Консультации для родителей
консультация (младшая группа)

Лаврентьева Ирина Александровна

Консультации для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей "Гиперактивные дети. Как им помочь"21.95 КБ
Файл Консультация для родителей "Уголок для творчества. Ребёнок дома"418.12 КБ
PDF icon Консультация для родителей "Золотые правила адаптации"391.34 КБ
PDF icon Консультация для родителей "Игры в адаптационный период"782.55 КБ
PDF icon Консультация для родителей "Как приучить ребёнка к горшку"1.02 МБ
PDF icon Консультация для родителей "Как приучить ребёнка есть овощи и фрукты"879.71 КБ
PDF icon Консультация для родителей "Закаливание детей"498 КБ
PDF icon Консультация для родителей "Прогулка зимой"848.28 КБ
PDF icon Консультация для родителей "Кризис трёх лет"1.07 МБ
PDF icon Консультация для родителей "Значение режима дня"1.01 МБ
Файл Консультация для родителей "Какие добавить витамины в питание ребенка осенью"39.56 КБ
Файл Консультация для родителей «Подружись с зубной щеткой»38.12 КБ
Файл Консультация для родителей «Путь к здоровью ребенка лежит через семью»22.73 КБ
Файл Консультация для родителей «Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни»16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Гиперактивные дети. Как им помочь?»

         Ребенок, если он здоров и выспался, - активное, подвижное существо. Он старается увидеть и потрогать все многообразие мира. Отсюда – особый ритм восприятия, быстрота и живость реакций. Детям свойственно особенное чувство времени: они каждый день переживают столько событий, сколько взрослому хватит на месяц.

         Но у некоторых детей двигательная активность и скорость переключения внимания достигают такой выраженности, что мешают развитию, нарушают общение и обучение. Те состояния, в которых чрезмерная двигательная активность ребенка является главным признаком неблагополучия, получили название – гиперактивность с дефицитом внимания.

          Основные проявления гиперактивности – подвижность и отвлекаемость – характерны для поведения многих детей. Точная диагностика этого состояния не так проста, как может показаться на первый взгляд. Родители с медлительным темпераментом и размеренным образом жизни могут думать, что их активный здоровый ребенок страдает гиперактивностью. Другие родители объясняют даже очень выраженные проявления повышенной активности своего ребенка его ''шустростью'' и ''живостью'' и отказываются от предлагаемой им специальной помощи.

       Да и сама гиперактивность может быть выражена в разной степени: один ребенок не может сосредоточенно заниматься даже несколько минут, ''не владеет собой'' даже в тех случаях, когда ему интересно и хочется получить хороший результат, другой ''выходит из берегов'' лишь время от времени, и при правильной организации его деятельность вполне может быть какое-то время упорядоченной.

         Что же в особенностях поведения ребенка может насторожить родителей, натолкнуть их на мысль о необходимости консультации у врача? Основной разграничительный критерий между ''нормальной'' высокой активностью и состоянием гиперактивности качественный: нарушены ли у ребенка общение и обучение?

   - У детей с синдромом гиперактивности повышенная активность проявляется чрезвычайно ярко, настолько, что нарушает его деятельность. Ребенок ни мину-ты не сидит спокойно, суетится, отвлекается, ему трудно выполнить несколько последовательный действий, необходимых для достижения какой-то цели.

   - Поступки таких детей часто носят импульсивный характер, могут быть безрассудными, даже опасными для них самих (у них как бы недоразвит инстинкт самосохранения).

    - У такого ребенка сильно страдают объём и концентрация внимания, он может сосредоточиться на чём-либо лишь на несколько мгновений, легко отвлекается.

    - Гиперактивные дети нередко бывают раздражительными вспыльчивыми, эмоционально возбудимыми и неустойчивыми. Они могут быть общительными, но бестактными – не учитывают ситуации, в которой находятся, настроения и состояния своего собеседника. Раздражительность, импульсивность, неумение управлять своим поведением в игре и общении затрудняют контакты со сверстниками, приводят к агрессивному и деструктивному поведению.

Когда можно заметить первые проявления гиперактивности?

          Нередко с первых дней жизни ребенка: такие дети часто имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны ко всем раздражителям (свету, шуму), плохо спят, во время бодрствования подвижны и возбуждены. Ритм мочеиспускания у такого ребенка обычно устанавливается в более поздние сроки. Одни дети с гиперактивностью начинают стоять, ходить и бегать очень рано, другие развиваются в обычные сроки. Начав ходить, они ''везде суют свой нос'', постоянно во всё вмешиваются и чего-то требуют, за ними нужен постоянный присмотр для того, чтобы они не поранились, не попали в опасную или неприятную ситуацию.

          В возрасте 2-4 лет не всегда можно определить, кто из детей будет гиперактивным , а кто просто живым и общительным ребенком. У гиперактивного ребенка отчётливой становится неспособность сосредоточенно заниматься чем-либо, его игры носят преимущественно хаотический характер, ему трудно усидеть спокойно даже у телевизора. Обеденный стол часто также становится ареной конфликтов из-за неправильного, с точки зрения взрослых, поведения во время приема пищи. Особенно ярко нарушения поведения ребенка видны в ситуациях, требующих организованного поведения: например, на занятиях и утренниках в детском саду.

         Существуют ли методы приучения к порядку и дисциплине гиперактивных детей?    

     Иногда считают, что ребенку с повышенной активностью можно все прощать только потому, что у него есть проблемы физического и психологического характера. С этим можно не согласиться. Понимание определенных пределов дозволенного необходимо каждому человеку для формирования чувства безопасности. Эти дети несут такую же ответственность за своё поведение, как и остальные члены семьи.

Как же контролировать поведение детей с повышенной активностью?

   1. Проявляйте последовательность в соблюдении установленных правил и в применении мер наказания.

   2. Следите за своей речью, говорите медленно, спокойным тоном. Чувство гнева и возмущения – это нормальное явление, но оно поддается контролю и совсем не означает, что вы не любите своего ребенка.

   3. Старайтесь, по возможности, держать свои эмоции в охлаждённом состоянии, укрепляя нервы для того чтобы выдержать ожидаемые эксцессы.

   4. Избегайте непрерывного отрицательного реагирования. Старайтесь реже говорить: ''Нет'', ''Прекрати'', ''Нельзя''. Обращайте внимание и реагируйте на любые проявления позитивного поведения детей, как бы незначительны они были. Кто ищет хорошее, тот обязательно его находит.

   5. Отличайте формы поведения, которые вам не нравятся, от личностных качеств своего ребенка. Например, говорите так: ''Я тебя люблю, но мне не нравится, что ты растаскиваешь грязь по всему дому''.

   6. Предлагайте ребенку очень четкое расписание повседневных дел. Составьте распорядок дня, в котором определите время утреннего подъёма, еды, игры, просмотра телевизора, для занятий, работы по дому и отхода ко сну. Следуя этому расписанию, проявляйте гибкость и упорство, т.к. ребенок все равно будет его нарушать. Постепенно такая организация жизни будет действовать на него успокаивающе. Он обретет уверенность и сможет в дальнейшем многое делать самостоятельно.

   7. Учите ребенка выполнять новые или сложные задания, используя для этого сочетание практических действий с коротким, ясным объяснением в спокойном тоне. Повторяйте эти уроки, пока он не научится выполнять их так, как надо.

