Дополнительная Образовательная Программа естественно-научной направленности "Экспериментёнок"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 142.17 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад №2 городского округа города Райчихинска
Принято на заседании педагогического совета от 30.08.2024 г Протокол № 5 | Утверждаю: Заведующая МДОАУ д/с № 2 ____________ С.А. Серёжникова Приказ № 82 от 06.09.2024 г |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности
«Экспериментёнок»
Ознакомительный уровень
Возраст воспитанников: 5 – 6 лет
Срок реализации: 1 год
Автор составитель:
Ольга Олеговна Спицына
воспитатель
г. Райчихинск, 2024 г.
Содержание программы:
1 | Комплекс основных характеристик программы | 3 |
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи программы | 10 |
1.3 | Содержание программы | 14 |
1.4 | Планируемые результаты | 26 |
2 | Комплекс организационно-педагогических условий | |
2.1 | Календарный учебный график | 27 |
2.2 | Формы аттестации | 28 |
2.3 | Оценочные материалы | 29 |
2.4 | Методические материалы | 32 |
2.5 | Условия реализации программы | 37 |
2.6 | Список литературы | 39 |
3 | Приложения | 41 |
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Экспериментёнок», ознакомительный уровень, составлена для детей в возрасте с 5 до 6 лет.
Программа разработана в соответствии с нормативно - правовыми документами:
• Федеральный Закон «от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Об образовании в Российской Федерации»
• Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от.28.09.2020 №28
«Об утверждении СП 2.4.3648-20» Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
− Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
− Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой;
Программа «Экспериментенок» разработана для детей старшей группы. В Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного воспитания и обучения говориться о том, что дошкольное воспитание и обучение обеспечивает: познавательное развитие ребенка, формирование способов интеллектуальной деятельности, развитие любознательности, формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать информацию для решения жизненно важных проблем.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Экспериментирование, исследования, опыты – любимое занятие дошкольников. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.
Исходной формой экспериментирования является единственная доступная ребенку форма – манипулирование предметами, которой ребенок овладевает уже в раннем возрасте. Предметно – манипуляторная деятельность возникает в результате природной любознательности ребенка под целенаправленным педагогическим воздействием переходит на более высокую стадию формирования познавательной активности.
Занимательные опыты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества. К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности инициативной преобразующей активности ребенка, которая находит выражение в форме исследовательской активности, направленной на обнаружение нового через экспериментальную деятельность в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества с взрослым.
Актуальность программы
На современном этапе развития дошкольного образования развитие познавательного интереса и активности - одна из актуальных проблем детского воспитания.
Главное достоинство программы в том, что в основе ее лежит практический метод обучения дошкольников - экспериментирование, который дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения. Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности, все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателями и детьми. Роль педагога возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Необходимо способствовать пробуждению самостоятельной мысли детей, с помощью наводящих вопросов направлять рассуждения в нужное русло.
В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, экспериментальная деятельность дает детям старшего дошкольного возраста возможность самостоятельного нахождения решения, подтверждения или опровержения собственных представлений, управления теми или иными явлениями и предметами. При этом ребенок выступает как исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения.
Отличительные особенности и новизна программы
Новизна программы заключается в поэтапном развитии умственных способностей дошкольников путем вооружения их навыками экспериментальных действий и обучению методам самостоятельного добывания знаний;
В создании специально организованной предметно-развивающей среды.
Отличительными особенностями данной программы от других заключается в том, что первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в предметно-развивающую среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении детская экспериментальная деятельность должна отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления и процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос: «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я это делаю именно так, а не иначе?», «Что я хочу узнать?», «Что получится в итоге?».
Экспериментальная деятельность в дошкольных группах позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами, с различными способами измерений, с правилами техники безопасности при проведении эксперимента. Дети сначала с помощью взрослых, а затем самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт - постройку, сказку, насыщенный запахами воздух и т.д. Так эксперимент складывает творческие проявления с эстетическим развитием ребенка.
