«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»
статья (младшая группа)

Полещук Анастасия Анатольевна

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazrvanie_otchet_21-22g.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 12 «Малыш»

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

Отчет по самообразованию

Подготовила:

Воспитатель

Первой квалификационной категории

Полещук А.А.

Мысковский городской округ 2022

Введение

«Источники способностей и дарования детей –

на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие ручейки, которые питают источник

творческой мысли».

В.А. Сухомлинский

“Рука – это своего рода внешний мозг”, –  Кант.

       Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования

 Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей младшего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: В раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах её развития, эта проблема занимала одно из центральных мест.  Видными представителями дошкольной педагогики: Я. Коменской, М. Монтессори, Е. И. Тихеевой, Е. А. Янушко были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики. Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.

Я  считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого  раннего возраста и продолжать в младшем и по мере подрастания детей. Считаю эту тему актуальной.

Главная цель, которую я поставила перед собой – способствовать развитию мелкой моторики рук ребёнка.

Для достижения этой цели наметила  следующие задачи:

1.Создать условия для развития мелкой моторики рук (изготовление дидактических игр, пособий, тренажёров).

2.Формировать у родителей навыки сотрудничества и партнёрства во взаимодействиях с ребёнком и педагогами, повышать педагогическую компетентность в вопросах развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного  возраста.

Что такое мелкая моторика ?

 Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной  системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Значение мелкой моторики

Мелкая моторика в жизни и деятельности детей младшего возраста выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.

Развитие пальцевой моторики положительно сказывается на становлении речи, необходимой при письме, рисовании, любой игровой и бытовой деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Условия для развития мелкой моторики.

Основная задача педагогов  создать условия, способствующие развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в ДОУ.

 При создании условий в ДОУ для развития мелкой моторики у детей обязательным являются: создание развивающей предметно - пространственной  среды в соответствии с ФГОС.

 Понятие «развивающая предметно - пространственная среда » означает создание необходимых условий для развития ребенка. Каждый предмет в группе может стать развивающим. Развивающая предметно - пространственная среда создаётся таким образом, что - бы она определяла направленность деятельности детей  и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

     Не стоит забывать и о том что надо придерживаться в своей работе с детьми  и некоторых принципов.

    Принципы доступности и индивидуальности. Каждому ребенку присущи свои качества, у каждого свой индивидуальный уровень развития, свой имеющийся первоначальный сенсорный опыт. Поэтому главной задачей  педагога - знать личностные особенности каждого ребенка, искать методы и приёмы  работы с каждым из них. Подбираемый для дидактических игр материал должен быть понятен и доступен каждому ребенку.

 Принципы последовательности и систематичности.

  Важным фактором для развития мелкой моторики является последовательность и систематичность.

      Принцип связи с жизненным опытом. Существенным фактором в методике проведения дидактических игр по развитию мелкой моторики ,является взаимосвязь обучения с закреплением знаний и умений в повседневной жизни: на прогулках, во время самостоятельной деятельности, во время игры и т.д.

Формы и методы по развитию мелкой моторики

Формы работы:

— совместная деятельность воспитателя с детьми;

— индивидуальная работа с детьми;

— свободная самостоятельная деятельность самих детей.

    Дети, особенно в младшем возрасте быстро развиваются, и задача воспитателя заключается в том, чтобы применяемые им методы способствовали постепенному переходу ребенка на следующую, более высокую ступень развития

В программе детского сада предусмотрены специальные занятия по развитию мелкой моторики. Однако такие занятия можно проводить в перерыве между основными, во время игр в помещении или на прогулке. Либо использовать в качестве разминок на занятиях.

Самомассаж - один из видов пассивной гимнастики, его необходимо проводить ежедневно, желательно 2-3 раза в день. Он оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Самомассаж начинается с растирания подушечек пальцев в направлении к ладони одной руки, затем другой. Далее проводится растирание ладони одной руки от середины к краям большим пальцем другой руки. После чего проводится комплекс упражнений.

