Методическая разработка. Педагогический проект «Масленица идёт, весну под руку ведёт»
методическая разработка (старшая группа)

Сорокина Светлана Павловна

Проект направлен на приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt._maslenitsa.docx42.74 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад № 126 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Педагогический проект

«Масленица идёт, весну под руку ведёт»

Старшая группа компенсирующей направленности для детей с ТНР «Дюймовочка»

Санкт -Петербург

2024 год

        

       «Ничто не скрепляет народ, как традиции.

Именно на них опирается культуросообразность.

Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ

 и тем выше его национальная гордость

 и человеческое достоинство»

Г.Н. Волков

Проблема проекта:

Когда я спросила у детей, что они знают о народном празднике Масленица, в основном был один и тот же ответ: «Блины!». Несколько ребят вспомнили о том, что сжигается чучело. Тогда и возникла идея провести проект «Масленица идёт, весну за руку ведёт». Данный проект рассчитан на полноценное погружение детей в атмосферу подготовки и проведения празднования Масленичной недели. Соприкосновение с древнерусскими традициями способствует формированию более глубоких и эмоционально насыщенных представлений детей и их родителей о традиционной русской культуре, способствует более занимательному и продуктивному знакомству с историей и традициями русского народа

Цель проекта:

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русским народным традициям посредством ознакомления с праздником Масленица.

Задачи:

  • Познакомить детей с историей возникновения старинного русского праздника   
  • Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному празднику Масленица, его обычаям и традициям через разнообразные виды деятельности 
  • Приобщать родителей воспитанников к совместной деятельности по реализации проекта
  • Пополнить предметно-пространственную среду группы для развития познавательной активности детей, творческих способностей, игровой деятельности в рамках проекта

Коррекционные задачи:

  • Совершенствовать лексико-грамматический строй речи
  • Активизировать речь детей в процессе ознакомления с народными песнями, закличками, частушками и поговорками
  • Развивать связную речь
  • Обогащать словарный запас
  • Развивать общую и мелкую моторику рук.
  • Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение

Участники:

  • Дети старшей группы компенсирующей направленности «Дюймовочка»
  • Воспитатели
  • Учитель – логопед
  • Инструктор по физической культуре
  • Музыкальный руководитель
  • Родители

Тип проекта:

Групповой, творческий

Продолжительность:

Краткосрочный с 11.03 по 17.03 2024 года

Ожидаемый результат:

На уровне ребенка:

  • Расширение у детей представлений о об обычаях и традициях празднования на Руси обрядового праздника Масленица
  • Проявление у детей интереса к культуре русского народа
  • Умение представить творческо-поисковый продукт индивидуальной, коллективной деятельности.

На уровне педагогов:

  • Повышение качества методического сопровождения, самосовершенствование профессионального мастерства, включенного в новую деятельность и введение его в практику работы детского сада.
  • Способность педагога обобщать, систематизировать, презентовать накопленный опыт по реализации детско-взрослых мини-проектов.

На уровне родителей воспитанников:

  • Повышение компетентности родителей в вопросах приобщение детей к русским народным традициям, к воспитанию у детей уважения и интереса к культурно-историческим ценностям
  • Повышение педагогической культуры родителей, установка доверительных и партнерских отношений

На уровне педагогических технологий:

  • Обогащение методов, приемов, средств и форм воспитания дошкольников
  • Эффективное использование информационно-коммуникационных технологий и интерактивных методов обучения в воспитании дошкольников

На уровне предметно-развивающей среды:

  • Создание материально - технической базы для плодотворной работы по теме проекта

Этапы реализации проекта

Этапы

Цель

Содержание

Формы сотрудничества

1 этап подготовительный

Проблема

Выбор темы проекта, изучение отношения родителей к предлагаемой деятельности в рамках проекта.

Определение цели и задач проекта.

Информирование родителей о сроках проведения проекта.

Анкетирование родителей «Приобщение детей к истокам русской культуры»

Подбор художественной литературы, музыкального материала, атрибутов

2 этап

проектировочный

Планирование

Составление плана по реализации проекта.

Распределение заданий в работе над проектом между участниками, координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды, разработка основных методических материалов по теме

Работа в творческой группе педагогов, участвующих в проекте.

Разработка конспектов мероприятий совместной деятельности с детьми

3 этап

 практический

Получение продукта, результата проектной деятельности за счёт выполнения определённых действий

Исследование, сбор данных, интерпретация результатов, представление результатов

Просмотр презентации

 «Как праздновали масленицу на Руси»

Оформление мини выставки

«Масленичный калейдоскоп»

Создание видеоролика

«Как на масленой неделе»

Продукт проекта

Выставка совместного творчества детей и родителей

«Кукла масленка»

4 этап

аналитический

Рефлексия и коррекция

Сравнение полученных результатов, анализ успехов и ошибок, обобщение, выводы

Беседы

5 этап

заключительный

Презентация проекта

Представление содержания работы, обоснование выводов

Продукт проекта

Выставка совместного творчества детей и родителей

«Кукла масленка»

