Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию Подготовительная группа (6-7лет)
рабочая программа

Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию 

Подготовительная группа (6-7лет)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stem_6-7_let.docx27.71 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию  

Подготовительная группа (6-7лет)

Месяц

Экспериментирование

Сентябрь

Тема: «Мокрый песок»

Цель. Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы. Мокрый песок, формочки для песка.

Процесс. Мокрый песок взять в ладонь и попробовать сыпать струйкой, но он будет падать с ладони кусками.  Формочки для песка заполнить мокрым песком и перевернуть ее. Песок сохранит форму формочки.

Итог. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, затон может принимать любую нужную не форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между гранями песчинок исчезает, мокрые грани слипаются друг с другом.

Тема: «Песчаный конус»

Цель. Установить свойства песка.

Материалы. Сухой песок.

Процесс. Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь у основания. Если долго сыпать песок, то в одном месте, то в другом возникают сплывы; движение песка похоже на течение.

Итог. Песок может двигаться.

Игра – экспериментирование «Грязные и чистые руки» (пробирки, мерные стаканчики, лупа)

Цель: закрепить представление о том, что вода и мыло очищают.

Тема: «Рассеянный песок»

Цель. Установить свойство рассеянного песка.

Материалы. Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

Процесс. Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжелый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжелого предмета будет заметно более отчетливым на набросанном песке, чем на рассеянном.

Итог. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.

Октябрь

Тема: «Чем пахнут овощи и фрукты?» (пробирки с крышкой, лупы)

Цель: учить детей рассматривать овощи и фрукты, определять их запахи.

Тема: «Свойства воды»

Цель. Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму, не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы. Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

Процесс. В прозрачные сосуды разной формы налить воды и показать детям, что вода принимает форму сосудов.

Итог. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита.

Тема: «Заплесневелый хлеб» (колбы, ломтики хлеба, пипетки, лупы, микроскопы)

Цель: установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

Тема: Вкус воды.

Цель. Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы. Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

Процесс. Спросить перед опытом, какого вкуса вода. После этого дать детям попробовать простую кипяченую воду. Затем положите в один стакан соль. В другой сахар, размешайте и дайте попробовать детям. Какой вкус теперь приобрела вода?

Итог. Вода не имеет вкуса, а принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Ноябрь

Тема: «Прозрачная вода» (две маленькие пробирки и широкая колба, ложки…)

Цель: выявить свойства воды (прозрачная, без запаха льется, имеет вес).

Тема: Запах воды.

Цель. Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы. Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий раствор.

Процесс. Спросите детей, чем пахнет вода? После ответов попросите их понюхать воду в стаканах с растворами (сахара и соли). Затем капните в один из стаканов (но так, чтобы дети не видели) пахучий раствор. А теперь чем пахнет вода?

Итог. Вода не имеет запаха, она пахнет тем веществом, которое в нее добавлено.

Тема: Цвет воды.

Цель. Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы. Несколько стаканов с водой, кристаллики разного цвета.

Процесс. Попросите детей положить кристаллики разных цветов в стаканы с водой и размешать, чтобы они растворились. Какого цвета вода теперь?

Итог. Вода бесцветная, принимает цвет того вещества, которое в нее добавлено.

Тема: «Живая вода»

Цель. Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы. Свежесрезанные веточки быстро распускающихся деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

Процесс. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотрите веточки. После этого поставьте ветки в воду, а сосуд с ними  на видное место. Пройдет время, и они оживут. Если это ветки тополя, они пустят корни.

Итог. Одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому.

Декабрь

Тема: «Перышко» (микроскоп, лупа»

Цель: рассматривание перьев птиц.

Тема: «Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом – снег, лед; газообразном – пар.

Ход: 1) Если на улице тепло, то вода находится в жидком состоянии. Если на улице минусовая температура, то вода переходит из жидкого в твердое состояние (лед в лужах, вместо дождя идет снег).

