Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры
материал

Тимонина Юлия Евгеньевна

Период дошкольного детства считается  первым этапом развития психики ребенка. В это время формируется фундамент основных психических свойств ребенка, качества личности, познавательных процессов. Одной из главных задач этого возраста является развитие у дошкольников мелкой моторики рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_po_samoobrazovaniyu_2025.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему:

«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»

Педагог – психолог Тимонина Ю.Е.

Период дошкольного детства считается  первым этапом развития психики ребенка. В это время формируется фундамент основных психических свойств ребенка, качества личности, познавательных процессов. Одной из главных задач этого возраста является развитие у дошкольников мелкой моторики рук.

В последнее время отмечается большое количество детей, у которых плохо развиты речь, мышление. Почему это происходит? Я постаралась найти ответ на этот вопрос. Дело в том, что многие родители мало внимания уделяют развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Дети, у которых плохо развиты пальчики, неуверенно держат ложку, карандаш, с трудом обращаются с пуговицами, шнурками. Им тяжело собирать пазлы, работать со счетными палочками, мозаикой. Они не любят работать с пластилином, не умеют работать  ножницами, поэтому трудно дается аппликация, рисование.

              Также от развития мелкой моторики зависит подготовленность руки ребенка к письму, развитие речи и психических процессов: мышления, памяти, внимания. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьной учебе. Поэтому при поступлении ребенка в школу недостаточное развитие мелкой моторики может привести к возникновению негативного отношения ребенка к школе, снижению учебной мотивации. В старшем дошкольном возрасте важна работа именно по подготовке к письму. Поэтому работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей обучения ребенка. Эта работа должна проходить в виде игры, иначе дошкольникам быстро надоест однотипная деятельность.

В связи с этим передо мной стал вопрос о том, как заинтересовать детей, чтоб им было интересно на занятиях, чтоб они дальше могли развиваться. Рассмотрев разные средства обучения, я решила остановиться на игре. Ведь у дошкольников игра является ведущим видом деятельности. Постоянное использование разных дидактических игр на занятиях значительно повышает качество обучения. Исходя из этого, я определила тему своей работы: «Развитие мелкой моторики у дошкольников с помощью дидактических игр».

Цель работы по самообразованию: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов, создание условий для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников.

Задачи работы по самообразованию:

1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2. Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4. Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;

5. Совершенствовать предметно-пространственную развивающую среду группы;

6. Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Объект: дети в возрасте 4-5 лет.

Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.

Гипотеза: При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.

Что же такое моторика и дидактическая игра? Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук

Дидактическая игра - это средство обучения и воспитания, в процессе которого формируется самостоятельность принятия решений, усваиваются и закрепляются полученные знания, вырабатываются умения и навыки кооперации, а также формируются социально значимые черты личности.

По содержанию дидактические игры подразделяются на следующие виды:

  • математические;
  • сенсорные;
  • речевые;
  • музыкальные;
  • природоведческие;

В зависимости от использования дидактического материала дидактические игры традиционно подразделяются на три группы:

  • игры с предметами и игрушками, включающие сюжетные дидактические игры и игры-инсценировки;
  • настольно-печатные игры, устроенные по типу разрезных картинок, складных кубиков, лото, домино;
  • словесные.

Для реализации  темы по самообразованию  были разработаны и применены на практике разные игры и упражнения, которые я активно использую на общеразвивающих и коррекционных занятиях.

  1. Игры со шнурками и лентами

«Кто быстрее?» Играющим даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков, их задача — быстро их развязать. 

«Разные дорожки». Цель — учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием.

«Повтори узор». Цель — развитие фантазии. Играющих двое: взрослый и ребёнок или два ребёнка. Один игрок придумывает узор, второй — повторяет.

  1. Игры с пластиковыми иглами, бусинами, пуговицами и синельной проволокой

«Спиральки и жгутики». Цель — продолжать показывать разные способы обследования предметов. Материал: набор синельной проволоки, карточка-образец. Ход игры: предложить детям скрутить жгутик из двух различных цветов проволоки, спиральки круглые и гармошкой, петельки.

