Семинар-практикум для воспитателей «Действия воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр с детьми на примере игры «Проводница»
методическая разработка

Зенина Елена Викторовна

Семинар -практикум для воспитателей направлен на формирование последовательных действий молодых специалистов ДОУ при организации работы по организации сюжетно -ролевых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_syuzh-rol.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

              МБДОУ «Детский сад №2 «Жемчужинка»

Семинар-практикум для воспитателей

«Действия воспитателя при организации сюжетно-ролевых игр с детьми на примере игры «Проводница»

                                                       

    Автор:

                                                                           воспитатель Зенина Е.В.

2024г.

Цель: формирование умений планировать и организовывать сюжетно -ролевые игры  с детьми согласно их возрастным особенностям.

Задачи:

-оценить уровень теоретических знаний воспитателей о сюжетно-ролевых играх;

-выявить трудности в организации игры и планировании возрастных усложнений;

-отработать механизм организации сюжетно-ролевых игр;

-повысить уровень компетенции воспитателей  в практическом применении игры.

Ход семинара.

        Уважаемые коллеги, сюжетно-ролевая игра не смотря на свою легкость и простоту всегда была и есть одной из трудных тем для воспитателя. Особенно в наше время, когда дети уже дошкольного возраста стали больше  играть в компьютерные игры на телефонах родителей, в личных планшетах, дома в свободное время. Конечно, легче пользоваться уже придуманным сюжетом и яркими атрибутами, возникающими при нажатии кнопки, чем придумывать сюжет самостоятельно и подбирать для него атрибуты или предметы-заместители. Но, не будем забывать, что организация сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте вводит ребенка в мир социальных отношений: учит его взаимодействовать с партнером, развивает речь, знакомит с миром профессий.

-Как вы считаете, почему дети стали меньше играть в традиционные сюжетно-ролевые игры?

Ответы воспитателей.

1. Дети не хотят напрягаться, придумывая сюжет, не умеют дружелюбно взаимодействовать, эгоцентризм преобладает, а компьютерная игра позволяет быть главным в виртуальном мире.

2. Дети плохо знают о профессиях даже свои родителей: кто они что входит в сферу их деятельности.

- Если все-таки ребенок начинает играть, то какие  сюжеты им более близки и податливы?

-Дети повторяют сюжеты мультфильмов и компьютерных игр: «Игра в кальмара».  Игры примитивны, бессюжетны.

-А какие проблемы возникают у вас/педагогов в процессе организации, руководства сюжетно-ролевыми играми?

(Не хватает атрибутов, модулей для создания игровой среды, которая бы замативировала детей на игру, не хватает опыта поддержания игрового интереса у ребенка, большая численность групп не дает возможность задействовать всех детей и интерес пропадает.)

-Вот сегодня мы постараемся учесть все проблемы и создать игру, которая была бы интересна детям и доступна для реализации воспитателю. На примере игры «Проводница»

 Младший дошкольный возраст

Цель. Обогащение игрового опыта детей играми на темы из окружающей жизни, связанными с профессиями железнодорожников.

Задачи.

-Показать способы ролевого поведения, используя обучающие игры.

-Учить детей использовать в играх строительный материал, предметы полифункционального назначения (стулья, рули).

-Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (пассажир-проводница)

-Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры «Проводница» (куклу, поезд, билет).

-Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий.

-Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре.

-Воспитывать дружеское  взаимодействие в игре.

-Давайте рассмотрим таблицу: какие атрибуты из предложенных на столе вариантов вы отобрали?  Вписывайте их  в таблицу. (Выполняют задание)

-А как ребенка подвести к игре, что сделать, чтобы малыш захотел поиграть в профессию железнодорожника? Какие с нашей стороны приемы мы можем применить? Посмотрите на втором столе размещен материал, из которого нужно выбрать тот, который напомнит детям о железной дороге и вызовет желание поиграть в нее. (Вписываем приемы в графу «Обогащение впечатлений»).

                                                         Подготовка к игре

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлений

Обучение игровым действиям

Билетики из бумаги,

Поезд из стульев,

Поднос с чашками.

Чтение стихотворений про железную дорогу. Прослушивание песни «Мы едем, едем, едем», просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашкова».  Дидактическая игра «Собери поезд», подвижная игра «Поезд мчится».

