Конспект родительского собрания "Семейные традиции. Семейное чтение."
материал (средняя, старшая, подготовительная группа)

Зайцева Елена Анатольевна

Конспект родительского собрания "Семейные традиции. Семейное чтение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sobr_._semeynye_traditsii.docx518.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  родительского собрания

на тему«Семейные традиции. Семейное чтение»

Цель: поиск новых форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй; подведение родителей к выводу о том, что чтение детям книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи:

• Приобщать родителей к участию в жизни ДОУ через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы;

• Формировать систему «МЫ», объединение с родителями в интересах развития ребёнка.

Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребёнка; стимулировать самообразование родителей; прививать навыки читательской культуры; воспитывать бережное отношение к книге.

 

Предварительная работа:

Оформление приглашений для собрания;  оформление памяток для родителей; проведение анкетирования родителей, опрос детей.

Вступительное слово воспитателя.

Семья – защита от обид,

Для малышей она как щит.

Как прочная она броня

От холода и от огня.

Случилась с малышом беда,

Семья поймёт его всегда;

Порой за шалость побранит

Но все равно потом простит.

Семья – любви волшебный край,

Она как драгоценный рай,

В котором вера и мечта

Ее иссякает никогда.

Всем детям на земле нужна

Семьи волшебная страна,

Чтобы любить и жалеть,

Чтобы они могли взлететь.

Сегодня мы с вами встретились, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека – о семье и семейных традициях.

 Семейные традиции – это не только праздники, но и торжественный обед каждое воскресенье, когда вся семья в сборе. Это совместные походы на природу, вечерние прогулки всей семьей – все это укрепляет семейные узы, помогает в воспитании детей. Доверие, сохранение его в семье – еще одна хорошая традиция.

- Что такое семья? (высказывания родителей)

- Чем для вас является семья? (высказывания родителей: самое дорогое, что у нас есть)

«Толковый словарь» нам объясняет: семья – группа живущих вместе близких родственников.

- Как вы думаете, какие чувства связывают живущих вместе близких родственников?

(высказывания родителей:  ответственность друг за друга; чувство взаимопомощи; уважение; любовь; нежность; взаимопонимание)

Семья – самое главное в жизни. От того, как живут люди в семье, зависит их настроение, успехи в работе и даже здоровье. Человек, у которого нет семьи, намного беднее того, у которого семья есть. - Как вы понимает эту пословицу?

«Семья крепка ладом. Лад – согласие.»

(высказывания родителей)

Не зря есть такая пословица - «Семейное согласие всего дороже»

О семье народ сложил пословицы.

- Какие вы знаете пословицы, поговорки о семье и детях?

(ответы родителей)

А теперь давайте вместе вспомним. Я буду начинать, а вы постарайтесь закончить.

- В гостях хорошо, а… (дома лучше)

- Не красна изба углами, а (красна пирогами)

- какого на дому, такого и… (самому)

- дети не в тягость, а в (радость)

- Когда семья вместе и (сердце на месте)

- в родной семье и (каша гуще)

- В семье любовь да совет, так (и нужды нет)

- Дружная семья и землю превращает в (золото)

С древних времен был сформирован ряд семейных традиций.

«Традиции русских семей»

• Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать  семейные праздники;

• Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

• Приглашать гостей и собирать застолье;

• Собирать и хранить семейные фотографии;

• Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких;

• Представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т. д.

А какие традиции есть в вашей семье? Как ваша семья проводит свободное время, отпуск? Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

(ответы родителей)

Наша группа тоже является большой дружной семьей, которая на протяжении нескольких лет входит в состав каждой из вашей семьи. И сейчас мы вам предлагаем завести семейную традицию нашей группы, которую назовем «Мы-читающая семья».

Проблема сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео- и компьютерная, дающая готовые слуховые и зрительные образы, особым способом воздействующая на людей, ослабила интерес к книге и желание работы с ней. Плоды этого мы уже начинаем пожинать сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, вообще нравственных устоев. Аксиомой в данной проблеме является то, что мы не властны, да и не имеем права лишать ребенка всего того, что принес прогресс, как не имеем права не замечать и отрицать все то, что электронный мир таит в себе.

Утрату эстетического наслаждения чтением Ч. Дарвин считал равносильной утрате счастья. Поэтому мы с вами должны направить свои усилия на то, чтобы в детских сердцах и сознании нашлось место увлечению чтением.

С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом, его нужно открыть, вырастить и воспитать. Задача взрослых- открыть ребенку то чудо, которое несет в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Ведь ребенок дошкольного возраста постигает литературу только с помощью взрослого. В действительности, это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой.

Практически в каждой общеобразовательной программе дошкольного образования предусмотрено знакомство с художественной литературой на специально организованных занятиях, совместной деятельности взрослых и детей и в самостоятельной деятельности детей. Однако реализация общеобразовательных программ в детском саду предполагает тесный контакт детского сада и васродителей. Ведь жизнь семьи запечатлевается в сознании детей гораздо раньше. Поэтому семья, культурные отношения внутри ее во многом определяют путь ребенка как читателя. Однако по данным российских СМИ, лишь приблизительно 15 % родителей участвует в формировании книжной культуры детей, 60% родителей не читают детям вообще.

