ПРОЕКТ «Путешествие по русским народным сказкам»
проект (старшая группа)

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_skazki.docx39.77 КБ

Предварительный просмотр:

Городской округ город Калининград

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад  № 104





    Педагогический проект:

                           «Путешествие по русским народным сказкам»

Старшая группа












Подготовили:

Воспитатели:
Иноземцева И.В.
Хмелевская Т.Н.

                                                                                                 

2024- 2025 г.







                                           






Паспорт проекта
Тип проекта: долгосрочный.

Вид проекта: познавательно-творческий, игровой.

Продолжительность: 9 месяцев.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Актуальность темы:

Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа. Просто и убедительно говорит сказка о победе добра над злом, правды над ложью, о торжестве справедливости. Положительный герой сказки всегда побеждает.

Сказка близка ребёнку по мироощущению, ведь у него эмоционально-чувственное восприятие мира.

Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через неё легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное – развиваются всесторонне.

Цель проекта: познакомить детей с русскими народными сказками, создать условия для духовно-нравственного развития ребёнка.

Задачи:

- формировать у детей знания о русских народных сказках;

- воспитывать любовь к сказке, народному творчеству, художественному слову;

- научить детей оценивать поступки героев;

- развивать речь, активизировать словарный запас;

- развивать творчество, фантазию, воображение;

- способствовать развитию совместного творчества родителей и детей;

- вызвать заинтересованность родителей жизнью в ДОУ и желание в ней участвовать.

Этапы реализации проекта:

Подготовительный этап:

- изменить предметно-развивающую среду в группе в соответствии с программой;

- подобрать экспонаты для создания мини-музея сказки;

- организовать выставку поделок и рисунков «Лукошко сказок» силами педагогов, детей и их родителей;

- подобрать русские народные сказки и иллюстрации к ним;

- познакомить с жанровыми особенностями сказки;

- чтение русских народных сказок с последующим просмотром мультфильмов по ним;

- подобрать настольные игры по сказкам;

- подобрать раскраски по русским народным сказкам;

- узнать у детей и родителей, какие книги читают дома, есть ли в домашней библиотеке сказки.
  - попросить родителей вместе с детьми принять участие в изготовлении поделок и рисунков для оформления выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок», а также принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом».

Продукты проектной деятельности: фотографии,  пополнение предметно -пространственной среды, презентация проекта.

Тематический план
Основной этап:

Работа с детьми:

1. Познавательное развитие:

- презентации;

- беседы;

Социально-коммуникативное развитие:

         - просмотр мультфильмов по сказкам;

         - инсценировка сказок;

         - показ сказок в настольном театре теней;

         - показ сказки с использованием пальчикового театра;

         - озвучивание сказок-шумелок.

  1. Речевое развитие:

- чтение сказок и обсуждение их содержания;

- сравнение сказок;

- сравнение содержания сказок прочитанных и просмотренных;

- сочинение сказок детьми и оформление их в книгу «Сказки группы «Дельфины»;

- придумывание другого конца сказкам

- пересказ сказок;

- рассказывание сказки по иллюстрациям;

- заучивание пословиц по сказке;

- подбор дидактических игр;

- проведение викторины по русским народным сказкам и викторины «Любимый сказочный герой».

  1. Художественно-эстетическое развитие:

- конструирование;

          - аппликация;

          - коллективная работа;

          - лепка;

          - сюжетное рисование.

    5.  Самостоятельная деятельность:

     - разукрашивание раскрасок;

          - составление сказки с помощью мнемотаблиц;

          - лепка сказочных героев;

          - конструирование фигур сказочных героев из геометрических фигур и счётных палочек.

  1. Физическое развитие:

          - утренняя гимнастика;

          - подвижные игры;

          - пальчиковые игры;

          - физкультурные минутки.

Работа с родителями:

          - участие родителей и детей в оформлении книги рисунков «Наши любимые сказки»;

          - участие родителей в пополнении кукольного театра группы;

          - участие родителей в акции «Подари книгу с автографом».

Заключительный этап:

          - создание мини-музея «Сказки»;

          - изготовление книги «Сказки группы «Дельфины»» (сказки, нарисованные детьми);

          - оформление выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников группы и воспитателей;

Планируемый результат:

          - развитие интереса к русскому народному творчеству;

          - развитие эмоциональной отзывчивости;

          - развитие коммуникативной и познавательной активности, творческих способностей;

         -  совершенствование звукопроизношения и выразительности речи;

         - укрепление гармоничных отношений между детьми и взрослыми;

         - позитивное отношение ребёнка к окружающему миру, другим людям и самому себе

План проекта

Период

Мероприятия

Работа с родителями

Сентябрь






Октябрь

Октябрь

- Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта; - подбор методической
литературы для реализации проекта. Изучение научно-методической литературы по теме проекта. Проведение диагностики
- Беседы:
- .«История возникновения сказок»;
- «Для чего нужны сказки?»;

      - «Почему сказка    называется сказкой»;
  - Чтение  и сравнительный анализ сказок:
 «Теремок», « Под грибом», «Рукавичка»
   - Рассказывание  русской народной сказки«Теремок».

- Показ настольного театра«Теремок».

- Рассказывание детьми сказки«Теремок»с помощью мнемотаблицы.

-Продуктивная деятельность: Рисование«Кто в теремочке живёт?»7.Двигательная деятельность: Подвижная игра«Кто быстрей до теремка?».

- Музыкальная деятельность: Инсценировка по сюжету сказки.