Данная рабочая программа обеспечивает личностно ориентированное взаимодействие педагога с воспитанниками, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Педагогическая целесообразность
Данная программа направлена на развитие поисково-исследовательской деятельности детей 5-6 лет.
Рабочая программа построена на основе учёта конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста. Создание индивидуальной педагогической модели образования осуществляется в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Информация о направленности. Программа «Экспериментёнок» естественнонаучной направленности
Информация об уровне Программы: Уровень освоения программы – ознакомительный
Адресат программы
При наборе на обучение дети в возрасте от 5 до 6 лет не отбираются ни по конкурсу, ни по физическим данным. Прием осуществляется на основе личного заявления родителей и желания ребенка. Главным является способность воспитанников и их родителей к сотрудничеству и сотворчеству, интерес к экспериментальной деятельности.
В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
Психологические особенности детей 5-6 лет
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое положение. Он поддерживает в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызывает у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Он постоянно создаёт ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставит перед ними всё более сложные задачи, развивает их волю, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений. Важно предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять её от воспитателя), обдумать путь к её достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели. Серьёзное внимание уделяет воспитатель развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Этому должна способствовать вся атмосфера жизни детей. Обязательным элементом образа жизни старших дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов (с водой, снегом, воздухом, магнитами, увеличительными стёклами и пр.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению.
В процессе взаимодействия с внешним миром дошкольник, выступая активно действующим лицом, познаёт его, а вместе с тем познаёт и себя. Через самопознание ребёнок приходит к определённому знанию о самом себе и окружающем его мире. Опыт самопознания создаёт предпосылки для становления у дошкольников способности к преодолению негативных отношений со сверстниками, конфликтных ситуаций. Знание своих возможностей и особенностей помогает прийти к пониманию ценности окружающих людей.
Особенности комплектования групп. Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе должна составлять не более 10 человек. Воспитанники в возрасте 5-6 лет. Состав группы постоянный.
Формы обучения по программе: очная.
Объем и срок освоения программы. Сроки реализации данной программы - 1 год.
Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, составляет – 9 часов.
1 полугодие –16 недель – 5 часов 20мин
2 полугодие - 20 недель - 6 часов 40мин
Занятия проводятся в течение 36 учебных недель.
Учебный час (академический час) – 20-25 минут.
Программа рассчитана таким образом, чтобы за отведенное время можно было освоить и теоретический, и практический материал (10% теории,90% практики).
Режим занятий:
Занятия проводятся один раз в неделю с сентября по май.
Учебный час (академический час) – 20-25 минут с проведением физкультминуток и музыкальных пауз.
Время проведения: вторник с 17.00-17.20.
Организационные формы обучения:
Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования.
Гибкая форма организации экспериментальной деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, здоровье, настроение, уровень установления причинно-следственных связей, выявления закономерностей и другие факторы. Поисково-исследовательская деятельность со взрослыми должна придать импульс свободной самостоятельной деятельности детей, активизировать их собственные «изыскания» за пределами занятия (в детском саду – уголок экспериментов и дома).
1.2 Целью реализации данной программы является: создать условия для формирования познавательной активности у детей дошкольного возраста в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
Личностные
- развить наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;
- развить умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости;
Метопредметные
- сформировать способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей.
- включить детей в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
- способствовать накоплению конкретных представлений о предметах и их свойствах
Предметные
- расширить представления детей о физических свойствах окружающего мира: познакомить с различными свойствами веществ неживой природы (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость), познакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
- расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности;
- формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов с использованием приборов - помощников (увеличительное стекло, пипетка, микроскоп, песочные часы и т.д.);
- формировать основы логического мышления.