Практика показывает: у родителей не просто нет желания читать и рассказывать детям. Чаще всего они не знают, как организовать домашнее чтение с сыном или дочкой, как «правильно» выбрать время для чтения, какова должна быть эмоциональная окраска произведения. (Далее приводятся данные результатов анкетирования родителей).

Всем известно, что на Руси семья была почитаема и оберегаема, потому что именно здесь происходило рождение, становление и формирование личности человека. Каждая семья, где есть дети, мечтают о том, что бы они выросли уважаемыми людьми, нашли своё признание, что бы их жизнь была счастливой и успешной. Но где взять ту волшебную палочку, которая поможет превратить эту мечту в жизнь? Ответ прост: эта волшебная палочка – умение и желание ребёнка читать.

Не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.

Книга же, напротив, дает возможность домыслить, “дофантазировать”. Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.

  Таким образом, важно признать процесс чтения определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении человека, ребенка.

 «ЛИТЕРАТУРНАЯ ВИКТОРИНА» для родителей

Родители делятся на две команды. За правильный ответ команда получает звездочку. Побеждает та команда, которая наберёт большее количество звездочек.

    1 конкурс (устный). Ведущий  по очереди задает командам вопрос.

1.В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Яблонька, укрой меня!

Реченька, спаси меня!

«Гуси-лебеди» 

2.На лесной опушке

Стояли две избушки.

Одна из них растаяла,

Одна стоит по-старому.

«Заюшкина избушка»

3.Вот ключ волшебный, золотой.

Он очень даже не простой,

О нём нам сказку рассказал

Писатель Алексей(Толстой).

4.Вор пшеницу воровал,

А Иван его поймал.

Вор волшебным оказался,

И Иван на нем катался.

«Сивка-бурка»

5. Ах ты, Петя-простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

«Кот, петух и лиса»

6. На сметане мешён

На окошке стужён.

У него румяный бок,

Кто же это? (Колобок)

7. Друг за друга по цепочке

Ухватились все так прочно!

Но ещё помощники скоро прибегут,

Победит упрямицу дружный общий труд.

Как засела крепко! Кто же это? … (Репка)

8. Трое их живёт в избушке,

В ней три стула и три кружки,

Три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

9. В лесу тёмном на опушке,

Жили дружно все в избушке.

Маму дети поджидали,

В домик волка не пускали.

Эта сказка для ребят… (Волк и семеро козлят)

10. Девочка добрая в сказке жила,

К бабушке по лесу в гости пошла.

Мама красивую шапочку сшила

И пирожков дать с собой не забыла.

Что же за девочка-лапочка.

Как зовут её? … (Красная Шапочка)

11. Я мальчишка деревянный,

Вот и ключик золотой!

Артемон, Пьеро, Мальвина –

Дружат все они со мной.

Всюду нос сую я длинный,

Моё имя … (Буратино)

12. В шляпе синенькой мальчишка

Из известной детской книжки.

Он глупышка и зазнайка,

А зовут его … (Незнайка)

13. И на мачеху стирала

И горох перебирала

По ночам при свечке,

А спала у печки.

Хороша, как солнышко.

Кто же это? … (Золушка)

2. «Подери атрибут герою сказки».

(Задание на скорость. Командам раздаются картинки с изображением героя и атрибута.  Команда, которая справится быстрее, получает звездочку)

Буратино-золотой ключик

Красная шапочка- корзина с пирожками.

Царевна лягушка – стрела

Старик Хоттабыч – ковёр-самолет

Маша и Медведь – короб

Три медведя – три чашки

Кот в сапогах – сапоги

Дюймовочка – цветок и т.п.

3. «Назови автора произведения или персонажа»

1. Кто автор произведения «Кошкин дом»(Самуил Маршак)

2. Кто написал сказку «Золушка»(Шарль Перро)

3. Автор сказки «Серебряное копытце» (Бажов).

4. Автор сказки «Конёк – горбунок» (Ершов).

1. Усатый персонаж сказки Чуковского. (Тараканище)

2. Жених Мухи-цокотухи. (Комар).

3. Какой герой сказки носил красные сапоги? (Кот в сапогах)

4. Как звали девочку – обладательницу волшебного цветка из сказки Катаева «Цветик-семицветик»(Женя)

1. Как звали маму-медведицу в сказке «Три медведя»(Настасья Петровна)

2. Назовите отчество Федоры из сказки Чуковского «Федорино горе»(Егоровна)

3. Как звали собаку в сказке «Золотой ключик или Приключение Буратино»(Артемон)

4. Как звали хитрого кота из сказки «Золотой ключик»(Базилио)

4. «Собери пазлы и назови сказку»

   

5. «Инсценировка сказки родителями» (1 команда – «Теремок», 2 команда – «Колобок»)

   

Подведение итогов викторины.

Решение родительского собрания

Учитывая важную роль родителей в привитии у детей любви к книге и развитии интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать прочитанное, помогать составлять рассказы по прочитанному.

