Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры
материал
Период дошкольного детства считается первым этапом развития психики ребенка. В это время формируется фундамент основных психических свойств ребенка, качества личности, познавательных процессов. Одной из главных задач этого возраста является развитие у дошкольников мелкой моторики рук.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Отчет по самообразованию на тему:
«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»
Педагог – психолог Тимонина Ю.Е.
Период дошкольного детства считается первым этапом развития психики ребенка. В это время формируется фундамент основных психических свойств ребенка, качества личности, познавательных процессов. Одной из главных задач этого возраста является развитие у дошкольников мелкой моторики рук.
В последнее время отмечается большое количество детей, у которых плохо развиты речь, мышление. Почему это происходит? Я постаралась найти ответ на этот вопрос. Дело в том, что многие родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Дети, у которых плохо развиты пальчики, неуверенно держат ложку, карандаш, с трудом обращаются с пуговицами, шнурками. Им тяжело собирать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они не любят работать с пластилином, не умеют работать ножницами, поэтому трудно дается аппликация, рисование.
Также от развития мелкой моторики зависит подготовленность руки ребенка к письму, развитие речи и психических процессов: мышления, памяти, внимания. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Поэтому при поступлении ребенка в школу недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации. В старшем дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. Эта работа должна проходить в виде игры, иначе дошкольникам быстро надоест однотипная деятельность.
В связи с этим передо мной стал вопрос о том, как заинтересовать детей, чтоб им было интересно на занятиях, чтоб они дальше могли развиваться. Рассмотрев разные средства обучения, я решила остановиться на игре. Ведь у дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Постоянное использование разных дидактических игр на занятиях значительно повышает качество обучения. Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью дидактических игр».
Цель работы по самообразованию: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.
Задачи работы по самообразованию:
1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;
6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Объект: дети в возрасте 4-5 лет.
Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.
Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.
Что же такое моторика и дидактическая игра? Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук
Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, в процессе которого формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.
По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:
- математические;
- сенсорные;
- речевые;
- музыкальные;
- природоведческие;
В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:
- игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
- настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
- словесные.
Для реализации темы по самообразованию были разработаны и применены на практике разные игры и упражнения, которые я активно использую на общеразвивающих и коррекционных занятиях.
- Игры со шнурками и лентами
«Кто быстрее?» Играющим даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков, их задача — быстро их развязать.
«Разные дорожки». Цель — учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием.
«Повтори узор». Цель — развитие фантазии. Играющих двое: взрослый и ребёнок или два ребёнка. Один игрок придумывает узор, второй — повторяет.
- Игры с пластиковыми иглами, бусинами, пуговицами и синельной проволокой
«Спиральки и жгутики». Цель — продолжать показывать разные способы обследования предметов. Материал: набор синельной проволоки, карточка-образец. Ход игры: предложить детям скрутить жгутик из двух различных цветов проволоки, спиральки круглые и гармошкой, петельки.
«Выложи по контуру». Цель: развивать мелкую моторику, внимание; закрепить цвета; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца. Материал: карточки с рисунком-контуром, набор цветных пуговиц, бусин. Ребёнок раскладывает пуговицы, бусины по контуру предмета, подбирая цвет.
«Собери бусы». Для игры понадобятся бусины разного цвета, проволока и карточки-схемы. Ребёнок может собирать бусы в том порядке, в каком пожелает, или бусы определённого цвета. Также можно предложить карточки-схемы, по которым нужно сделать бусы, как на образце.
- Пальчиковый футбол и Фингерборды
Пальчиковый футбол — это игра, в которой миниатюрный футбольный мяч управляется пальцами. Она развивает мелкую моторику, координацию движений, реакцию и внимательность.
Фингерборды — это миниатюрные скейтборды, которые используются для пальчиковых игр, например, трюков.
- Игры с резинками, прищепками
«Освободи животное», «Резиночки на пальцах», «Весёлый счёт»
- Игры с использованием счетных палочек
«Повтори узор», «Составление из палочек геометрических фигур». Цель — закрепить умение детей составлять геометрические фигуры из палочек, названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырёхугольник). «Полосатая салфетка».
- Игры с пластиковыми пинцетами
«Сортировка двумя руками одновременно»
«Игра в слова». Для игры понадобятся буквы: их можно вырезать из картона или взять готовые из игровой азбуки. С помощью щипцов ребёнок может выкладывать буквы в слова или составлять целые предложения
- Игры с пипетками (Монтессори)
Переливание воды из одной ёмкости в другую. Можно подкрасить воду, чтобы было интереснее.
Раскрашивание соли. В контейнер насыпать пачку соли, с помощью пищевых красителей сделать баночки с цветной водой. С помощью пипетки подкрасить соль цветной водичкой и наблюдать за причудливыми узорами на соли.
- Игры с крупами
«Золушка» Суть игры в том, чтобы смешать все крупы и семена и предложить ребёнку рассортировать смесь, разложив по крышкам одновременно двумя руками по очереди.
«Я — художник». Детям предлагают поднос с манной крупой. Нужно показать, как рисовать пальчиком по крупе, и дать возможность дополнить рисунок, придумать что-то своё.
«Найди все сокровища». В лоток с разными видами круп прячут мелкие игрушки. Задача — на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.
- Тактильное домино и сенсорный ящик
«Найди по описанию», «Найди такую же дощечку на ощупь»
- Самомассаж рук
Перед началом каждого занятия предлагаю детям выполнить самомассаж с помощью нетрадиционного или природного материала.
Зубные щетки, прищепки, массажные мячики, колючие бигуди, прищепки, губки для мытья посуды, карандаши, шишки, грецкие орехи и др.
- Настольно-печатные игры, графомоторные дорожки для двух рук
Графомоторные дорожки — это специальные упражнения и листы с линиями, которые предназначены для развития мелкой моторики рук у детей.
Игры с графомоторными дорожками направлены на развитие внимания и двигательных навыков. Они координируют систему «глаз — рука» и позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться концентрировать пока ещё непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка руки к письму.
Работая в системе, я добивалась значительных успехов: пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинается развиваться интенсивнее; повысился уровень сенсорного развития. И главное, у моих воспитанников развиваются положительные самоощущения: уверенность в себе, своих возможностях, то, ради чего все это мы проводим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"
В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....

План по самообразованию на 2018 - 2019 год по теме: "Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"
Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев ру...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».
Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....
