Коммуникативные игры как средство социального развития детей младшего дошкольного возраста (РМО)
план-конспект занятия (младшая группа)

Ефимова Алёна Айваровна

Цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры;

- восприятие норм социального поведения;

- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;

- формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;

- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;

- выработку навыков безопасного поведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_efimova_a.a.27.01.2023_god.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Коммуникативные игры как средство социального развития детей младшего дошкольного возраста

Тема практикума: Аукцион по самообразованию «Формирование социального опыта дошкольников посредствам коммуникативных игр»

Задачи:

- познакомить воспитателей с теоретическими и практическими основами разработки проблемы коммуникации у детей.

- обучать игровым приёмам общения со сверстниками, желание участвовать в совместной деятельности.

- развивать диалогические формы речи, стимулировать речевое творчество детей.

Оборудование: Снежный ком, коробка, стул, картинки с эмоциями, зеркальце.

Добрый день уважаемые коллеги! Я рада вас всех приветствовать на моем практикуме на тему

«Формирование социального опыта дошкольников посредствам коммуникативных игр»

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы дети были адаптированы к жизни в социуме, имели активную и ответственную социальную позицию, смогли реализовать себя, всегда могли найти общий язык с любым человеком и завести друзей.

У некоторых детей занижена самооценка, есть дети эмоционально неустойчивые, агрессивные, конфликтные, застенчивые, замкнутые, к сожалению все больше детей, имеющих речевые нарушения. Именно поэтому в образовательной деятельности я использую коммуникативные игры.

В коммуникативные игры можно играть не только в детском саду, но и дома, во дворе, на празднике или семейной вечеринке. Мной собрана картотека коммуникативных игр, которую я активно использую в утреннем кругу общения, в образовательной деятельности, а также я часто использую такие игры, как минутки отдыха после занятий.

Игры, направленные на социально-коммуникативное развитие ребенка, имеют следующие цели и задачи:

Цель - развитие социального опыта дошкольников через коммуникативные игры;

- восприятие норм социального поведения;

- развитие коммуникативных умений, навыков сотрудничества с другими детьми и взрослыми;

- формирования чувства уважения и причастности к своей семье и коллективу сверстников;

- формирование позитивного отношения к трудовой и творческой деятельности;

- выработку навыков безопасного поведения.

Для достижения целей были сформулированы задачи:

  • Создавать в группах условия для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения.
  • Обогащать игровой опыт детей по формированию коммуникативных навыков и социального доверия.
  • Знакомить педагогов и родителей с теоретическими и практическими основами коммуникативной деятельности

А сейчас перейдем к практической части. Я приглашая Вас всех в стать вкруг, поиграем в коммуникативную игру «Снежный ком».

Эта игра хороша для знакомства, но может использовать и в других случаях. Будем играть так. Первый игрок называет свое имя. Следующий игрок называет имя первого игрока и свое имя. Третий игрок – имя первого и второго игрока и добавляет свое имя. И так по кругу. Заканчиваем тем, что первый игрок называет все имена. Имена очень легко запоминаются в этой гире. (играем)

Не обязательно в этой коммуникативной игре называть имена – можно называть, кто что любит или не любит, у кого какая мечта или у кого какое домашнее животное (то есть что говорим можно выбирать и придумывать самим в зависимости от темы)

Коммуникативная игра «Коробка с секретом». Это очень веселая и озорная игра! Моим детям она очень интересна. Для этой игры нам понадобится большая коробка. В этой коробке нужно будет прорезать большие отверстия – такие, чтобы в них свободно пролезла рука. Отверстий может быть сколько угодно. Сколько отверстий столько и детей играют в эту игру. Игроки просовывают руку в коробку (ведущий в это время придерживает коробку на столе), там находят чью-то руку, с ней знакомятся и угадывают, кто это был, с чьей рукой они только что познакомились.

Следующая коммуникативная игра называется «Волшебный стул». Предлагаю поиграть в эту игру. Данная игра воспитывает умение быть ласковым, активизировать в речи детей нежные, ласковые слова. По считалочки выберем, кто будет садиться на стул. Раз, два, три, четыре, пять…
Нам друзей не сосчитать.
А без друга в жизни туго,
Выходи скорей из круга.

(Игрок садится в центр на «волшебный стул»), а мы с вами будем говорить по очереди о нем добрые, ласковые слова.

Предлагаю коммуникативную игру «Покажи на себе». (игроки садятся на стулья в круг, в середине круга стоит стол с различными эмоциями) Предлагаю выбрать каждому эмоцию, которая вам ближе, нравится приятнее и какая наоборот, подумайте, объясните почему. Вспомните жизненную ситуацию, которая вызывает у вас радость, удивление, грусть, страх и т.п. Затем взять зеркальце и повторить эту эмоцию на себе.

Предлагаю поиграть в коммуникативную игру «Весёлый паровозик»
Ведущий является «паровозиком», который должен составить поезд из детей. Ребятам отводится роль «вагончиков». «Паровозик» поочередно подъезжает к каждому из «вагончиков» и знакомится с ним. При назывании имени можно попросить ребят придумать для себя одно хорошее слово, например:
— Я веселый паровозик Лена, а ты кто?
— А я красивый вагончик Саша.
— Поехали дальше вместе.
— Поехали.
Дети едут за следующим «вагончиком», и так до тех пор, пока не соберется целый веселый поезд. Затем дети встают друг за другом и держат стоящего впереди за пояс. В таком положении они преодолевают различные препятствия:
Подняться и сойти со стула («Нужно переехать через горы»).
Проползти под столом («Въехали в тоннель»).
Пробраться через «дремучий лес».
Тихо-тихо проехать по «заколдованному лесу», чтобы «не попасть в лапы диких животных».
На протяжении всего упражнения дети не должны отцепляться от своего партнера. Поезд, который прибудет к финишу в полном составе, награждается («Паровозик и вагончики были очень внимательными, заботились друг о друге и поэтому никого не потеряли в пути»).

Вывод:
Сформированные коммуникативные способности – главнейший показатель готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, смущения, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"!Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста"

В данном материале сформулированы цели, задачи, значение, виды коммуникативных игр как средства социального развития детей. В приложении представлены несколько популярных коммуникативных игр для детей...

Статья "Коммуникативные музыкальные танцы - игры как средство социального развития детей дошкольного возраста".

Коммуникативные музыкальные танцы - игры помогают сформировать у ребенка творческое восприятие музыки, способность получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, в...

«Коммуникативные игры как средство социального развития детей дошкольного возраста»

Данный материал поможет музыкальному руководителю в работе с воспитателями...

Семинар для педагогов ДОУ "Коммуникативные игры, как средства социального развития детей 2 - 3 лет"

Проблема приобщения ребенка к социальному миру является одной из ведущих в процессе формирования личности. В дошкольном возрасте очень важно развивать у ребенка коммуникативные способности. Это необхо...

КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В презентации представлен опыт работы с детьми старших групп по социально-коммуникативному развитию в игре, их виды, значение и задачи....

Доклад на тему: «Коммуникативные игры как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

- создает условия для развития психических процессов и социально значимых качеств личности;- развивает социальные навыки: освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;- воспитывает положит...