ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «РАЗВИВАЙКА»
рабочая программа (подготовительная группа)

Марфутенко Александра Олеговна

Дополнительная образовательная программа "Развивайка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivayka.docx79.9 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образование Администрации города Когалыма Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Когалыма «Цветик - семицветик»

ПРИНЯТО

на педагогическом совете МАДОУ «Цветик-семицветик» Протокол от «29» августа 2023 №1

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий

МАДОУ «Цветик-семицветик» Давыдова Л.В.

приказ от 07.09.2023г. № 251

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Перечень стоимости платных — копия_page-0001.jpg

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«РАЗВИВАЙКА»

(для детей 5 – 6 лет)

на 2023 – 2024 учебный год

направленность: социально - гуманитарная

Составитель: Марфутенко А.О.

воспитатель

г. Когалым, 2023г.

Содержание

1.Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

3

1.2. Цели и задачи реализации программы

4

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

5

1.4. Планируемые результаты освоения Программы

5

2.Содержательный раздел

2.1. Сроки реализации программы, формы и режим занятий

6

2.2. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса

6

2.3. Учебно-тематический план

7

3.Организационный раздел

3.1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

Игры и пособия, необходимые для игровой деятельности для детей 3-4 лет

13

3.2. Список литературы

14

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка » (далее Программа) МАДОУ

«Цветик – семицветик» имеет социально-педагогическую направленность.

Программа «Развивайка» разработаны в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273- ФЗ;
  • Приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепцией развития дополнительного образования, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации детей от 04.09.2014 № 1726-р;
  • Требованиями СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
  • Уставом МАДОУ «Цветик-семицветик».

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

В современных условиях одним из приоритетных направлений образовательной политики является развитие дополнительного образования детей. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняющий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные, социокультурные и образовательные потребности детей.

Развитие интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой остановке, лучше подготовлены к школе. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладываются в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщения простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие восприятия, внимания, памяти, воображения.

Педагогическая практика подтверждает, что при условии правильно организованного педагогического процесса с применением научно выверенных методик, как правило, игровых, учитывающих особенности детского восприятия, дети могут уже в дошкольном возрасте без перегрузок и напряжения усвоить многое из того, чему раньше они начинали учиться только в школе. А чем более подготовленным придет ребенок в школу – имеется в виду даже не количество накопленных знаний, а именно, готовность к мыслительной деятельности, зрелость ума, - тем успешнее, а значит, счастливее будет для него начало этого очень важного для каждого человека периодам – школьного детства.

Одним из средств интеллектуального развития ребенка являются развивающие игры. Они важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Наиболее эффективным средством интеллектуального развития детей дошкольного возраста являются игры Воскобовича.

Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребенку добрым,

самобытным, веселым и грустным языком сказки, интриги, забавного персонажа или приглашения к приключениям. В каждой игре ребенок всегда добивается какого – то

«предметного» результата. Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали») позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Развивающие игры создают условия для проявления творчества, стимулирует развитие умственных способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности.

Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы - интеллектуально - творческого развития дошкольников. Для этого разработана программа дополнительного образования «Развивайка» по технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры».

Фиолетовый лес – это методическая, развивающая среда в виде сказок. Сказки Фиолетового Леса содержат сюжеты с чудесными превращениями, приключениями забавных персонажей и одновременно занимательными вопросами, проблемными задачами, упражнениями на моделирование и преобразование предметов. С персонажами дети встретятся в сказках – методиках к каждой игре. Данные виды игр способствуют развитию логического мышления, внимания и находчивости.

В течение года в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры В.В.Воскобовича и игры - головоломки, направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.

По решаемым образовательным задачам все развивающие игры В.В. Воскобовича делятся на три группы.

Первая группа игр направлена на математическое развитие детей. В процессе освоения чисел, геометрических фигур, пространственных отношений произойдет развитие мыслительных операций.

(«Геоконт», «Волшебная восьмерка», «Конструктор цифр», «Прозрачная цифра», «Чудо-соты»,

«Чудо-крестики», «Кораблик «Плюх-Плюх», «Двухцветный квадрат Воскобовича»).