1.3 Принципы и механизмы реализации программы
Работа по развитию познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность строится на основании следующих принципов:
Принцип научности:
- подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
Принцип доступности:
- построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечение единства воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
- формирование у детей динамических стереотипов в результате многократных повторений.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- реализация идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечение психологической защищенности ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
Принцип целостности:
- комплексный принцип построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
Принцип активного обучения:
- организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
Принцип результативности:
- получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Методы и приемы организации опытно - экспериментальной деятельности:
- эвристические беседы, дискуссии;
- наблюдения за объектом;
- просмотр адаптированных для детей научно - популярных фильмов;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- моделирование (создание моделей об изменениях в живой и неживой природе);
- проведение опытов и экспериментов;
- фиксирование результатов: наблюдений, опытов, экспериментов;
- использование художественного слова;
- дидактические игры;
- ситуация выбора.
- метод игрового проблемного обучения (проигрывание проблемных ситуаций, которые стимулируют познавательную активность детей и приучают их к самостоятельному поиску решений проблемы).
- мнемотехника (фиксирование и запоминание результатов эксперимента).
1.3 Содержание программы
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Тема | Количество занятий, отводимых на тему | Часы | ||
Теория (мин.) | Практика (мин.) | Всего (мин.) | ||
1.Вводное занятие. | 1 | 5 | 15 | 20 |
2. Живая природа | 5 | 50 | 50 | 100 |
3. Неживая природа | 14 | 70 | 210 | 280 |
4. Физические явления | 11 | 55 | 165 | 220 |
5. Материалы и их свойства | 3 | 15 | 45 | 60 |
6. Человек | 1 | 5 | 15 | 20 |
12. Итоговое занятие | 1 | 5 | 15 | 20 |
Работа с картинками | ||||
Всего | 36 занятий | 3ч. 25мин | 8ч.35 мин | 12ч. |
Введение
Теория. Дать представление о детской лаборатории. Познакомить с понятиями: «наука» (познание), «гипотеза», (предположение), о способе познания мира – эксперименте (опыте). Дать представления о культуре поведения в детской лаборатории.
Практика. Игры на знакомство «Давайте познакомимся». Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твёрдых веществ в воде. В тетрадях зарисовка лабораторного оборудования.
Контроль: беседа, наблюдение.
Раздел 1. Живая природа
Тема 1. «Земля дает жизнь»
Теория: закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. Развивать речь, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе родного края, к его обитателям.
Практика: Проведение эксперимента. Работа с картинками с изображением почвенных обитателей. Рассмотреть образцы почвы, две банки с чистой и грязной водой. Сделать вывод.
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 2. «В мире растений»
Теория: дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). Вызвать у детей познавательный интерес к проведению опытов с растениями, желание наблюдать за изменениями растений в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта.
Практика: Проведение эксперимента, работа с гербариями растений.
Игровая деятельность: игра «Узнай растение». Дидактическая задача: найти растение по названию.
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 3. «Цветочный мир»
Теория: обогатить и закрепить знания детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных; познакомить со строением цветка, его частями (корень, стебель, листья, цветок); закрепить навыки словообразования при построении ответа в ходе беседы (растут в лесу – лесные, в саду – садовые и т.п).
Практика: Проведение эксперимента, работа с презентацией «Мир цветов»
Игровая деятельность: игра «Собери букет», д/и «Цветы-медоносы».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 4. Важная культура
Теория: познакомить с историей возникновения картофеля на Руси; познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека
Практика: Проведение эксперимента, работа с презентацией «Откуда к нам пришла картошка».
Игровая деятельность: дидактические игры об овощах: «Что где растет?», «Разрезные картинки», «Волшебные овощи» и др.
Художественно-эстетическое: рисование «Блюдо из картофеля»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 5. Природные и климатические зоны
Теория: расширить знания о природно-климатических зонах, выявить защитную роль лесов, повышенную влажность джунглей, объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли.
Практика: Проведение эксперимента, работа с глобусом.
Игровая деятельность: игра «Журналисты»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Предварительная работа: раздать домашнее задание.
Домашнее задание для родителей и детей. Подготовить небольшую справку (5-6 предложений) по заданному животному: белый медведь, северный олень, горностай, желтый суслик, скорпион, рысь, тур. Кто? Внешний вид? Чем питается? Удивительное и интересное что отличает его от других животных?
