консультация для воспитателей
консультация

Ольга Николаевна Славкина

Роль воспитателя на музыкальных занятиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_vospitatelya_na_muzykalnyh_zanyatiyah.docx227.62 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей. На музыкальных занятиях осуществляется также разностороннее развитие детей (умственное, эстетическое, физическое). Участие воспитателя зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Его роль, чередование активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Активность воспитателя зависит от трех факторов:
1. Возрастных особенностей детей: чем младше дети, тем большую активность проявляет воспитатель: поет, пляшет и слушает наравне с детьми.
2. Раздела музыкального воспитания: самая большая активность проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении, самая низкая – при слушании
3. Программного материала: в зависимости новый или уже изученный материал.

Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей. Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

Виды музыкальной деятельности

Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу), ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.). Движения под музыку создают бодрое, веселое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах (знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, исполнение знакомых мелодий на различных инструментах)
5. Танец, танцевальное творчество
6. Игра (игра-драматизация)

Слушание – основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время является обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности. Для эстетического развития дошкольников используется вокальная и инструментальная музыка. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Необходимо не только научить ребенка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер), определять жанр (танец, марш, песня), познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определенное отношение к тому или иному произведению, появляются любимые произведения
Воспитатель:

личным примером вызывает желание у детей внимательно слушать музыкальное произведение,

выражает заинтересованность;
во время исполнения следит за тем, как дети воспринимают музыку;
оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

Пение и песенное творчество - один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального общения.

Воспитатель:

следит за правильной осанкой;
поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
при исполнении знакомых песен, использует средства мимической и пантомимической выразительности;
при совершенствовании разучивания песни подпевает вместе с детьми

не поет с детьми при самостоятельном пении
Музыкально-ритмические движения включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки. На первоначальном этапе, при разучивании плясок, движений, необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. В младшем возрасте дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают), воспитатель словесно помогает более точно передать сходство с персонажами. В старших группах дети осознанно относятся к своей роли и пытаются самостоятельно исполнять движения. Следовательно, развивается творческая активность детей путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.

Воспитатель:
участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары,
следит за правильной осанкой;
следит за качеством выполнения всего программного материала;
принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца или пляски;
разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
берет одну из ролей в сюжетной игре;
наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

Обучение игре на детских музыкальных инструментах В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, самостоятельности, инициативности, умение различать звучание инструментов.
Воспитатель:

участвует в показе либо в моделировании приемов игры;
принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов; в творческих (импровизационных) заданиях где дети исполняют свои партии самостоятельно, воспитатель является равноправным участником;
помогает «дирижирует» подгруппой детей (при игре по партитуре с разными партиями);
корректирует исполнение с отдельными детьми при затруднениях;

оказывает помощь при распределении инструментов, организации детей подгруппами

наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

C:\Users\DOU310\Desktop\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...