Вторая группа-это игры с буквами, звуками, слогами и словами («Яблонька», «Парус»,

«Снеговик», «Конструктор букв», «Шнур-затейник»)

Третья – универсальные игровые обучающие средства. (Коврограф «Ларчик», «Игровизор»,

«Геовизор»)

В основе дополнительной образовательной программы «Развивайка» лежит идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. В соответствии с особенностями познавательной деятельности детей дошкольного возраста программа главным образом обеспечивает развитие познавательных процессов.

Педагогическая целесообразность программы.

Использование развивающих игр Воскобовича В.В. в педагогическом процессе позволяет перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности. Игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка, создает условия для его личного развития. Его развивающие игры многофункциональны. С помощью этих игр можно решать большое количество образовательных задач.

Отличительные особенности данной образовательной программы.

Чем же отличаются игры В.В. Воскобовича от других методик развития детей?

  1. Многофункциональность. В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
  2. Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
  3. Сказочная «огранка». Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается.
  4. Творческий потенциал. Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо-головоломок», разноцветных «паутинок» «Геоконта», гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым.
  5. Конструктивные элементы. Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В «Геоконте» – это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате» – жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате» – прозрачная пластинка с непрозрачной частью.

Возраст детей.

Программа разработана для детей 5-6 лет. Вторая младшая группа.

  1. Цели и задачи реализации программы

Цель:        развитие        логического        мышления        и        математических        способностей,        как        основы интеллектуального развития дошкольников посредством развивающих игр В. Воскобовича.

Задачи:

Обучающие:

  • Стимулировать у детей желание и готовность познавать свойства, отношения, зависимости через разнообразные сенсомоторные действия в играх.
  • Формировать умение понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
  • Способствовать        накоплению        детского        познавательно        –        творческого        опыта        через практическую деятельность.
  • Поощрять        у        детей        проявление        самостоятельности,        инициативности,        стремления        к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.

Развивающие:

  • Развить у детей познавательный интерес, желание и потребность узнать новое.
  • Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику и речь детей.
  • Развивать математические представления о геометрических фигурах и их свойствах, количестве, пространственной ориентировке.
  • Развивать у детей гибкость мышления, способность придумывать необычные решения видеть противоположные свойства в предметах и явлениях.

Воспитательные:

  • Воспитывать желание помочь, желание добиваться успеха собственным трудом;
  • Воспитывать умение слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умение работать в парах.

  1. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа строится на принципах:

  • принцип деятельности (заключается в том, что ребенок, получает знания не в готовом виде, а добывает их самостоятельно);
  • принцип непрерывности (преемственность между темами);
  • принцип целостного представления о мире (обобщенное, целостное представление о мире);
  • принцип минимакса (даем больше, требуем стандарт, возьми сколько можешь);
  • принцип универсальности (развитие умений переноса полученных знаний в новые условия);
  • принцип вариативности (учет интереса и наклонностей детей);
  • принцип психологической комфортности (доброжелательная атмосфера);
  • принцип креативности (поэтапное выращивание – от репродуктивного до творческого уровня интеллектуального потенциала ребенка).

  1. Планируемые результаты освоения Программы.

К концу года дети научатся:

  • дети знают основные и оттеночные цвета, называют основные геометрические фигуры, умеют ориентироваться на плоскости;
  • умеют концентрироваться при выполнении мыслительных операций и доводить начатое дело до конца;
  • умеют анализировать, сравнивать, сопоставлять;
  • у детей совершенствуется речь, внимание, память, воображение;
  • развита мелкая моторика рук.
  • у детей повысится степень активности в самостоятельной деятельности.

Ожидаемым результатом в работе с родителями является:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Формирование интереса к развивающим играм.

Способы проверки результатов освоения программы. Педагогическая диагностика

Педагогическая диагностика проводится в соответствии с рекомендациями автора развивающих игр: Воскобович В.В., Харько Т.Г. «Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры», книга 1

«Методика».

Педагогическая диагностика программы ориентирует педагогов на анализ характера овладения «материалом» как отдельными детьми, так и группой в целом. Диагностика представляет собой диагностические задания, которые включены в планы занятий по каждому разделу программы. Диагностические занятия не требуют дополнительного времени. В процессе проведения таких занятий, педагог фиксирует решения диагностических задач каждым ребенком, при этом анализируется степень самостоятельности выполнения задания. Анализ полученных результатов позволяет педагогу наметить необходимые способы помощи отдельным детям по каждому разделу программы. Применение и использование в практике результатов педагогической диагностики дает возможность педагогам проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого ребенка по различным видам деятельности; выявление специфики освоения программы детьми помогает педагогу в анализе собственной работы по программе.

