Консультация для родителей «Упражнения и игры с блоками Дьёнеша»
консультация

Марценюк Татьяна Михайловна

Логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

цвету – синий, желтый, красный,

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

размеру – большие, маленькие,

толщине – тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bloki_denesha.docx373.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Северная сказка»

Консультация для родителей

«Упражнения и игры с блоками Дьёнеша»

              Консультация для родителей Игры и упражнения с Блоками Дьенеша

Подготовили: воспитатели Фомина А.В.,

Марценюк Т.М.

Логические блоки Дьенеша.

Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — "новой математики". Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя. Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

цвету – синий, желтый, красный,

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

размеру – большие, маленькие,

толщине – тонкие, толстые.

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький»«толстый – тонкий», «такой же»«не такой».

Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Игры с блоками Дьенеша.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).

-красные     -большие      -круглые

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).

-красные     -большие      -круглые

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками.

  1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.
  2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).
  3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.
  4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.
  5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.
  6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).
  7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.
  8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше, где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.
  9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.
  10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине. Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.
  11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.

Для помощи взрослым в работе с блоками разработаны методические указания по их использованию, которые входят в набор, а также разработаны специальные альбомы для разных возрастных категорий детей:

  • Блоки Дьенеша для самых маленьких (от 2 до 3 лет)
  • Давайте вместе поиграем (от 3 до 7 лет)
  • Страна блоков и палочек (4-7 лет)
  • Лепим нелепицы (от 4 лет)
  • Поиск затонувшего клада (5-8 лет)
  • Праздник в стране блоков (5-8 лет)
  • Спасатели приходят на помощь (5-8 лет).

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка.

D:\лена\блоки дьенеша\381_2 (1).jpg     D:\лена\блоки дьенеша\паровоз цветок.jpg

               D:\лена\блоки дьенеша\hello_html_m74427de2 (1).jpg             D:\лена\блоки дьенеша\Albom_Bloki_Denesha__Davaite_vmeste_poigraem__4_o.jpeg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Упражнения и развивающие игры на развитие сенсорных способностей для детей третьего года жизни»

В данной консультации представлены интересные и простые упражнения и игры на развитие сенсорных способностей детей раннего возраста....

Консультация для родителей «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти для детей старшего дошкольного возраста»...

Консультация для родителей Упражнения и игры для развития речи детей 2-3 лет

В возрасте от 2 до 3 лет происходит значительный скачок в развитии речи, внимании.Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, заметно отстают в общем развитии, так как речь...

Консультация для родителей. Упражнения и игры для развития речи малыша.

Консультация для родителей. Упражнения и игры для развития речи малыша....

Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"

Консультация для родителей "Упражнения и игры по развитию слухового восприятия дошкольников"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Упражнения и игры для развития внимания, мышления, памяти»

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он дол...

Дидактические игры с блоками Дьёнеша

Дидактические игры с блоками Дьёнеша...