Очень важной частью являются «пальчиковые игры». Игры эти, очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

«Пальчиковые игры» — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование, плетение, вязание и т.д.), которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Рисование - одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек – разукрашек, рисование пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок. Если ребенок крайне неохотно рисует кистью или карандашом, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки», трафареты.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты - как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму.

Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года: лепить колбаски, колечки, шарики, из каждого маленького кусочка делать лепешку или монетку. Можно надавить на лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Не менее интересными и полезными для развития пальцев рук являются занятия с использованием бумаги. Ее можно мять, рвать, разглаживать – эти упражнения имеют терапевтический характер, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей.

Применение круп (гороха, риса, манки, гречки и т.д.) можно использовать в мозаике и в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Например, “Письмо на крупе.

Можно работать и с бросовым материалом.

В младшем дошкольном возрасте важно не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Определенную ценность представляет центр «Песка и воды». Песочная терапия, игры на определение свойств песка, свойств различных предметов стимулируют развитие ручной и пальцевой моторики, обогащают чувственный опыт, способствуют снятию эмоционально - негативных реакций, создают атмосферу жизнедеятельности и чувства безопасности. Малышам нравятся такие игры как: «Сыпем, лепим», «Отпечатки наших рук», «Норки для ежат», «Водичка», «Наливаем- выливаем», «Угощение для друзей», «Домик для черепашки», «Ловля рыбок», переливание воды,…

Интересны детям и игры с прищепками. «Наряди елочку», «Сделай солнцу лучики»,

«Укрась цветочек», «прикрепи колючки ёжику».

                 Важным фактором в развитии мелкой моторики у детей младшего возраста  так же является тесная работа педагогов с родителями. Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

Задача педагога - обеспечить понимание родителями необходимости развития мелкой моторики ребенка как неотъемлемой части его жизни. донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.

Расширить представления родителей о нетрадиционных пособиях  для развития мелкой моторики рук;

 Вызвать интерес и желание заниматься с детьми пальчиковыми играми

   Укрепить сотрудничество семей воспитанников и педагогического коллектива

Привлечь родителей к изготовлению игр для развития мелкой моторики у детей.

Заключение

   Таким образом, создавая в группе необходимую развивающую предметно -пространственную  среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей,  придерживаясь всех выше изложенных принципов, методов и форм работы, получив поддержку и помощь родителей, специалистов детского сада , работая над развитием мелкой моторики у детей, можно добиться определенных результатов. Улучшить координацию артикуляционного аппарата, совершенствовать  общую координацию движения. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное влияние на развитие речи. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, а это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма

Развивает такие свойства сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Список литературы

  • Самые маленькие в детском саду. Сост. В. Сотникова. Линка – Пресс, 2005г.
  • Е. А. Янушко. Развиваем мелкую моторику рук у детей раннего возраста. Москва, 2007г
  • Теплюк, С. Н. Дети раннего возраста в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-
  • Синтез, 2007.
  • Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей дет. садов. Под ред. С.Л. Новоселовой. Изд. 3-е, испр. — М.: Просвещение, 1977.
  • Программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 
  • Статья из журнала. А. Минаева. Окружающая среда как фактор развития детей раннего возраста. Дошкольное воспитание, 2006г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста путем развития речи в игровой деятельности.

Развитие мелкой моторики. Актуальность проблемы. Механизмы развития мелкой моторики пальцев рук, взаимосвязь развития движений пальцев рук и речи. Принципы работы над развитием мелкой моторики. Игровы...

Конспект занятия по развитию речи по теме: «Домашние птицы» с использованием игр и упражнений по развитию мелкой моторики для детей младшего дошкольного возраста.

В ходе занятия использовались такие педагогические приёмы как сюрпризный момент, отгадывание загадок, знакомство с художественной литературой.Цели занятия:1.      Развитие общ...

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста как средство развитие речи.

Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие де...

консультация (младшая группа) на тему : Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

На страничке  представлена консультация консультация, рассказывающая о значении пальчиковых игр в жизни ребёнка 3 - 4 лет...

«Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр» Конспект интегрированного занятия «Ловкие пальчики» для детей младшей группы

Цель:- развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.Задачи:Учить детей различным приемам самомассажа;Развивать тактильную чувствительность сложно координ...