В каждом занятии содержится два типа диагностических задания. Задания первого типа направлены на определение уровня овладения детьми основными способами решения развивающих задач. Задания второго типа направлены на определение у детей уровня овладения знаниями и умениями. В процессе проведения такого занятия педагог фиксирует уровень решения задачи каждым ребенком по всем показателям. По всем заданиям определены и описаны три уровня его выполнения: низкий, средний и высокий. Уровни определяются в зависимости от степени самостоятельности выполнения ребенком диагностического задания. Как правило, низкий уровень предполагает практически невыполнение задания даже с помощью взрослого. На среднем уровне ребенок справляется с заданием с помощью взрослого. А на высоком уровне выполняет задания самостоятельно.

Критерии диагностики:

  1. Сенсорное развитие.
  1. Умение называть основные цвета. Выделять цвета с отвлечением от других. 2.Значение эталонов формы, обозначение их словами.

3.Умение узнавать предмет по описанию, выделяя его среди других. 4.Умение зрительно обследовать и описывать предмет.

  1. Конструктивные способности.
  1. Умение точно располагать части постройки; 2.Умение точно соединять детали;

3. Организованность и соединение деталей во время работы.

  1. Пространственные отношения.
  1. Умение ориентироваться на плоскости
  2. Умение работать по плану.

Итоговые формы учёта и контроля:

  • итоговые открытые занятия;
  • итоговый (май) мониторинг уровня развития детей

  1. Содержательный раздел

  1. Сроки реализации программы, формы и режим занятий.

Учебный план рассчитан на 64 занятия. Периодичность занятий - два раза в неделю во вторую половину дня.

Работа осуществляется под руководством педагога, в форме игрового тренинга длительностью 15-20 минут.

Форма организации детей на занятии: подгрупповая.

  1. Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

Формы организации работы с детьми:

  1. Логико-математические игры.
  2. Интегрированные игровые занятия.
  3. Совместная игровая деятельность детей и взрослых.
  4. Конструктивная деятельность.
  5. Развлечения.

Форма проведения занятий.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

  1. Организационный этап. Создание эмоционального настроя в группе; упражнения и игры с целью привлечения внимания детей
  2. Мотивационный этап. Сообщение темы занятия, появление персонажа; выяснение исходного уровня знаний по данной теме.
  3. Практический этап. Подача новой информации; задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, внимания, речи) и творческих способностей; отработка полученных навыков на практике.
  4. Рефлексивный этап. Обобщение нового материала; подведение итогов занятия.

Методы и приемы: игровые, практические, словесные.

  1. Игровые приемы: манипуляции с игровыми персонажами, фигурками; побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности).
  2. Практические приемы: манипуляция; превращение; складывание; показ; совместные действия; сравнение.
  3. Словесные приемы: диалог с игровыми персонажами; объяснение; описание; рассказ; уточнение; стимулирование и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка); игровая мотивация, метод предварительной ошибки (особенно при закреплении материала).

  1. Учебно-тематический план

Цели и содержание

Используемые игры

Октябрь

1.

«Сказочный фиолетовый лес»

Закреплять умение выделять признак – «большой» и «маленький». Развивать умение группировать предметы по размеру, речевую активность детей. Создать благоприятную атмосферу, развивать

познавательный интерес.

«Фиолетовый лес»

«Разноцветные веревочки»

листочки разного цвета и

размера

2.

«Встреча в осеннем лесу»

Закреплять знание основных цветов. Учить группировать фигуры по цвету (красный, синий), определять размер (большой, маленький). Развивать слуховое внимание, память, координацию

речи с движением.

«Фиолетовый лес»

«Разноцветные гномы» (Кохле, Желе, зеле, Селе) наборы листочков 4

цветов

3.

"Как Черепашки и медвежонок строили башни"

Учить группировать фигуры по размеру, учить ориентироваться в пространстве, строить башню из фигур головоломок по простому алгоритму (цвет).

«Черепашки»

«Пирамидка»

«Чудо – крестики»

4.

