Папка по самообразованию
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Борисова Татьяна Александровна
(Ф.И.О.)
воспитатель
(Должность)
«Развитие творческих способностей дошкольников посредством экспериментирования в изобразительной деятельности»
2022
(Начало изучения темы)
2025
(Окончание изучения темы)
1. Ф.И.О. педагога –Борисова Татьяна Александровна
2. Образование –высшее, первая квалификационная категория.
3. Тема самообразования: «Развитие творческих способностей дошкольников посредством экспериментирования в изобразительной деятельности»
4. Работа начата -01.09.2022 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2025 г.
Актуальность темы:
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественное состояние. Внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение ребенка и создает условие для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Наша задача, задача педагогов – не пресекать исследовательскую, познавательную активность детей, а наоборот, помогать ее развитию.
Это требует пересмотра технологий образования дошкольников, ориентируя педагогов, на использование в своей деятельности более эффективные формы и методы, позволяющие строить педагогический процесс на основе развивающего обучения с учетом значимых для развития дошкольников видах детской деятельности. Использование современных педагогических технологий, открывают новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных, на мой взгляд, является - технология детского экспериментирования
Детское экспериментирование в изобразительной деятельности — это способы создания нового, оригинального произведения искусства руками ребёнка. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, а самое главное - самовыражаться.
Цель самообразования:
повышение педагогической компетентности в вопросах развития творческих способностей дошкольников через использование технологии детского творческого экспериментирования в изобразительной деятельности.
Задачи:
познавательные
− Повысить свой уровень самообразования путём изучения новой научной, организационно-методической литературы, учебной, справочной литературы, интернет- источников по вопросу использования технологии детского творческого экспериментирования как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста;
− Участие в конкурсах и фестивалях по теме самообразования;
развивающие
- Расширить свои знания о технологии детского творческого экспериментирования, направленной на развитие творческих способностей дошкольников;
− Закреплять умение моделировать работу на основе изученной технологий; − Подготовить методический материал, картотеку «Игры-эксперименты для развития творческих способностей дошкольников»; пополнить ППРС, разработать перспективный план работы с детьми, план самообразования,
воспитывающие
- Привлечь родителей воспитанников к активному взаимодействию и разработать модель взаимодействия с родителями;
− Активизировать взаимодействие в системе «педагог-ребёнок-родитель», используя нетрадиционные формы в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей;
− Обеспечение психологического, эмоциональное благополучие участников и повышение общекультурного уровня участников образовательного процесса;
− Обобщение опыта работы по теме самообразования;
Этап работы над темой самообразования: 3 года
Ожидаемые результаты для педагога:
- повышение своих теоретических и практических знаний по теме самообразования;
- умение применять полученные знания на практике в ходе организации образовательной деятельности;
- составление картотеки «Игры-эксперименты в изобразительной деятельности дошкольников»:
- пополнение РППС (Центр ИЗО)
Ожидаемые результаты для детей:
- развитие потребности у детей к созданию нового и необычного продукта творческой деятельности;
- формирование у детей умения использовать полученные знания в творческой деятельности;
- развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты в рамках сотрудничества педагога и родителей воспитанников:
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе организации детского творческого экспериментирования с дошкольниками, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Формы работы с детьми:
- совместная деятельность воспитателя с детьми:
- индивидуальная работа с детьми
- свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование родителей
- консультации
- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
- проведение встреч-обсуждений "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством экспериментирования в творчестве".
Используемые технологии:
здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме:
- выставки творческих работ детей, рассматривание иллюстраций.
- буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей: «Как развивать творчество»; «Виды нетрадиционного рисования»
- выставка творческих работ родителей и выставка совместных творческих работ детей с родителями.
- презентация опыта педагога по теме самообразования в рамках педагогического совета ДОУ.
- личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
План саморазвития воспитателя на 2022-2025г.