Игры с куклами. Учить девочку-проводницу рассаживать кукол на стульчики или кубики, выстроенные в виде поезда. Игры с партнерами. Учить детей-пассажиров проходить к поезду с билетиками, протягивать их проводнице и садиться на стульчики. Учить проводницу собирать билетики и сажать детей на свободные стульчики. Брать поднос с чашками и угощать пассажиров.

-А сейчас попробуем определить, каким игровым действиям мы  сможем обучить детей с такими атрибутами. И вписываем их в таблицу.

Сюжет игры

Сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Поездка на электричке  к бабушке в деревню

Пассажиры,

проводница

Поезд из стульев, билеты-бумажки, поднос с чашками, шапочка проводницы.

Проводница:

Принимает билеты, рассаживает пассажиров, угощает чаем.

Пассажиры: подходят по очереди к поезду, отдают билеты, садятся на места, пьют чай, выходят из поезда.

«Здравствуйте, этот поезд идет в деревню?»

«Здравствуйте, покажите ваш билет. Проходите на место». «Кто хочет чай?» «Вот ваш чай».

«Остановка «Деревня». До свидания»

-Подумайте, в младшем возрасте, какой сюжет будет доступен и понятен ребенку? (Поездка к бабушке).

-Какие речевые обороты мы можем предложить ребенку? (Приветствие, вопрос, требование)

Итак, мы с вами отработали алгоритм наших действий и действий детей при организации игры в младшем возрасте. Сейчас проработаем наши действия при организации игры в средней группе.

Средний дошкольный возраст

Цель. Обогащение игрового опыта детей играми на темы из окружающей жизни, связанными с профессиями железнодорожников.

Задачи.

-Учить взаимодействовать в сюжетах с 2-3 действующими лицами (пассажир-проводница-машинист), развивать диалогическую речь.

-Учить детей использовать в играх строительный материал, предметы полифункционального назначения.  (стулья, рули).

-Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр, используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла.

-Совершенствовать умение объединяться в игре в совместных с воспитателем играх, выбирать и распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

-Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для игры «Проводница» (стулья, билет, сумку, чайный набор, руль).

-Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

-Воспитывать дружеские  взаимодействия между детьми, развивать умение считаться с интересами других детей.

Подготовка к игре

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлений

Обучение игровым действиям

Билеты на поезд.

Поезд из стульев.

Поднос с чашками.

Папка для складывания билетов.

Пассажирская сумка.

Руль-пульт машиниста.

Чтение стихов и загадок про железную дорогу.

Беседа «Грузовые и пассажирские поезда».

Пазлы «Новогодний поезд». Прослушивание песни «Мы едем, едем, едем», «Голубой вагон». Просмотр видеоролика «Профессия «Проводница». Разучивание правил безопасного поведения на железной дороге. Дидактическая игра «Назови разные поезда». Изучение макета «Железнодорожный вокзал».

Игры с партнерами. Учить детей-пассажиров собираться в дорогу: складывать вещи в сумку, брать билет, проходить к поезду с билетами в руках, протягивать их проводнице и садиться на стульчики. Учить проводницу собирать билеты и сажать детей на свободные стульчики. Брать поднос с чашками и угощать пассажиров, предупреждать о прибытии поезда. Учить детей-пассажиров правильно вести себя в поезде: тихо играть в игрушку, листать книгу, смотреть в окно. Учить машиниста управлять пультом, объявлять остановку поезда и отправление поезда, давать сигнал отправления.

-Давайте разберем подготовку воспитателя к игре и  впишем в таблицу необходимые атрибуты, согласно поставленным задачам.

(Воспитатели выбирают из предложенных атрибутов необходимые для игры и вписывают их в таблицу)

- Мы предложили детям игровой набор. А какими приемами мы можем сподвигнуть их обыграть эту игру «Проводница?» (Воспитатели предлагают разные формы работы по обогащению игровых впечатлений детей)

-А сейчас назовите мне игровые действия детей, согласно выбранным ролям и я впишу их в таблицу.(Выполняют задание)

-Жизненный опыт ребенка к 4 годам уже становится обширнее, поэтому мы какой сюжет игры выберем? (Воспитатели предлагают разные варианты: выбираем один).

Сюжет игры

Сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Поездка на поезде к морю.

Пассажиры: родители с детьми, проводница, машинист.

