Игра в шахматы как средство развития логического мышления
консультация (старшая, подготовительная группа)

Ретинская Наталья Александровна

В данном материале представлены задачи, которые можно решить через игру в шахматы, а также этапы обучния дошкольников игре в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_shahmaty.docx21.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 17.10.2013г. №1155 нацелен на то, чтобы у ребёнка возникла мотивация к обучению, познанию и творчеству. Познавательные же возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов. Поэтому важно развивать память, внимание, воображение и мышление.

Асмолов Александр Григорьевич говорит, что критерием готовности к школе является способность уловить основные связи между явлениями. Эта возможность появляется тогда, когда ребёнок умеет мыслить логически.

И действительно, способность логически мыслить позволяет: понимать происходящее вокруг, вскрывать существенные стороны, связи в предметах и явлениях окружающей действительности, делать умозаключения, решать различные задачи, проверять эти решения, доказывать, опровергать словом.

Чтобы объяснить, что такое «логическое мышление», разделим это понятие на две части: мышление и логику. Дадим определение каждой из этих составляющих.

Мышление человека – это психический процесс обработки информации и установления связей между предметами, их свойствами или явлениями окружающего мира. Мышление позволяет человеку находить связи между феноменами действительности, но чтобы найденные связи, действительно, отражали истинное положение дел, мышление должно быть объективным, правильным или, иными словами, логичным, то есть подчиненным законам логики.

Логика в переводе с греческого имеет несколько значений: «наука о правильном мышлении»«искусство рассуждения», «Речь», «рассуждение» и даже «мысль». Одна из главных задач логики – определить, как прийти к выводу из имеющихся предпосылок и получить истинное знание о предмете размышления, чтобы глубже разобраться в нюансах изучаемого предмета мысли и его соотношениях с другими аспектами рассматриваемого явления.

Теперь мы можем дать определение самому логическому мышлению.

Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного вывода из имеющихся предпосылок.

Формирование мыслительных процессов дошкольника — одна из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения. От овладения процессами мышления, умения усваивать, обрабатывать и применять полученную информацию зависит не только успешное обучение в школе, но и взрослая жизнь человека. Способность мыслить логически, то есть рационально, находя верные решения, помогает и в профессиональной деятельности, и в отношениях с окружающими, и в быту.

Цель развития логического мышления дошкольников — научить ребёнка мыслить, используя знания о связях между явлениями, выстроенные на их основе суждения и понятия.

Как же развить логику ребёнка, зажечь желанием получать новые знания? Конечно же, заинтересовать увлекательной игрой, ведь игра - единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации.

Огромную роль в воспитании успешного, самостоятельного, гармонично развитого человека играют шахматы. И это не фантастика, дети легко осваивают шахматные премудрости с 3-х лет.

В. В. Путин в послании участникам чемпионата мира по шахматам сказал: “Шахматы это не просто спорт — они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективнее оценить сложившуюся ситуацию, просчитать на несколько "ходов" вперед”.

О роли шахмат в формировании подрастающего поколения президент Международной шахматной федерации (ФИДЕ) Кирсан Илюмжинов выразился: “Шахматы — чуть ли не единственная чисто соревновательная, т. е. наглядная форма фиксации интеллекта личности”.

Актуальность проблемы обучения детей игре в шахматы обусловлена поиском эффективных методов развития логического мышления у старших дошкольников. Доказано, что в шахматах заложены огромные возможности умственного развития с раннего возраста. Однако на практике используется незначительная часть этих возможностей. Тема обучения старших дошкольников игре в шахматы в педагогике мало изучена. «Тем не менее, актуальность данной проблемы очевидна, - считает Ю.Авербах. – Это развитие ума ребенка, формирование познавательных  процессов, развитие мыслительных операций с помощью шахматных комбинаций.

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:

Познавательная: учит думать, запоминать, сравнивать, ориентироваться на плоскости, развивает логическое мышление.

Воспитательная: вырабатывает внимательность, собранность, усидчивость и целеустремлённость.

Эстетическая: развивает фантазию, обогащает внутренний мир.

Коррекционная: помогают гиперактивным детям стать спокойнее, способствуют развитию умения сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

С чего следует начинать обучение шахматной игре в дошкольном возрасте?  Необходимо подобрать определенный (поэтапный) порядок обучения игре. Наиболее эффективна следующая обучающая система.

Первый этап

Обучение игре в шахматы начинается с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматной доской и шахматными фигурами. Необходимо рассказать, как доска должна правильно лежать. После ознакомления с доской нужно перейти к шахматным фигурам. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам.  От занятия к занятию ребенок должен  знакомиться со всеми фигурами  по следующей схеме: Ладья - Слон - Ферзь - Конь -   Пешка - Король. Педагог рассказывает сказку или показывает мультфильм о каждой фигуре, в форме игровой теории дети путешествуют с фигурами по демонстрационной  доске.  

Можно использовать следующие дидактические игры:

- «Четвёртый лишний». На карточках изображён ряд шахматных фигур, среди них есть лишняя (прямоугольник, треугольник, песочные часы и пр.).

- «Будь внимателен». На демонстрационном фрагменте произвольно размещены шахматные фигуры. Дошкольники должны запомнить расположение и воспроизвести его на своих карточках.

- «Правильно-неправильно». На магнитной шахматной доске расположены фигуры в их начальной позиции. Некоторые из них занимают неправильную позицию. Дети должны определить, какие находятся в своём «домике», а какие заблудились.

- «Что изменилось?». Педагог выставляет на стол несколько шахматных фигур. Затем воспитанники закрывают глаза, а воспитатель убирает или добавляет одну фигуру. Задача — найти её.