№1 | Этап самообразования | Форма работы | Форма отчётности |
Сентябрь-октябрь 2022 г. Сентябрь-октябрь 2023 г. Сентябрь-октябрь 2024 г. | Подготовительный этап Организационно- теоритический | - изучение нормативных документов, - изучение литературы по проблеме в соответствии с возрастом воспитанников, - изучение интернет-ресурсов, - подбор материала по возрастам, - разработка перспективного плана. | Изучение вопросов организации и проведения ОД по творческому экспериментированию по возрастам, составление консультаций, рекомендация, брошюр, памяток по теме самообразования |
№2 | Основной этап (внедрение в работу подготовленного материала). | -Апробация различных педагогический технологий и методик организации работы с дошкольниками по возрастам. -Внедрение в работу теоретического материала и опробация его на практике. -Обогащение РППС зоны художественно- эстетической направленности в группе ДОУ (ежегодно). -Размещение стендовой информации для родителей -Формирование и оформление методической копилки. | Составление картотек: по возрастам «Игры-эксперименты в изобразительной деятельности дошкольников», «Картотека техник нетрадиционных видов рисования», «Игры на сплочение детского коллектива», «Картотека пальчиковой гимнастики», «Картотека гимнастики для глаз» и т. д. Распространение материала на уровне ДОУ, в интернете. Участие воспитанников, родителей совместно с детьми в различных творческих конкурсах Прохождение курсов КПК, Участие в вебинарах. |
Ноябрь 2022 г.-апрель 2023 г. Ноябрь 2023 г.-апрель 2024 г. Ноябрь 2024 г.-апрель 2025 г. | |||
№3 | Заключительный этап. | Самоанализ и самооценка о проделанной работе за каждый год. Обобщить опыт работы по теме самообразования за 3 года | Презентация «Отчёт о работе по самообразованию педагога». Публикации |
Май 202320242025 |
План работы с детьми в рамках самообразования
на 2022- 2025 г. Г.
№ | Период | Содержание работы | Цель | Результат |
Работа с детьми | ||||
1. | Ноябрь 2022 г. Ноябрь 2023 г. Ноябрь 2024 г. | Упражнять в технике рисования ладошкой Совместная игровая деятельность: Дидактическая игра «Собери радугу». «Ветка рябины» (рисование тампонами). Дидактическая игра «Придумай пейзаж» «Красивый букет» (Печатание растений) | Закрепить умение заполнять отпечатками всю поверхность, развитие цветовосприятия. Учить анализировать натуру, выделять ее признаки особенности. Учить детей работать с хрупким материалом –веточками растении и цветами. Воспитывать аккуратность. | Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ладошкой» Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования тампоном» Изготовление Карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования – отпечаток веточкой» |
2. | Декабрь 2022 г. Декабрь 2023 г. Декабрь 2024 г. | Познакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография. Игровая деятельность: Дидактическая игра «Наряжаем ёлочку». «Снежный лес» Познакомить с техникой рисования манкой (солью, сахаром, крупой), «Загадки» (Ниткография) | Развивать мелкую моторику рук, творческое воображение Развитие у детей творческого воображения, закрепление знаний нетрадиционных техник рисования. Развитие у детей логического мышления, творческого воображения, | Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования пластилинография» Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования крупой, солью, сахаром, солью, манкой Карточка- образец «Техника нетрадиционного рисования «Ниткография» |
3. | Январь 2023 г. Январь 2024 г. Январь 2025 г. | «Удивительные цветы» Познакомить с техникой печатания кляксографией Игровая деятельность: Дидактическая игра «Дорисуй предмет» «Зимняя берёза» (оттиск мятой бумагой) «Новые игрушки» (Кубизм) | Познакомить с техникой печатания кляксографией развивать чувство цвета. Закрепить знания детей спектра цветов, развивать память, творческое воображение. Развивать умение детей рисовать дерево отрабатывать умение отражать в рисунке впечатления от явлений природы, передавать простую перспективу. Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму. | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования кляксография» Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования – оттиск мятой бумагой» Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования –кубизм» |