Поезд из стульев, билеты, игрушки, книжки, сумки, поднос с чашками, руль-пульт, шапочка проводницы, фуражка машиниста.

Проводница:

Улыбается, здоровается, принимает и проверяет билеты, рассаживает пассажиров, угощает чаем.

Пассажиры:

Ожидают прибытия поезда, отдают билеты, проходят по очереди в вагон, садятся на места, тихо играют, читают книги, пьют чай, едят продукты питания, выходят из поезда.

Машинист:

Управляет поездом, объявляет об отправлении поезда, дает гудок, предупреждает о времени стоянки поезда.        

Машинист: «Внимание, внимание, скорый поезд №22 Москва-Адлер прибыл на станцию Рыбное».

Проводница: «Здравствуйте, покажите ваши билеты!»

«Вот ваше место у окна, а ваше место в конце вагона. Проходите, садитесь».

Пассажиры: «Спасибо. Помогите найти наше место. Когда отправляемся?»

Машинист: «Внимание, внимание! Поезд Москва-Адлер отправляется с 1 платформы, 1 пути. Ту-ту»

Пассажиры: «Принесите, пожалуйста, чай!»

Проводница: «Кто хочет чай? Вот ваш чай.  Следите за детьми. Соблюдайте правила поведения в вагоне. Не шумите, говорите спокойно. Могу предложить журналы для просмотра.»

Машинист: «Внимание, внимание, скорый поезд №22 Москва-Адлер прибыл к морю. Ч-ч-ч.»

Проводница: «Не забудьте свои вещи, Счастливого отдыха.»

Пассажиры: «Спасибо за уют и комфорт».

-Согласно нашему сюжету попробуйте обозначить роли игры. Вписываем в таблицу. И тут же находим необходимые для игры атрибуты.

Средний возраст-это возраст активного формирования речи ребенка: так что наша задача, обогатить речь детей игровыми оборотами, формировать диалогическую речь. Какие у вас будут предложения?

(Вписываем поэтапно в таблицу)

Итак, мы с вами отработали алгоритм наших действий и действий детей при организации игры в младшем возрасте. Сейчас проработаем наши действия при организации игры в старшем дошкольном возрасте.

(Педагог и воспитатели дальше отрабатывают организацию сюжетно-ролевой игры по прежней схеме и вносят результаты в таблицу)

Старший дошкольный возраст

Цель. Обогащение игрового опыта детей играми на темы из окружающей жизни, связанными с профессиями железнодорожников.

Задачи.

-Учить взаимодействовать в сюжетах с 4-5 действующими лицами (пассажир-проводница-машинист-кассир-продавец).

-Формировать умение детей самостоятельно распределять роли, вступать в разнообразные ролевые диалоги со сверстниками.

-Совершенствовать умение  объединяться в игре для развития игрового замысла, выбирать и распределять роли, выполнять игровые действия, формировать умение планировать действия всех играющих.

-Стимулировать инициативу детей в изготовлении атрибутов для игры. Побуждать детей по-своему обустраивать игру.

-Развивать самостоятельность в использовании совместного со сверстниками сюжетосложения: самостоятельное придумывание новых сюжетных линий.  Развивать диалогическую речь.

-Развивать социальные отношения играющих за счет осмысления профессиональной деятельности взрослых.

-Воспитывать дружеское взаимодействие и чувство сопричастности к общему делу.

                                                Подготовка к игре.

Изготовление атрибутов

Обогащение впечатлений

Обучение игровым действиям

Моделирование здания вокзала -магнитная доска, табло-карточки с цифрами, кассы-театральная ширма. Строительство Москвы (символ-Кремль) из строительного материала. Организация магазина игрушек. Билеты на поезд. Поезд из стульев, разделенный на вагоны с нумерацией вагонов и мест. Поднос с чашками. Сумки, книги. Папка для складывания билетов.  Пульт управления поездом.

Чтение рассказов  про железную дорогу. Беседа «Московское метро». Презентация: «Железнодорожные профессии». Просмотр видеоролика «Профессия-железнодорожник». Разучивание правил безопасного поведения на железной дороге. Беседа «Работники железной дороги и значение их труда». Посещение музея сада «В поезде».  Рассматривание иллюстраций с изображением работников железной дороги, агитационных плакатов с изображением правил поведения на железной дороге.  Оформление фотогалереи «Родители-железнодорожники».

