Творческая работа по самообразованию воспитателя младшей группы №1
материал (младшая группа)
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в возрасте 2-3 лет»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3
с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район
Республики Башкортостан
Творческая работа по самообразованию
воспитателя младшей группы №1
Зариповой Гузель Фаварисовны
на 2024-2025 учебный год
Тема:
«Пальчиковые игры – основа развития речи и мелкой моторики у дошкольников в возрасте 2-3 лет»
с.Верхнеяркеево, 2024г.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1) Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию речи и мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте.
2) Разработать и подобрать пальчиковые и дидактические игры на улучшение моторики, координации движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста.
3) Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредствам пальчиковых игр и гимнастик.
4) Повысить компетентность родителей в значимости пальчиков игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Актуальность
Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования». Представлена в целевых ориентирах на этапе завершения дошкольного образования «У ребенка развита мелкая моторика». В настоящее время такими учеными как Г. А. Каше, Е. И. Исенина, М. М. Кольцова и др. уже доказана взаимосвязь речи и деятельности рук, что в свою очередь положительно влияет на развитие: «если движения пальцев развиты хорошо, то, соответственно, и речь ребенка будет хорошей».
Как говорил В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста заниматься развитием мелкой моторики, потому что оно является условием и речевого развития.
Очень важной частью работы по развитию речи и мелкой моторики являются «пальчиковые игры». Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Формы работы
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей
- работа с родителями (консультации, папки передвижки, мастер-класс)
Методы и приемы работы
- массаж кистей рук.
- пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
- пальчиковые игры со стихами, со скороговорками
- пластилинография
- нетрадиционные техники рисования: пальчиками (используя гуашь, на песке)
- дидактические игры с ватой, прищепкой, счетными палочками, бусами
- игровые упражнения с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)
- игры с конструктором
- игры с мозаикой
- аппликация (обрывание бумаги)
- пальчиковый театр
- шнуровки
Продолжительность: долгосрочный 9 месяцев
1. Теоретический этап
Изучение учебно-методической литературы.
2. Практический этап
- постановка целей и задач по данной теме
- подбор и разработка пальчиковых, дидактических игр, игровых упражнений учитывая возрастные особенности детей
- составление план работы по данной теме
- диагностика уровня развития мелкой моторики рук используя метод наблюдения, упражнения
-заучивание пальчиковых игр
- оформление центра развития мелкой моторики
- оформление папки передвижки «Игры с пальчиками»
- консультации для родителей.
3. Заключительный этап.
- анализ работы по теме самообразования.
- проведение контрольного диагностического исследования, используя метод наблюдения, упражнения.
- выявить положительные результаты проделанной работы.
Предполагаемый результат
- развить мелкую моторику, игровые, познавательные и творческие способности детей.
- сформировать речевые навыки у детей, улучшить качество речи.
Годовой план работы по самообразованию
Месяц, тема, содержание работы | ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
| ||||||||||
|
Список используемой литературы
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: Рипол классик, 2008;
2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
7)О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
8)С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);
9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
10) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики для детей 2–3 лет»
Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности рук.
Нормальное развитие речи ребенка очень тесно связано с развитием движений пальцев рук.
Поскольку с возрастом ребенку потребуется точная, координированная работа кистей и пальцев, например, чтобы рисовать или одеваться, то развитию навыков мелкой моторики необходимо уделять много внимания
Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:
косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;
готовим к овладению навыком письма.
Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно:
Уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.
В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом
На базе детского сада мы разучиваем огромное количество пальчиковых игр, соответствующие определенной текущей теме или сезону.
Например,
Дождик, дождик
Кап, кап, кап
Мокрые дорожки
Нам нельзя идти гулять
Мы промочим ножки
Или еще:
Раз, два, три четыре
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий
И совсем, совсем не сладкий!
Старайтесь, чтобы в игры вовлекались все пальчики (особенно безымянный и мизинчик – они самые ленивые) .
Обязательно чередуйте три типа движений:
сжатие;
растяжение;
расслабление.
Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка.
Дети в возрасте до 2-х лет:
знакомятся с ладонью, выполняют простые движения: похлопывание, постукивание по коленям, прятанье рук за спину.
Например, упражнение" Зайчик".
Зайчик серенький сидит и ушами шевелит.
Вот так, вот так! И ушами шевелит.
С помощью взрослого показывают фигурку одной рукой (лучики, коготки, колечко, клювик, веер, дождик) ;
Упражнение начинается с объяснения его выполнения, показывается поза пальцев и кисти.
Сначала все упражнения выполняются медленно. Если ребенок не может самостоятельно принять позу и выполнить требуемое движение, родитель берет руку ребенка в свою и действует вместе с ним; можно научить ребенка самого поддерживать одну руку другой или помогать свободной рукой действиям работающей.
Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно.
Дети в возрасте 2 - 3 лет выполняют:
энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик).
Например, упражнение "Капустка".
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трем-трем,
Мы капусту солим-солим,
Мы капусту жмем-жмем.
Также, для развития мелкой моторики существуют и другие формы развития, их можно применять и дома. Вообще, без специальной подготовки такие игры организовать трудно. В саду представлены очень многие формы по развитию мелкой моторики, так как в этом возрасте это является ведущим видом деятельности
пальчиковая гимнастика – шнуровка;
игры с конструктором, мозаикой;
лепка из пластилина;
пазлы
вкладыши
сматывание цветных ниток в клубочки;
кнопки
прищепки
молнии
пуговицы и тд.
Сегодня на прилавках магазинов достаточно игр на развитие мелкой моторики рук (шнуровки, сенсорное панно, наборы тканевых образцов различной фактуры) .
Эти игры:
развивают мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий: вверху, внизу, справа, слева;
формируют навыки шнуровки;
способствуют развитию речи;
развивают творческие способности;
косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Как еще активизировать пальчики
Дайте газету, листы бумаги – пусть рвет (только следите, чтоб в рот не отправлял эти «куски») .
Нанизайте на крепкую нитку крупные пуговицы – пусть перебирает.
Дайте деревянные бусы, счеты, пирамидки.
Нарисуйте на пластмассовых пробках мордочки, наденьте на пальцы. У вас получится пальчиковый театр.
Это только малая толика тех игр и занятий, которыми можно увлечь ребенка и с пользой провести время.
Консультация для родителей «Игровые упражнения по развитию мелкой моторики рук у детей 2–3 лет» Развитие мелкой моторики - это одно из самых важных направлений развития детей в возрасте 2 лет. Развивая детские пальчики, мы не только помогаем ребенку научиться виртуозно владеть своими руками, но и: - стимулируем развитие речи у ребенка ; - помогаем развивать интеллект ребенка в целом; - готовим руку ребенка к освоению таких важных навыков, как письмо, рисование, одевание и выполнение других действий, для которых важны ловкие пальцы. Все дети без исключения обожают играть! 1. Игры с прищепками. Эти игры очень любят мамы и педагоги, потому что прищепки стоят недорого, дети любят с ними возиться, ну а уж игр с прищепками придумано огромное множество! - Конструирование из прищепок - Сортируем прищепки по цвету. - Также с помощью прищепок можно учиться перекладывать разные материалы. 2. Сортируем крупу. Сортировка крупы не только развивает пальчики, но и развивает математическое мышление. 3. Мелкие предметы и отверстия: Следующий вид игр, которые отлично развивают мелкую моторику, заключается в следующем: ребенку предлагают опускать мелкие предметы (монетки, фасолины, крупы и т. п.) в мелкие отверстия. 4. Рисование ватными палочками. Рука ребенка быстро натренируется правильно держать кисточку если вы будете чаще рисовать ватными палочками. Кроме того рисование ватной палочкой хорошо развивает мелкую моторику. 5. Лепка. Лепка- королева среди всех игр по развитию мелкой моторики у детей. К тому же большинство малышей просто обожают лепить! - лепить шарообразные предметы (типа колобков). Они могут превращаться в мячики, воздушные шарики и т. п. - осваивать технику размазывания пластилина: 6. Подготовка руки к письму - рисуем линии. Когда ребенок выполняет задания по типу "нарисуй линию", он достигает сразу трех целей: - развивает мелкую моторику; - готовит руку у письму; - учится рисовать (ведь малыши в 2 года в основном рисуют спонтанно, а говоря проще - просто калякают на бумаге. Линии и точки - это самые первые их рисунки, которые им под силу сделать осознанно). Не спешите сразу давать ребенку сложные задания, в которых характер линий уже задан. Такие задания малыш будет рисовать где-то после трех лет. Пока же ему проще выполнять задания, в которых характер линии не определен. - можно рисовать горизонтальные линии: - вертикальные линии (искупай слонят): - косые линии (помоги мишкам добраться до мамы): Ближе к 3 годам можно предложить рисовать кружочки и округлые линии. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурсный материал Всероссийского конкурса исследовательских и творческих работ дошкольников и младших школьников Я - исследователь 2014
Защита творческого проекта " История возникновения снеговика" ( гуманитарная секция, 1 возрастная категория)Всероссийский конкурс...

