Кейс технология в дошкольном образовании
учебно-методический материал (старшая группа)

Юркина Виктория Викторовна

Одним из современных методов,  является кейс-технология. Данную технологию я  применяю в своей педагогической деятельности уже не первый год с целью подготовки своих воспитанников к нашей сложной  жизни, и чтобы ребенок, попадая в сложную ситуацию, умел находить выход из неё, делать свои предположения и выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_tehnologiya_v_doshkolnom_obrazovanii.docx19.29 КБ

Предварительный просмотр:

Кейс технология в дошкольном образовании

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса. Это является значимым, так как в последнее время педагоги и родители всё чаще замечают, что многие дошкольники испытывают проблемы в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Многие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, стесняются ответить, если к ним обращаются. Общительность, умение контактировать с другими людьми – необходимая составляющая самореализации ребёнка, его успешности в различных видах деятельности, важное условие для нормального психологического развития личности. Современные педагоги все чаще приходят к пониманию того, что путем простой передачи даже самых современных знаний, умений и навыков не сформировать такие важные социальные качества личности, как ответственность, активность, самостоятельность, умение находить решение возникших жизненных задач. И задача педагога построить так свою работу с воспитанниками, чтобы сформировать социальные качества личности, используя различные современные технологии.

Одним из  таких современных методов,  является кейс-технология. Данную технологию я  применяю в своей педагогической деятельности уже не первый год с целью подготовки своих воспитанников к нашей сложной  жизни, и чтобы ребенок, попадая в сложную ситуацию, умел находить выход из неё, делать свои предположения и выводы.

 Что же такое кейс-технология?  Это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений. Сущность технологии заключается в  умении анализировать проблемную ситуацию, дает возможность учиться на ошибках других.

 Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс - метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

 Уважаемые коллеги, на слайде вы можете познакомиться с целью и задачами, которые решает данная технология.

В процессе освоения кейс - технологии мои воспитанники научились:         

  • получать необходимую информацию в общении;
  • могут соотносить свои устремления с интересами других;
  • доказывают свою точку зрения, аргументируют свой ответ, умеют формулировать вопрос, участвуют в дискуссии;
  • дети показывают умение работать в команде.

Существует три вида кейсов:

  1. Печатный кейс – он  может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным;
  2. Мультимедиа-кейс наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения образовательного пространства;

В своей педагогической деятельности кейсы я стараюсь применять в режимных моментах, в игровой деятельности, во время занятий художественно-эстетической и экспериментальной деятельностью. На организованных занятиях кейсы можно применять во всех ее частях в начале, середине и конце.

В кейс – технологии выделяют 6 видов кейс-метода. Это:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций)
  • метод ситуационно-ролевых игр (инсценировки)
  • метод (самостоятельный поиск информации, ее сбор, систематизация, анализ);
  • метод разбора деловой корреспонденции;
  • игровое проектирование;
  • метод дискуссии

 В своей практике из представленных кейсов  я применяю:   метод ситуационного анализа   (метод анализа конкретных ситуаций) ,  метод ситуационно-ролевых игр) и метод  инцидента .

Уважаемые коллеги, сейчас я  предлагаю вам коротко с примерами рассмотреть метод ситуационного анализа   (метод анализа конкретных ситуаций),  в который входит кейс-иллюстрация,   фото-кейс, кейс – стадии.

Все три вида кейса решаются по пяти этапам:

Первый этап – знакомство с ситуацией, ее особенностями;

Второй этап – выделение основной проблемы  

Третий этап – предположение проблемы (Почему? Из-за чего? Какие могут быть последствия?);

Четвертый этап – анализ последствий принятия того или иного решения;

Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий).

 Кейс - иллюстрация – это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.  Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализа возможных решений, и выбора лучшего из них. Рассматривая иллюстрацию,  дети обсуждают полученную информацию, принимают решение, могут строить прогнозы.

Переходим к решению ситуации по этапам:

- Первый этап – перед вами иллюстрация, рассмотрите её.

-Второй этап – сформулируйте проблему исходя из данной иллюстрации. Ребенок нарушает правила дорожного движения, переходит дорогу в неположенном месте.

- Третий этап – Каковы могут быть последствия данного поступка? (что его может сбить машина, и он может лишится жизни).

-Четвертый этап – Какой выход можно найти из сложившейся проблемной ситуации? Предположите свои варианты решения исходя из данной ситуации.

- Пятый этап – решение кейса – предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий):

Один из вариантов решения проблемы - переходить дорогу только в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и только на зеленый свет светофора.

Другой из вариантов решения проблемы: переходить дорогу только с родителями, крепко держась за руку, и только по пешеходному переходу.

Ну, а если рядом не оказалось родителей, попроси помощи у инспектора ГИБДД.

- Итак ребята, какой же можно сделать вывод из данной ситуации? (дорогу нужно переходить в предназначенном для этого месте по пешеходному переходу и на зеленый сигнал светофора, и чтобы не оказываться в таких опасных ситуациях нужно соблюдать ПДД).

Кейс однозначных ответов не имеет, он имеет многозначность. Необходимо просто найти оптимальные выходы из сложившийся ситуации и выбрать для себя самый оптимальный.  Иными словами, решение кейсов каждый выбирает для себя индивидуально.

Кейс - иллюстрация очень схожа с фото – кейс. Фото- кейс – это фото из реальной жизни. Решается ситуация также по пяти этапам  аналогично.

         Кейс – стадии или  (Кейс – Конкретных ситуаций)

Конкретные ситуации – это ситуация, которая произошла конкретно на месте, в которой подробно все разбирают, анализируют и приходят к решению.

Уважаемые коллеги мы с вами  рассмотрели   метод ситуационного анализа,  есть еще метод  ситуационно-ролевых игр (инсценировки) – эта та же сюжетно – ролевая игра, только с проблемой, если игру мы просто проигрываем, то кейс помогает детям вспомнить полученные знания и применить их на практике.

 

Так  же я  еще использую  метод инцидента.  Метод инцидентов – это поиск информации самим  ребенком. И как следствие – обучение его   работе  с необходимой  информацией, ее сбором  и анализом. Я – этот метод использую на итоговых занятиях. (пример и решение кейса)

Уважаемые коллеги, я считаю, что представленный  мной опыт  можно использовать в педагогической практике, так как  кейсы дают возможность педагогу использовать их на любых стадиях обучения в любых возрастных группах.

Таким образом, кейс-технологии в образовательном процессе помогает повысить интерес детей к изучаемому материалу, развивает у них такие качества, как умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Главное предназначение кейс-технологии — развивать способность, исследовать различные проблемы и находить их решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слу...

Консультация Кейс-технологии в дошкольном образовании.

Консультация   Кейс-технологии в дошкольном образовании....

Метод кейс-технологии в дошкольном образовании

Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование целевых ориентиров дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средств...

Кейс-технологии в дошкольном образовании

Цель: Знакомство педагогов с применением  метода кейсов в учебно-воспитательном процессеЗадачи: 1. Познакомить с  кейс-технологией и ее применением в воспитательно-образовательном проце...

Консультация для воспитателей: «Метод кейс-технологии в дошкольном образовании».

Согласно новым требованиям ФГОС ДО в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является социально-коммуникативная направленность образовательного процесса....