Родительское собрание «Русский народный фольклор в развитии детей раннего возраста»
методическая разработка

Марасан Ирина Александровна

Родительское собрание

«Русский народный фольклор в развитии детей раннего возраста»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

                                                                                                                                                                                                                                                         В. А. Сухомлинский

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobranie_rol_folklora.docx37.34 КБ
Файл russkiy_narodnyy_folklor_v_rannem_vozraste.pptx2.23 МБ

Предварительный просмотр:

«Русский народный фольклор в развитии детей раннего возраста»

«Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности».

В. А. Сухомлинский

Ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами - словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа.

Все виды фольклора отвечают природе ребенка, близки его мышлению, представлению. Они помогают разобраться, что хорошо, а что плохо, учат отличать добро от зла. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение.

1. Что мы вкладываем в это понятие «фольклор»? 

Фольклор – это устное народное творчество. Сказки, потешки, прибаутки, загадки, поговорки, песни, игры люди начали сочинять очень давно, когда еще не существовало письменности. И так в устной форме они передавались из поколения в поколение.  Каждое поколение вкладывало в них все самое лучшее. Они просты и доступны для понимания детей, т.к. создавались именно для них. В этом и заключается их ценность.

Выделяют малые жанры фольклора или детский фольклор. Это небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей. Такие народные произведения входят в жизнь ребенка очень рано, задолго до овладения речью. Знакомство с ними обогащает чувства малыша, речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии, дает уроки на всю жизнь: уроки нравственности, трудолюбия, доброты, дружбы, взаимопомощи.

Малые жанры фольклора включают в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки, считалки, скороговорки, заклички, загадки. 

Давайте с вами вспомним все перечисленные жанры.

1. Колыбельные песни. Укладывая ребенка спать, мать нашептывала ему, напевала свои сердечные пожелания, заветы, отдавала через эти песни тепло своего материнского сердца, свою любовь.  Очень много колыбельных песен связано с образом кота. Кот в избе считался символом спокойствия, благополучия, добра.

 

О баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Придет серенький волчек,
Он укусит за бочек,
И потащит во лесок.

Уж ты, котинька-коток,
Уж ты, серенький бочок,
Приди, котя, ночевать,
Мого детку покачать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кувшин молока
Да кусок пирога.

Ай, качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи,
Прилетели, поглядели,
На ворота наши сели.
Ворота-то скрип, скрип,
А Николка спит, спит.
А-а-а-а-а-а-а-а,
А Николка спит, спит.

А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.

2. Потешка — это песенка - приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. Небольшие стишки и песенки позволяют в игровой форме побудить ребёнка к действию, одновременно производя массаж, физические упражнения, стимулируя моторные рефлексы.

Водичка-водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок

Петушок-петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком.

Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок.
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли съесть?
Или Машеньке снесть?
Я и сам укушу,
Да и Машеньке снесу.

3. Пестушки - связаны с поглаживанием ребенка, с его первыми движениями; поскакушки с подскакиванием на коленях у взрослого, побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.

Потягушеньки,
Порастушеньки,
В ножки — ходушеньки.
В роток — говорок,
А в голову — разумок.

Большие ноги
Шли по дороге:
То-оп, то-оп, то-оп.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ,
Топ-топ-топ.

Есть у ежика щетинка,
Наша гладенькая спинка!
Вот бежит сороконожка –
Это мамина ладошка.

Вот пальчик первый — он большой.
Указательный — второй.
Третий пальчик — средний.
Четвёртый — безымянный.
А пятый — мизинчик,
Он маленький, румяный.

4. Прибаутки — стихотворная короткая весёлая история,  песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька- мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого или как галка скачет по ельничку…

Однако главная роль прибауток- познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Солнышко-ведрышко,
Выгляни в окошечко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!

Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Забодает,
забодает,
забодает!

Ах ты совушка-сова,
Ты большая голова!
Ты на дереве сидела,
Головою ты вертела -
Во траву свалилася,
В яму покатилася!

Чёрный ворон на дубу,
Он играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная,
Труба ладная,
Песня складная.

5. Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей.

Дождик лей, лей, лей
На меня и на людей!
На людей - по крошке,
На меня - по ложке.

Радуга-дуга,
Не давай дождя!
Давай солнышка -
Колоколнышка!

Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

Божья коровка, 
Улети на небо,
Принеси нам хлеба, 
Чёрного и белого, 
Только не горелого!

6. Приговорка — коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях, например, обращаясь к живым существам — улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.

7. Считалка — короткий стишок, с помощью которого определяют, кто в игре водит.

Шишел-вышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
- Ты зачем сюда пришёл?
Шишел-вышел, вон пошёл!

Вышли мыши как-то раз
Поглядеть, который час,
Раз, два, три, четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон -
Убежали мыши вон!

