Консультация для родителей на тему: "Песочные фантазии (веселые игры с песком)".
консультация (старшая группа)
Игра с песком — это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Ребенок часто словами не может выразить свои переживания, страхи, и тут ему на помощь приходят игры с песком. Проигрывая взволновавшие его ситуации с помощью игрушечных фигурок, создавая картину собственного мира из песка, ребенок освобождается от напряжения. А самое главное — он приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций, ведь в настоящей сказке все заканчивается хорошо!
Игры с песком очень полезны для развития мелкой моторики, тактильных ощущений и координации движений. Все это напрямую связано с развитием речи, мышления, внимания, наблюдательности, воображения, памяти. Игры с песком положительно влияют на развитие воображения и творческих способностей детей. На песочном полигоне можно дать волю своей буйной фантазии. Сколько всего можно вылепить из влажного песка: фигурные куличики, домики, гаражи, дворцы, города, скульптуры. Сложность песочной конструкции возрастает с мастерством юного архитектора.
Любой ребенок очень любит играть с песком. Предложив ребенку савок, ведерко, формочки, грабли, воронки, сито, пластиковые баночки и бутылочки мы не только дадим ребенку интересное занятие, но и будем способствовать развитию его фантазии. Что же взять с собой в песочницу? Вот список предметов, которые помогут вам разнообразить игры с песком. Вода (удобно брать ее в пластиковой бутылке), лопатка — ведерко — сито для песка — грабельки — формочки разного размера и прозрачности (в качестве формочек можно использовать баночки из-под кремов, стаканчики из-под йогуртов и пластиковые бутылки). Лейка — воронка — мельница и другие игрушки с вращающимися лопастями. Фигурки людей и животных, маленькие куклы, игрушки-сюрпризы из шоколадных яиц. Природные материалы: камни, ракушки, куски дерева, сухие растения, травинки, палочки, веточки, листья, шишки, желуди, семена. Игрушечные предметы быта, мебель — игрушечная посуда. Транспорт (сухопутный (маленькие легковые машинки и грузовые с кузовом), водный, космический, боевые машины, строительная техника). Объекты окружающего мира: дома, заборы, мосты, ворота, дорожные знаки. Выделите для «уличных» игрушек отдельную сумку, чтобы не смешивать их домашними. Лучше если сумок будет несколько, с разными игровыми наборами. Итак, если для игры все готово, отправляемся в песочницу. Но перед этим не забудьте рассказать малышу простые правила поведения в песочнице: не выбрасывать песок «за борт», не брать его в рот и не бросать в других людей, и, конечно, мыть руки после игры. А теперь поиграем…
"Печем куличики"
Цель: познакомить ребенка с особенностями сухого и мокрого песка; сформировать представление об изменчивости формы песка в зависимости от формочки.
Ход игры.
В песке находятся разные формочки. Покажите их детям, предложите рассмотреть, потрогать, рассказать об их цвете и форме. В это время вы прячете формочки в песок и просите ребенка найти (откопать) спрятанные формочки. Малыш ищет формочки в сухом песке, а вы обращаете его внимание на то, что песок просыпается между пальцами, что он сухой и т. п. Когда все формочки будут найдены и названы, попросите ребенка сказать еще раз, какой песок: сухой или мокрый.
Вместе с малышом полейте песок в одной половине ящика, а во второй половине песок оставьте сухим. Покажите, как надо наполнять мокрым песком формочки. Обратите внимание ребенка на то, что при наполнении формочки мокрый песок нужно утрамбовать пальчиками, покажите как надо "испечь" куличик, выложив его на поднос и т. п. Когда куличики будут готовы, ребенок называет то, что он "испек". А теперь попробуем "испечь" куличики из сухого песка. Спросите, можно ли это сделать, получатся ли куличики. Даже если ребенок дает неверные ответы, вы их не опровергает, а предлагает проверить опытным путем. Малыш насыпает сухой песок в формочки и пытается выложить их на чистый поднос. Естественно, что форма не сохраняется, тогда вы просите его объяснить, почему из мокрого песка куличики получились, а из сухого нет?
"Спрячь игрушки"
Цель: сформировать умение определять количество предметов на основе слухового, тактильного восприятия, прятать это количество в песок, располагая по всей плоскости песочного ящика, а затем доставать заданное количество из песка.
Ход игры. Взрослый говорит ребенку: "Посмотри, какие игрушки лежат на подносе. Попробуй спрятать, закопать их в песок так, чтобы они расположились по всему ящику. Потом мы вместе будем их искать. (Малыш закапывает игрушки, а вы, если нужно, помогаете, затем вместе отыскивает их и называете.) Мы с тобой прятали и находили игрушки, а теперь послушай, сколько игрушек я попрошу тебя спрятать. Я буду хлопать в ладоши, а ты возьмешь столько игрушек, сколько хлопков услышишь. Потом ты спрячешь их в песке. Но сначала я посмотрю, сколько игрушек ты взял". (Малыш показывает выбранное количество игрушек, а затем прячет их в песке).
Дидактическое упражнение: «Дорожка из счетных палочек».
