«STEM технологии в дошкольном образовании»
материал (подготовительная группа)

Валишина Розалия Асгатовна

«STEM технологии в дошкольном образовании»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stem_tehnologii.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

аМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 г. Туймазы Муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

«STEM технологии в дошкольном образовании»

Работу выполнила:

Валишина Р.А.

«STEM технологии в дошкольном образовании»

Мы живем в эпоху технической революции. Вокруг нас возникают новые технологии, новые профессии, вытесняя старые и хорошо знакомые. Будучи педагогом, приходится задумываться, тому ли мы учим детей, пригодятся ли такие знания в новой жизни, как нужно корректировать содержание и технологии образования, чтобы соответствовать потребностям сегодняшних дошкольников? Возраст 3-7 лет является стратегически важным этапом в развитии. Педагоги, работающие с дошкольниками, понимают, как важно именно в период дошкольного детства привить детям интерес к знаниям, научить воспринимать из разных источников и использовать информацию, самостоятельно находить ответы на интересующие вопросы в окружающей действительности. Важно воспитать умение действовать самостоятельно и в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми. Таким образом, перед родителями и педагогами стоит проблема: какие же методы и приемы использовать? К каким технологиям обратиться?

Наиболее перспективной сегодня является технология «STEAM». STEAM -образование один из основных мировых трендов.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем современного образования становится достижение современного качества образования. Современный педагог - это прежде всего человек эрудированный, энергичный, креативный, обладающий профессиональными качествами и любящий свое дело. Каждый день появляются новые виды работ и даже целые профессиональные области, именно поэтому современные педагоги должны задуматься, отвечают ли знания и навыки, которым они учат, запросам времени? Что может заинтересовать наших воспитанников, спросите вы?.. Конечно же, STEM-технология. Именно STEM-технология позволит педагогам вырастить поколение успешных исследователей, изобретателей, технологов и математиков.

Отличительной особенностью данной педагогической системы является то, что STEM-технология может успешно использоваться в рамках основной образовательной программы дошкольного образования, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательного процесса.

Хочу представить вашему вниманию организацию STEM подходов в дошкольном образовании.

STEM-образование –это модульное направление образования, целью которого является развитие интеллектуальных способностей ребенка с возможностью вовлечения его в научно-техническое творчество.

Название STEM появилось, как аббревиатура из слов:

S (сайнс) – наука,

T (технолоджи) – технология,

Е (инжинеринг) – инженерия,

М – математика.

Речь пойдет о том, что может сделать воспитатель в своей ежедневной работе при реализации основной образовательной программы с использованием STEM подхода для интеллектуального развития детей, а так же для формирования их социальных навыков.

Внедрение STEM подхода вызвано развитием новых технологических рынков, новых подходов к индустриализации. Направление государственной политики связано с формированием новых инженерных кадров, которые способны работать как раз в этих технологических направлениях и на создании новых прорывных технологий.

Главной целью моей работы при использовании STEM технологии – это не обучение детей созданию конструкций, роботов, а развитие инженерного мышления:

  • умение видеть любой объект, как систему;
  • понимание того, что изменение отдельных элементов ведёт к изменению системы в целом;
  • анализ и синтез.

В чем же заключается актуальность STEM подхода? Все современные интегрированные технологии находятся на стыке науки. Дошкольный возраст, как раз благоприятен для того, чтобы использовать эту интеграцию. И пока у ребенка целостная картина мира не разделена на отдельные области, он воспринимает мир целиком. Поэтому STEM технология доступна познанию детей дошкольного возраста и его можно внедрить в систему педагогической работы с детьми дошкольного возраста.

В основу STEM технологии заложены формы сотрудничества и коллективной работы, наряду с развитием мышления, интеллекта, психологических процессов, он развивает ещё и социальные навыки.

Программа STEM образования носит модульных характер. Всего модулей 6. И начинать работу можно с того модуля, который вам ближе.

В своей работе я использовала 3 модуля.

  1. Модуль «Математическое развитие».
  2. Модуль «LEGO -конструирование».
  3. Модуль «Робототехника».