Сидел петух на лавочке,
Считал свои булавочки.
Раз, два, три!
Это, верно, будешь ты!

Шла кукушка мимо сети,
А за нею злые дети,
Кук-мак-кук-мак,
Убирай один кулак.

8. Загадка — выражение, которое нуждается в разгадке. Придумывать загадки — значит находить важное, интересное, необычное в явлениях и предметах. Находить отгадки — значит по признакам, действиям и подобию определять предмет или явление.

В избу идут — плачут,
из избы идут — пляшут.

Рыба в море — хвост на заборе.

Среди двора стоит копна: спереди вилы, сзади метла.

Крашеное коромысло через реку повисло.

Отдельно от малых фольклорных форм выделяют русские народные сказки и народные хороводные игры.

Сказка - это один из жанров фольклора либо художественной литературы. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение с волшебным, героическим или бытовым сюжетом.

Курочка Ряба

Репка

Заюшкина избушка

Теремок

Волк и семеро козлят

Народная хороводная игра — движение людей по кругу с пением и пляской.

Колпачок

Мыши и кот

Как на тоненький ледок

Пузырь

У медведя во бору

Малые фольклорные формы являются незаменимым помощником в формировании когнитивных навыком самообслуживания. Процессы умывания, кормления, причесывания важно демонстрировать своим личным примером, но и сопровождать прказ чтением потешки., прибаутки.

- Ну, вот теперь вы знаете, что такое устное народное творчество. И я хочу вас сегодня проверить, как вы используете в воспитании своих детей фольклор. Я предлагаю Вам выполнить несколько заданий и вспомнить песенки, потешки, загадки и сказки.

Задания

Задание №1. Отгадайте загадки

Шерстка мягонька,
Да коготок остер.
(Кошка)

На сене лежит,
Сама не ест
И другим не дает.
(Собака)

Прыгает ловко, любит морковку.
(Заяц)

У матери двадцать деток,

Все детки – однолетки.

(Курица)

Гребешок аленький,

 Кафтанчик рябенький,

 Двойная бородка,

Важная походка,

Раньше всех встаёт,

Голосисто поёт.

(Петух)

Ходит по лесу Федот.

 Летом лыко дерёт.

 Зимой лапу сосёт.

(Медведь)

Рыжая плутовка,
хитрая да ловкая,
в сарай попала,
кур пересчитала.

(Лиса)

Рано-рано встанет,

Лучики расправит.

Заглянув в окошко,

 Улыбнется крошке.
(Солнце)


Задание №2  Назови потешку, прибаутку, закличку, приговорку  по увиденному персонажу.

герой

пример произведения

Петушок

Петушок, петушок, золотой гребешок

радуга

Ай, радуга-дуга. Не давай дождя,

сорока

Сорока, белобока, кашу варила

курочка

Курочка-рябушка, где была? На речке

волк

Баю-баюшки-баю,Не ложися на краю -

коза

Идет коза рогатая

котик

Ой, ты котенька, коток

Задание №3. Игры со сказками

  1. Угадайте, что за сказка.

Удивительный народ:
Вместе вышли в огород,
Вот друг друга держат крепко,
Потянули… Вот и …
(Репка)

Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую Лису.
(Колобок)

Звери жили в доме том,

Но медведь сломал их дом,

Он залезть в него не смог… 

Это сказка ... (ТЕРЕМОК).

В дверь стучится серый волк,

Он в козлятах знает толк…

Волк – притворщик и бандит!

Кто злодея победит?

Сказка учит малышей,

Как спастись от злых людей.

Маму слушайся дружок

И не страшен будет волк. 

Сказочка для дошколят –

(ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ).

В чаще тёмной заблудилась
И в избушке поселилась.
У медведя на свой страх
Пожила она в гостях.
(Маша и медведь)

В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде eму помог
Один смелый петушок.
(Зайкина избушка)

  1. Собери сказку по нужном порядке и расскажи ее. (Теремок, Курочка Ряба, Заюшкина избушка).

  1. Кто из сказочных героев так говорил и из какой сказки

Как мне не плакать? Была у меня избенка лубяная, а у лисы ледяная. Попросилась она ко мне ночевать, да меня и выгнала. (Зайчик – «Заюшкина избушка»)

Несет меня лиса За темные леса, За высокие горы... (Петушок – «Петушок – золотой гребешок»)

«Как выскочу, как выпрыгну – полетят клочки по закоулочкам!» (Лиса – «Заюшкина избушка»)

«Высоко сижу, далеко гляжу, всё вижу!

Не садись на пенёк,

Не ешь пирожок,

Неси бабушке,

Неси дедушке.»

(Маша – «Маша и медведь»)

Я от дедушки ушёл, Я от бабушки ушёл, От тебя, зайца, не хитро уйти.