Творческая работа детей второй младшей группы "Рыбка ищет друзей"( в рамках проекта "Где живут рыбки?)
Дети закрепляют знания строения рыбки (туловище, хвост, плавники, есть глаза), понятия о том, что рыбки разные по цвету, величине, форме; упражняются в приёмах лепки....

Программа кружковой работы по художественно-творческой деятельности во II младшей группе «Волшебные шарики»
Начав работу воспитателем во 2 младшей группе (3-4 года) и наблюдая за детьми, я отметила, что дети неправильно держат карандаш, плохо держат ложку, у них возникали затруднения при выполнении первых р...
Коллективная творческая работа 2- ой младшей группы на тему: «Земли моей бесценный уголок»
Название коллективной работы: «Деревня моя, деревянная дальняя…»Цель: -Формирование бережного отношения к домашним животным и окружающему миру;- Расширение кругозора дошкольников;- Развивать творческо...

Краткосрочный социально-творческий проект в первой младшей группе «День Победы» воспитателя группы младшего дошкольного возраста (2 - 3 лет)
Краткосрочный социально-творческий проект в первой младшей группе «День Победы»Проблема: незнание детьми праздника - День Победы.Обоснование проблемы:Недостаточное внимание родителей к пра...
Хохлома. Образцы творческих работ для детей младшего дошкольного возраста.
В данном разделе размещены фото детских работ на тему "Хохломская роспись". Возраст воспитанников 2-4 года....

Сообщение из опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»
Сообщение из опыта работы по теме:«Развитие художественно-творческих способностей детей первой младшей группы через использование современных методов и технологий»...