Образовательный модуль «Математическое развитие»

Математическое развитие

Он включает настольные развивающие игры, пособия для сенсорного развития, наборы геометрических тел и фигур, демонстрационные и раздаточные материалы по направлениям математического развития, логические головоломки, сортировщики, рамки-вкладыши и объёмные вкладыши, абаки, счёты, математические конструкторы, шнуровки, круги Луллия и др.

В своей работе в модуле «Математическое развитие», я выделила 4 направления:

1 направление - геометрические понятия;

2 направление - величина;

3 направление – числовой ряд;

4 направление - развивающие игры.

Для каждого направления подобран дидактический материал с учетом решаемых задач: (оснащение)

  1. Математический набор;
  2. Танграм;
  3. Палочки кьюзинера;
  4. Счетные палочки;
  5. Пальчиковые игры.

Образовательный модуль «Лего -конструирование»

LEGO-конструирование.

Данный модуль в игровой форме позволяет познакомить с базовыми принципами механики и особенностями работы простейших механизмов.

LEGO– одна из самых известных и распространенных педагогических систем, широкая использующая трехмерные модели реального мира и предметно – игровую среду обучения и развития ребенка. LEGO позволяет детям учиться играя и обучаться в игре.

В ходе образовательной деятельности по реализации данного модуля дети становятся строителями, архитекторами и творцами. Играя, они воплощают в жизнь свои идеи. Система работы построена по принципу от простого к сложному. Знакомство начинается с простых фигур, ребенок продвигается все дальше и дальше. Видя свои успехи, он становится более уверенным и переходит к следующему, более сложному этапу обучения.

Перспективность применения ЛЕГО технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, которые предъявляются к указанным средствам на современном этапе: многофункциональность, технологические и эстетические характеристики, использование в различных видах детской деятельности.

Образовательный модуль «Робототехника» (Робомышь)

Модуль «Робототехника» является одним из самых востребованных в современном образовательном процессе. Сегодня дети с раннего возраста окружены автоматизированными системами.

Робототехника в детском саду – это развитие мелкой моторики, внимания, аккуратности и развитие креативности через научно-техническое творчество, повышение мотивации и целеустремленности.

В процессе конструирования происходит создание машин, сооружений, различных технических средств путем моделирования.

Модуль «Робототехника» включает в себя несколько конструкторов для изготовления роботов с возможностью движения. В соответствии с возрастом, задачи, решаемые ребёнком, постепенно усложняются, от простой сборки и механического перемещения модели до программирования систем управления.

Что же такое Робомышь? Это дружественный ребенку программируемый мини-робот. Он прост в использовании и выполнен из прочных безопасных материалов, является одним из средств формирования информационно-коммуникационной грамотности детей дошкольного возраста. Огромным преимуществом робота является то, что его можно использовать как в совместной, так и в самостоятельной игровой деятельности ребенка, как индивидуально, так и в группе.

Робомышь – это первые шаги детей к программированию. Прежде чем дети начнут программировать робота и решать образовательные задачи, которые ставит перед ними педагог, нужно научить их выстраивать и планировать маршрут робота посредством настольных и напольных игр, созданных специально для реализации данного модуля.

Можно выделить следующие этапы работы:

На 1 этапе дети знакомятся с роботом через индивидуальное базовое поле

2 этап это внедрение базового поля, где дети сами становятся РОБО мышками и выполняют определенные задания. В ходе данного этапа закрепляется методика и технология использования робота.

На 3 этапе, дети знакомятся с основным базовым полем и учатся навыкам программирования РОБОмыши.

У этой игрушки есть управляющие кнопки: вперёд, назад, влево, вправо, старт и сброс программы. При правильном программировании робот двигается, издает звуковые, цветовые сигналы.

Что бы вам было более понятно, я вас приглашаю на мастер – класс.

Объясняю как двигается мышь. Одна клетка – это один шаг робота. Сколько клеток столько вы должны нажимать на кнопу вперед. Кнопки на право или на лево поворачивает мышь на месте, направляет его в определенную сторону. Дальше вы должны нажимать на кнопку вперед.

