Проект в старшей группе «Неизведанное рядом» познавательно-исследовательская деятельность
проект (старшая группа)

Корнилова Татьяна Игоревна

Проект в старшей группе "Неизведанное рядом"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektneizvedannoe_ryadom_.docx20.65 КБ

Предварительный просмотр:

                        Проект  в старшей группе

                         «Неизведанное рядом»

познавательно-исследовательская деятельность 

Пояснительная записка.

Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности - задачи, которые ставит перед собой дошкольное образование.

Актуальность проекта :

Экспериментальная деятельность относится к области детской самодеятельности, основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно-ориентирована на каждого ребенка. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в её процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни.

Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость, толерантность.

Сроки реализация проекта : с февраля по май.

Тип проекта :

информационно-практико-ориентированный

Вид проекта :

Исследовательский

Участники проекта :

Дети, воспитатели, родители старшей группы.

Цель проекта :

Развитие познавательных интересов, потребности и способности, самостоятельной поисковой деятельности детей в процессе экспериментирования.

Задачи проекта :

-Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;

- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

- Развивать интеллектуальные эмоции детей : создавать условия для возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для возможности радоваться сделанному открытию.

- Формировать у детей разные способы познания, которые необходимы

для решения познавательных задач;

- Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту

проверку и делать адекватные выводы.

- Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Ожидаемый результат:

1. Ребенок интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, задает вопросы взрослому, любит экспериментировать.

2. Ребенок может ответить на поставленный вопрос, делать самостоятельные выводы, находить решения проблемы, совершать открытия.

3. Ребенок способен самостоятельно действовать в повседневной жизни и различных видах детской деятельности. В случае затруднений обращается за помощью к взрослому.

4. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. В зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач.

5. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

6. Ребенок адекватно владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми, умеет договариваться, обмениваться предметами, распределяет действия при сотрудничестве.

Этапы реализации проекта

- Подбор методической литературы, интернет-ресурсов.

- Разработка перспективного плана работы с детьми.

- Разработка конспектов занятий с детьми по опытно- экспериментальной деятельности.

- Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

- Составление картотек с опытами

- Аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников.

- Оформление консультативного материала для родителей.

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено :

- специально-организованное обучение в форме занятий;

- совместная деятельность взрослого с детьми;

- свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

- Занятия;

- Эксперименты;

- Беседы;

- Наблюдение и труд;

- Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая (с подгруппой, фронтальная (со всей группой).

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию:

- Создание проблемной ситуации.

- Поиск возможных решений.

- Прогноз результата эксперимента.

- Проверка возможных решений, исходя из данных.

- Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

- Обобщение

Связь познавательно-исследовательской деятельности с другими видами деятельности.

Детское экспериментирование- это не изолированный от других вид деятельности. Оно тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и её результатов. Но само наблюдение может происходить и без эксперимента.

Аналогичные взаимоотношения возникают между экспериментом и трудом. Труд может и не быть связанным с экспериментированием, но экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента- при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при проведении итогов и словесном отчете об увиденном. Умение четко выразить свою мысль (т. е достаточно развитая речь) облегчает проведение опыта, в то время как пополнение знаний способствует развитию речи.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента.

Также хорошо прослеживается связь между экспериментированием и формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию.

Экспериментирование связано и с другими видами деятельности- чтением художественной литературы, с музыкальным и физическим воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.

Литература

1. Иванова А. И. Организация детской исследовательской деятельности : Методическое пособие. - 3-е издю. ,перераб. И доп. -М. : ТЦ Сфера,2017.-96с. (Мир, в котором я живу)

2. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2017.- 320с. -(Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).

3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом : Опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О. В. Дыбиной. - 2-е изд., испр. - М. :ТЦ Сфера,2016.-192с. (Ребенок в мире поиска)

4. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-218с.

5. Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ. Тематические дни/авт. -сост. Л. А. Королева. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС»,2016.-64с. -(Методический комплект программы «Детство»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Неизведанное рядом»

 Задачи:- познакомить детей с некоторыми свойствами металла и дерева;- развивать системность мышления в процессе расширения знаний о предметах; - учить решать несложные проблемы;- упражнять в согласов...

Конспект НОД в старшей группе «Удивительное рядом» (познавательно-исследовательская деятельность с элементами экспериментирования)

Цель: систематизировать и обобщить знания детей о комнатных растениях. Задачи: - уточнение представлений детей о значении крахмала в жизни растений; о значении растений в жизни человека...

Викторина для детей подготовительной группы "Неизведанное рядом - Царица вода"

Цель: Закрепить у детей знания о значении воды для всех живых существ; развивать познавательную активность детей, воображение, коммуникативность, умение работать в команде. Создать у детей радостное н...

Долгосрочный образовательный проект в средней группе «Неизведанное рядом» Руководитель: Грибович Татьяна Александровна, воспитатель МБОУ Школа №21 (Дошкольные группы)

Цель проекта:Создание условий: для развития элементарных естественно научных представлений о неживой природе. Задачи проекта:Развивать у детей представление о единстве окружающего мира.Развивать ...

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....