"Как Крутик По и Гусеница Фифа встретились"

Составление целого из частей. Конструирование силуэта "цветок"

"Логоформочки"

"Лепестки"

5.

"Как Квадрат и Магнолик играли"

Решение простых задач на определение размера и его изменение. Складывание прямоугольника и треугольника путем сгибания квадрата пополам по горизонтали и диагонали.

"Квадрат        Воскобовича

двухцветный "Фонарики"

6.

"Как Черепашки прошли через пещеру"

Составление геометрических фигур из двух частей, сравнение по форме.

"Черепашки

"Пирамидка" "Фонарики"

«Черепашки» "Ларчик"

"Коврограф "Ларчик"

7.

"Как черепашки перелетели через горы"

Развитие пространственного восприятия. Выкладывание фигур по цветам радуги. Подбор лепестков к фигурам соответствующего

цвета.

"Черепашки

"Пирамидка", "Лепестки", "Коврограф"

" Ларчик"

8.

«Как Магнолик построил домик"

Сравнение геометрических фигур по цвету. Складывание из квадрата фигуры "домик" и "птичка"; Составление из геометрических фигур силуэта "домик"

"Квадрат Воскобовича

(двухцветный); "Фонарики";

Ноябрь

1.

"Как пчелка Жужа прилетела в гости"

Развивать ассоциативное мышление. Составление силуэта "пчелка" путем наложения деталей на схему, Складывание фигуры головоломки из двух, четырех и пяти частей.

"Чудо - крестики 1"

"Чудо - соты1"

2.

"Как Крутик По приготовил подарки"

Умение находить геометрические фигуры по образному описанию Сравнение фигур. Составление силуэтов "Вазочка" и "башенка" из двух частей по образцу.

"Логоформочки 3"

3.

"Как Крутик По побывал в гостях"

"Логоформочки 3"

Ориентировка        в        пространстве,        Конструирование        силуэта

"машина" путём наложения частей на схему.

"Чудо - соты1"

4.

"Как друзья попали в аварию"

Название геометрических фигур, сравнение их по форме, видение в простой ситуации проблемы и уметь предложить варианты ее решения. Составление силуэта «машина», не используя прием

наложения деталей на схему.

"Чудо – соты 1"

"Чудо - крестики 1" "Фонарики"

5.

"Как Магнолик и Медвежонок награждали друг друга медалями"

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по

цвету, форме, количеству, размеру Составление силуэта "Медаль" путем наложения фигур на схему и по образцу.

"Фонарики"

"Чудо - крестики 1"

«Черепашки» "Пирамидка"

6.

«Как черепашки построили себе домики и обживали их»

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, форме, количеству, размеру. Беседы на тему: "Для чего нужен дом", " "Что есть в доме" Складывание фигуры "домик" путем перемещения частей в пространстве. Составлять силуэты "кровать" - по образцу, "стол" - по простому описанию.

"Черепашки"

"Пирамидка" "Квадрат Воскобовича" (двухцветный) "Коврограф" "Ларчик" "Фонарики"

7.

"Как черепашки праздновали новоселье"

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, форме, придумывать образы к геометрическим фигурам квадрат и круг. Составление силуэтов по образцу.

"Фонарики"

"Чудо - соты1" "Логоформочки 3" "Коврограф "Ларчик""

8.

" Как девочка Долька считала лепестки"

Количество от одного до четырех. Составление из двух, трех, четырех частей.

"Чудо - цветик"

Декабрь

1.

"Как девочка Долька подарила цветы пчелке Жуже"

Деление предмета на части, сравнение количества частей, понятие "поровну". Умение называть части растений, придумывать названия цветам. Составление силуэта "растение" по схеме.

"Чудо - цветик"

"Чудо - соты1"

2.

"Как у Гусеницы Фифы появилась новая шляпа" Пространственные характеристики. Беседа по теме "Зачем нужна шапка" Составление целого из двух частей, конструирование

силуэта "шляпка" по образцу.

"Чудо - цветик" "Лепестки" "Коврограф "Ларчик""

3.

"Как Гусь и Лягушки украшали кораблик флажками"

Определение        высоты        предметов.        Сортировка        по        цвету. Тренировка мелкой моторики, координация "глаз - рука".

"Кораблик "Плюх -

плюх"

4.