Перед вами базовое поле. На нем вам надо будет расставить домики. Выбираете один из кружочков. Какого цвета круг к такому домики вам надо будет запрограммировать робота.

Главной целью моей работы при использовании STEM технологии – это не обучение детей созданию конструкций, роботов, а развитие инженерного мышления:

  • умение видеть любой объект, как систему;
  • понимание того, что изменение отдельных элементов ведёт к изменению системы в целом;
  • анализ и синтез.

В чем же заключается актуальность STEM подхода? Все современные интегрированные технологии находятся на стыке науки. Дошкольный возраст, как раз благоприятен для того, чтобы использовать эту интеграцию. И пока у ребенка целостная картина мира не разделена на отдельные области, он воспринимает мир целиком. Поэтому STEM технология доступна познанию детей дошкольного возраста и его можно внедрить в систему педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Технологию можно использовать как часть основной образовательной программы в детском саду или для дополнительных занятий. Программа состоит из шести модулей, которые представляют собой целостные образовательные программы, спроектированные таким образом, чтобы обогатить образовательный опыт и развить необходимые навыки и знания.

  1. Математическое развитие. Занятия включают игровые и практические задания, направленные на понимание счета, геометрических форм, изучение взаимосвязи между числами и решение простых математических задач.
  1. Эксперименты с живой и неживой природой. В этом модуле знакомятся с различными явлениями природы, экспериментируют с живыми организмами и неживыми материалами, что позволяет развивать наблюдательность и научный подход к изучению окружающего мира.
  1. Дидактическая система Фребеля. В рамках этого модуля они осваивают математическую действительность, проводя действия с геометрическими телами и фигурами, а также учатся понимать пространственные отношения. Важной частью занятий является конструирование в различных ракурсах и проекциях, что развивает их способности к творчеству и логическому мышлению.
  1. Робототехника. Дети знакомятся с основами робототехники: учатся создавать простых роботов, программировать их движения и выполнять различные задачи. Это развивает логическое мышление, техническое мастерство и умение решать задачи с помощью технологий.
  1. LEGO-конструирование. Дети используют конструктор LEGO для создания различных моделей и конструкций. Это развивает творческие навыки, пространственное мышление и умение работать с различными материалами.
  1. Мультистудия «Я творю мир». Дети погружаются в процесс создания мультфильмов, где знакомятся с историей мультипликации, изучают различные техники анимации, разрабатывают сюжеты, создают персонажей, анимируют их и собирают готовый мультфильм, развивая художественные, творческие и технические навыки в увлекательной атмосфере творчества и экспериментирования.

ПРЕИМУЩЕСТВА STEM ТЕХНОЛОГИЙ

  • Развивает любознательность.
  • Помогает выработать инженерные навыки.
  • Позволяет приобрести качества, необходимые для работы в команде.
  • Содействует умению анализировать результаты проделанных мероприятий.
  • Способствует познавательной активности дошкольников.

В перспективе продолжать изучать стем технологию и в дальнейшем работать с детьми в этом направлении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

STEM технологии в дошкольном образовании: интерактивная игра, как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Игра для интерактивный средств обучения способствует развитию у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса. Данная игра способствует оптимизации знаний у детей старшего дошкольного в...

Консультация для педагогов "STEM - технология в дошкольном образовании"

        Период дошкольного детства является критически важным для развития ребенка. В это время необходимо создать вокруг ребенка подходящую образовательную среду, которая б...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое?

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое?...

STEM-технологии в дошкольном образовании

STEM-технологии в дошкольном образовании...

STEM-технологии в дошкольном образовании

Цели:развитие критического мышления — умение задавать вопросы, искать ответы, анализировать информацию, делать выводы и решать сложные проблемы. Этот навык важен для адаптации к постоянно меняющ...

STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое?

Период дошкольного детства является важным для развития ребенка. В это время необходимо создать вокруг ребенка подходящую образовательную среду, которая будет способствовать формированию необходимых н...

STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое?

STEM-технология в дошкольном образовании. Что это такое? Выполнила воспитатель Мановицкого филиала МБДОУ Заворонежского детского сада Аксенова Светлана Вячеславовна...