4. | Февраль 2023 г Февраль 2024 г Февраль 2025 г | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками Нетрадиционная техника рисования «Монотипия предметная» «Наша улица» (Усложнение и совмещение техник: печатание+набрызг+ силуэтное рисование) | Познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными палочками, активизировать словарь Способствствовать развитию мелкой моторики руки, развитию воображения, творческого мышления и фантазии. Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. Учить детей создавать интересные образы, используя знакомые техники Воспитывать инициативность. | Изготовление карточки- образца «Техника нетрадиционного рисования ватными палочками» Изготовление образца «Техника нетрадиционного рисования монотипия» Мини-выставка «Мы – художники!» |
5. | Март 2023 г. Март 2024 г. Март 2025 г. | Коллективная работа . Совместная творческая деятельность педагога и детей Оформление стенгазеты «Цветы для мамы» «Цветы» (Мягкая роспись по ткани) «Букет цветов» (Совмещение техник) | Закрепить навык рисования красками при помощи пальцев и штампов, закреплять знания цветов; закреплять умение работать в коллективе
Обогатить изобразительный опыт ребёнка. Способствовать развитию стойкого интереса к изодеятельности. Воспитывать аккуратность. Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник. Развивать художественное восприятие. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, художественный вкус. | Презентация стенгазеты «Цветы для мамы» Организация выставки к празднику «8 Марта» Организация выставки к празднику «8 Марта» |
6. | Апрель 2023 г. Апрель 2024 г. Апрель 2025 г. | Коллективная работа Совместная творческая деятельность педагога и детей. Оформление стенгазеты «День космонавтики» «Звездное небо» (граттаж) «Загадочный космос» (Совмещение техник) | Закрепить умение работать в коллективе, формировать социально- коммуникативные навыки Закрепить приёмы рисования в технике «граттаж»; совершенствовать приемы работы с острым краем палочки; воспитывать уверенность, инициативность в опытном освоении новых художественных материалов и способов работы с ними. Способствовать созданию выразительного образа путём совмещения техник | Презентация стенгазеты «День космонавтики» Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования. Изготовление образца «Техника нетрадиционного рисования - граттаж» Презентация стенгазеты «День космонавтики» |
7. | Май 2023 г. Май 2024 г. Май 2025 г. | Оформление альбома с творческими работами детей «Вот как мы можем!» Проведение наблюдения и выявление уровня овладения детьми изобразительной деятельностью по разным направлениям. | Создание для детей ситуации успеха и гордости за свои возможности, психологического комфорта | Презентация фотоальбома «Вот как мы можем!» |
8. | В течение года. | Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать творческое воображение | Методики по ХЭ деятельности |
9. | В течение года. | Выставки детских работ выполненных по нетрадиционным техникам | Закреплять с детьми знания о нетрадиционных методах рисования, развивать эмоциональный фон | Выставки детских работ выполненных с применением нетрадиционных техник рисования |
План работы с детьми и родителями в рамках самообразования
1. | Октябрь 2022 г. Октябрь 2023 г. Октябрь 2024 г. | Памятка «Как организовать рабочее место для детского творчества» Оформление папки- передвижки для родителей: «Рисование нетрадиционными способами» Мастер-класс «Рисование пеной для бритья» | Повышение знаний родителей по теме самообразования Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования Повышение знаний родителей по теме самообразования | Консультация для родителей Консультация для родителей Педагогическое просвещение родителей |
2. | Ноябрь 2022 г. Ноябрь 2023 г Ноябрь 2024 г | Оформление папки- передвижки для родителей: «Развиваем творчество у детей с помощью подручных предметов» Консультация «Каждый ребёнок талантлив». Консультация для родителей «Рисовать - это важно!» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования Повышение знаний родителей по теме самообразования Повышение знаний родителей по теме самообразования | Папка-передвижка Консультация для родителей |