   8. Постарайтесь выделить для ребенка комнату или её часть, которая будет его собственной, особой территорией. Избегайте при этом ярких цветов и сложных композиций в её оформлении. Рабочий стол лучше поставить так, чтобы ребенок видел перед собой гладкую пустую стену, на которой его ничего не отвлекает.

   9. Предлагайте ребенку не больше одного дела одновременно; давайте ему только одну – единственную игрушку; прежде, чем он займется раскрашиванием, уберите со стола всё лишнее; когда ребенок садится делать уроки, выключайте радио и телевизор.

   10. Определите для ребенка круг обязанностей, которые имеют существенное значение для его развития. Задания должны быть в пределах его возможностей, а исполнение обязанностей следует держать под постоянным наблюдением и контролем. Советуем отмечать и хвалить усилия ребенка, даже если результаты далеки от совершенства.

   11. Старайтесь расшифровывать сигналы, предупреждающие о возможности взрыва в поведении ребенка. Спокойно вмешивайтесь в ситуацию, чтобы избежать неприятностей. Постарайтесь отвлечь его и спокойно обсудить возникшую конфликтную ситуацию. В этих случаях полезно увести ребенка на несколько минут из зоны конфликта в ''священную рощу'' – его комнату.

   12. Ограничивайте число товарищей по играм одним, самое большее двумя детьми одновременно из-за того, что ребенок слишком легко возбуждается. Лучше приглашать детей к себе в дом, т.к. здесь вы можете обеспечить контроль за ситуацией и влиять на направление игры или занятий. Объясните маленьким гостям правила, действующие в вашем доме.

   13. Старайтесь не проявлять к ребенку излишней жалостливости, не надоедайте ему расспросами, не обнаруживайте своих страхов из него, но не допускайте и всепрощения. Помните, что его нервная система в особом состоянии, но она поддается улучшению и управлению.

    14. Помните названия и дозы лекарств, которые выписаны ребенку. Давайте их регулярно.

    15. Обсуждайте с лечащим врачом любые опасения и страхи, которые у вас появляются в связи с употреблением назначенных препаратов. Запирайте все лекарства, имеющиеся в доме, особенно те, которые даете ребенку.

    16.Следите внимательно за приемом лекарства. Когда ребенок станет старше и сможет полагаться на себя, можно класть на постоянное место однодневную дозу лекарства и каждый раз проверять, как он выполняет назначения врача.

    17.Делитесь своим опытом в достижении успехов с воспитателем, учителем. Желательно, чтобы все взрослые следовали тем подходам к вашему ребенку, которые уже оправдали себя.

     18. В заключение хочется подчеркнуть: гиперактивность – это не болезнь, а некоторая особенность нервной системы ребенка, которая требует от родителей определенной стратегии поведения. Не стоит внушать ребенку, что он несчастный, больной малютка. Но и пускать дело на самотёк тоже нельзя.

     Приручите гиперактивность своего ребенка, помогите ему справиться со своей импульсивностью – радоваться результатам и гордиться ими вы будете вместе.

                     

     

     



Предварительный просмотр:

 «Как организовать ребенку уголок для творчества дома»

       Каким должен быть домашний уголок и когда ему следует появиться у ребенка?      

    До 2 лет ребенок существует в тесной связке со взрослыми, его самостоятельные занятия очень кратковременны. В 2 года приходит время, когда вездесущего ребенка надо «собрать». Это значит — пора организовать для малыша игровой уголок.

        Игровой уголок — это личное пространство ребёнка, где он имеет возможность свободно действовать. Как его устроить, чтобы ребенку было удобно, и он мог полноценно развиваться?

  • Для игрового уголка понадобится детский стол — простой, с ровной деревянной или пластиковой поверхностью (однотонной, без рисунков и орнаментов), достаточно большой (оптимальный размер 50х70 см) для свободного размещения настольной игры, бумаги для рисования, конструктора и т. д. Нужны два детских стула (один для ребенка, другой для взрослого). Стол надо разместить так, чтобы было удобно действовать и сидя, и стоя, со свободным подходом к любой стороне.
  • Обязательные элементы игрового уголка — открытый низкий стеллаж или этажерка (из 2-3 полок, по высоте доступных руке ребенка), несколько больших пластиковых или картонных емкостей для игрового материала. Необходимо предусмотреть свободное место на полу, где ребенок сможет расставить игрушечную мебель, возвести постройку из кубиков, оставить все это на какое-то время. Эту «напольную» часть игрового уголка целесообразно обозначить ковриком 70х70 см  

            z_77f13b22.jpg                    609308937_w200_h200_detskij-stol-so.jpg

      «Начинка» игрового уголка связана с занятиями, которыми может заниматься ребенок в возрасте 2-7 лет один, с близким взрослым или с другом-сверстником.  «Играть, создавать, исследовать» - вот девиз, под которым происходит развитие дошкольника. Этот девиз объединяет игру, продуктивную деятельность (рисование, лепку, конструирование), исследовательскую деятельность.

  • Для конструирования понадобится большой строительный набор из дерева (с деталями, различающимися по форме, величине, цвету) и конструктор типа «Лего», а также игрушки для обыгрывания построек. Это универсальный материал, который пригодится ребенку до школы.

                     21b13841fb5874a611df83cf94e1515d.jpg                       1000x800p.jpg

  • Для рисования лепки и ручного труда необходимы стопка  бумаги, цветные и простые карандаши, коробка гуашевых красок, стаканы-непроливайки, толстая и тонкая кисти, раскраски, пластилин, картон, природный материал (семена, засушенные растения, палочки и др.), альбомы с образцами поделок, орнаментов, рисунков. Материалы для лепки, рисования и конструирования – это одновременно и объекты для практического исследования, постижения свойств и качеств предметов. Если вы не хотите запачкать стол и руки, желательно иметь клеенку и нарукавники. Также можно приобрести мольберт и рамки для детских работ.   

      Мозаика, пластилин, бумага и карандаши не теряют своей универсальной развивающей ценности, но чтобы ребенок открыл новые возможности этих материалов, необходимо дополнить их раскрасками, альбомами с образцами поделок, орнаментов, рисунков, стимулирующих ребенка к копированию образцов и к собственному творчеству.

       Детям дошкольного возраста очень нравится нетрадиционное рисование. Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала (ватные палочки, пальчики, ладошки, детали конструктора «лего», листья деревьев, комочки бумаги и многое другое). Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей.

    1cac8a327d6415626e3a4ce1070f751d.jpg      e8305932a8779dac46691dfb3cbb86c1.jpg       kids-art-and-craft-space-with-display-wall.jpg

     Помните, что игровой уголок - личное пространство ребенка, которым он владеет полностью. Это пространство его свободы, его самореализации. Возможность управления своими вещами способствует формированию у ребенка волевого усилия, самостоятельности и ответственности.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Какие добавить витамины в питание ребенка осенью»

Как готовить овощи, чтобы сохранить витамины

    Чтобы сохранить питательную ценность овощей, необходимо правильно их обрабатывать и готовить. Мыть овощи нужно в холодной проточной воде. Помните, что основная часть витаминов и минералов в овощах находится под кожурой, поэтому чем тоньше вы их почистите и крупнее порежете, тем меньшие будут потери витаминов.

