Консультация для родителей
материал (старшая группа)

Корнилова Татьяна Игоревна

"Возрастные особенности развития детей 5-6 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele3.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Возрастные особенности развития детей 5–6 лет»

Ведущая потребность в этом возрасте – потребность в общении и творческая активность.

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры н строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и

понимать подчиненность позиций в раз- личных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем

другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разны- ми по содержанию: это и

жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические

изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью

композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения.

По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека. Конструирование характеризуется

умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут

заме- нить детали постройки в зависимости от имеющегося материала.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения, а также

«высшие чувства» : интеллектуальные, моральные, эстетические

МОРАЛЬНЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ

ЭСТЕТИЧЕСКИЕ

чувство гордости; чувство стыда; чувство дружбы.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками.

Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание, поэтому начинать подготовку к школе нужно тоже в виде игры.

Ведущая потребность – потребность в общении; творческая активность.

Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два

способа конструирования : 1) от природного матери- ала к художественному образу; 2) от художественного образа к природному материалу.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное

мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности

объекты вступят во взаимодействие, и т. д. Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны

рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта. Развитие

воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно

оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет актив- но развиваться лишь при условии проведения специальной

работы по его активизации.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют

практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм

объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать,

причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ

ВНИМАНИЕ:

• - выполнить задание, не отвлекаясь в течение 10-12 минут, наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию;

• - находить 5-6 отличий между предметами, выполнять задания по предложенному образцу, находить пары одинаковых предметов ;

ПАМЯТЬ:

• - запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут;

• - рассказывать наизусть несколько стихотворений;

• - пересказать близко к тексту прочитанное произведение;

МЫШЛЕНИЕ:

• - определять последовательность событий;

• - складывать разрезанную картинку из 9 частей;

• - находить и объяснять несоответствия на рисунках;

• - находить и объяснять отличия между предметами и явлениями;

• - находить среди предложенных 4 предметов лишний, объяснять свой выбор.

МАТЕМАТИКА

• Счет в пределах 10, знакомство с цифрами.

• Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10, отвечает на вопросы: «Сколько?». Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.

• Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

• Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

• Называет текущий день недели.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

• Имеет достаточно богатый словарный запас.

• Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение.

• Составляет по образцу рассказ по сюжетной картине, по набору картинок; последовательно, без существенных пропусков пересказывает небольшие литературные произведения.

ПОЗНАНИЕ

• Различает и называет виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту.

• Классифицирует предметы, определяет материалы, из которых они сделаны.

• Знает название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес.

• Знает о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений.

ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

• Знает стихотворения, считалки, загадки.

• Называет жанр произведения.

• Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения.

• Называет любимого детского автора, любимые сказки и рассказы.

Родители ДОЛЖНЫ быть оставаться примером для детей. Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка

Вам как его родителям важно :

С уважением относиться к его фантазиям и версиям, не заземляя его маги- ческого мышления. Различать «вранье», защитное фантазирование и просто игру воображения.

Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению

Быть внимательными к желаниям ребенка, но и уметь ставить границу там, где его желания вредны для него самого или нарушают границы окружающих его людей. Важно помнить, что не стоит ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать. - Обеспечивать ребенку возможность общения со сверстниками. Обеспечивать общение с близкими, организовывая отдых всей семьей, вместе с ребенком обсуждая совместные планы.

Постепенно снижать контроль и опеку, позволяя ребенку ставить перед собой самые разнообразные задачи и решать их.

Помнить, что в этом возрасте (да и всегда) ваш ребенок охотнее будет откликаться на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность

Ребенок в возрасте от 5 до 6 лет может уметь:

Математика

1. Ребенок может определять направление: вперед, назад, направо, налево, вверх, вниз.

2. Ребенок может считать предметы в пределах 10 на основе действий со множествами.

3. Ребенок может понимать и правильно отвечать на вопросы: Сколько? Который? Какой по счету?

4. Ребенок может знать, различать и называть предметы круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной формы, а также трапецию, ромб.

6. Ребенок может уметь разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

7. Ребенок может знать прямой и обратный порядок числового ряда.

8. Знать, как выглядят цифры от 0 до 10, уметь их писать; знать и применять элементарные арифметические действия (сложение, вычитание) в пределах 10;

9. Использовать в речи числительные;

10. Проводить количественное сравнение предметов в разных группах (где больше, а где меньше);

11. Уравнивает неравные группы предметов двумя способами.

12. Сравнивает предметы (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения.

13. Выражает местонахождение предмета по отношению к себе, к другим предметам.

14. Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток.

15. Называет текущий день недели.

Развитие Речи 1. Речь становится полностью понятной и связной.

