Понятие передового педагогического опыта. Объективные предпосылки обобщения опыта.
статья

Татьяна Ивановна Беляева

По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт -  это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие передового педагогического опыта.  Объективные предпосылки обобщения опыта. 

По мнению Я.С.Турбовского, «передовой педагогический опыт -  это средство целенаправленного совершенствования воспитательно-образовательного процесса, удовлетиворяющее актуальные потребности практики обучения и воспитания.

Опыт помогает воспитателю использовать новые подходы к работе с детьми. он пробуждает инициативу, творчество, способствует совершенствованию профессионального мастерства. Для любого педагога, изучающего передовой опыт, важен не только сам результат, но и методы, приемы, при помощи которых результат достигнут. Это позволяет соизмерить свои возможности и принять решение о внедрении опыта в работу.

Понятие «передовой» подразумевает, что определенный результат обязательно должен сравниваться с реальной практикой. Поэтому чтобы признать опыт работы одного из своих воспитателей передовым, лучшим по сравнению с другими результатами, руководитель должен быть знаком с соответствующими научными разработками, достижениями практиков в своем районе, городе, области.

И наоборот,  зная достижения педагогической науки и практики, руководитель только в этом случае способен квалифицированно помочь воспитателю в поиске путей совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Передовой  педагогический опыт – это новаторство, творческие находки и опыт, основанный на использовании еще не вошедших в широкую практику методов и приемов, и хорошая работа лучших воспитателей, способная быть образцом для коллег.

Передовой характер опыта определяется по следующим критериям:

Критерии оценки опыта

I  Критерий - высокая эффективность

Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта

II  Устойчивость результатов

Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога

III  Сбалансированность и комплексность результатов

Данный критерий позволяет установить не только слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.

IV Рациональность затрат времени, условий, средств.

Критерий оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому; ППО предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.

V Соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе

Критерий определяет насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов

Примечание: Все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно.

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

1. Просмотр и анализ календарных планов и дневниковых записей воспитателя (1 раз в месяц)

2. Проведение консультаций по накоплению материала.

3. Просмотр работы воспитателя с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)

4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)

5. Опрос детей, беседа, проведение контрольных занятий с детьми.

6. Отчёт воспитателя в ходе работы

7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

Деятельность руководителей дошкольного образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов.

I этап - выявление прогрессивного опыта. На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу.

II этап - выделение прогрессивного опыта из массовой практики на основе разработанных критериев.

III этап - научно обоснованное обобщение передового опыта. Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с  помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта.

IV этап - распространение и организация ППО . Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в дошкольную практику видов передового опыта.

         Что означает - внедрить опыт в  практику работы? Это значит повысить качество воспитания и обучения в детском саду. О внедрении можно говорить тогда, когда уже достигнуты его результаты, а может быть, улучшены. Опыт может внедряться полностью, а может только то,  что является необходимым и  может привести к результатам.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения на каждый месяц;

-проведение коллективного просмотра (2 раза)

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

         С целью оказания помощи педагогам в ДОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;

-проведение консультации «Как работать с докладом».

-осуществление контроля за внедрением после того, как научили внедрению (может быть проведена тематическая проверка по внедрению).

         Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах заведующей и старшего воспитателя на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта».

         В ходе реализации работы по распространению передового опыта составляется информационная карта «О педагогическом поиске».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы неск...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

План работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

- НОВАТОР, рассказывающий о своем опыте. - СПОДВИЖНИК, который в коротком выступлении подкрепляет мысли новатора и несколько подробнее раскрывает отдельные положения. - КОНСЕРВАТОР, ст...

Консультация для педагогов "Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта в дошкольном учреждении"

В данном разделе подробно описана система работы по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта в дошкольном учреждении....

Обобщение передового педагогического опыта

Обобщение педагогического опыта...

Обобщение передового педагогического опыта: Статья " Формирование фундамента физического и психического здоровья детей дошкольного возраста"

Всё начинается с детства.Самое главное , что заботит родителей, воспитателей ( а мы тоже родители)-это здоровье наших детей. Когда ребёнок , да и взрослый здоров , то у него всё получается,  у не...

Обобщение передового педагогического опыта

конспекты  занятии, дидактические игры, консультации для воспитателей, для родителей...