Каждой семье организовать вечера семейного чтения.

Включить в круг детского семейного чтения стихи, рассказы, пословицы, поговорки.

Систематически посещать библиотеку.

Объявить конкурс на лучшего чтеца. В конце года подвести его итоги и вручить призы победителям.

Заключительное слово воспитателя. Раздача памяток родителям.

Приложение 1.

Памятка для родителей.

Читайте вслух с ребёнком не менее 10 – 15 мин. в день.

перед чтением уберите со стола отвлекающие предметы, проветрите комнату.

Если ребёнок устал. Проведите физкульминутку.

Во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте иллюстрации.

Беседуйте о прочитанном: о том, чему учит книга, что нового ребёнок узнал.

Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.

Приложение 2.

Как обращается с книгой Ваш ребенок?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, Вы можете судить о том, достаточное ли внимание Вы уделяете привитию сыну или дочери навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли Ваш ребенок следующих правил обращения с книгой:

1. Прежде чем взять книгу, нужно проверить, чистые ли у вас руки.

2. Читать и рассматривать книгу можно только за столом.

3. Книгу нужно беречь: не пачкать ее, не заминать страницы, правильно их перелистывать, не смачивать палец слюной; не играть с книгой: она от этого портится.

4. После того, как посмотрели и прочитали книгу, надо положить ее на место.

5. Хранить книгу необходимо в специально отведенном для нее месте — в книжном шкафу или на полке, а не среди игр.

6. Если заметили, что книга не в порядке (порвалась или отклеилась обложка, выпала страница), ее нужно починить. Если трудно сделать это самим, обратиться за помощью к взрослым.

Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие их качества.

1. Как книга иллюстрирована? Дети любят смотреть картинки не меньше, чем слушать; они ценят красоту, юмор, фантазию; избегайте книг, где стиль рисунков слишком деловой или упрощенный.

2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя? Не судите по возрасту, а выбирайте истории достаточно сложные, чтобы завладеть вниманием ребенка, но при том достаточно простые, чтобы он мог следить за развитием событий.

3. Понравится ли книга именно Вашему ребенку? Не слишком обращайте внимание на ее учебную ценность: любая история, которая ребенку нравится, будет в этом смысле ценной.

4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия? Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются такие, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга Вам? Если Вы читаете то, что больше нравится Вам самим, есть больше оснований ожидать, что это понравится ребенку.

Как стать хорошим читателем

1. Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение — одно из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных занятий.

2. Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка — только просматривать книги.

3. Если в книге встретятся слова, фразы, не понятные по содержанию, обращайтесь за разъяснением к словарям, справочникам, энциклопедиям.

4. Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания из тех книг, которые читаете.

5. Читайте по определенной системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора, познакомиться с его биографией, с особенностями эпохи, в которую он жил.

6. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения, помогает глубже ощутить образность, поэтичность языка произведения.

7. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книги, заучивание наизусть крылатых фраз, отдельных отрывков.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

Как приобщать детей к традициям семейного чтения?

Ничто не сближает так родителей и детей, как совместное чтение. Для поддержания этой традиции желательно приобщать ребенка к следующим семейным делам и событиям:

1.Создание домашней библиотеки, включающей детскую художественную литературу.

2.Совместное чтение (взрослые читают детям), во время чтения книги выясняйте значение трудных слов, рассматривайте  иллюстрации и обсуждайте прочитанное.

3.Чтение сказки на ночь.

4.Посещение библиотеки, включая встречи с писателям и художниками – иллюстраторами детской книги.

5.Выбор книг в подарок ребенку и вместе  с ребенком близким родственникам, друзьям.

6. Совместное иллюстрирование любимых произведений.

7.Создание рукотворных (самодельных) книг, в т.ч. книжек-малышек.

8.Обыгрывание сюжетов литературных произведений в сюжетно-ролевых и режиссерских играх, играх-драматизациях.

9.Подготовка и показ домашних спектаклей по мотивам литературных произведений (театр кукол, театр теней, пальчиковый и другие).

+ В Мои закладки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль читательской компетентности педагога в развитии традиций семейного чтения»

При особенностях современной ситуации возникает необходимость решения проблемы приобщения к чтению родителей путем педагогического взаимодействия всех заинтересованных сторон, и в первую очередь образ...

Роль читательской компетенции педагога в развитии традиций семейного чтения

Цель системного подхода: научить детей относится к своей планете бережно, не загрязнять ее, а так же развивать эстетические чувства, отражать их в творческой деятельности...

Встреча родительского клуба «МЫ ВМЕСТЕ». «Родительская библиотека» Тема: «Возрождение семейной традиции - семейное чтение». Старший воспитатель Руденко Ольга Васильевна

Цель. Создать условия для информирования родителей воспитанников о необходимости возрождения традиции семейного чтения. В программе:Микроисследование  «Роль книги в семейном воспитании» ...

Конспект родительского собрания: «Копилка семейных традиций»

Конспект родительского собрания : "Копилка семейных традиций"...

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"

Конспект родительского собрания на тему "Семейные традиции. Семейное чтение"...