Раздел 2. Неживая природа
Тема 1. Свойства воды
Теория: уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Выявить вещества, которые растворяются в воде. Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.
Практика: чтение художественной литературы по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки). Чтение сказок, рассказов о воде, рассматривание иллюстраций.
Просмотр мультфильмов «Родничок», «Русалочка»
Игровая деятельность: Дидактические игры: «Купание куклы», «Где спряталась рыбка?»,
«Соберем капельки», «Вода – не вода».
Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы», «Постираем бельё для куклы».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 2. Агрегатные состояния воды
Теория: закрепить знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном.
Практика: Проведение эксперимента, наблюдение на прогулке за разным агрегатным состоянием воды. Работа с презентацией «Агрегатное состояние воды».
Игровая деятельность: Физкультминутка «Агрегатные состояния воды»
Подвижные игры: «Море и камни», «Море волнуется»,
«Ходят капельки по кругу»
Форма контроля: Опрос
Тема 3. Круговорот воды
Теория: познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру
Практика: беседы на тему «Вода- источник жизни», «Источники воды», «Природные водоёмы». Проведение опытов: «Вода прозрачна и не имеет формы», «Вода-растворитель», «Пар — это тоже вода», «Лед — это тоже вода», «Лёд легче воды».
Игровая деятельность: П/и «Ходят капельки по кругу»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 4. Что такое растворимость.
Теория: дать детям знания о растворимых и нерастворимых в воде веществах, дать начальное понятие о химической реакции (превращение одних веществ в другие) развивать у детей логическое мышление, память, внимание. Уточнить представления детей о свойствах воды. Развивать умение действовать по алгоритму. Познакомить с нетрадиционными методами художественно - продуктивной деятельности.
Практика: Проведение экспериментов: «Растворение соли и сахарного песка, муки». «Растворение мыла в воде», «Растворение краски в воде», рисование мыльной водой.
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 5. Жидкие фокусы
Теория: развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму.
Практика: Проведение эксперимента
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 6. Свойства воздуха
Теория: расширить представления детей о свойствах воздуха. С помощью экспериментов продемонстрировать такие его свойства, как отсутствие цвета и формы, легкость, способность двигаться, заполнять пустые пространства с возможностью воздуха двигать предметы. Продолжать развивать умение анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания.
Практика: наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 7. Ветер и его подружка - ветряная вертушка
Теория: познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы.
Практика: Изготовление игрушки «Ветряная вертушка»
Игровая деятельность: подвижная игра «Мельница».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 8. Откуда берутся облака
Теория: дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. Дать детям представление об образовании облаков.
Познакомить детей с круговоротом воды в природе, с процессом конденсации.
Практика: Работа с презентацией «Откуда берутся облака»
Игровая деятельность: игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 9. Парашютист
Теория: развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха.
Практика: Изготовление игрушки «Парашютист»
Игровая деятельность: игра «Мы – парашютисты»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 10. Игры воздушных пузырьков
Теория: познакомить детей с природным явлением – пузыри. Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла.
Практика: раскладываем рисунки — схемы в последовательности, отражающей появление мыльных пузырей. Делаем мыльные пузыри.
Игровая деятельность: Подвижная игра "Пузырь"
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 11. Вулкан
Теория: познакомить детей с природным явлением - вулканом.
Формировать представления о типах вулканов, опасностях, которые они представляют, а также их пользе.
Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность
Практика: Изготовление вулкана из пластилина. Проведение опыта «Вулкан».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 12. Песчаное путешествие
Теория: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. Учить установить свойства песка. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты. Учить решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.
Практика: Проведение эксперимента. Показ презентации про песок. Окрашивание песка аппликация из цветного песка «Яблоко».
Игровая деятельность: Игра «Необыкновенные следы».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 13. Удивительная глина
Теория: учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). Развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; работать с дневниками наблюдений, фиксировать собственные наблюдения.