2) Если налить воду на блюдце, то через несколько дней вода испарится, она перешла в газообразное состояние.  

Тема: «Делаем мыльные пузыри» (колбы, мыло, пробирки, вода)

Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пленочку.

Тема: «Свойства воздуха»

Цель. Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал. Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Процесс. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

Итог. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха.

Январь

Тема: «Воздух сжимается»

Цель.  Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы. Пластмассовая бутылка, не надутый шарик, холодильник, миска с горячей водой.

Процесс. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко не надутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спустится, так как воздух при охлаждении сжимается.

Итог. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Тема: «Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

Ход: Вынести на прогулку две бутылки (банки) с водой одинаковой температуры. Одну закопать в снег, другую оставить на поверхности. Что произошло с водой? Почему в снегу вода не замерзла?

Вывод: В снегу вода не замерзает, потому что снег сохраняет тепло, на поверхности превратилась в лед. Если банка или бутылка, где вода превратилась в лед, лопнет, то сделать вывод, что вода при замерзании расширяется.

Тема: «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель.  Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее растает снег.

Ход: 1) В морозный день предложить детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Что можно сделать? Занести снег в группу, через несколько минут пытаемся слепить снежок. Снег стал пластичный. Снежки слепили. Почему снег стал липким?

2) Поставить блюдца со снегом в группе на окно и под батарею. Где снег быстрее растает? Почему?

Вывод: Состояние снега зависит от температуры воздуха. Чем выше температура, тем быстрее тает снег и изменяет свои свойства.

Февраль

Тема: «Замерзшая вода» (лед, вода, пробирки)

Цель: выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Тема: «Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Ход: 1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

 Подержать змейку (вырезать из круга по спирали) над свечой. Воздух над свечой теплый, он идет к змейке и змейка вращается, но не опускается вниз, так как ее поднимает теплый воздух.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый), а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Тема: «Твердая вода. Почему не тонут айсберги?» (лабораторные контейнеры, пробирки разных размеров, лед)

Цель: уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Тема: «Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Ход: 1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

2) Убрать колпак с растениями. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: Растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофитум, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.

Март

Тема: «Снег и лед – это тоже вода» (пробирки, лупы)

Цель: дать понять, что быстрее растает снег или лёд? Занести в группу рыхлый снег, утрамбованный снег или лед.

Тема: «Зависимость таяния снега от температуры» (колбы, пробирки, снег)

Цель: подвести детей к пониманию зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха (чем выше температура, тем быстрее растает снег).

Тема: «Для чего корешки?»

Цель. Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растений; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Материалы. Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

Процесс. Дети рассматривают черенки бальзамина или герани с корешками, выясняют, для чего корни нужны растению (корни закрепляют растения в земле), забирают ли они воду. Проводят опыт: помещают растение в прозрачную емкость, отмечают уровень воды, плотно закрывают емкость крышкой с прорезью для черенка. Определяют, что произошло с водой спустя несколько дней.

Итоги. Воды стало меньше, потому что корни черенка всасывают воду.

Тема: «Разноцветная вода»

Оборудование и материалы: сахар, краски гуашь разного цвета, 4 стеклянных стакана, пробирки, столовая ложка, шприц, влажные салфетки.

Ход:

1.Налейте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды.

2.Окрасьте воду в 1 стакане в красный цвет, во 2 стакане в зеленый цвет, в 3 стакане в синий, в 4 – в желтый.

3.Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4. Перемешайте.

1. В пробирку начинайте поочередно добавлять содержимое стаканов, начиная с самой сладкой до менее сладкой. В другую пробирку наливайте содержимое в любой очередности.

Вопрос: почему в обоих случаях разноцветная вода в пробирке не смешалась?

В чем же секрет? В стакане образуется 4 разноцветных слоя из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды. Чем больше количество сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане.

Апрель

Тема: «Плавание тел. Изготовление корабля» (тарелка с водой, пластилин, кусочек дерева, камушек, металлические предметы)

Цель: развитие практических действий в процессе экспериментирования и опытов.