Цель: учить ориентироваться на плоскости; развивать умение дослушать до конца задание; развивать мелкую моторику рук, путём взаимодействия пальчиков с песком, счётными палочками и мелкими игрушками.
Материал: песочница с песком, счётные палочки, мелкие игрушки.
Ход игры: Взрослый указывает направление движения – 2 палочки вверх, 3 вправо, 1 вниз, 1 вправо – здесь живёт котик. 2 вверх, 3 налево, 3 вверх – здесь живёт волк. 2 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 налево, 1 наверх – здесь живёт белка. Начинать движение всегда нужно с отмеченного места (начала пути).
Дидактическое упражнение: «Угадай где спрятано?»
Цель: учим ориентироваться на плоскости, развивать умение видеть углы и середину песочницы, повторять названия геометрических фигур и их цвет.
Материал: мелкие игрушки, пуговицы, камешки, цветные рамки.
Ход игры: 1 вариант. У ребёнка мелкие игрушки. Взрослый предлагает поставить свою игрушку в любой угол, середину или на любую сторону песочницы.
Маша, где стоит твоя игрушка? (в середине)
Слушай внимательно, куда пойдёт твой мишка – в нижний правый угол. Посмотри глазками, с кем он там встретиться? (со львёнком), молодец, покажи ему дорогу – ребёнок берёт игрушку и «идёт».
Предложить ребёнку самому придумать, куда пойдёт игрушка. Необходимо следит за речью ребёнка – отвечает полным ответом, правильно определяет место игрушки.
2 вариант. Разноцветные пуговицы или другие предметы, ребёнок закрывает глаза, вы прячете пуговицу в песке. Когда ребёнок открывает глаза, ему говорят: я спрятал пуговицу в квадрат в верхнем левом углу, угадай, где спрятано? Ребёнок ищет. Или говорим: в правый нижний квадрат нужно положить все треугольные пуговицы. (Все, у кого такие пуговицы, кладут их в указанное место). В нижний левый угол – все жёлтые пуговицы, в верхний левый угол – все с ушком, в верхний правый угол – все маленькие. Дальше считаем, в каком углу, сколько пуговиц, где или каких больше (меньше).
Дидактическое упражнение «Веселые раскопки».
Цель: активизировать социально – эмоциональный опыт ребёнка путём расширения их представлений об окружающем мире; развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.
Материал: песочница с песком, мелкие игрушки, кисти для раскопок, совочки.
Ход игры: Взрослый заранее прячет в песке нужный материал – полуразрушенный замок из кубиков, животных, цифры, геометрические фигуры и т.д. дети откапывают, что спрятано в песке. Копать нужно очень осторожно, снимая песок тонкими пластами, ни в коем случае не углубляясь, не выкапывая ям. Если лопатка наткнется на какой-то предмет в песке, ее нужно срочно сменить на большую кисточку и дальше работать уже только кисточками, осторожно освобождая поверхности находки. В процессе игры ребёнок получает знания об окружающем мире, учатся фантазировать и выдвигать свои гипотезы (если это замок, животные, инопланетяне, яйца и т.д.), закрепляют знания о цифрах, буквах, счёте предметов и т.д.
Дидактическое упражнение «Найди цифру».
Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие внимания и терпения; продолжать разделять числа на чётные и нечётные.
Материал: песочница с песком, двухсторонние цифры (синие – нечётные, красные – чётные), мелкие игрушки.
Ход игры. В песке закопаны цифры. Ребёнок «запускает» в песок руки и ищет цифру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Экологическое воспитание или, как организовать игры детей с песком".
Консультация для родителей, которая поможет с пользой провести время у водоема летом, играя с песком, изучая его свойства....
Консультация для родителей "Артикуляционная гимнастика в стихах. Весело играем, речь исправляем"
Комплекс упражнений которые можно делать дома вместе со своим ребенком....
Консультация для родителей на тему: "Песочная терапия".
Игры с песком - одна из форм естественной активности ребёнка. Именно поэтому родители могут использовать песок, проводя развивающие и обучающие занятия, играя. Строя картины из песка, придумывая разли...
Консультация для родителей на тему :"Песочная терапия, как эффективное средство развития речи детей 5-7 лет"
Игры с песком -это современный подход в развитии детей дошкольного возраста, потому что является доступной формой деятельности для каждого ребенка. Игры с песком являются одним из самых любимых увлече...
Консультация для родителей "РАЗ — ПЕСЧИНКА, ДВА — ПЕСЧИНКА… Дети играют с песком"
Отдых с малышом — как это прекрасно! Научимся «отпускным» играм на песке. Узнаем их сами и научим своих малышей....
Консультация для родителей по теме: "Какая польза от игры с песком"
Цель: Познакомить родителей с пользой игры песка для детей....
Консультация для педагогов Тема: «Песочная терапия для дошкольников. Чудеса на песке»
Маленький ребенок, оказавшись на пляже, сразу же начинает увлеченно играть с песком. Да и взрослым нравится сооружать песочные замки. И это неудивительно. По мнению психологов, игры с песком благотвор...