Консультация:

«История возникновения сказок»;

Беседы:
 - Сказки народные и сказки авторские;

- Чему учат все сказки
   - Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».
  - Показ пальчикового театра «Заюшкина избушка».
    -  Пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью Иллюстрации
     - Продуктивная деятельность:
Рисование «Лисья избушка».
    - Двигательная деятельность:
Подвижная игра «Лиса и петухи».

- Чтение русской народной сказки «Маша и медведь».
  - Показ настольного театра «Маша и медведь».
   - «Отгадай загадку» (отгадывание загадок о героях сказки).
  - Продуктивная деятельность:

Рисование «Маша и медведь».
  - Двигательная деятельность:
Подвижная игра «Медведь и пчёлы».

- Музыкальная Слушание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».

Изготовление с детьми поделок по теме «Моя любимая сказка». Консультации для родителей «Правила чтения книг ребенку».

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

- Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».
 -  Показ пальчикового театра по сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».    
  - Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки о животных.
  - Вспомним сказку по мнемотаблице.

-Пересказ детьми сказки «Петушок и бобовое зёрнышко» с помощью иллюстрации и пособия.
  - Продуктивная деятельность: Рисование  «Петушок и курочки клюют зёрнышки.

- Двигательная деятельность: Эстафета «Петушки».
  - Музыкальная деятельность: Попевки про петушка.

Изготовление с детьми рисунков по теме «Наши любимые сказки». Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников. Помощь в изготовление пособия для показа театра «Петушок и бобовое зёрнышко»

- Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка».

- Показ настольного театра  «Заюшкина избушка».

- Пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка» с помощью иллюстрации

- Продуктивная деятельность: Аппликация  «Лисья избушка»
  - Двигательная деятельность: Подвижная игра «Лиса и петухи».
  - Музыкальная деятельность: Подготовка к музыкально-театрализованному представлению по сказке «Колобок».

Попросить родителей вместе с детьми принять участие в «Создание обложки к любой русской народной сказке» Помощь в изготовление пособия для показа настольного театра «Заюшкина избушка».

- Чтение русской народной сказки «Колобок». .
  - Показ настольного театра «Колобок».
  -  Игра- пазлы «Колобок».
  -  Вспомним сказку по коллажу.
  -  Рассказывание детьми сказки «Колобок» с помощью иллюстрации.
  - Продуктивная деятельность: Лепка  «Я от бабушки ушёл».
  - Двигательная деятельность: Подвижная игра «Хитрая лиса».
  - Музыкальная деятельность: Подготовка к музыкально-театрализованному представлению по сказке «Колобок»

Помощь в изготовлении костюмов (шапочек) для сказки-драматизации «Колобок»

- Чтение русской народной сказки «Волк и козлята.
  - Н/печатная игра «Собери сказку».
  -  Игры-имитации «Волк», «Козлята».    –

- Пересказ сказки «Волк и козлята» при помощи наводящих вопросов.  
  - Двигательная деятельность: Соревнование козлят с волком.
  - Музыкальная деятельность: Музыкально-театрализованное представление по сказке «Колобок» для младшей группы.

Попросить родителей вместе с детьми принять участие в акции «Подари книгу детскому саду с автографом»

-  Рассказывание русской народной сказки «Курочка Ряба».
  -   Показ настольного театра «Курочка ряба». Консультации для родителей: «Сказки в воспитании и развитии ребенка»
  - Слушание аудиозаписи «Курочка ряба».
  - Моделирование сказки «Курочка ряба».

- Изобразительная деятельность: Рисование «Золотое яичко».
  - Двигательная деятельность: Подвижная эстафета « Кто быстрей до курочки», «Перенеси яичко»

Консультации для родителей: «Сказки в воспитании и развитии ребенка»
Консультации для родителей: «Сказки в воспитании и развитии ребенка»

- Чтение Русской народной сказки « Репка»
  - Драматизация сказки «Репка»

-Аппликация: « Репка»

Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка»

Май

- Выставка рисунков «Любимые сказки».

- Показ сказки «Репка» детьми старшей группы
  - оформление выставки декоративно-прикладного искусства «Лукошко сказок» с использованием совместных работ детей и родителей, воспитанников  группы и воспитателей;

Список литературы: 1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения. -: М.: Т Ц «Сфера», 2001 2. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: ТЦ Сфера, 2003 г. 3. Доронова Т.Н. Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: метод. Пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения. Т.Н. Доронова. - 2-е изд.- М.: Просвещение,2005г. 4. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику» Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля. Москва: Школьная Пресса, 2011г. 5. Новиковская О.А. «Конспекты занятий по сказкам с детьми 4-5 лет».СПб.: «Паритет» 2007г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект мероприятия по мотивам русских народных сказок Тема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой»

Конспект мероприятия  по мотивам русских народных сказокТема: «Путешествие по русским народным сказкам с бабушкой Забавушкой» ...

Педагогический проект «Путешествие по русским народным сказкам»

Педагогический проект«Путешествие по русским народным сказкам»...

Проект «Путешествие по русским народным сказкам»

Актуальность:В последнее время у детей часто встречаются проблемы со связной речью, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.В современных услов...

детский проект «Путешествие по русским народным сказкам» для детей дошкольного возраста старшей группы

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья становится все больше. Результаты исследований и практика свидетельствуют о том, что любой человек, имеющий дефект развития...

Творческий проект "Путешествие по русским народным сказкам".

Друзья! Для воспитания подрастающего поколения нам требуется много терпения, жизненных сил, опыта, и т.д. ... Для облегчения этой задачи я собрала стихотворения , которые мне часто помогают в  тр...

Проект "Путешествие по русским народным сказкам"

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превр...