"Как Кораблик Плюх - Плюх путешествовал"

Определение высоты предметов. Пространственные характеристики. Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, форме.

"Кораблик "Плюх - плюх" "Черепашки" "Пирамидка" "Квадрат Воскобовича" двухцветный

"Чудо - крестики 1"

5.

"Как девочка Долька готовилась к Новому году"

Сравнение предметов по высоте и ширине. Составление силуэта "елочка" по образцу. Складывание "конфеты" путем перемещения

"Квадрат Воскобовича"

(двухцветный) "Чудо - цветик"

частей в пространстве.

6.

"Как украшали ёлочку на Чудо - островах".

Умение группировать фигуры по форме или по цвету. Развивать воображение. Конструирование гирлянды из фигур головоломок по заданному алгоритму.

"Чудо - соты1" "Чудо - крестики 1"

"Коврограф "Ларчик""

7.

"Как праздновали Новый год на Поляне Чудесных Цветов"

Сравнение предметов по количеству, определение высоты предмета. Тренировка мелкой моторики. Составление веера из четырех и пяти частей. Собирание бус из флажков кораблика по заданию воспитателя.

"Чудо - цветик"

"Кораблик "Плюх - плюх"

8.

"Как праздновали Новый год в Цифроцирке"

Размер фигур, очередность цветов радуги, сравнение по цвету. Беседа по теме "Клоун". Конструирование силуэта "клоун" путем наложения частей на схему.

"Фонарики" "Коврограф

"Ларчик"" "Черепашки" "Пирамидка"

Январь

1.

"Как зверята готовили свои корзинки"

Определение количества предметов в пределах пяти. Складывание фигуры "мышка" за счет перемещения частей в пространстве.

"Коврограф "Ларчик"" "Квадрат Воскобовича (двухцветный) "Математические

корзинки 5"

2.

"Как Крутик По играл с Медвежонком"

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, форме, количеству, размеру. Беседа на тему "Грибы" Составление силуэтов "грибок" и "лодочка" из одинаковых частей за счет перемещения их в пространстве.

"Чудо - соты1"

"Логоформочки 3" "Коврограф "Ларчик""

3.

"Как Магнолик превратил фигуры в дом"

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, форме. Конструирование контура геометрических фигур. Составление силуэта "домик", не используя прием наложения деталей на схему.

"Геоконт Малыш" и

"Геоконт "Великан" "Фонарики"

4.

"Как лягушки развешивали флажки на кораблике"

Пространственные характеристики "справа" и "слева", "посередине", сортировка предметов по цвету и пространственному расположению. Конструирование контура "флажок" по образцу.

"Геоконт Малыш" и

"Геоконт "Великан" "Кораблик "Плюх - плюх"

5.

"Как Гусеница Фифа украшала полянку лепестками"

Понимание пространственных характеристик "левый", "правый", "верхний", "нижний". Составление силуэта "бабочка" по образцу.

"Чудо - цветик"

"Коврограф "Ларчик"" "Разноцветные веревочки" "Лепестки"

6.

"Как Медвежонок Мишик искал друзей"

Отгадывание загадок, сравнение фигур по цвету, форме, количеству, размеру. Составление фигур - головоломок, путем наложения их друг на друга по определенному алгоритму. Складывание фигуры "Ежик" за счет перемещения частей в пространстве.

"Чудо - соты1" "Квадрат

Воскобовича (двухцветный)

Февраль

1.

"Как Медвежонок Мишик помогал пчелке Жуже"

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, форме. Решение задач с противоречием. Составление силуэта "бочка" путем наложения частей на схему.

"Чудо - соты1" "Фонарики"

2.

"Как зверята подарили черепашкам грибы"

Определение количества предметов в пределах пяти. Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, размеру. Раскладывание грибов рядом с черепашками по размеру и количеству.

"Математические корзинки 5" "Черепашки" "Пирамидка"

3.

"Как черепашки варили суп"

Умение группировать фигуры по форме или по цвету. Беседа о предметах посуды. Составление силуэта "чашка" путем наложения частей на схему. Составление силуэта "кастрюля"

"Коврограф "Ларчик"" "Чудо - соты1" "Фонарики" "Черепашки"

"Пирамидка"

4.