План мероприятий по реализации проекта

Совместная деятельность взрослого и детей 

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Сюжетно-ролевая игра: «Масленицу встречаем», «Пекарня»            

Беседы: «Огонь – не забава!», «Правила поведения во время праздника»

Ознакомление с трудом взрослых: «Артист»

Изготовление атрибутов к сюжетно ролевой игре «Масленицу встречаем»

Настольно печатные игры: «Лото Ассоциации», «Сложи узор», «Любимые сказки», «Эмоции», «Хитрые предметы», «Времена года»

     

     

Беседа: «Гость в доме, хозяину радость»

Словесная игра «Сплетём венок из предложений»

Чтение художественной литературы: стихотворение Д. Кузнецова «Блины», стихотворение Е. Краснова «Масленица», рассказ Т.Нуждина «Блины», русские народные сказки «Как весна зиму поборола», «Соломенная масленица», «Солнце и блины», «Крылатый мохнатый и масленый»

Разучивание масленичных закличек, потешек, русских народных песенок

Заучивание стихотворения:        И. Мордовиной «Масленица угощает»

Обсуждение смысла пословицы:

«Масленицу провожаем, света, солнца ожидаем»

Рассматривание репродукций картин: Б.Кустодиева «Масленица, В.Сурикова «Взятие снежного городка»

Рассказ воспитателя с просмотром презентации: «Как праздновали Масленицу на Руси»

Беседа: «Народный календарь природы. Весна»

Проблемная ситуация:

«Потерялся рецепт блинов.Поможем Золушке испечь блины»

Дидактические игры;

«Испечём блины»», «На что похоже»

«Да – нет»

Просмотр и анализ мультфильма: «Смешарики» (серия «Масленица»)

Рисование: по мотивам дымковской росписи «Нарядная лошадка» 

Лепка:

«Ой блины, блиночки»»

Аппликация в технике декупаж: «Тарелочка для блинов»

Прослушивание музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Проводы Масленицы», Слушание песни «Ой, блины, мои блины», «Едет Масленица»

Пение песни «Вот уж зимушка проходит»

Конструирование:

(из крупного строительного материала) «Русская печь»

Игра на детских музыкальных инструментах «Шумовой оркестр»

Сюжетная гимнастика: «Мы за чаем не скучаем»

Народные подвижные игры:

«Плетень», «Ручеёк», «Горелки», «Карусель», «Звонарь»

«Бабка-Ёжка»

Игры - эстафеты:

«Блинная эстафета»

«Силачи»

Хороводная игра: «Веснянка», «Каравай»

Пальчиковая гимнастика:

«На блины»

«Пять яиц, стакан воды»

Работа с родителями 

Анкетирование «Приобщение детей к истокам русской культуры»                                                                                                        

Консультация «Народные традиции. Ух ты, Масленица!»

Наглядная информация «Читаем вместе» (подборка художественной литературы, потешек, закличек по теме проекта)                      

Участие родителей в народном празднике Масленичное гулянье «Масленица идёт – весну под руку ведет!»

Рекомендации для просмотра с детьми дома мультфильма «Ишь ты, масленица», «Масленица»

Буклет " Чудо праздник на дворе, говорит:" конец зиме"»

Мастер-класс «Кукла Масленка»

Прогулка выходного дня в парк Сосновка на праздник «Широкая масленица»         Продукт проекта Выставка совместного творчества детей и родителей «Кукла масленка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"

Методическая разработка  педагогического проекта организации и проведения  тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...

Методическая разработка: педагогический проект "Фрукты - овощи".

Данный материал содержит подробный план реализации проекта «Фрукты – овощи», а так же конспект итоговой совместной деятельности с детьми среднего возраста по формированию предметных представлений по т...

Методическая разработка Педагогический проект "Детский сад - второй наш дом, здесь мы играем и растем"

Приближается время выпускного бала…Совместно с детьми формулируем проблему:Какие впечатления о детском саде останутся с ребенком на всю жизнь?Как сохранить друзей детства?Какой след ребенок оставит в ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью" (Приложение)

Методическая разработка педагогического проекта, направленного на создание благоприятных условий для облегчения адаптации детей к ДОУ...

Методическая разработка педагогического проекта "В детский сад-с радостью"

Методическая разработка краткосрочного педагогического проекта по обеспечению условий для успешной адаптации детей к ДОУ....

Методическая разработка педагогического проекта "Колобок".Младшая группа.

Целью создания данного проекта, было пробудить интерес детей к театрально-игровой деятельности, заинтересовать и побудить к участию в драматизации русской народной сказки «Колобок». Познакомить детей ...

Методическая разработка педагогического проекта "Птички весной" для средней группы

Вид, тип проекта: краткосрочный, информационно-творческий.Тема: «Весна»Длительность проекта: 1 неделя(с 21.03.2016-28.03.2016)Возраст детей: средняя группа (4-5 лет)Цель:  Формирование музыкальны...