2. Словарный запас существенно расширяется, фразы и предложения, которые он строит, усложняются. Количество слов в словарном запасе достигает 3 тысяч

3. Четко и ясно выражать свои мысли, строить связные, логичные предложения;

4. Понимать, что подразумевается под обобщающими словами: домашние животные, одежда, мебель и т. п. ;

5. Знать алфавит (хотя бы половину, называть слова, начинающиеся на каждую знакомую ему букву;

6. Отвечать на вопросы сложными, развернутыми фразами, строить рассуждения, спорить.

7. Понимать, что такое синонимы и антонимы, уметь их подбирать;

8. Иметь живую, выразительную речь, правильно расставлять интонацию;

9. Уметь пересказать сказку или фильм, поделиться впечатлениями о произошедшем событии, рассказать о себе.

10. Может называть свое имя, фамилию, сколько ему лет, называть город в котором живет, как зовут родителей, сколько им лет, где и кем они работают.

11. Может знать домашний адрес, номер домашнего телефона

12. Может отличать побудительное предложение от повествовательного, восклицательное от вопросительного, может уметь их использовать.

Окружающий мир 1. Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; представления детей систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.

2. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд —

по возрастанию или убыванию — до десяти различных предметов. Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения.

Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать

несколько различных и при этом противоположных признаков

Развитие К

моторики. Физическое развитие 5 годам у ребенка уже достаточно хорошо :

развита координация движений и умение держать равновесие.

Кроме того, пятилетних детей можно эффективно обучать сложным двигательным навыкам, требующих хорошей

В физической подготовки, ловкости и скорости движения. В этом возрасте малыш сможет достичь успехов в таких видах спорта, как плавание, гимнастика, фигурное катание, танцы

Может:

1. Пробежать расстояние 40–50 метров без остановки;

2. Уверенно ходить по гимнастической доске;

3. Ловить мяч в воздухе, забрасывать его в цель;

4. Прыгать в высоту и длину, перепрыгивать через препятствия;

5. Висеть и подтягиваться на шведской стенке, взбираться по ней;

6. Прыгать на скакалке.

7. Высоко подпрыгивать на двух ногах;

8. Прыгать и стоять на одной ноге;

9. Лазить по веревочной лестнице;

Мелкая моторика 1. Рисование, лепка, конструирование и другие виды творчества имеют огромное значение для умственного развития дошкольника, поскольку выступают в качестве средства познания окружающего мира.

2. Дети могут вырезать предметы из бумаги и картона. Ребенок уже может писать, рисовать простые геометрические фигуры, цифры, буквы (некоторым нужен образец для этого). В дошкольном возрасте рисунки детей становятся все более предметными и детализированными. Малыши рисуют животных, людей, природу и окружающие предметы. Кроме того, они могут изображать ситуации из жизни (реальные и выдуманные, делать рисунки к рассказам и фильмам. Может:

3. Уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски);

4. Нарисовать человека, животное, сделать сюжетный рисунок;

5. Соблюдать пропорции на рисунке;

6. Рисовать все основные геометрические фигуры, соединять их между собой;

7. Лепить фигурки на заданную тематику из пластилина или глины;

8. Вырезать ножницами фигуры из бумаги, делать аппликации.

9. Уверенно пользоваться разными видами рисовальных инструментов (карандаши, фломастеры, краски); Мелкая моторика рук к пяти годам активно совершенствуется.

Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге, пробуют делать из бумаги оригами, хорошо складывают пазлы из десятка деталей.

Развитость тонкой моторики - основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны, и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Навыки обихода Может:

2. 1. Ребенок может звонить по телефону.

3. 2. Ребенок может знать как вдеть нитку в иголку, как пришить пуговицу

4. Ребенок может уметь вести себя за столом.

5. Ребенок может самостоятельно чистить зубы, полоскать рот после приема пищи.

6. Ребенок может застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

7. Ребенок может знать, что значит быть опрятным, может уметь следить за прической, за ногтями и состоянием одежды.

8. Ребенок может знать для чего нужен светофор, для чего нужен каждый цвет светофора, как и где можно переходить дорогу.

9. 8. Ребенок может знать название текущего месяца,

последовательность дней недели.

Умственное развитие Может :

1. Отгадывать простые загадки, понимать и объяснять смысл некоторых пословиц и поговорок;

2. Последовательно рассказывать о происходящих событиях;

3. Придумывать рассказ по сюжетным картинкам;

4. Знать все основные цвета;

5. Без труда определять сходства и различия разных предметов, в том числе на картинках;

6. Сосредотачивать внимание на текущем занятии не менее 10 минут;

7. Знать названия овощей, фруктов, уметь определить вкус каждого из них;

8. Знать наизусть несколько стихов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...