Практика: Лепка из глины «Миска из колбасок» - древний способ лепки посуды.
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 14. В царстве камней
Теория: познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большой, средний, маленький); поверхность (гладкая, ровная, шероховатая, шершавая); температура (теплый, холодный); вес (лёгкий, тяжелый, плавучесть – тонет в воде. Нацелить детей на поисковую и творческую деятельность в детском саду и дома.
Практика: Проведение эксперимента. Работа с коллекцией камней.
Игровая деятельность: Игра «Что исчезло?» Воспитатель выкладывает несколько отличающихся друг от друга камней и предлагает их заполнить. Затем выбирается ребенок считалкой, и воспитатель предлагает ему отвернуться в это время убирается один из камешка. Задача ребенка – определить, какой убран камень. Игра «Камень, ножницы, бумага»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Раздел 3. Физические явления
Тема 1. Свет
Теория: показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные - солнце, луна, костер и искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Формировать представления о свойствах солнечных лучей. Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета. Поддерживать познавательную активность в процессе работы с предложенными материалами и предметами
Практика: Проведение опыта, рассматривание карточек.
Игровая деятельность: игра «Что-то в коробке».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 2. Игры с тенью
Теория: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. Помочь понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.
Практика: показать на опыте, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаиморасположение. Теневой театр по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
Игровая деятельность: игра «Ночь, день»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 3. Отражение
Теория: познакомить детей с понятием «отражение». Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей.
Практика: Проведение опытов.
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 4. Как получить радугу?
Теория: познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов.
Практика: Проведение опытов.
Игровая деятельность: д/и «Радуга».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 5. Волшебная сила магнита
Теория: познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества, способность притягивать к себе железные предметы помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов.
Практика: Проведение опытов.
Игровая деятельность: подвижная игра «Магнит и предметы»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 6. Термометр
Теория: познакомить детей с термометром. Формирование представлений о теплопередаче,
нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию.
Практика: Проведение опытов.
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Прогноз погоды», «Когда это бывает?».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 7. Теплота
Теория: Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию.
Практика: Проведение опытов. Беседа «как и чем нагревается воздух».
Игровая деятельность: игра «МЫ ВЕСЁЛЫЕ РЕБЯТА»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 8. Электричество
Теория: расширить знания детей об электричестве и электроприборах. Обобщить знания детей о пользе и опасности электричества.
Практика: работа с презентацией «Электричество вокруг нас»
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Можно-нельзя», «Что здесь лишнее?», игра «Собери картинки».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 9. Почему горит фонарик?
Теория: уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. Активизировать стремление у дошкольников к познавательной опытно-экспериментальной деятельности через практическое взаимодействие с окружающими предметами.
Практика: Аппликация «Фонарик», работа с картинками с изображением электроприборов, электрического ската, карманного фонарика.
Игровая деятельность: «Игры с фонариком»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 10. Звук
Теория: обобщить представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха);
дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки;
развить первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение).
Практика: Рассматривание иллюстраций, книг. Изготовление сломанного телефона.
Игровая деятельность: «Игра на бокалах»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 11. Цветное молоко
Теория: формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека. Познакомить с процессом растворения краски в молоке при помешивании палочкой, смоченной в жидком мыле.
Практика: Работа с презентацией. Проведение эксперимента «Рисуем на молоке»
Игровая деятельность:
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Раздел 4. Материалы и их свойства
Тема 1. Мир дерева
Теория: уточнить и обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам.
Практика: Опыт с плаванием тел (дерево не плавает, металл тонет), рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений.
Игровая деятельность: «Найди дерево по описанию». Дидактическая игра «Деревья - наши друзья».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 2. Мир стекла
Теория: познакомить детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла; формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру;
Практика: Рассматривание предметов из стекла, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о стекле, о стеклодуве, отгадывание загадок.
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Тема 3. Мир пластмассы
Теория: помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека.
Практика: показ презентации «В мире пластмассы», демонстрационные схемы.
