Консультация для воспитателей
консультация (младшая группа)
Консультация для воспитателей.
Подготовила воспитатель: Насибуллина Н.А.
Тема: «Предпосылки к обучению грамоте детей младшего – среднего дошкольного возраста»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей.
Подготовила воспитатель: Насибуллина Н.А.
Тема: «Предпосылки к обучению грамоте детей младшего – среднего дошкольного возраста»
Подготовка детей к обучению грамоте занимает особое место в развитии детской речи, в становлении осознанности, преднамеренности и произвольности детской речи.
В соответствии с ФГОС дошкольного образования содержание Программы дошкольной образовательной организации должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие
Речевое развитие включает:
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Задача подготовки к обучению грамоте в дошкольной образовательной организации стоит как одна из предпосылок в рамках задач речевого развития.
Подготовка к обучению грамоте – первый (начальный, подготовительный) этап в процессе непосредственного обучения письму и чтению.
Предпосылки к обучению грамоте:
- физиологические (уровень созревания головного мозга, мелкой моторики пальцев рук и кисти);
- психологические (уровень сформированности психических процессов, в том числе и устной речи);
- педагогические (степень педагогически грамотного содействия психо-речевому развитию ребенка).
Составляющие готовности к обучению грамоте:
- достаточный уровень интеллектуального и общеречевого развития, представлений о явлениях языка и речи;
- развитый речевой слух и фонематическое восприятие (профилактика дисграфии и дислексии);
- правильное звукопроизношение (четкая артикуляция звуков);
- выработанные гибкие и точные движения руки, развитый глазомер, чувство ритма.
Закономерности овладения чтением и письмом, предпосылки к обучению грамоте, наличие разработанной и апробированной методики, данные о положительном влиянии на развитие детей позволяют выделить содержание работы по подготовке дошкольников к обучению грамоте:
- Формирование умения вслушиваться в звучание слова. Детей знакомят с терминами «слово» и «звук» в практическом плане.
- Развитие звуковой культуры речи. Включает чёткую артикуляцию звуков родного языка, правильное их произношение, ясное и чистое произношение слов и фраз, правильное речевое дыхание.
- Развитие слухового восприятия. Ребёнок учится различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу.
Младшая группа.
Содержание занятий по подготовке к обучению грамоте в младшей группе заключается в развитии звуковой культуры речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи).
На данном возрастном этапе большое внимание педагога должно быть направлено на развитие у ребёнка слухового восприятия (это умение различать различные звуки окружающей действительности по их основным характеристикам: силе (громкости), высоте, тембру, темпу). Развитие слухового восприятия является важной предпосылкой для формирования звукопроизношения. Благодаря хорошо развитому слуховому восприятию ребёнок овладевает умением слышать и дифференцировать различные звуки, различать громкость и скорость их произношения. Поэтому необходимо научить его слушать и слышать речь окружающих. Для этого предлагаются игры: «Где позвонили?», «Скажи, что ты слышишь?», «Угадай, чей голосок?», «Что звучит?» и т. д.
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук – долбит дятел старый сук,
Тук-тук-тук, тук-тук-тук – раздаётся громкий звук.. Тук-тук-тук…»
Работе по формированию звукопроизношения должно быть уделено самое серьёзное внимание. В течение года постепенно отрабатывается произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих: Ш, Ж, Ч, Щ и звуков Л, Р, РЬ. Обучение звукопроизношению начинается с гласных звуков: А, У, О, И, и простых по артикуляции согласных: М, Н, П, Б, В, Ф, Т, Д, несмотря на то, что большинство малышей этого возраста могут правильно их произносить.
Средняя группа.
В средней группе необходимо переключить внимание детей на звуковую сторону слова. Если спросить ребенка какое слово меньше слон или мышонок, они ответят мышонок, так как ориентируются на образ слова, звуковая оболочка для них незначима. (Прохлопать + знаковое обозначение). В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой.
Сначала детей знакомят со звучащим словом, дети узнают, что слово может звучать громко и тихо, похоже и различно, знакомятся со слоговым делением слов.
