Картотека игр для развития эмоционального общения детей с ТМНР
картотека

Петрова Наталья Владимировна

Игры для развития эмоций и речи для детей с ТМНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_razvitiya_emotsiy_i_rechi_dlya_detey_s_tmnr.docx15.7 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для развития эмоций и речи для детей с ТМНР

Цель: развитие положительного эмоционального настроя при общении, способности предвосхищать будущее событие и дифференцировать различные эмоциональные состояния близкого, умения использования при взаимодействии со взрослым различных интонаций, звуков речи, откликаться на свое имя.

Материалы: яркий полупрозрачный платок, при необходимости – фонарик или настольная лампа с гибким штативом для подсвечивания платка и лица взрослого. Время: 2-5 минут. Взрослый размещает ребенка в комфортном положении тела таким образом, чтобы обе руки ребенка оставались свободными. Далее начинает общение с ребенком, привлекая внимание к своему лицу и мимике, меняет интонации и тембр голоса, выражение своего лица, при необходимости прикладывает обе руки к своему лицу и губам, зовет ребенка по имени, произносит различные звуки, восклицания, поет песенку, ласково тормошит ребенка, добиваясь ответной эмоции. При наличии положительных эмоций, взрослый использует приемы пассивного артикулирования, проговаривая отдельные звуки или цепочки звуков: «Ааа!», «Ма-ма-ма», «Да-да-да». Затем взрослый предлагает ребенку обследовать платок: поглаживает им ладошки, пропускает и тянет платок между пальчиков, помогает захватить платок двумя руками, помять, потянуть за него. При этом необходимо эмоционально описывать ситуацию, меняя интонации голоса, выражение лица, при необходимости давая ребенку возможность ощупать его: «Ап! Держи!» – с улыбкой вкладывая его в руки ребенка; «Айай, отдай!» – нахмурившись, потягивая за платочек. Далее взрослый освобождает руки, расправляет платок и прикрывает им лицо ребенка, эмоционально произносит: «Куку! Где (имя ребенка)?» Помогает освободиться от платка, стянув его двумя руками. Играя таким образом первый раз, следует оставить часть лица и один глаз ребенка непокрытыми, чтобы не испугать ребенка. Как только ребенок снимет платок с лица, взрослый сообщает: «Вот (имя ребенка)!» Ласково поглаживает и разговаривает с ним, повторяет игру несколько раз. Если ребенок научился хорошо стягивать платок со своего лица, взрослый может усложнить игру, прикрывая платком свое лицо. Для этого необходимо приблизить к ребенку лицо, сосредоточить его внимание на нем, дать ощупать глаза, брови, нос и рот (произносить: «Мама!»). Затем прикрыть лицо платком, не прекращая эмоциональное общение с ребенком, снова привлечь внимание и дать обследовать лицо («Где мама?»), помочь захватить платок руками и стянуть. Как только ребенку удастся стянуть платок, необходимо яркими эмоциями закрепить впечатление от произведенного действия и ощупать лицо без платка: «Вот мама! Молодец!» Со временем предоставляйте ребенку больше самостоятельности, используйте новые положения тела, усложните игру, научив ребенка самостоятельно прятаться в платочек и прикрывать им лицо близкого.

 Игры для ознакомления со свойствами предметного мира

 Цель: развитие выполнения цепочки предметных действий, использования орудия в игре, соотнесения действия со словом и выполнения простой речевой инструкции, ориентировки на свойства предмета, сопровождения деятельности звуками, слогами, словами.  

Материалы: неглубокая емкость до 30 см в диаметре с удобными для захвата звучащими предметами (например, пластмассовыми гремящими мячиками); для первых занятий количество предметов от 3 до 5, на последующих – увеличение количества по мере обучения ребенка и возрастания сосредоточения на игре; крупная пустая емкость (таз, ведро или ванночка), падение предмета в которую создает яркий, но не пугающий звук (гул); мерная ложка крупного размера или небольшое сито с ручкой (диаметр черпака – 5-6 см), фонарик или настольная лампа с гибким штативом. Время: 5-10 минут. Взрослый, сидя с ребенком на коленях, предлагает обследовать небольшую емкость с мячиками, вытащить из нее один мячик. При необходимости следует придерживать предмет в ладони ребенка, чтобы он не отпустил раньше времени, помогает изучить мячик (рассмотреть, ощупать, извлечь звук). Все действия комментируются: «тут», «возьми», «мячик», «гремит». Затем взрослый привлекает ребенка к большой емкости (помогает ощупать ее края и пустое дно), помещает руку ребенка над ней и произносит: «Кидай! Бах!», позволяет ребенку отпустить или бросить предмет, привлекает внимание к упавшему предмету, помогает найти его на дне, пощупать или указать на него рукой, произносит: «Мячик! Там!» Вначале ребенок, привыкший сразу же выбрасывать игрушку, может негативно среагировать на то, что ему не позволили совершить любимое действие. В этот момент ласково подбодрите его, эмоционально выразительными восклицаниями настройте на положительный лад, постарайтесь выполнить обследование и бросить игрушку в емкость как можно быстрее. Со временем, когда ребенок освоится в игре, при повторении старайтесь понемногу увеличивать время сосредоточения на игровых действиях, постепенно позволяйте ребенку действовать самостоятельно. Продолжайте игру до тех пор, пока не останется предметов в маленькой емкости. В конце игры взрослый обращает внимание ребенка на результат, помогает обследовать маленькую пустую емкость, помогает развести руками в жесте («Тут пусто!»), затем вместе с ребенком обследует большую емкость с мячиками, помогает указать рукой («Мячики там!»), хвалит ребенка за достижение цели. Если игра понравится ребенку, ее можно повторять в различных вариациях, предлагать больше самостоятельности, стимулировать ребенка к простому комментарию (озвучиванию) своих действий, совместно с ребенком вносить в игру новые элементы, а также усложнять и изменять в зависимости от его достижений. Меняйте положение тела во время игры, предлагайте новые и необычные ситуации (например, вместо предметов  кладите яблоки в раковину, а затем помогите включить воду и помыть их, выложить на махровое полотенце). Игра может быть усложнена использованием орудийного действия. Для этого взрослый при помощи совместных действий медленно демонстрирует ребенку функциональное назначение ложки: одной рукой ребенка обхватывает край емкости с шариками, другой правильно захватывает ложку, зачерпывает один шарик и произносит: «Оп!» Далее помогает с помощью ложки перенести все предметы из одной емкости в другую. Со временем можно предложить ставить мячики на импровизированную или специальную горочку разной длины, прослеживать за их спуском, включать в игру предметы, которые не катятся, чтобы производить ориентировку на свойства, откладывать ненужный предмет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста"

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей

Для работы с детьми страшего дошкольного возраста....

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей...

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей...

Учебно-методическое пособие "Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста".

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка прощать, уг...

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей

Игры на ознакомление с различными эмоциональными состояниями....

Картотека игр на развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Одна из важнейших задач воспитателя, способствовать созданию дружного коллектива, раскрепощённой атмосферы в группе, обеспечить психологический комфорт каждого ребёнка. Как научить ребёнка проща...