При необходимости отварить овощи лучше всего это делать в неочищенном виде, чтобы витамины, содержащиеся в них, меньше разрушались. А еще лучше, если вы их стушите, испечете на гриле или в духовом шкафу, либо приготовите на пару. Зелень лучше всего класть уже в готовые блюда, а если все же необходимо их проварить, то не более 5 минут.

     Чтобы улучшить работу иммунной системы ребенка в зимний период, необходимо витаминизировать его питание на протяжении лета и осени. Осень очень богата на созревшие фрукты и овощи, которые являются главной кладовой витаминов и полезных микроэлементов. Поэтому в осенний период обязательно вводите в рацион своих детей овощи, такие как капуста, морковка, сладкий перец и многие другие. Получив достаточное количество витаминов, организм ребенка будет лучше сопротивляться различным вирусным и инфекционным заболеваниям.

Источники витамина С

Чтобы пополнить организм ребенка витамином С, необходимо вводить в его рацион такие овощи, как сладкий перец, который является лидером среди овощей по содержанию этого витамина; капусту, причем совершенно не важно, свежую или квашенную; яблоки, особенно с кислинкой, также очень богаты витамином С. Чтобы ребенок получил необходимую суточную норму витамина С, необходимо, чтобы он съел всего лишь один свежий сладкий перец или граммов 200 капустного салата. Лучше всего давать ребенку овощи в сыром виде, так как витамин С разрушается под воздействием высоких температур.

Источники витаминов А и В6

Морковь является настоящим кладезем этих витаминов. Витамин А способствует укреплению иммунитета и повышению сопротивляемости организма к инфекциям. Витамин В6 также является отличным защитником иммунной системы, к тому же он играет важнейшую роль в формировании лимфоцитов (кровяных телец). Кроме моркови, эти витамины содержат такие овощи, как картофель, капуста, бобы, фасоль, горох, зеленый лук, шпинат. Однако необходимо учесть, что витамин А лучше усваивается при помощи жиров, поэтому салаты из этих овощей лучше всего заправлять растительным маслом

Источники витамина В1 (тиамин)

Чтобы укрепить нервную систему ребенка, а также улучшить работу его пищеварительной системы, в рационе должны присутствовать такие овощи, как горох, фасоль, помидоры, шпинат. Суточная потребность в этом витамине не такая уж и большая, всего 2-3 мг, но его отсутствие может способствовать развитию различных заболеваний.

Знайте, что именно осень является самой благодатной порой для витаминизации ребенка, так как в свежих овощах самое большое содержание витаминов, а при длительном хранении, даже в самых лучших условиях, часть витаминов и минералов разрушаются. Однако овощи и фрукты необходимо давать ребенку круглый год, чтобы пополнять запасы организма полезными веществами.

C:\Users\Тамара\Pictures\1-e1503642839127.jpg



Предварительный просмотр:

БЕСЕДА

Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции; познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней).

Содержание :  В гости приходят Буратино и Мальвина.

М а л ь в и н а. Здравствуйте, ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи посмелее, пусть ребята на тебя посмотрят.

Буратино.Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

Мальвина.А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь элементарного, не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Буратино.Ладно, помою руки, (плюет на руки и растирает их.) Мальвина.Затем умыться. (Не смотрят на Буратино)

 Б у р а т и н о. Вот смотри, как умываюсь. (Руками без воды трет лицо.) Мальвина. Причесаться.

Буратино.Это запросто! (Прилизывает руками волосы.) Мальвина.И почистить зубы зубной щеткой.

(Буратино растерянно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пола, для волос, для одежды, для посуды, для зубов.Не поймет, какая щетка для зубов.)

Воспитатель.Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку.

 (дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке.)

Буратино.А зубы чистить совсем и не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязные. А на зубах откуда может быть грязь?

Воспитатель.Ребята, правильно думает Буратино?

Дети. Нет, зубы надо чистить не только один раз в день, а два раза.

Буратино. А зачем?

Воспитатель. Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, поудобнее и посадите рядом Буратино и Мальвину.

— Ребята, сколько зубов у человека? (32.)

Вверху у всех людей 16 зубов и внизу 16 зубов.

для чего человеку нужны зубы? (Чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек некрасивый.)

  • А зубы есть только у человека? (Нет.Зубы есть у животных, у рыб.)
  • Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы
  • самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на этот бильярдный шарик.

дети пробуют шарик на прочность: сжимают его, бросают, стучат об стол.

—        Такие же прочные у нас зубы, давайте все вместе постучим зубами. Дети
«щелкают» зубами.

  • Ребята, давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Дети рассматривают свои зубы в зеркале. Посмотрите, все зубы у вас одинаковые? (Нет, они разные.)
  • Да, зубы у нас все разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними — коренные зубы, которые пережевывают пищу.

—        Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут
постоянные на всю жизнь.

Физкультминутка «Улыбка»

Дети под песенку «Улыбка» улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых друзей уже выпали молочные зубы.

Буратино.Ну, я пошел. Спасибо вам, ребята! Все про зубы рассказали, я все уже знаю.

Воспитатель.Постой, Буратино! Ты не слышал самого главного. (Буратино останавливается.)

—        Как бы ни были тверды зубы, они часто разрушаются и болят. Как вы
думаете, почему? (От сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного
мороженого, когда орехи грызут зубами, открывают зубами крышки, сухари
грызут, не чистят зубы.)

Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены больные зубы.

—        Вот видишь, Буратино, что бывает, если не знать правила охраны
зубов.

Игра с мячом «Что полезно для зубов, что не полезно».
Полезно        Не полезно

Морковь        Шоколад

Яблоко        Печенье

Молоко        Леденцы

Творог        Зефир

Сметана        Пирожное

Масло        Мороженое

Кефир        Конфеты

  • Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь нашим зубам? Как уничтожить вредных микробов? (Чистить зубы, полоскать рот, грызть фрукты и овощи...)
  • Как часто следует чистить зубы? (Утром и вечером.)
  • Почему? (Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы.Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.)

Значит, лучшие друзья для наших зубов это зубная щетка и зубная паста Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковые? (ответы детей)

Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разные. (Воспитатель показывает щетку для ребенка и для взрослого.)

—        Какой должна быть щетка: мягкой или жесткой? Если щетка будет мягкой,
ею трудно очистить зубы от остатков пищи. Если щетка будет твердой,
трудно чистить, так как больно деснам, их можно поранить, и они будут
кровоточить. Поэтому надо иметь щетку средней жесткости.

дети трогают рукой щетки различной жесткости.

А кто знает, как ухаживать за зубной щеткой? (Щетку моют горячей

проточной водой, ставят ворсом вверх, чтобы высохла, в специальный стакан

чик.)        

Воспитатель.Вот, Буратино, ты все запомнил?

Б у р а т и н о. Да, запомнил.

Воспитатель.Но это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у тебя

все-таки разболятся зубы. Что делать? (Надо обратиться к стоматологу) Но

не жди, пока зубы заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровые.

Буратино.Ой, еще и врачи есть, которые лечат зубы!? (Буратино

прикрывает рот руками.)

Воспитатель.Если зубы лечить вовремя, они никогда не будут болеть.

Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про

вас, ребята. Стоматолог передал вам привет, пожелал здоровья и подарил вот

этот плакат. На плакате нарисовано, как правильно чистить зубы. Плакат мы

повесим на видное место. Приходи к нам, Буратино, если вдруг что

забудешь, посмотришь на плакат и вспомнишь.

                                                           

                                                                БЕСЕДА

Тема: «Осанка красивая спина».

Цель: учить следить за своим здоровьем, побуждать к выполнению физических упражнений, радоваться достигнутому результату.

Содержание: В некотором царстве, в некотором государстве жили-были две очень знатные семьи. Одна семья горбунов — была очень гордой. Они так и говорили про себя: «Мы самые знатные, мы самые богатые, мы самые красивые. У нас круглые спины, а голова всегда смотрит вниз, мы все видим, что лежит на земле», (показать иллюстрацию) А семья стойкого оловянного солдатика была очень скромной. Отец всегда говорил сыну: «Смотри всегда вперед, сынок. Не склоняй голову перед трудностями. Расправь свои плечи, подставь свою грудь навстречу всем ветрам, и никогда ничего не бойся»,

(показать иллюстрацию)

  • Ребята, как вы думаете, в какой семье люди красивее?  (ответы детей)
  • Красота у человека бывает внутренняя (это его мысли, его чувства, его характер) и внешняя (это черты лица, рост, фигура, осанка).
  • У кого более красивая осанка: у горбуна или у солдатика?

Игра-имитация «Покажите, с какой спиной ходили в семье горбунов. Покажите, с какой спиной ходили в семье оловянного солдатика».

—        Ребята, а как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека или на
сутулого? А вам как больше понравилось ходить: выпрямив спину или
сгорбившись? (ответы детей)

—        Приятно смотреть на стройного человека, стройные люди радуют глаз. Но
дело не только в красоте. У стройного человека правильно формируется
скелет. При правильной осанке легче работать сердцу, легким, желудку и
другим важным органам. Правильная осанка не дается человеку от рождения,
а приобретается им. Она вырабатывается в детстве, в юности, а после 18 лет
исправить ее недостатки очень трудно, потому что в детском возрасте
хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась на костную.

Об этом знал оловянный солдатик, потому что с детства занимался физическими упражнениями, спортом, и не раз слышал от родителей: «Не сгибай спину! Расправь плечи! Сиди прямо!»

Неправильная осанка делает спину кривой, некрасивой. Если в детстве
научиться держать спину прямо, тогда и в более старшем возрасте не будут
мучить боли в пояснице, спине.

А в семье горбунов родители не учили своих детей держать спину ровно. Они ходили, уткнувшись носом в землю, и не замечали, как прекрасен окружающий мир. Они никогда не говорили своим детям: «Следи за осанкой! Выпрями плечи! Подними голову!» Их дети часто болели, жаловались на боли в спине. Их спины все больше и больше искривлялись и горбатились.

Ребята, кто хочет проверить свою осанку?

Упражнение 1.  Сядьте так ровно, как у кого получится. (Воспитатель хвалит детей за ровные спины.)

Упражнение 2.  Подойдите к стене и встаньте так, чтобы затылок, лопатки, пятки плотно прилегали к ней. Отойдите от стены и постарайтесь сохранить это положение как можно дольше.

Упражнение 3.  Положите себе на голову мешочек с песком и ходите (медленно, затем быстрее). В тот момент, когда ваша осанка окажется неправильной, мешочек упадет.

  • Ребята, а кто знает, почему у горбунов такие кривые спины? (ответы детей)
  • У горбуна — нарушение осанки. Эта болезнь называется сколиозом. Это значит, что позвоночник деформирован, т.е. искривлен. Эта болезнь лечится трудно и долго. Держать правильно осанку нам помогает позвоночник — это основной стержень тела. Он проходит посередине спины. К позвоночнику присоединены ребра, они защищают внутренние органы от повреждений.
  • Ребята, как вы думаете, может ли ребенок сам сформировать правильную осанку, или, наоборот, деформировать ее? Почему искривляется позвоночник у детей?

Оловянный солдатик знал, что, если держать позвоночник в прямом положении, мышцы закрепляются, привыкают к такому положению. А без физических упражнений мышцы слабеют и дряхлеют. Если с детства помнить об этом, систематически заниматься физкультурой, бегать, плавать, ездить на велосипеде, играть в спортивные игры, то скелетные мышцы укрепятся, и осанка останется ровной.

В семье горбунов дети были очень ленивые. Они считали, что их спины и так красивые, поэтому не стоит прилагать лишних усилий, чтобы сделать осанку стройной.

Но однажды случилась беда. У всех детей в семье горбунов заболели спины, они не смогли встать с постели, не могли ходить в школу. Что делать? И тут они вспомнили, как стойкий оловянный солдатик приговаривал всегда: «Я

позвоночник берегу... Я от болезней убегу...» И решили позвать солдатика, чтобы он помог им. Оловянный солдатик сразу же пришел к ним на помощь и дал следующие полезные советы:

  1. Не лениться, выполнять трудовые поручения дома, в детском саду, в школе, на даче и т.д.
  2. Ежедневно делать утреннюю гимнастику, заниматься физическими упражнениями.

  1. Правильно сидеть за столом на стуле, не горбиться, не склонять низко голову.
  2. При переносе тяжестей равномерно нагружать руки. Если носить ранец или портфель в одной руке, одно плечо станет ниже другого.
  1. Спать на жесткой постели с невысокой подушкой.
  2. При письме или чтении каждые 15-20 минут менять позу, потягиваться, двигаться, делать физкультминутку.

  1. Если при работе приходится долго стоять, следует через 15 минут обязательно поменять позу, подвигаться, дать позвоночнику отдохнуть.
  2. Больше гулять на свежем воздухе, играть в спортивные игры: в футбол, в баскетбол, в волейбол, в теннис, в городки, кататься на велосипеде, коньках, лыжах, санках, роликах, играть с прыгалками, обручами, мячами и т. д.

9.        Каждый день смотреть на себя в зеркало, которое будет вам
напоминать, какая у вас осанка.

  • После того, как дети горбунов стали выполнять советы оловянного солдатика, произошло чудо!!! (Воспитатель показывает иллюстрацию.) Все дети выздоровели и стали действительно красивыми, стройными, подтянутыми. А главное они перестали гордиться. Кто умеет трудиться, тот не умеет гордиться!
  • Ребята, а давайте и мы, чтобы не забыть советы стойкого оловянного солдатика, нарисуем схематично все правила и прикрепим их в спортивном уголке и постараемся выполнять их и будем ежедневно наблюдать в зеркало за нашими спинами.

(Дети с воспитателем вспоминают советы, оформляют их схематично.)

\

                                                              БЕСЕДА

                                         Тема: «Спорт — это здоровье».

Цель: закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; учить, пантомимой изображать знакомые виды спорта; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом; совершенствовать навыки лепки из пластилина.

Содержание:

—        Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт».
Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий?

 (Физкультурой может заниматься каждый, а спортом  нет.)

Физкультурой может заниматься и маленький, и старенький, и больной. Спортом занимаются самые сильнее, крепкие и здоровые.

Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом.

Что для этого необходимо делать?

 (Надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или при открытой форточке.)

—        Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят
физкультуру?

(Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не
получается, плохо учатся.)

Покажите, какие это дети. (Пантомима «Очень худой ребенок»)

  • Вы не хотите стать таким ребенком? (Нет.)
  • Давайте сделаем с вами зарядку и укрепим свои мышцы.
  • (Комплекс упражнений под музыкальное сопровождение — «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»)

—        Знаете ли вы, как называются самые главные соревнования у спортсменов?
(Олимпийские игры.) Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в
них.

—        Послушайте легенду о происхождении Олимпийских игр. Молва
связывает возникновение Олимпийских игр в древности с именем Ифита,
владыки края Олимп. Годы его правления то и дело омрачались кровавыми
распрями с соседями. И однажды, когда вот-вот должна была вспыхнуть
очередная война со Спартой, Ифит предложил спартанцам вложить мечи в
ножны и, заключив мир, устроить в честь этого события состязания атлетов,
«дабы не оружием и кровью, а силой и ловкостью величие людей

утверждать». Предложение было принято, и Олимпия навсегда стала местом мирных спортивных баталий.

Прошло много времени. И вот в 1896 г. над столицей Греции Афинами вновь вспыхнул олимпийский огонь. Отсюда началось исчисление современных Олимпийских игр.

Ребята, посмотрите на эмблему современных Олимпийских игр. (Предлагается рассмотреть эмблему.) Это пять олимпийских колец. Что обозначают эти кольца? (Пять континентов.) Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов. Голубое кольцо символизирует Европу, желтое — Азию, черное — Африку, зеленое — Австралию, красное — Америку.

  • Давайте вместе с вами найдем эти континенты на глобусе, (дети работают с глобусом.)
  • Так кто же может участвовать в Олимпийских играх? (Самые сильные и подготовленные спортсмены всего земного шара.)
  • Что является символом Олимпийских игр? (Огонь.)
  • Где зажигают огонь? (В Греции на горе Олимп.)
  • Как доставляют огонь на стадион, где будут проходить Олимпийские игры? (Зажженный факел доставляют бегуны.)

Какие Олимпийские игры проводятся? (Зимние и летние.)

Кто участвует в зимних Олимпийских играх?

(Спортсмены зимних    видов спорта.)

Вспомните зимние виды спорта и изобразите их, (дети пантомимой изображают зимние виды спорта: хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина и т.д.)

Кто выступает на летних Олимпийских играх? (Спортсмены летних видов спорта.)

—        Вспомните и покажите летние виды спорта.

(дети пантомимой изображают летние виды спорта: футбол, художественная гимнастика, легкая атлетика, борьба, бокс, плавание, фехтование)

Посмотрите на эти шуточные картинки. Художник перепутал спортивный инвентарь спортсменов. Попробуйте найти и указать ошибки, (дети находят ошибки и объясняют, что неправильно нарисовано и почему.)

—        А теперь расскажите, какой вид спорта вам больше всего понравился.
Каким видом спорта вы хотели бы заниматься? Поехали бы вы на
Олимпийские игры защищать честь России? (дети рассказывают о
понравившемся виде спорта, лепят из пластилина спортсменов, выставляют
их на макете стадиона.)

                       

                           

                                             БЕСЕДА

                                   Тема: «Строение тела»

Цель. Формировать у детей первоначальные представления о строении своего тела и функциях отдельных органов. Учить детей правильно называть части своего тела, находить правую и левую стороны. Воспитывать бережное отношение к своему организму.

Оборудование. Мягкая игрушка «Мишка», иголка и нитка, прищепки основных цветов.

Предварительная работа с детьми:

Рассматривание иллюстраций с изображением человека. Ознакомление детей с названиями частей тела человека.

Перенос знаний о строении тела на куклу в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Больница».

Содержание:

Воспитатель вносит в группу Мишку с оторванной лапой и читает стихотворение А. Барто «Мишка».

—        У Мишки оторвана лапа, но эта беда поправима. Мы возьмем нитку и
иголку и пришьем лапку Мишутке.

Воспитатель пришивает лапу Мишке и ведет с детьми беседу:

—        А что будет, если человек попадет в беду и останется без руки?

-        Можно ли помочь ему так, как мы помогаем Мишутке?

-        Мишутка неживой, ему не больно. Поэтому ему можно пришить лапу. А
вот человек, если потеряет руку, то так без нее и останется.

Поэтому нужно быть осторожными и стараться не попадать в опасные ситуации. А ведь руки так нужны каждому человеку!

  • А для чего вам нужны руки, что вы можете делать своими руками?
  • Сколько у вас рук?
  • Какие бывают руки? (Правая, левая.)
  • А чего еще у нас по два? (Ноги, уши, глаза).
  • Зачем они нам нужны?
  • Куда попадает пища изо рта?

Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Моя рука, моя нога».

Одному ребенку предлагают стать перед детьми, а остальным даются следующие задания:

— Возьмите по прищепке красного цвета и прикрепите на одежду (имя ребенка), там, где у него находится правая рука.

- Возьмите 4 желтые прищепки и прикрепите их там, где у него находится живот, и т. д.

В конце занятия воспитатель предлагает детям выучить считалочку и показать то, о чем в ней говорится:

Две ноги — скакать и топать,

Две руки — писать и хлопать.

Глаза два — смотреть вперед,

Нос — чтоб нюхать паровоз,

Ну а рот, чтобы есть, болтать, смеяться,

И хихикать, и шептаться,

И два уха с двух сторон -

Кто не слышит, выйди вон!

НОД по образовательной области художественное творчество

(рисование)

Тема: «Зимние виды спорта»

Программное содержание: закреплять умение передавать в рисунке свое отношение к зимним играм; развивать воображение, восприимчивость к происходящему; воспитывать чувства открытости, коллективизма, сотрудничества.

Материал: репродукция картины В. Сурикова «Взятие снежного городка», иллюстрации с изображением зимних видов спорта; бумага формата A3; гуашь.

                            Ход занятия:

В начале занятия детям предлагается рассмотреть репродукцию картины, иллюстрации с изображением зимних игр, послушать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

- Что происходит с природой зимой?

-Какие краски преобладают?

- А вы любите зиму? За что?

-В какие игры можно играть зимой на свежем морозном воздухе?

- С кем вы любите играть или просто совершать пешие прогулки зимой?

-Какое настроение у вас возникает во время игры?»

Воспитатель предлагает детям нарисовать любимое занятие зимой.

Рисунок должен передавать настроение.

Затем рисунки объединяются в мозаичное панно то содержанию: катание на лыжах, на коньках, на санках, игра в снежки и т.д.

Советы воспитателю

На предыдущем занятии предложить детям нарисовать зимний пейзаж.

Выставить репродукции картин о зиме. 

       НОД по образовательной области художественное творчество

                                     (лепка)    

                       Тема «Дружные ребята»

Задачи: Закреплять умение лепить человека, правильно передавая форму одежды, частей тела; соблюдая пропорции. Учить дополнительный материал – спички, как каркас туловища. Учить лепить мелкие детали – губы, брови, глаза. Закреплять умения использовать усвоенные ранее приемы соединения частей, сглаживания мест крепления.

Материал для детей: пластилин, стека, спички, готовый образец,

                             Ход продуктивной деятельности.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Коммуникативная деятельность.