Далее дети упражняются в выделении некоторых звуков голосом.
Значение терминов слово, слог и звук раскрывается для детей в различных упражнениях и дидактических играх, без прямого объяснения.
Чтобы сделать занятие более привлекательным, облегчить формирование достаточно сложных умений и обыграть процесс интонационного выделения, звуки, слова сравниваются с природными или такими, которые дети слышат в окружающей жизни. Они называются «песенками». «Р»– песенка большого мотора, «СЬ» – маленького насоса, «Ж» – песенка жука, «Ш» – песенка ветра. Детям предлагается называть предметы и в словах-названиях «спеть» песенку большого мотора (р-рак,тор-рт, шар-р), или песенку ветра (ш-шуба, кош-шка, малыш-ш). Введение игровой ситуации облегчает задание.
С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков. В основу обучения положен принцип сопоставления звуков. В играх и упражнениях дошкольники попеременно называют то твердый, то мягкий согласный звук. Например, игра «Насос», воспитатель предлагает детям надуть мяч сначала большим насосом – с-с-с, а затем маленьким сь-сь-сь. Игра «Петрушки с колокольчиками», сначала звенят большие колокольчики з-з-з, а затем маленькие зь-зь-зь.
В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Например, дается задание составить на фланелеграфе букет из различных цветов. Вызванный ребенок берет картинку, называет цветок, произносит слово с выделением первого звука и звук изолированно: ромашка – р-р-ромашка – «р», василек – в-василек- «в», лилия – л-лилия-«л».
В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми поддержание интереса к общению и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать, и проявить свое «Я».
В этом возрасте речедвигательный аппарат находится в стадии развития и формирования. Поэтому наша задача помогать и способствовать более целенаправленному развитию мышц губ, языка, мягкого неба, формированию силы выдоха, речевого дыхания.
Всему этому способствует артикуляционная гимнастика, игры и упражнения.
1. «Фокус»
Цель: активизация кончика языка, подготовка к произношению звука «ш».
Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, приблизить широкий кончик языка к верхней губе и сдуть ватку с кончика носа. Воздух должен идти посредине языка, а вата лететь прямо вверх; нижней челюстью не помогать.
2. «Слоники».
Цель: активизация мышц губ.
Описание: Показ иллюстраций: «Посмотрите, какой у слоника хоботок, а кто из вас может вытянуть губки хоботком (челюсти сжаты). А теперь наши слоники будут «пить воду» своими хоботками (при вдохе). Набрали воды, а теперь «брызнем на себя водичкой», поднимите хоботок вверх (зубы сжаты, имитация выпускания воды).
3. «Улитка».
Цель: развитие речевого слуха, умение узнавать товарища по голосу.
Описание: водящему завязывают глаза. Каждый из играющих, изменяя голос, спрашивает:
«Улитка, улиточка,
Высунь-ка рога,
Дам тебе я сахара,
Кусочек пирога,
Угадай, кто я?»
Чей голос узнала водящая, тот становится сам «улиткой».
Для развития речедвигательного аппарата широко использую звукоподражательные слова, имитация голосов животных, звуков, издаваемых различными звучащими предметами.
Такие игры, как «Угадай, что звучит», «Скажи, кто как кричит?» лучше проводить с использованием наглядности — игрушек или картинок. Здесь можно задавать как прямые вопросы: «Как кричит лягушка (гусь, утка, петушок)?», так и обратные: «Кто кричит ку-ка-ре-ку (ква-ква, кря-кря и т.п.)?
В игре «Кто топает?» можно рассмотреть с детьми большого мишку и маленького медвежонка Мишутку. Затем произнести, как громко (топ-топ-топ) топает взрослый медведь и как тихонько (топ-топ-топ) топает Мишутка. Можно предложить детям изобразить кого-то — медведя и медвежонка, а остальные дети отгадывают. Аналогичные игры можно использовать с разными звукоподражаниями: например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков. кап-кап — капает вода, би-би — едет машина, зу-зу-зу — жужжит муха.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала; это — шутки - чистоговорки (“Бы-бы-бы — идет дым из трубы”), а также потешки, поговорки, фразы, содержащие определенную группу звуков (“У Сани едут сани сами”), упражнения на договаривание слогов, называние слов, сходных по звучанию (мышка — мишка).