"Как Паучок превратил прямоугольник в лодочку"

Умение различать геометрические фигуры, сравнение фигур по цвету, размеру. Конструирование контура геометрических фигур по образцу. Умение трансформировать прямоугольник в контур

"лодочка", придумывать и составлять из частей силуэт "кораблик".

"Геоконт Малыш" и "Геоконт "Великан "Коврограф "Ларчик"" "Фонарики"

5.

"Как Лягушки изучали морскую науку"

Умение отсчитывать нужное количество, сравнивать предметы по высоте. Складывание фигур "Конфета" и "Конверт" за счет

перемещения частей в пространстве.

Квадрат Воскобовича ( двухцветный) "Кораблик "Плюх -

плюх"

6.

"Как Кораблик попал в шторм"

Умение определять высоту предметов, отсчитывать заданное количество. Составление силуэта "флажок" по схеме. Умение конструировать ручку флажка по модели.

"Кораблик "Плюх - плюх" "Черепашки" "Пирамидка" "Коврограф "Ларчик""

"Цветные квадраты"

7.

"Как письмо лягушат нашло своего адресата"

Беседа на предложенную тему. Складывание фигур "конфета", "конверт", "Лодочка" путем перемещения частей в пространстве.

Составление силуэта "лягушка" путем наложения частей на схему.

"Чудо - соты1" "Квадрат Воскобовича (двухцветный);

8.

"Как Галчонок хвастался подарком"

Умение находить геометрические фигуры по форме. Составление силуэтов "грибок", "лодочка" за счет перемещения их в пространстве. Учить придумывать и конструировать силуэты из двух частей.

"Чудо - соты1" "Логоформочки 3"

Март

1.

"Как Гусеница Фифа съела подарок"

Умение придумывать название цветку, определять части растения, находить геометрические фигуры по цвету, считать и называть количество предметов. Составление бус из геометрических фигур по заданию воспитателя.

"Коврограф "Ларчик"" "Фонарики" "Разноцветные веревочки"

2.

"Как паучок поздравил девочку Дольку"

Умение отсчитывать нужное количество, ориентировать предметы

в пространстве, придумывать названия цветам. Конструирование контура по образцу.

"Геоконт Малыш" и

"Геоконт Великан" "Чудо - цветик"

3.

"Как друзья готовили подарки Пчелке Жуже"

Умение придумывать, на что похожи геометрические фигуры, сравнение двух простых силуэтов и выделение одинаковой части. Составление силуэта "пчелка" путем наложения деталей на схему. "Чудо - соты1" "Коврограф "Ларчик""

"Чудо - соты1"

"Коврограф "Ларчик""

4.

"Как праздновали 8 Марта в Фиолетовом лесу"

Понимание пространственных характеристик "слева наверху", "слева внизу", "справа наверху". Составление силуэта "лошадка" по образцу, придумывание и конструирование предметного контура.

"Геоконт Малыш"

"Чудо - цветик" "Разноцветные веревочки"

5.

"Как зверята нашли новую игру"

Учить считать и называть количество предметов. Тренировка координации "глаз - рука" и мелкой моторики. Вышивание дорожек

на игре "Шнур затейник"

"Математические

корзинки 5" "Шнур затейник"

6.

"Как Магнолик увидел звезды"

Беседа на предложенную тему. Складывание фигуры "звездочка" за счет перемещения частей в пространстве, самостоятельное придумывание силуэта "звёздочка" и составление его из частей.

"Шнур затейник" "Чудо

- цветик" Квадрат Воскобовича ( двухцветный)

7.

"Как у Магнолика оказалось много игрушек"

Умение называть форму предмета. "Вышивание" геометрических фигур, составление силуэтов по образцу.

"Шнур затейник" "Чудо

- цветик" "Чудо - соты1" "Фонарики"

"Чудо - крестики 1

8.

"Как Лягушки наводили порядок"

Группировка предметов по цвету, определение высоты предметов, понимание пространственных характеристик "верх и "низ" Составление силуэтов по схеме.

"Чудо - соты1"

"Кораблик "Плюх - плюх"

Апрель

1.

"Как у Пчелки Жужи появился улей, а у Галчонка Карчика -

скворечник.

Понимание пространственных характеристик "посередине", "слева", "справа". Трансформация квадрата в треугольник, Конструирование контуров геометрических фигур. Придумывание и составление силуэта "скворечник".