Игровая деятельность: дидактическая игра «Чудесный мешочек».
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Раздел 5. Человек
Тема 1. Человек и его организм
Теория: уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов;
Объяснить, что внутри тела есть жизненно важные органы: сердце, лёгкие, желудок и т.д.; что организм надо укреплять и развивать (заниматься физкультурой, закаляться, соблюдать режим дня).
Воспитывать у детей понимать ценности здоровья, потребность быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Поддерживать желание глубже узнать себя. Развивать наблюдательность, внимание, стремление прислушиваться к себе.
Практика: Работа с макетами человека; сердца, желудка, лёгких и др.
Игровая деятельность: Дидактическая игра «Познакомимся с собой»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
Итоговое занятие
Игра презентация: «Круговорот вопросов»
Форма контроля: Опрос, анализ результатов
1.4 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Предметные результаты:
Дети расширят представления о свойствах веществ, получат знания об объектах и их свойствах. Овладеет элементарными представлениями о явлениях окружающего мира, из области живой и неживой природы, естествознания и т.п.
Метапредметные результаты:
Будут сформированы умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования. Сформированы умения в выявлении экспериментальной задачи
(проблемы), выработке гипотезы, и систематизации, установлении причинно-следственных связей, выводов и умозаключений; обучающиеся разовьют свои навыки в планировании деятельности, организации научного эксперимента, анализе полученных результатов и соотнесении результатов с первоначальными гипотезами;
Личностные результаты:
Будут сформированы навыки логического, аналитического и критического
мышления. Развитие навыков продуктивного взаимодействия, обучающегося с другими детьми на основе совместной познавательной деятельности; развитие способностей обучающихся, выявленные области их интересов; аккуратность, терпение и настойчивость в познавательной деятельности.
Требования к знаниям и умениям
В результате работы по программе «Экспериментенок» воспитанники
Должны знать:
- знать и называть свойства таких материалов, как стекло, пластмасса, бумага, дерево;
- Правила работы с сыпучими веществами, бумагой и тд.;
- Простейшие правила организации рабочего места;
- Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с лабораторным оборудованием, инструментами.
Должны уметь:
- правильно организовывать рабочее место;
- уметь вести фенологические наблюдения, отмечать их в календаре природы, отражать свои наблюдения в рисунках
- уметь отличать объекты живой природы - от объектов неживой
- уметь составлять рассказ о явлениях природы
- соблюдать правила безопасности и личной гигиены при работе с различными материалами и инструментами;
- Анализировать объекты, выделять главное
- Умение проводить наблюдения, эксперименты
- Задавать вопросы
- Делать выводы из полученных результатов;
Компетенции и личностные качества:
Сформулировать умение планировать этапы своей деятельности. Умение понимать и выполнять алгоритм действий. Умение понимать и принимать задание и предложение взрослого. Умение ориентироваться в некоторых источниках информации (книги, журналы, игрушки, рассказ сверстника, рассказ взрослого и тд.). Умение делать выводы из полученной информации. Умение спокойно отстаивать свое мнение.
Сформулировать любознательность, стремление получить новые знания, уважать старших через познавательно-исследовательскую деятельность, игровую.
2 Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Календарный учебный график Годовой календарный учебный график составлен в соответствии с нормативными документами: 1. Законом Российской Федерации «Об Образовании» от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ.
Год | Дата | Каникулы | Количество учебных | Количество учебных | Количество учебных дней | Режим занятий |
1 | с 01.09.2022 по 30.05.2023 | - | 36 | 12 | 36 | 1 раз в неделю по 20 минут |
Календарный учебный график обучения составляется ежегодно каждым воспитателем индивидуально и отражается в рабочей программе.
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Результаты освоения Программы проверяются в течение всего учебного года в ходе педагогического наблюдения, опроса и контроля качества выполнения заданий.
В целях достижения результативности обучения проводится педагогическая диагностика усвоения учебного материала, общего развития и воспитания обучающихся.