Игры с партнерами. Напомнить правила поведения в общественном транспорте. Учить детей-пассажиров по билету определять номер вагона и номер места. Учить проводницу по табло определять время отправления поезда. Учить детей основным профессиональным действиям проводницы, машиниста, кассира, продавца магазина. Учить детей-пассажиров соблюдать правила безопасного поведения на вокзале, перроне, вагоне. Учить машиниста управлять пультом, объявлять остановку поезда и отправление поезда, давать сигнал отправления.

                                                 

                                             Сюжет игры

Сюжет

Роли

Атрибуты

Игровые действия

Речевые обороты

Поездка в Москву в магазин «ГУМ» за игруш-ками.

Пассажиры, проводница,

Маши-нист, кассир,

прода-вец.

Оформление магнитной доски в здание вокзала. Размещение на магнитной доске информационного табло из математических карточек-цифр и карточек-букв. Поезд из стульев, разделенный на вагоны с нумерацией. Оформление билетной кассы из театральной ширмы. Оформление игровой зоны-  «Москва», строитель-ство из красных кубиков Кремля. Зона магазина ГУМ с игрушками.

Проводница:

улыбается, здоровается, принимает и проверяет билеты, рассаживает пассажиров по номерам на стульях, указанных на билетах, угощает чаем.

Пассажиры:

Покупают билеты в кассе, ожидают прибытия поезда, находят нужный вагон поезда, отдают билеты, проходят по очереди в вагон, садятся на места, тихо играют, читают книги, пьют чай, выходят из поезда. Покупают игрушки.

Машинист:

Управляет поездом. Разговаривает по рации. Объявляет об отправлении поезда, объявляет остановку. Кассир:

-Продает билеты, получает деньги, дает сдачу.

Продавец: показывает и рассказывает про игрушки, продает игрушки, считает деньги, заворачивает игрушки, складывает в пакет.

Пассажиры:

-Здравствуйте, мне один билет до Москвы на 10 ч.

Кассир:

-Ваш поезд №3, вагон №5, место 4, время отправления -10ч.10мин. с первой платформы первого пути.

Машинист: -Внимание, внимание, поезд №3 Рязань-Москва прибывает на станцию «Рыбное» к первому пути.

Пассажиры:

-Это 5 вагон?

Проводница:

-Да. Здравствуйте, покажите ваши билеты! Ваше место №4. Проходите, садитесь.

Пассажиры:

-Спасибо, когда отправляемся?

Машинист:

-Поезд отправляется через 10 мин.

Пассажиры:

-Принесите, пожалуйста, чай!

Проводница:

-Кто просил чай? Вот ваш чай. Не шумите в вагоне. Играйте тихо. Могу предложить журналы для просмотра. Машинист:

-Внимание, внимание. Поезд Рязань-Москва отправляется с первой платформы первого пути. Ту-ту.

Машинист:

-Внимание, внимание! Конечная остановка-станция «Москва. Ч-ч-ч.»

Проводница:

-Не забудьте свои вещи.

Пассажиры:

-А где находится ГУМ?

Продавец:

-Вот новые поступления: Эльза, Анна. Будете брать?

-Да

-С вас 100 руб.

-Возьмите.

-Вам завернуть, упаковать.

-Будьте так добры.

Итог семинара-практикума. Вот мы с вами отработали наши действия при организации сюжетно-ролевых игр. Не забывайте простые истины, чтобы ребенок играл, нужно играть вместе с ним. А итогом нашего семинара -практикума стал подготовленный конспект игры «Проводница» для детей дошкольного возраста, который вы можете использовать в своей деятельности.

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Семинар - практикум и презентация к семинару - практикуму «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»...

Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...

Семинар практикум для воспитателей "Методические рекомендации по планированию и организации сюжетно – ролевой игры в разновозрастных группах детского сада".

Сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник сюжетно-ролевой игры – это окружающий мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников. Основная особенно...

Семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры»

Семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры»...

План семинара - практикума «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

План семинара - практикума «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»...

Семинар-практикум для педагогов «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»

Задачи: 1. Актуализировать теоретические знания  педагогов о значении сюжетно-ролевой игры  в развитии дошкольника.2. Выявить общие проблемы, возникающие у педагогов и воспитанников при...