- «Узнай фигуру по описанию». Воспитатель описывает шахматную фигуру, а ребята угадывают её. Например, «кто ходит только по диагонали» или «кто ходит вперёд на одну клеточку и бьёт другие фигуры тоже на одну клетку, но по диагонали».

- «Чудесный мешочек». Воспитатель сообщает ребятам, что шахматным фигурам нравится играть в прятки. Из непрозрачного мешочка дети  поочерёдно вытаскивают по одной шахматной фигуре и на ощупь угадывают их.

- «Кто быстрее соберёт фигуры для сражения». Дети на скорость должны  выстроить фигуры на доске. 

Стихи, загадки, ребусы  про шахматные фигуры способствуют  быстрому запоминанию  материала и включению всех детей в познавательный процесс. Как только дошкольники научились правильно расставлять фигуры на шахматной доске, запомнили их названия, можно переходить к изучению правил шахматной игры.

Второй этап

На этом этапе ребенок должен изучать азы шахматной игры:
усвоить правила передвижения и взаимодействия фигур на шахматной доске.  Система дидактических шахматных заданий включает в себя несколько видов постепенно усложняющихся заданий.
 Существует определенный  уровень  использования дидактических игр  и заданий. Указанная система заданий отрабатывается сначала на ладье, а затем последовательно на каждой из остальных фигур.

Примеры заданий, соответствующие каждому из видов заданий на примере ознакомления с шахматной фигурой - ладья.

1. Ознакомительные задания.

  Они формируют способность дошкольника репродуктивно освоить правила игры. Смысл упражнений в том, чтобы ребенок научился ходить конкретной фигурой. 

Игра "На одну клетку".  На поле а1 располагается белая ладья (Л). Ребенок должен несколько раз пойти ладьей на одно поле в соответствии с правилами ее передвижения (по горизонтали и вертикали). Далее следуют другие задания: "Через клетку", "Через две клетки" и т.п.

Игра "Один в поле воин" Побей белой ладьей все черные фигуры, беря каждым ходом по фигуре. Побей черной ладьей все белые фигуры, беря каждым ходом по фигуре .  

2.Пошаговые задания

 Пошаговые задания позволяют достигать конечной цели через цепочку четко детерминированных "шагов".

"Кратчайший путь" (на фрагменте доски). За минимальное число ходов фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски. ( Попади ладьей за 3 хода в замок, обойдя поля с грушей).

"Лабиринт"(на фрагменте доски). Фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их (Собери все груши).

Игра «Кратчайший путь». Доберись ладьей до контрольного поля за наименьшее число ходов не перепрыгивая заминированные поля .

Игра "Лабиринт". Ладья должна добраться до контрольного поля. Для обеспечения единственности решения часть полей ладье недоступна, перепрыгивать через них нельзя.

3. Лабиринтные задания обучают  выбирать оптимальное решение из определенного количества альтернатив.

Игра "Перехитри часового". Основная цель данного задания – начать видеть поля, на которые нельзя вставать, т.к. они под боем фигур противника. Ходит только белая ладья, черные фигуры неподвижны-заколдованы. Белой ладье-разведчику нужно попасть на поле h8, выбрав такой путь, чтобы в местах остановок не попасть под удар черным ладьям-часовым. Сколько ходов нужно сделать? 

"Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом черных фигур.  

"Игра на уничтожение" – важнейшая игра обучения. У ребенка формируется внутренний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры). Выигрывает тот, кто побьет все фигуры противника.

Одно из важнейших умений - брать фигуру противника. Ребенок учится выполнять взятие фигуры, которая стоит под боем и не подставлять свою фигуру под удар вашей.

Именно в "Игре на уничтожение" у детей в полной мере начинает функционировать внутренний план действий.

Третий этап

Когда ребенок знает все названия и ходы, можно начинать  шахматную игру. Необходимо, чтобы он самостоятельно расставил на доску свои фигуры. Для начала он должен знать названия всех фигур и правильно их расставлять с помощью взрослого. Затем нужно перейти к правилам игры. Все рассказать детально, но так, чтобы ребенок понял. Необходимо начинать с простых фраз и каждый раз проверять доступно ли это ученику или нет. Особенно стоит обратить внимания на понятия «шах» и «мат». В таком случае также можно воспользоваться методом ассоциации и использовать игровые понятия, например, «захват» и «поражение». Все ситуации нужно показывать на примерах с помощью фигур. 

Перед игрой ребенок должен проговорить правила. Особенно обратить внимание на ту часть, чего нельзя делать, и что считается неправильным при игре в шахматы.

Очень важно на первых играх поддаваться, дать ребенку выиграть. Лучше, чтобы его ход был первым. Это придаст ему уверенности и заинтересованности. Если же будет постоянное поражение, то он просто разочаруется и бросит играть.

Играя с ребенком в шахматы, взрослые  должны понимать, что главной целью является не воспитание будущего олимпийского чемпиона, а прививание любви к этой игре.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста»

стендовый доклад представляет собой обобщение опыта работы воспитателя по теме "Игра в шашки, как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"....

Обучение игре в шахматы как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста

Шахматы - уникальный инструмент развития творческого мышления, мощное средство для гармоничного развития интеллекта ребёнка. Они сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта....

Презентация «Игра в шашки и шахматы как средство развития логического мышления»

Игра в шашки и шахматы –очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.ра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развиИгра...

Статья "Шахматы как средство развития логического мышления у детей 4-5 лет"

Шахматы в детском саду — это актуальная тема. Многие родители хотят, чтобы их ребенок развивался с самых ранних лет. Шахматы помогают развивать логическое мышление у дошкольников....

«Шахматы, как средство развития логического мышления и повышение интеллектуальной работоспособности»

в данном материале представлена информация о пользе игры в шахматы для развития логического мышления...

Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"

Презентация "Шахматы - как средство развития логического мышления детей дошкольного возраста"...