Работа по обучению правильного звукопроизношения, всегда выделялась как ведущая линия развития речи детей.
Игры и упражнения на произношение шипящих звуков можно тематически объединить. Так, после рассматривания картинки “Еж и ежата” взрослый предлагает выполнить ряд заданий: четко произнести фразы со звуками “Ш” и “Ж” (“Ша-ша-ша — мы купаем малыша; шу-шу-шу — дам грибочек малышу; ши –ши-ши — где гуляют малыши? или: жа-жа-жа — мы увидели ежа; жу-жу-жу — мы грибок дадим ежу; жи-жи-жи — где грибы берут ежи?”). Такие упражнения помогают детям освоить интонацию вопроса и развивают у них чувство ритма.
Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка. Прекрасное оздоровительное и тонизирующее воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша.
Приведу примеры некоторых игр:
а) Игры на сжимание и разжимание кулачков
1. «Разминка»
Ты, утенок не пищи!
Лучше маму поищи.
б) Игры на поочередное сгибание и разгибание по одному пальцу
1. «Шалун»
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, детей накормила:
Этому дала... (повторять несколько раз)
А этому не дала.
Он много шалил,
Свою тарелочку разбил.
Описание: Указательный палец одной руки чертит круги на ладошке другой руки (первые 2 строчки). Потом сгибаем пальцы, приговаривая слова, а мизинчик слегка покачивать.
в) Игры на движения кисти
1. «Кисточка».
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и куклу Машу.
Описание: соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево (пальцы раздвигать) и наоборот (мягко соединять подушечки пальцев).
г) Игры на движения рук и имитацию
1. «Веер»
Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер,
Пусть прохладою повеет.
Описание: пальцы рук выпрямленные соединены друг с другом. Руки от локтя расслабить, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.
2. «Пальчики здороваются»
Я здороваюсь везде
Дома и на улице.
Даже «Здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Описание: кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться пальцев этой же руки.
3. «Здравствуй»
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй вольный ветерок
Здравствуй маленький дубок!
Всех я вас приветствую!
Описание: пальцами правой руки и (наоборот) «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.
е) Игры на развитие координации пальцев
1. «Жук»
Я веселый Майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу
И зовут меня Жу-Жу …
Описание: сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».
Игры с передвижением пальчиков по столу.
1. «Человек»
Топ-топ, топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.
Описание: указательный и средний пальцы правой (левой) руки «ходят» по столу.
2. «Дождик»
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить.
Описание: подушечки правой (левой) руки прижать к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино).
3. «Улиточка»
У улитки, крошки,
Подрастают рожки.
Научу ее ходить,
Если будут ножки.
Описание: пальцы сжать в кулачок. Выдвинуть указательный палец и мизинец. Продвигаясь вперед медленно «улитка» шевелит «усиками».
Хочется еще раз обратить на роль разнообразной предметной деятельности на развитие мелкой моторики:
а) застегивание и расстегивание пуговиц;
б) шнурование ботинок;
в) шнуровка на специальных рамках;
г) нанизывание колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
ж) игры с конструкторами;
з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох). В словарной работе в этом возрасте основное внимание нужно сконцентрировать на накоплении и обогащении словаря на основе знаний и представлений из окружающей жизни ребенка, на подведение к пониманию значения слова, обогащение речи ребенка смысловым содержанием, т.е. На качественное развитие словаря. Решению этой задачи способствуют игры: «Угадай игрушку», «Про кого я говорю», «Скажи, какой», «Кто больше увидит и назовет».