Развитие способностей к преобразованию.

Тема: «Убегающий перец»

Оборудование и материалы: тарелка с водой, черный перец, ватные палочки, жидкое мыло, влажные салфетки.

Ход:

1.Возьмите тарелку с водой и насыпьте туда черный перец.

2.Опустите в воду с перцем ватную палочку.

3.На чистую ватную палочку нанесите жидкое мыло.

4.Прикоснитесь к воде с перцем намыленной ватной палочкой.

Вопрос: что произошло с перцем в первом и втором случае? Почему во втором случае перец «убежал»?

В чем же секрет? Все дело в поверхностном натяжении воды. Легкие перчинки лежат на тонкой пленке воды. А мыло способно разрушить поверхностное натяжение воды. Молекулы мыла проникают между молекулами воды и снижают их взаимное притяжение. Эти молекулы стремятся отграничить воду и отталкивают перчинки к стенкам тарелки.

Тема: «Путешествие Капельки» (макет «Круговорот воды в природе»)

Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе, объяснить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представления детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнера, доказывать правильность своего мнения.

Тема: «Цветы на воде»

Оборудование и материалы: емкость с водой, шаблоны цветов, ножницы, цветные карандаши, деревянная шпажка.

Ход:

1.Вырежьте цветы.

2. Раскрасьте цветы по собственному замыслу.

3.С помощью шпажки закрутите лепестки к центру цветка, либо загните их руками.

4.Опустите цветы в воду.

Вопрос: почему цветы распускаются?

В чем же секрет? Лепестки цветка в воде раскрылись, потому что бумага в воде намокает и становится постепенно тяжелее.

Май

Тема: «Перевертыши»

Оборудование и материалы: стакан, вода, цветные карандаши, лист бумаги.

Ход:

1.Нарисуйте на листе бумаги двух рыбок, плывущих в разные стороны.

2.Налейте воду в стакан.

3.Поставьте рисунок сразу за стаканом и посмотрите на него через стакан с водой.

4.Начинайте отодвигать от стакана рисунок.

Вопрос: почему рыбки стали плыть в другом направлении?

В чем же секрет? Когда свет проходит из одной среды в другую, то он имеет свойство искривляться, либо преломляться. В данном случае свет проходит сквозь воздух, стекло, воду, снова через стекло, а затем обратно. Он преломляется. Стакан воды выступает как линза. Когда луч света проходит сквозь линзу, он искривляется в сторону центра. Точка, в которой лучи сходятся вместе, называется фокусом, но за его пределами изображение переворачивается, потому что лучи меняют направление.

Тема: «Для чего корешки?» (лупы, стаканчики, пробирки)

Цель: доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить функцию корней растения; установить взаимосвязь строения и функций растения.

Тема: «Строение веществ» (песок в блюдце, сахар-рафинад, лупа,

по две пробирки с теплой водой)

Цель: расширение представлений о строении знакомых веществ в процессе изучения

их с помощью лупы. Развитие способностей к преобразованию.

Тема: «Какие бывают насекомые?» (пинцет, портативная лупа, стаканчик-увеличитель с крышкой)

Цель: систематизировать представления детей о многообразии насекомых, уточнить места обитания насекомых, воспитывать интерес к насекомым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование тема: "Школьные принадлежности" подготовительная группа

Календарно - тематическое планирование тема: "Школьные принадлежности" подготовительная к школе группа...

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ОНР

Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий в подготовительной  группе для детей с ОНР...

Календарно-тематическое планирование по Экологии для подготовительной группы

Предлагаю к вашему вниманию календарно-тематическое планирование по Экологии для детей подготовительной к школе группы по программе "Радуга"...

Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию средняя группа (4-5 лет)

Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию  средняя группа (4-5 лет)...

Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию старшая группа (5-6 лет)

Календарно – тематическое планирование по STEM-образованию  старшая группа (5-6 лет)...