3. | Декабрь 2022 г Декабрь 2023 г Декабрь 2024 г | Совместный праздник «Новый год» Изготовление атрибутике к Новогоднему празднику с применением нетрадиционных материалов и техник | Формирование эмоционального фона в группе, умение работать в коллективе закреплять взаимоотношения с родителями | Совместный праздник «Новый год», готовые атрибуты к празднику |
4. | Январь 2023 г. Январь 2024 г Январь 2025 г | Консультация для родителей «Психология и творчество» Консультация «Как развивать интерес ребёнка к рисованию» Советы – рекомендации «Развитие мелкой моторики рук при использовании нетрадиционной техники рисования в детском творчестве» | Повышение знаний родителей по проблеме самостоятельной изобразительной деятельности детей. Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей | Консультация для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей |
5. | Февраль 2023 г. Февраль 2024 г. Февраль 2025 г. | Советы – рекомендации «Запретить или разрешить» Папка – передвижка «Учите детей удивляться» Папка – передвижка «Рисование по сырому фону» | Повышение знаний родителей по теме самообразования Педагогическое просвещение родителей Педагогическое просвещение родителей | Буклет для родителей Консультация для родителей Консультация для родителей |
6. | Март 2023 г. Март 2023 г. Март 2023 г. | Выставка совместных с детьми творческих работ, а также отдельно творческих работ родителей | Формирование эмоционального фона группы участников образовательного процесса | |
7. | Апрель 2023 г. Апрель 2024 г. Апрель 2025 г. | Знакомство с картотекой творческих игр на развитие воображения по изобразительной деятельности Обмен опытом на родительском собрании «Как мы рисуем дома» Консультация «Учите детей фантазировать» | Повышение знаний родителей о нетрадиционных техниках рисования Педагогическое просвещение родителей. Обмен опытом. Педагогическое просвещение родителей. | Оформление картотеки Консультация для родителей |
8. | Май 2023 г. Май 2023 г Май 2023 г | Выступление на родительском собрании и подведении итогов по самообразованию за текущий учебный год. | Педагогическое просвещение родителей. | Выставка творческих работ, фотоотчёт |
9. | В течение года. | Выставка совместных с детьми творческих работ, а также отдельно творческих работ родителей | Формирование эмоционального фона группы участников образовательного процесса | Выставки творческих работ, фотоотчеты |
Список использованных источников
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования
- Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет: Рисуем и познаем мир. – М: Издательство «ГНОМ» - 2007 г.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2014. – 108с
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2016. – 96с
- Леонова Н.Н «Художественно-эстетическое развитие детей в ДОУ». Санкт- Петербург: Детство-Пресс, 2017
- Комарова Т.С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство
«Мозаика-Синтез», 2014.
7. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2015. - 96с.
8. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Издательство: Мозаика-Синтез, 2008 г.
9. Казанова Р.Г.Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера»,
2004 – 128с.
Интернет-ресурсы:
Рисование бабочки в технике монотипия
Рисование методом «тычка» жёсткой полусухой кистью "Пушистый котёнок"
Мастер класс «Рисование мятой бумагой»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"
Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....
Как оформить папку по самообразованию
Эта консультация поможет педагогам правильно оформить папку по теме самообразования...

Методическая папка по самообразованию
Арт-терапия – лечение через творчество - ( therapeia от греческого – забота, уход)забота о человеке, психологическая помощь и поддержка. «Она вызывает с...

Папка по самообразованию воспитателя Карочкиной Евгении Александровны (Подготовительная группа)
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»Цель: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способно...

Папка по самообразованию.
МКДОУ Березовский детский сад ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Чернышова Юлия ВладимировнаВоспитатель Тема: Физическое развитие детей в игр...

папка по самообразованию
План самообразования "Формирование патриотических чувств у дошкольников"1.Ф.И.О. педагога – Шелестова Елена Евгеньевна2.Образование :средне профессиональное образование.3.Тема самообра...