Во младшей группе перед воспитателями стоит задача интенсивно обогащать речь детей путем восприятия речи и рассказов взрослых. Эти рассказы самые разнообразные:
- рассказы о предстоящих событиях, их главная цель создать ситуацию предвкушения радости завтрашнего дня;
- рассказы о прошедшем дне – шаговая констатация того, что уже произошло. Эти рассказы влекут за собой отсроченное переживание событий, доставивших детям приятное или огорчивших их;
- рассказы о детях помогают ребенку услышать, что-то приятное в свой адрес в присутствии всех детей, так реализуется потребность ребенка почувствовать себя значимым, компетентным;
- рассказы о взрослых, о животных.
Сюжетные картинки – ценнейший материал для активизации речи детей. Это может быть не только отдельная картинка, но и небольшая серия, в которой действия могут «разворачиваться», а могут и касаться одних и тех же героев, попадающих в различные сюжеты. Зная, что к 4 годам у детей начинает складываться чувство юмора, мы используем картинки – путаницы, которые дети рассматривают при активном участии воспитателя.
При рассматривании картин дети сначала отвечают на вопросы по содержанию картины, их внимание сначала обращается на персонажей картины, их действия. Постепенно они подводятся к составлению короткого рассказа сначала вместе со взрослым, затем и самостоятельно.
Другой ключевой задачей развития речи является развитие диалогической речи.
Эту задачу, прежде всего, решаем в индивидуальных разговорах с ребенком, а их эффективность напрямую связана с характером наших отношений с малышом, от уровня его привязанности и доверия к нам. И в течение дня нужно найти время для каждого ребенка, чтобы побеседовать с ним.
Другим средством диалогической речи, помогающим нам в работе, являются стихи– диалоги (такие, как «Кисонька – мурысонька», «Курочка-Рябушечка»).
- Курочка-Рябушечка,
Куда ты пошла?
- На речку.
Курочка-Рябушечка,
Зачем ты пошла?
- За водичкой.
- Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
- Цыпляток поить.
- Курочка-Рябушечка,
- Как цыплятки просят пить?
- Пи-пи-пи-пи-пи-пи!
Диалогическая речь развивается в ролевых диалогах, где дети слышат не только формулы речевого этикета, но и учатся высказывать свои мысли, привлекая опыт ролевых отношений, который дети осваивают в сюжетно–ролевых играх.
Сформировать грамотную речь у детей помогает и приобщение к книге. Дети ежедневно слушают сказки, рассказы, стихи. Привлекают их и скороговорки, произносимые воспитателем, и считалки, сочетающихся с ритмом жестов. Развивать речь детей помогает и связь с другими видами деятельности, которые помогают научить детей использовать слово для объяснения условий, принятия решений, выхода из различных ситуаций, анализа полученных результатов.
Литература, которую можно использовать в данной работе
1. Бахтина Е. Н. Букварь для малышей от двух до пяти Елена Бахтина, 2012.
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020.
3. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для малышей. Младшая группа : раб. тетр. / Денисова Д., Дорожин Ю. 2020.
4. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. -М. : Аквариум, 1996. -100 с.
5. Железнова Е., Железнов С. Музыкальный букварь. Буква А.
6. Жукова М. А. Полный годовой курс. 3-4 года : [увлекательные задания для занятий дома с ребёнком трёх – четырёх лет] / М. А. Жукова. - Москва : Симбат, 2022.
7. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет : учебно - методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - Москва : Просвещение, Бином, 2022. - 72 с. : ил., цв. ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты, (Соответствует ФГОС ДО).
8. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айрис - пресс, 2018. 9. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет / М. Д. Маханева. - Москва : Сфера, 2017.
10. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет [Текст] / [сост. Е. А. Страубе]. - Москва : Э, 2016. - 222, [1] с. : ил. ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»
Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей "Безопасность дорожного движения: взаимоотношения воспитателя и дошкольника, взаимоотношение воспитателя с родителями дошкольника"
Основная цель создания данного материала - обучения детей Правилам дорожного движения. ...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"
Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультация для воспитателей на тему: «Формирование у дошкольников экологических начал». Консультация для воспитателей на тему: «Азбука экологии на прогулках».
Помощь воспитателям в формировании у детей экологической культуры....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей
Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...