 Есть такая поговорка: Будете друг за дружку держаться – можете ничего не бояться. Что она означает?- Дружить – это хорошо. Вот мы сегодня и будем лепить дружных веселых ребят.

Демонстрация готового образца.

 

2. Технология выполнения работы.

Работа выполняется поэтапно по схеме: объяснение-показ воспитателя – выполнение работы детьми.

1 этап. Голова.

Возьмите брусок белого пластилина и, отрезав от него четвертую часть, скатайте в ровный шарик, а затем придайте овальную форму.

Вырежьте стекой глаза.

- Какого цвета бывают глаза?

В эти отверстия вставляем нужного цвета шарики.

Нос слепите капелькой, прикрепите его к голове.

Губы – тонкая красная «колбаска». Но не забудьте, что ребята веселые.

Можно сделать брови.

Прическа зависит от того, кого вы будете делать: мальчика или девочку. Делаем колбаски (девочке длинные, у мальчиков короткие) и со лба начинаем прикреплять.

Физминутка.

Ровным кругом

Дети встают в круг. Одного из играющих воспитатель назначает затейником. Он встает в середину круга. Дети идут по указанию учителя вправо или влево и говорят: "Ровным кругом друг за другом, мы идем за шагом шаг, стой на месте, дружно вместе сделаем вот так!" По окончании текста дети останавливаются, затейники показывают какое - либо движение, все играющие повторяют. Затем затейник меняется.

2 этап. Ноги.

Теперь возьмемся за ботиночки, делаем овал, слегка приплюснем между пальцами. Стекой изобразим шовчик.

Ноги. Цвет для штанов выбираете сами. Сделаем прямоугольник из колбаски и им обворачиваем спичку. На ноги девочки прямоугольник делаем тоньше.

3 этап. Туловище.

Лепим овальное туловище.

Девочке делаем юбку способом расплющивания шара. Пальчик ставим в середину получившегося круга и края гнем вниз. Получается юбка как колокольчик. Присоединяем к туловищу.

Соединяем ноги с туловищем, смазываем ноги сверху.

Руки – колбаски соединяем с туловищем.

Пальцы рук лепить достаточно сложно. Скатайте овальную заготовку, вырежьте пальцы стекой. Соедините с руками.

Присоединяем голову.

3. Проверка и обсуждение работ.

Уборка рабочего места

III. Итог

                                           Беседа с детьми

Тема: «Зачем человеку завтракать, обедать, ужинать».

Цель: Обогащать словарь детей словами - аппетит, клетки, жиры, белки, углеводы.

Приучать детей к правильному режиму. Дать детям понять, что организм сам регулирует количество принимаемой пищи, необходимое ему для нормального роста и развития.

Материал: Иллюстрации с изображением белковой и углеводной пищи; строение внутренних органов человека.

Содержание:

Если задать вопрос - зачем человек ест?

Можно сразу ответить - чтобы не умереть с голоду. Так что оно так, но почему пища так важна для жизни?

Наверно, трудно это объяснить. Не беда, попробуем в этом разобраться вместе.

Для начала хочу спросить, знаете ли вы, что наше тело состоит из удивительных, крохотных частичек - клеток?

Каждая клетка - живой организм, она живет, дышит, питается, растет, стареет и умирает.

Только 2-3 месяца живут клетки , которые придают нашей крови красный цвет.

А клетки, которые живут, находятся внутри желудка, стареют и умирают уже через 5 дней! Отжившие клетки заменяются новыми. На смену им рождаются молодые клетки. Так продолжается всю жизнь человека.

  • Догадайся, откуда берется материал для этой непрерывной работы.
  • Верно, из пищи.

В детском возрасте потребность в пище особенно велика. Дело в том, что у всех людей клетки одинаковой величины. Но у высоких людей их больше, чем у детей. А вы растете, а это значит, что количество клеток в твоем теле день за днем прибавляется.

А все вещества, необходимые для роста и развития твоего организма, приходят с пищей, которую ты потребляешь.

Вот почему нужно слушать взрослых, когда тебе говорят: Ешь хорошо, а то не вырастешь! Недостаток питательных веществ замедлит образование и рост новых клеток.

Из этих веществ и состоит вся наша пища - белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли и вода.

Теперь, вы понимаете, почему пища так важна для жизни? Но это еще не все. Нужна нам пища еще и потому, что это «топливо», которое согревает наше тело и приводит в движение разные органы. При переваривании пищи в организме выделяется энергия, которая нужна нам для того, чтобы дышать и говорить, ходить и бегать, играть и работать. Она необходима для поддержания нормальной температуры тела, работы мозга, сердца, почек, и всех тех клеток организма.

Зачем организму нужно переваривать пищу, "расщеплять" её на мельчайшие частицы.

Да затем, что только в таком виде пища становится доступной клеткам нашего тела.

Ведь клетки очень - очень маленькие. Детям обжорство так же вредно, как и голодание.

Вы должны получать каждый день определенное количество пищи. Ребята с избыточным весом менее подвижны, быстро устают, но самое главное превышение веса приводит ко многим болезням. Мало есть тоже вредно. При недоедании ребенок слабеет, худеет, быстро устает от физических нагрузок, болеет и плохо растет.

Нужно, чтобы твое питание было разнообразным. Для переваривания пиши организму требуется часа три. Вот и есть нужно примерно часа через три с половиной - четыре часа.

Постарайся кушать в одно и тоже время.

Надеюсь, сейчас вы поняли, почему так важно соблюдать режим, почему так важно завтракать, обедать и ужинать?

Для того, чтобы быть здоровым, сильным, бодрым!

Приятного аппетита!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Путь к здоровью ребенка лежит через семью»

Воспитание здорового ребенка в семье включает в себя очень много аспектов. Что можно подразумевать под словосочетанием "здоровый ребенок"? В первую очередь, это физическое здоровье малыша. Но и совсем немаловажное значение имеет психическое состояние здоровья ребенка. Большую часть жизни ребенок проводит в семье, через нее он познает мир и получает первые навыки и жизненные установки. Все родители хотят, чтобы их ребенок имел полноценное здоровье и хорошее физическое развитие. Чтобы этого достигнуть необходимо сформировать в семье хороший психоэмоциональный фон, хорошие привычки, организовать физическое воспитание и рациональное питание.

От чего же зависит правильное воспитание здорового ребенка в семье?

Следует учитывать, что на детское здоровье влияют следующие факторы:

врожденные физические особенности;

условия жизни в семье;

соблюдение санитарно-гигиенических норм;

уровень развития системы здравоохранения государства;

социально-экономическая и экологическая ситуация, сложившаяся в населенном пункте, а также в стране в целом.

       Безусловно, на некоторые факторы невозможно повлиять силами только родителей ребенка, но создать благоприятный климат в семье под силу всем любящим родителям. Ребенок должен постоянно ощущать любовь, заботу и поддержку со стороны мамы и папы, только в этом случае можно не беспокоиться за психическое здоровье малыша.

        Невероятно важно с детства приучить ребенка соблюдать личную гигиену и вести здоровый образ жизни. Очень важное значение имеет распорядок дня, закаливания организма и, безусловно, занятия спортом. Здоровье каждого человека зависит от его поведения и образа жизни, поэтому необходимо еще с детства привить ребенку бережное отношение к самому себе и заботу о собственном здоровье. Правильное воспитание здорового ребенка в семье поможет сформировать физически и психически устойчивого члена общества.