«Выложи по контуру». Цель: развивать мелкую моторику, внимание; закрепить цвета; воспитывать самостоятельность, аккуратность, умение доводить дело до конца. Материал: карточки с рисунком-контуром, набор цветных пуговиц, бусин. Ребёнок раскладывает пуговицы, бусины по контуру предмета, подбирая цвет.

«Собери бусы». Для игры понадобятся бусины разного цвета, проволока и карточки-схемы. Ребёнок может собирать бусы в том порядке, в каком пожелает, или бусы определённого цвета. Также можно предложить карточки-схемы, по которым нужно сделать бусы, как на образце. 

  1. Пальчиковый футбол и Фингерборды

Пальчиковый футбол — это игра, в которой миниатюрный футбольный мяч управляется пальцами. Она развивает мелкую моторику, координацию движений, реакцию и внимательность.

Фингерборды — это миниатюрные скейтборды, которые используются для пальчиковых игр, например, трюков.

  1. Игры с резинками, прищепками

«Освободи животное», «Резиночки на пальцах», «Весёлый счёт»

  1. Игры с использованием счетных палочек

«Повтори узор», «Составление из палочек геометрических фигур». Цель — закрепить умение детей составлять геометрические фигуры из палочек, названия геометрических фигур (треугольник, ромб, прямоугольник, трапеция, четырёхугольник).  «Полосатая салфетка». 

  1. Игры с пластиковыми пинцетами

«Сортировка двумя руками одновременно»

«Игра в слова». Для игры понадобятся буквы: их можно вырезать из картона или взять готовые из игровой азбуки. С помощью щипцов ребёнок может выкладывать буквы в слова или составлять целые предложения

  1. Игры с пипетками (Монтессори)

Переливание воды из одной ёмкости в другую. Можно подкрасить воду, чтобы было интереснее. 

Раскрашивание соли. В контейнер насыпать пачку соли, с помощью пищевых красителей сделать баночки с цветной водой. С помощью пипетки подкрасить соль цветной водичкой и наблюдать за причудливыми узорами на соли. 

  1. Игры с крупами

«Золушка» Суть игры в том, чтобы смешать все крупы и семена и предложить ребёнку рассортировать смесь, разложив по крышкам одновременно двумя руками по очереди.

«Я — художник». Детям предлагают поднос с манной крупой. Нужно показать, как рисовать пальчиком по крупе, и дать возможность дополнить рисунок, придумать что-то своё.

«Найди все сокровища». В лоток с разными видами круп прячут мелкие игрушки. Задача — на ощупь определить и назвать, что спряталось в крупах.

  1. Тактильное домино и сенсорный ящик

«Найди по описанию», «Найди такую же дощечку на ощупь»

  1. Самомассаж рук

Перед началом каждого занятия предлагаю детям выполнить самомассаж с помощью нетрадиционного или природного материала.

Зубные щетки, прищепки, массажные мячики, колючие бигуди, прищепки, губки для мытья посуды, карандаши, шишки, грецкие орехи и др.

  1. Настольно-печатные игры, графомоторные дорожки для двух рук

Графомоторные дорожки — это специальные упражнения и листы с линиями, которые предназначены для развития мелкой моторики рук у детей.

Игры с графомоторными дорожками направлены на развитие внимания и двигательных навыков. Они координируют систему «глаз — рука» и позволяют ребёнку уже в раннем детстве научиться концентрировать пока ещё непроизвольное внимание. Для детей постарше графомоторные дорожки применяются как подготовка руки к письму. 

Работая в системе, я добивалась значительных успехов: пальчики ребят стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими; развивается координация движений; речь ребенка начинается развиваться интенсивнее; повысился уровень сенсорного развития. И главное, у моих воспитанников развиваются положительные самоощущения: уверенность в себе, своих возможностях, то, ради чего все это мы проводим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры»....

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры». ...

План работы по самообразованию Тема"Развитие мелкой моторики младших дошкольников через дидактические игры"

В раннем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания. От того, насколько ловко научи...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

План работы по самообразованию по теме:«Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мел...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....

План по самообразованию на 2018 - 2019 год по теме: "Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры"

Цель самообразования по теме: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников. Задачи самообразования: 1. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев ру...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры».

Создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у дошкольников....