполнять их.
  • Расширять представления о многообразии объектов живой природы, их особенностях, среде обитания и образе жизни, в разные сезоны года, их потребностях; продолжать учить группировать объекты живой природы;
  • Продолжать учить детей использовать приемы экспериментирования для познания объектов живой и неживой природы и их свойств и качеств;
  • Продолжать знакомить с сезонными изменениями в природе, и деятельностью человека в разные сезоны, воспитывать положительное отношение ко всем живым существам, желание их беречь и заботиться.
  • Педагог формирует представления о многообразии объектов животного и растительного мира, их сходстве и различии во внешнем виде и образе жизни поведении в разные сезоны года;
  • Совершенствует умения сравнивать, выделять признаки, группировать объекты живой природы по их особенностям, месту обитания, образу жизни, питанию; направляет внимание детей на наличие потребностей у животных и растений (свет, тепло, вода, воздух, питание); создает ситуации для понимания необходимости ухода за растениями и животными относительно их потребностей;
  • Организует целенаправленное экспериментирование и опыты для ознакомления детей со свойствами объектов неживой природы, расширяя представления об объектах неживой природы, как среде обитания животных и растений (вода, почва, воздух, горы).
  • Уточняет представления о признаках разных времен года (погодные изменения, состояние деревьев, покров, изменений в жизни человека, животных и растений); о деятельности человека в разные сезоны года (выращивание растений, сбор урожая, народные праздники и развлечения и другое);
  • Способствует усвоению детьми правил поведения в природе, формируя понимание ценности живого, воспитывает желание защитить и сохранить живую природу.

От 6 лет до 7 лет.

  • Обогащать представления о живой и неживой природе, культуре быта, рукотворном мире, своем городе, стране;
  • Способствовать осознанному отбору и группировке предметы окружающего мира в соответствии с познавательной задачей.
  • Направлять действия детей на установление элементарных причинно-следственных связей между природными явлениями.
  • Поддерживать инициативу в использовании наглядных моделей и символических средств (планы, схемы, цвета) для познания окружающего мира.
  • Продолжать знакомить с правилами поведения в природе и поощрять их соблюдение.
  • Расширять и уточнять представления детей о богатстве природного мира в разных регионах России и на планете, о некоторых способах приспособления животных и растений к среде обитания, их потребностях, образе жизни живой природы и человека в разные сезоны года, закреплять умения классифицировать объекты живой природы;
  • Расширять и углублять представления детей о неживой природе и её свойствах, их использовании человеком, явлениях природы, воспитывать бережное и заботливое отношения к ней, формировать представления о профессиях, связанных с природой и её защитой.

Способствует деятельности для познания свойств объектов неживой природы (воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней и других), знакомит с многообразием водных ресурсов (моря, океаны, озера, реки, водопады), камней и минералов, некоторых полезных ископаемых региона проживания (нефть, уголь, серебро, золото, алмазы и другие); об использовании человеком свойств неживой природы для хозяйственных нужд (ветряные мельницы, водохранилища, солнечные батареи, ледяные катки); о некоторых небесных телах (планеты, кометы, звезды), роли солнечного света, тепла в жизни живой природы;

Углубляет представления о характерных явлениях природы в разные сезоны года (изменение температуры воздуха, роль ветра, листопада и осадков в природе), изменениях в жизни животных, растений и человека, о влиянии деятельности человека на природу;

Закрепляет правила поведения в природе, воспитывает осознанное, бережное и заботливое отношение к природе и её ресурсам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культуры речи»

Методическая разработка одного из раздела  общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме:  «Использование художественного слова в развитие звуковой культу...

Конспект занятия по разделу «Мир природы» Образовательная область «Познание» Тема: «Удивительное в камне» (подготовительная группа)

Программное содержание:продолжать формировать представление о том, что камни  в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими; познакомить детей с использованием камн...

Перспективно- календарное планирование непосредственно образовательной деятельности по разделу «Аппликация», «Лепка» образовательной области «Художественно-эстетическое развитие». Подготовительная к школе группа.

Перспективно- календарное планированиенепосредственно образовательной деятельности по разделу «Аппликация», «Лепка»  образовательной области «Художественно-эстетичес...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «МУЗЫКА»      ...

Конспект образовательной деятельности. Тема: «Певцы природы». Образовательная область: познавательное развитие (природа).

Формировать обобщающие понятия «зимующие», «перелетные» птицы, дифференцировать их; уточнять и расширять знания детей об особенностях внешнего строения птиц, их приспособленнос...