Воспитание здорового ребенка - одна из важнейших задач семьи. Из курса дошкольной педагогики вы знаете о тесной взаимосвязи физического и психического развития ребенка, о том, что полноценное физическое развитие - своеобразный фундамент, на котором «выстраивается» каркас личности. Между тем современная статистика свидетельствует о неблагополучии физического развития и здоровья детей и подростков. Все активнее входит в профессиональную лексику понятие «децелерация», означающее, что поколение современных детей отличается более низкими показателями физического развития, чем их сверстники 10-15 лет назад.

Казалось бы, что современные супруги должны чувствовать особую ответственность за здоровье будущего ребенка. На деле это далеко не так. К услугам специалистов медико-генетической службы обращаются очень немного молодых людей, намеревающихся вступить в брак и испытывающих тревогу за физическое благополучие будущих наследников. А это благополучие может оказаться иллюзорным, если учесть груз наследственных и иных заболеваний, которыми отягощены супруги, особенности их образа жизни, приверженность к некоторым, мягко говоря, вредным привычкам (алкоголь, курение, наркомания). В результате значительная часть новорожденных появляются на свет с теми или иными отклонениями в физическом, а часто и психическом развитии. Родители бывают очень обеспокоены здоровьем ребенка, особенно когда он часто болеет, но не прилагают специальных усилий для его укрепления, профилактики болезней, тем более уделяют недостаточно внимания развитию движений, физических качеств, культурно-гигиенических навыков, приобщению к спорту.

Поскольку воспитание здорового ребенка содержит много аспектов, напомним о наиболее важных для современной семьи.

Физическое воспитание является основой для развития личности ребенка в семье. Но в чем же заключается его значение во всестороннем формировании детей? Прежде всего физическое развитие человека создает предпосылки для полноценной умственной работы. Известно, что интеллектуальный труд требует большого напряжения физических сил. Болезненность же человека, отсутствие физической закалки значительно снижают эффективность умственной деятельности. Физически здоровый человек может лучше проявлять себя в производительном труде, преодолевать большие нагрузки, меньше утомляться. Наконец, правильное физическое воспитание в семье способствуют формированию нравственности, товарищества, коллективизма, требовательности к себе, а также укреплению воли.

В чем же состоит сущность физического воспитания? Для осмысления этого понятия попытаемся сравнить его с другим, близким по значению термином - физическое развитие. Физическое развитие детей - качественные изменения, которые происходят в укреплении и совершенствовании физических сил ребенка и его здоровья под воздействием благоприятной природной среды и специально организованного воспитания. В этом смысле оно выступает лишь как один из результатов физического воспитания. Само же физическое воспитание охватывает более широкую область педагогического влияния на детей. Наряду с физическим развитием оно призвано возбуждать у них потребность и интерес к занятиям физической культурой и спортом, способствовать глубокому осмыслению психофизиологических основ физического развития и укреплению здоровья, а также умственному, нравственному и эстетическому формированию.

Физическое воспитание в семье - многогранный процесс организации активной физкультурно-оздоровительной деятельности детей, направленной на укрепление потребности в занятиях физической культурой и спортом, осмысление их психофизиологических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков и привычек и здорового образа жизни.

Уяснение сущности физического воспитания позволяет более конкретно представить его внутреннюю структуру и содержание. С этой точки зрения, важное значение в содержании физического воспитания имеет формирование у детей потребности в занятиях физкультурой и спортом и укреплении своих физических сил и здоровья. Потребность в данном случае мыслится не только как внутренний побудительный стимул, но и как определенная привычка личности заниматься различными физическими упражнениями с целью совершенствования своих физических сил и общей работоспособности, а также укрепления воли.

Существенным компонентом содержания физического воспитания является обогащение детей системой знаний о сущности и общественном значении физкультуры и спорта и их влиянии на всестороннее развитие личности. Такие знания расширяют умственный и нравственный кругозор детей, повышают их общую культуру.

Весьма важной содержательной частью физического воспитания является развитие у детей двигательных умений и навыков, воспитание и совершенствование внешней культуры поведения: осанки, походки, ловкости, быстроты двигательных реакций и т.д.

Физическое воспитание также включает в себя развитие у детей физических способностей и стремления к занятиям в различных видах физкультуры и спорта: в легкой или тяжелой атлетике, в спортивных играх, плавании и т.д.

Формирование у детей физической культуры и решение основных задач физического воспитания требуют использования разнообразных средств и методов физического развития детей.

К средствам физического воспитания относятся:

 а) естественные силы природы: солнце, воздух и вода;

б) режим питания, труда и отдыха;

в) утренняя гимнастика;

г) физическая культура;

д) разнообразные формы спортивно-массовой работы: гимнастика, спортивные игры, туризм.

В то же время цель воспитания здорового ребенка не ограничивается одним только физическим воспитанием. Особо здесь следует отметить связь здоровья ребенка с гигиеническим воспитанием. Оно начинается с создания соответствующих требованиям гигиены условий воспитания ребенка (чистота и порядок в квартире, особенно на кухне, в детской комнате; детская мебель, приспособленная к его росту; индивидуальные постельные и гигиенические принадлежности, посуда; одежда из натуральных материалов, подобранная по погоде, и пр.). Важной обязанностью родителей является воспитание у детей привычки мыть руки (перед едой, после прогулки, посещения туалета), тщательно чистить зубы утром (после завтрака) и вечером; ежедневно принимать душ, подмываться; по мере надобности пользоваться носовым платком; убирать постель, ухаживать за своей одеждой.

Подлинная забота родителей о полноценном физическом и психическом здоровье - залог рационального режима дня, в котором предусмотрено достаточное время для полноценного сна (ночного и дневного), прогулок на свежем воздухе (не менее 4 ч), часы приема пищи, игр. Необходимо избегать нарушений привычного режима в праздничные и выходные дни, когда у ребенка много впечатлений, он утомляется, вследствие чего особо нуждается в отдыхе, спокойных занятиях. Поэтому в интересах охраны здоровья ребенка следует исключить позднее возвращение из гостей, отказ от дневного сна, неупорядоченное питание, как это часто случается, особенно в молодых семьях.

Рост, развитие ребенка, предупреждение многих заболеваний напрямую зависят от рационального питания: достаточного, доброкачественного, разнообразного, с необходимым количеством витаминов. Сегодня можно говорить о двух крайностях в организации детского питания в семье: усиленное внимание родителей к питанию ребенка, что ведет к перееданию, ожирению, и, напротив, достаточно безразличное отношение к тому, когда и что поел ребенок. Излишняя упитанность детей из-за перекармливания проявляется уже в раннем возрасте, однако она редко волнует родителей, хотя и бывает одной из причин крапивницы или экземы, респираторных заболеваний, более позднего овладения ходьбой и т.д. Напротив, молодые родители часто с гордостью говорят о быстрой прибавке в весе ребенка первого года жизни, ошибочно считая это признаком хорошего развития малыша. Между тем именно в первый год жизни из-за перекармливания происходит рост жировых клеток, которые остаются на всю жизнь, увеличиваясь в размерах в сотни раз. Полные, упитанные дети-дошкольники обычно слабее худощавых, чаще и тяжелее болеют.