"Геоконт Малыш" и

геоконт "Великан "Чудо - соты1" "Фонарики"

2.

"Как Магнолик готовился к репетиции фокуса"

Сортировка предметов по цвету. Умение называть форму и материал. Придумывание и конструирование контура "сундук".

"Прозрачная цифра"

"Геоконт Малыш" Коврограф "Ларчик"" "Цветные квадраты"

3.

"Как Магнолик репетировал фокус".

Цифра        1.        Умение        выбирать        соответствующее        количество предметов, видеть проблему в простой ситуации и предлагать

варианты её решения. Составление силуэта "Ключ" по образцу;

"Прозрачная цифра"

"Чудо - крестики 1" Коврограф "Ларчик""

"Кружки и зажимы"

составление цифры "1" путем наложения частей на трафарет.

"Забавные цифры"

4.

"Как Гусеница Фифа Рассказывала истории Лопушку"

Умение называть среду обитания двух растений, сортировка предметов по цвету и размеру. Сравнение по количеству. Составление силуэтов растений по образцу.

"Чудо - соты1" "Чудо - крестики 1" "Черепашки" "Пирамидка"

"Коврограф "Ларчик""

5.

"Как Фифа и Лопушок развлекали гостей"

Понимание пространственных характеристик "левый верхний", "левый нижний" и " правый верхний", "правый нижний", названия

детёнышей животных.

"Черепашки"

"Шнур затейник" "Разноцветные

веревочки"

6.

"Как Медвежонок подарил пчелке Жуже новое ведро"

Решение        логических        задач,        умение        находить        геометрические фигуры по цвету, размеру, форме. Работа на пособии "Игровизор".

"Фонарики"

"Игровизор"

7.

"Как Магнолик репетировал новый фокус"

Цифра 2. Умение называть количество предметов. Умение рассказывать о составленном силуэте и называть его. Составление цифры "2" путём наложения частей на трафарет. Придумывание и составление из двух частей различных силуэтов.

"Прозрачная цифра"

"Чудо - соты1"

8.

"Как Магнолик играл с подарком Зайки"

Беседа на тему: "Почему эта машина лучше". Составление квадрата путём        наложения        из        других        геометрических        фигур.

Конструирование силуэта "машина" по образцу.

"Прозрачный квадрат"

"Фонарики"

Май

1.

"Как команда кораблика пригласила дольку в гости"

Сортировка предметов по цвету, понимание пространственных характеристик "нижний", "верхний". Конструирование целого из

частей путем наложения.

"Кораблик "Плюх -

плюх"

"Чудо - цветик"

2.

"Как девочка Долька плавала на кораблике"

Понимание        пространственной        характеристики        "верхний".

Алгоритм действий и умение его выполнять. Конструирование силуэта "рыбка" по образцу.

"Кораблик "Плюх -

плюх"

"Чудо - цветик" "Фонарики"

3.

"Как Крутик и Галчонок играли в "вершки - корешки"

Понимание        пространственных        характеристик        "верх",        "низ". Сравнение двух фигур и выделение одинаковой части.

"Логоформочки игра

"Вершки-корешки"

4.

"Как Ёжик помог зверятам"

Умение отсчитывать нужное количество предметов, называть недостающее до 5. Складывание фигуры "ёжик" путем перемещения частей в пространстве. Самостоятельное конструирование фигур по выбору.

"Математические

корзинки 5"

Квадрат Воскобовича ( двухцветный)

5.

"Как Магнолик загадывал желания"

Составление целого из нескольких частей. Конструирование квадрата из двух геометрических фигур путем наложения пластинок друг на друга. Конструирование контуров прямоугольника по образцу и треугольника самостоятельно. Конструирование силуэта "сапог" по образцу.

"Прозрачный квадрат"

"Чудо - соты1" "Геоконт Малыш" и геоконт "Великан"

6.

"Как черепашки солировали на представлении"

"Черепашки"

Умение находить   геометрические фигуры   по цвету,   размеру,

форме.        Понимание        пространственных        характеристик        "левый",

"правый", "верх", "низ". Конструирование силуэта "Робот" по схеме и придумывание силуэта "игрушка".

"Пирамидка"

"Коврограф "Ларчик""

"Цветные квадраты" "Чудо - соты1"

7.

