"Функциональная грамотность на этапе дошкольного воспитания детей"
материал

Для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Функциональная грамотность

на этапе дошкольного воспитания детей»

Дошкольное воспитание - ступень образования, на которой закладывается основа социальной личности. Именно в это время развития ребёнка закладывается самое важное и необходимое для его будущего в жизни. Поэтому очень важно не упустить этот момент и дать базовый комплекс образовательных ресурсов в необходимом количестве и качестве. Потому что от того как они проведут первые семь лет жизни до порога школы, зависит их способность в будущем быть успешными и перспективными, эмоционально устойчивыми к изменениям жизненных условий и в наших нынешних социально-экономических условиях. Основополагающим требованием общества к дошкольным образовательным учреждениям в 21 веке является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться информацией, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Т. е. современное образование нацелено на развитие функциональной грамотности воспитанников, при которой знания из разряда теоретических должны стать прикладными и использоваться в повседневной жизни.

Что такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность — способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Как выглядит функционально грамотная личность?

Функционально грамотная личность – это человек:

– способный в ситуации выбора и принятия решений быть самостоятельным;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за своих близких и за себя

– готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации;

– привычное явление;

– легко адаптирующийся в социуме;

– понимающий, что жизнь среди людей;

– это необходимость искать общие решения и поиск постоянных компромиссов;

– хорошо владеющий письменной и устной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Основные направления формирования функциональной грамотности

- Математическая грамотность

- Читательская грамотность

- Естественнонаучная грамотность

- Глобальные компетенции

- Финансовая грамотность

- Креативное и критическое мышление

На этапе дошкольного развития ребенка педагоги могут охватить эти направления, так как каждая образовательная область участвует в развитии большинства направлении формирования функциональной грамотности.. ФГОС ДО определяет как приоритетную стратегию «Содействия становлению и развитию предпосылок грамотности» через создание условий для широкого спектра детских видов деятельности через поддержку инициативы и самостоятельности детей, предоставление им возможности выбора, на основе их интересов и потребностей Именно в дошкольном возрасте создается базовая основа математики, слушания и рассуждения это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей.

Цель воспитателя при формировании функциональной грамотности на этапе дошкольного воспитания детей:

- Развить мышление - из наглядно-действенного перевести его в абстрактно-логическое;

- Развить речь развить память и внимание, фантазию и воображение пространственное восприятие;

- Развить мелкую моторику и моторную функцию, способность контролировать свои движения;

- Развить способность общаться, управлять своим поведением и контролировать свои эмоции.

Решая эти задачи, педагог получает в результате функционально развитую личность.

В современном образовании новыми главными качествами модели новой личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, которые формируются в условиях школы. Не секрет, что многие дети относятся к занятиям без энтузиазма. Причин тому много, но главная - отсутствие у детей интереса к учёбе, им просто скучно заниматься. Постоянное и постепенное усложнение игр в дошкольном возрасте позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого-то результата. Именно поэтому нужно много внимания уделять развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развиваются вербальный, то есть «приобретенный», интеллект. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Нам остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Развивать функциональную грамотность в ДОУ можно при проведении непосредственной образовательной деятельности, при изучении любой темы на занятиях. Главной задачей педагога на первом этапе овладения функциональной грамотностью заинтересовать детей, сделать их участниками образовательной деятельности и, конечно же, с использованием игр и упражнений. Дидактическая игра - это целенаправленная учебная деятельность, когда каждый играющий или группа в целом объединены решением одной задачи и ориентированы на достижение общей цели. Педагогу остается лишь использовать естественную потребность ребенка к игре, чтобы постепенно вовлечь их в процесс моделирования жизненных ситуаций. Воспитатель должен быть наблюдателем и направляющим, обеспечить атмосферу доброжелательности, обязан поддерживать ребёнка, даже если он ошибается. Дети не только знакомятся с объектом, они определяют задачу, направление поисков, оценивают свой результат и результат команды или группы. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Так, например, при изучении дошкольниками темы «Все профессии важны, все профессии нужны» воспитатель с детьми составляют диалоги на темы «В магазине», «В библиотеке», «В автобусе» и разыгрывают эти мини-сценки. При работе с детьми важно не только правильно составить и употребить вежливые формы обращения, но и проявить актерские способности при исполнении. Умение некоторых ребят вживаться в роль, через интонацию, мимику и жесты показать характеры героев становится примером для воспитанников с менее развитыми артистическими способностями. Различные мини-сценки, сюжетные ситуации, ролевые игры помогают детям адаптироваться в неизвестных им ранее ситуациях, попробовать себя в новой роли и оценить поведение других детей в этой же ситуации. В конечном итоге ребенок выбирает свою модель поведения в тех или иных ситуациях. Использование дидактических игр, применение активных методов в организованной учебной деятельности, в свободной деятельности прямо или косвенно ведет к формированию основ функциональной грамотности будущего школьника.

Продуктивно так же использование метода проекта в развитии функциональной грамотности. Проект – это метод обучения, который может быть использован в изучении любой темы, может применяться на занятиях основной образовательной деятельности, во время прогулки, во время самостоятельной деятельности детей. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся, проект формирует невероятно большое количество умений и навыков и, поэтому, он эффективен. Метод проекта даёт возможность не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность и активность; успешно интегрируется в образовательный процесс; позволяет приобретать воспитанникам опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает основные виды функциональной грамотности - коммуникативную, информационную.

Таким образом, функциональная грамотность, как средство раскрытия учебных навыков и возможностей должна быть знакома детям с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте создается базовая основа чтения, письма, математики и это является той благодатной почвой, которая впоследствии помогает будущему школьнику приобретать знания и учиться для себя, быть самостоятельным, уметь жить среди людей. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни. Потому развитие функциональной грамотности в дошкольном образовании является актуальной задачей в настоящее время.

Список литературы:

1. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.

2. Пахомова Н.Ю. Что такое метод проектов? / Н.Ю. Пахомова // Школьные технологии. – 2004.

#1050;опылева И.Н. Дошкольное детство: подготовка к школе или этап в жизни?// Начальная школа. 2002. №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Оснащение центров речевого развития в группах ДОУ и формирование функциональной грамотности в рамках воздействия на детей дошкольного возраста»

       Формирование правильной речи детей является одной из основных задач дошкольного образования. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мы...

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»

Районное методическое объединение для старших воспитателей и воспитателей Ленинского городского округа    «Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образова...

РМО Семинар практикум « Развитие функциональной грамотности на ступени дошкольного образования»

9.00 – 9.25   встреча участников семинара, регистрация. 9.25 - 9.30    приветственное слово:- директор Казаковская Ольга Ивановна, - заместитель директора по ВР Ант...

Памятка для воспитателей ДОУ «Развитие функциональной грамотности у обучающихся дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

Функциональная грамотность детей – это определенный уровень образованности детей дошкольного возраста на ступени дошкольного образования, выражающий степень ов...