При безразличном отношении родителей к детскому питанию ребенка рано переводят на «общий стол», не заботятся о разнообразии пищи, не учитывают возрастную потребность в витаминах, тех или иных продуктах (например, молочных, фруктах). В данном случае родители придерживаются правила: еда - это не предмет культа, что есть, то и поели. Естественно, что при таком отношении к детскому питанию в нем преобладают «взрослые блюда», технология приготовления которых не всегда соответствует особенностям растущего организма (жарка, многократные подогревы пищи, использование консервов, острых специй, колбас). Полноценным такое питание назвать трудно. При таком безалаберном отношении к детскому питанию в его «рацион» нередко попадают и алкогольные напитки.

Одно из средств повышения защитных сил организма - закаливание. Известно, что к моменту рождения ребенка его физиологические механизмы полностью не сформированы, поэтому у него более высокая теплоотдача, чем у старших детей и взрослых, что может привести к более быстрым переохлаждениям или перегреваниям. Это надо иметь в виду родителям, которые буквально с первых дней жизни малыша стараются его укутать, потеплее одеть. Такая «забота» о детях не дает возможности для тренировки, совершенствования аппарата терморегуляции, формируется большая уязвимость растущего организма. Прежде всего ребенка необходимо избавить от имеющегося перегревания (снизить температуру воздуха в комнате до 18 градусов, воды для умывания, проветривать помещение). Далее следует обеспечить его рациональной одеждой, не препятствующей его движениям. В условиях семьи целесообразно использовать такие закали-вающие процедуры, как создание контрастных температур в быту (например, игра с бегом из прохладного помещения в теплое), ходьба босиком (по коврику, паркетному полу, траве, песку), сон на свежем воздухе, обтирание, обливание, душ, купание в открытом водоеме, солнечные ванны.

Нельзя не сказать о так называемых нетрадиционных методах закаливания, которые в последние годы завоевывают сторонников среди родителей, особенно молодых. Речь идет об использовании для закаливания детей, начиная с грудного возраста, сильных холодовых факторов: обливания и купания в ледяной воде («моржевание»), хождения босиком по снегу без одежды и т.д. При этом родители-энтузиасты доказывают эффективность такого закаливания. Возможно, они и правы в отношении отдельных детей, обладающих определенными индивидуально-типологическими характеристиками температурной чувствительности. Но ученые возражают против массового распространения подобной практики закаливания маленьких детей. Экстремальные сверхсильные холодовые перегрузки вызывают резкую перестройку всех физиологических систем, при этом наиболее уязвимыми оказываются аппараты регуляции (нервная система) и выделения (почки). Родители, подвергая своих детей сильным холодовым нагрузкам, рискуют их здоровьем, причем последствия могут возникнуть годы спустя и оказаться очень печальными, вплоть до летального исхода.

В последние годы многие родители стали приобретать разного рода тренажеры, спортивные центры, заниматься с детьми гимнастикой, бегом, ходьбой на лыжах, ездой на велосипеде и т.д. Все это заслуживает всяческого одобрения при условии соблюдения правил безопасности, четкой дозировки занятий, учета возрастных возможностей детей, чтобы не допустить их переутомления. Каждой семье доступны занятия спортом, подвижные игры, пешие прогулки, туристические походы, которые способствуют развитию у детей двигательных качеств, ловкости, силы, выносливости организма. И еще один важный момент: воспитание здорового ребенка облегчается, если протекает на положительном эмоциональном фоне, если в семье царит мажорный тон, преобладает оптимистическое настроение.

Наиболее заразительным для маленьких детей бывает пример родителей, других членов семьи, демонстрирующих свою любовь к физической культуре, спортивную подготовку, приверженность к здоровому образу жизни.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Воспитание у детей дошкольного возраста здорового образа жизни»

   В настоящее время пути и средства оздоровления детей – дошкольников сводится в основном к комплексу профилактических мероприятий, т.е. утверждается принцип «Здоровье — это отсутствие болезней».

   Учеными доказано, что здоровье человека только на 7-8% зависит только от здравоохранения и более чем на половину -  от образа жизни. Сегодня установлено, что 40% заболеваний взрослых берут свое начало с дошкольного возраста.

   Дошкольнику необходимо познать особенности своего организма, возможные патологии здоровья и пути их исправления; основы управления собственным здоровьем и выживания в современных условиях жизни, т.е. уже с раннего возраста ребенок должен стать для себя врачом, психологом, физиологом, учителем, психотерапевтом, тренером. Он должен получить базовые знания, которые помогут ему в дальнейшей жизни.

   Учиться управлять своим здоровьем следует с самого рождения, и успех такого обучения на начальном этапе зависит от знаний и умений воспитателей и родителей, которым, к сожалению иногда не хватает соответствующей информации о методах сохранения и защиты здоровья у детей.

   Содержание воспитания здорового образа жизни у дошкольников

Дать представление о человеке: о себе, мальчиках и девочках, близких родственниках.

  • Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, руки, ноги, глаза, уши ит.д.). Каждая часть тела выполняет определенные функции.
  • Учить детей мыть руки перед едой, после загрязнения, следить за чистотой лица, учить чистить зубы, содержать в порядке нос.
  • Учить пользовать индивидуальным полотенцем, носовым платком, зубной щеткой, расческой, соблюдать опрятность в одежде, обуви.
  • Учить тщательно, пережевывать пищу, не разговаривать во время еды, пользоваться салфеткой, сохранять правильную осанку за столом.
  • Учить детей при появлении болей обращаться за помощью к взрослому.
  • Разъяснять детям важность для здоровья сна, питания гигиенических процедур, движений, закаливания.
  • Отмечать значение тренировки мышц для здоровья человека.
  • Знать подбор упражнений для того, чтобы стать ловким, сильным, выносливым, быстрым, гибким.
  • Знать правила сохранения правильной осанки и подбор упражнений для укрепления мышц спины, плечевого пояса, позвоночника.
  • Знать упражнения для предупреждения плоскостопия.
  • Учить детей отворачиваться при чихании кашле, пользоваться при этом салфеткой или носовым платком.
  • Проявление осторожность в общении с незнакомыми людьми.

   Для сохранения психического здоровья необходимо заботится о профилактике неврозов у детей. Важными факторами профилактики невроза являются здоровый психологический климат в семье и в ДОУ, благожелательная психологическая атмосфера в межличностных отношениях и соблюдение правильно организованного гигиенического режима (гигиена сна, утренняя гимнастика, утренняя водная процедура, регулярный прием пищи, ежедневные прогулки).

   Одно из главных условий – нормальный ночной сон. Чтобы его организовать необходимо, придерживаться следующих правил:

  • Ребенка необходимо приучать ложиться в одно и то же время.
  • За час-полтора до отхода ко сну следует уменьшить поток впечатлений (телевизор, радио т.т.)
  • За 30-40 минут до сна можно спокойно погулять.
  • Перед сном рекомендуется принимать теплые ванны продолжительностью 8-10 минут.
  • Помещение, в котором спит ребенок, должно быть хорошо проветрено.
  • Родителям не стоит забывать о том, что они являются примером для подражания во все периоды жизни для их малыша, и от того как поведет себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"

Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок -  будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»

Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...