"Как друзья составили поезд"

Умение находить геометрические фигуры по цвету, размеру, форме Составление фигур - головоломок по алгоритму.

Коврограф "Ларчик""

"Цветные квадраты" "Чудо - соты1" "Игровизор"

8.

"Как друзья путешествовали по Фиолетовому лесу" (итоговое

занятие).

Сравнение фигур по цвету, размеру. пространственные характеристики "справа" и "слева"; Конструирование контура "Колокольчик" по образцу, конструирование силуэта "лошадка" из частей по схеме.

"Фонарики"

"Геоконт Малыш" и геоконт "Великан" "Чудо - цветик"

  1. Организационный раздел
  1. Методическое и материально-техническое обеспечение программы

Игры и пособия, необходимые для игровой деятельности для детей 3-4 лет

п\п

Название пособия

Количество

1.

Харько Т.Г. Методика познавательно – творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Ранний и младший возраст. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 -208с.

1 шт.

2.

Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. развивающая предметно-пространственная среда «Фиолетовый лес». – СПб:

ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 176с.

1шт.

3.

Персонажи: Магнолик, Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик, Крутик ПО, Гусеница Фифа

по 1 шт.

4.

«Квадрат Воскобовича» (двухцветный)

По количеству детей

5.

«Квадрат Воскобовича» + сказка

1

6.

Пособие «Фонарики»

По количеству детей

7.

«Фонарики «Ларчик»»

1 шт.

8.

«Чудо-крестики 1»

По количеству детей

9.

«Лепестки»

1 шт. (можно по кол-ву

детей)

10.

«Логоформочки 3»

По количеству детей

11.

«Черепашки «Пирамидка»»

По количеству детей

12.

«Черепашки «Ларчик»

1 шт.

13.

Коврограф «Ларчик»

1 шт.

Добавляются игры и пособия

14.

«Чудо-соты 1»

По количеству детей

15.

«Чудо-цветик»

По количеству детей

16.

«Геоконт Малыш»

По количеству детей

17.

«Геоконт Великан»

1 шт.

18.

«Математические корзинки 5»

По количеству детей

19.

«Шнур-Затейник»

По количеству детей

20.

«Игровизор» + маркер

По количеству детей

21.

«Прозрачный квадрат»

По количеству детей

22.

«Прозрачная цифра»

По количеству детей

23.

«Кораблик «Плюх-Плюх»

По количеству детей

24.

Персонажи: Девочка Долька, Гусь и Лягушка, Пчёлка Жужа, Краб Крабыч, Китёнок Тимошка, Зайка-укротитель, Мышка-гимнастка,

Крыска-силачка, Пёс-жонглёр.

По 1 шт.

  1. Список литературы

  1. Михайлова З.А., Чеплашкина И.Н, Харько Т.Г. Предматематические игры для детей младшего возраста: Учебно – методическое пособие. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015 -80с.

  1. Воскобович В.В., Вакуленко Л.С., Вотинова О.М. Развивающая предметно- пространственная среда «Фиолетовый лес». – СПб: ООО «Развивающие игры Воскобовича», 2017. – 176с.
  2. Харько Т.Г., Воскобович В.В. Игровая технология интеллектуально – творческого развития детей дошкольного возраста 3 -7 лет «Сказочные лабиринты игры». - ООО «РИВ», 2007-110с.
  3. Харько Т.Г. Методика познавательно - творческого развития дошкольников «Сказки фиолетового леса». Младший дошкольный возраст. – СПб. ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013 -192с.

  1. Харьков Т.Г., Воскобович В.В. Развивающие игры Воскобовича, 2007 г.
  2. Воскобович В.В., Вакуленко Л. С. Развивающие игры Воскобовича сборник методических материалов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа “ Развивайка “

Пояснительная записка     Основой успешной учебной деятельности является хорошо развитые познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, воображение, восприятие, р...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

2021г. Развивайка Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Развивайка» на основе игрового набора «Дары Фрёбеля»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Развивайка» для детей 5-6 лет

Кружок познавательного – речевого развития «Развивайка» опирается на программы: «Маленькие секреты большой памяти. Развитие образно-ассоциативного мышления и памяти методами эй...

Дополнительная общеразвивающая программа "Развивайка"

Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка » (далее Программа) МАДОУ «Цветик – семицветик» имеет социально-педагогическую направленность. Программа «Разви...