(Колобок – «Колобок»)

Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
(Коза – «Волк и семеро козлят»)

  1. Кто лишний?  Нужно найти лишнего героя из предложенной сказки. (Колобок, Курочка Ряба, Репка, Теремок, Волк и семеро козлят, Лиса и заяц).

Задание №4. Практическое задание.

Нужно умыть, причесать и уложить спать ребенка, используя все формы русского народного фольклора.

Задание №5. Русские народные хороводные игры.

Хороводных игр существует большое множество. Есть игры для самых маленьких, для старших дошкольников и даже для взрослых.  

«КАРАВАЙ»

Как на Машины именины

Испекли мы каравай:

Вот такой вышины! (дети поднимают руки как можно выше)

Вот такой низины! (дети опускают руки как можно ниже)

Вот такой ширины! (дети разбегаются как можно шире)

Вот такой ужины! (дети сходятся к центру)

Каравай, каравай,

Кого хочешь, выбирай!

Я люблю, признаться, всех,

А Машу больше всех.

«Домашние птицы»

Наши уточки с утра –

Кря-кря-кря! Кря- кря-кря!

 (Дети идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток)

Наши гуси у пруда

Га-га-га! Га-га-га!

(Идут по кругу, вытянув шеи и отставив руки назад)

 Наши курочки в окно

Ко-ко-ко! Ко-ко -ко!

(Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам)

А как Петя-петушок

Раным-рано по утру

 Нам поет: «Ку-ка-ре-ку!»

 Поворачиваются спиной в круг, поднимаются на носочки, отставляют руки назад)

«Колпачок»

Колпачок, колпачок

Тоненькие ножки,

Красные сапожки

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили

На ноги поставили

Танцевать заставили.

Дети и педагог становятся в круг.  Педагог выбирает одного из детей, он будет колпачком. Педагог и дети ходят по кругу, и приговаривают по тексту. Когда произносятся слова «мы тебя кормили, мы тебя поили», круг сужается, затем снова дети расходятся назад, образую большой круг, и хлопают в ладоши. Ребенок, стоящий в круге танцует.

Итог

Уважаемые родители! Надеюсь, что наша сегодняшняя встреча не прошла для вас даром и вы осознали влияние фольклора на развитие речи детей раннего возраста. Детский фольклор помогает нам установить контакт с детьми, создать благоприятные условия для их воспитания и развития. Детский фольклор близок и понятен нашим детям. Приобщая к нему малышей, мы учим их играть, общаться друг с другом, становиться добрее, понимать шутки, радоваться, набираться уму-разуму. Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Русский народный фольклор в развитии детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории Марасан Ирина Александровна

Слайд 2

« Сказки, песенки, потешки являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности». В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Фольклор – это народное творчество, которое в устной форме передавалось из поколения в поколение. Малые жанры фольклора или детский фольклор - это небольшие по объёму фольклорные произведения, созданные взрослыми для детей.

Слайд 4

- Колыбельные песни; - Потешки; - Пестушки ; - Прибаутки; Сказки - Заклички; - Приговорки; Хороводные игры - Считалки; - Загадки Малые фольклорные жанры:

Слайд 5

Задание №1 «Отгадайте загадки» КОШКА ПЕТУХ КУРИЦА ЛИСА СОБАКА МЕДВЕДЬ СОЛНЦЕ ЗАЯЦ

Слайд 6

Задание №2 «Игры с потешками »

Слайд 7

Задание №3 «Игры со сказками» Отгадай сказку

Слайд 8

Задание №3 «Игры со сказками» Кто лишний?

Слайд 9

Задание №3 «Игры со сказками» Кто лишний?

Слайд 10

Задание №3 «Игры со сказками» Кто лишний?

Слайд 11

Задание №4 - 5 «Поиграем»

Слайд 12

Используйте фольклор в общении с ребенком, и вы посеете в его душу зерна добра и любви!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в развитии детей раннего возраста

В работе с детьми раннего возраста я использую малые формы фольклора:потешли,сказки.заклички,скороговорки,загадки.Я знакомлю детей с усным народным творчеством.Фольклор в детском садуИногда мы наблюда...

роль фольклора в развитии детей раннего возраста

роль фольклора в развитии детей раннего возраста...

Значение малых форм фольклора в развитии детей раннего возраста

Материал из опыта работы воспитателя группы раннего возраста....

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста

Консультация для родителей Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста...

Народный фольклор в воспитании детей раннего возраста

В результате  общения  с фольклорными произведениями , ребенку пердаются их настроения и чувства...

Консультация для родителей "Роль народного фольклора в развитии детей дошкольного возраста"

Фольклор – устное народное творчество. Передаваясь из уст в уста, он меняется, принимает разные формы, но остается таким же полезным и нужным нашим детям....