Применяются формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
- Табель учёта посещаемости детей в кружке «Эксперементенок»;
- видеозапись;
- фото;
- отчёт о роботе кружка;
- отзыв родителей и детей;
- статьи в инстаграм, публикация в газете «Колокольчики» (для родителей средней группы).
Применяются формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
- Диагностика по выявлению уровня навыков экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников;
- научно – практическая конференция;
- игра. беседа
- контрольные занятия.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 2 раза и год: вводный - в начале обучения-сентябрь, итоговый — в апреле – мае.
Для осуществления мониторинга развития навыков экспериментирования у детей дошкольного возраста разработаны индивидуальные карты формирования навыков экспериментирования. Диагностический инструментарий: наблюдения воспитателя, фиксирование в дневнике наблюдений.
Уровень усвоения определяется по структурно – логической схеме формирования навыков экспериментирования в дошкольном возрасте, разработанной О.В. Дыбина
Формы контроля.
Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- диагностирование;
- участие в конкурсах, праздниках;
- наглядная информация для родителей (фотоотчёты, презентации).
Критерии оценки достижений планируемых результатов
О.В. Дыбина в качестве показателей результативности познавательно-исследовательской деятельности выделяет умения: видеть проблему, умение формулировать и задавать вопросы, выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи, а также самостоятельно действовать в процессе исследования, действовать в соответствии с моделями, определяющие условия и содержание деятельности: высказывать предположения, определять цель, условия ее достижения, с помощью взрослого составлять модель этапов деятельности, уметь сверять результат деятельности с целью поставленной и корректировать свою деятельность.
Воспитатель в сентябре и мае проводит диагностику, в которой выделяются три критерия , по которым можно определить уровень познавательного интереса дошкольников.
Уровни | Критерии | |||
Знаниевый | Оценочный | Деятельностный | ||
высокий | Познавательный интерес стабилен. Видит и формулирует проблемы, предлагает пути решения, знает ,как осуществить поиск истины, приводит факты, аргументы. | Определяет известное и что нужно найти, достигли предполагаемого результата и отвечает ли он решению проблемы, причинно-следственные связи, отбирает необходимый материал для поиска истины, для решения проблемы, | Проявляет инициативу и творчество, самостоятельно планирует деятельность, применяет на практике, определяя правильность выбранного пути решения проблемы, поясняет свои действия и доводит дело до конца | |
средний | Познавательный интерес ситуативен, подвержен настроениям ребенка. Не всегда удается увидеть проблему, и не всегда делает правильные предположения о решении поставленной проблеме, не всегда может аргументировать и пояснить свои предложения по решению проблемы. | Иногда возникают сложности с определением сути проблемы, и того, что уже известно и что необходимо найти. Не всегда может сопоставить полученный результат с сутью проблемы, а также раскрыть причинно-следственные связи, отбор материала для поиска истины не всегда безошибочен. | инициативу и самостоятельность проявляет не всегда, но планирует деятельность, использует на практике отобранный материал, возникают сложности в пояснении своих действий, иногда не доводит начатый опыт до конца | |
низкий | Познавательный интерес слабо выражен. Не всегда понимает проблему, не активен в выдвижении идей по решению возникшей проблемы, затрудняется осуществлять поиск истины, не может привести факты, аргументы. | Затрудняется определять известное и что нужно найти, причинно-следственные связи, допускает ошибки в выборе материла для проведения опыта, не вникает в суть проблемы. | Самостоятельность не проявляет, делает только тогда, когда говорят, использует примитивные способы решения проблем, что не приводит к необходимым результатам. | |
Для решения указанных задач используются разнообразные методы изучения: наблюдения воспитателя, с фиксированием в дневнике наблюдений; самоанализ педагогов; анкетирование и беседы с родителями воспитанников. Мониторинг позволяет проследить возрастную динамику формирования навыков при переходе детей из одной возрастной группы в другую.
Педагогический мониторинг призван оптимизировать процесс воспитания и развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. На этой основе можно сделать предварительные предположения о причинах недостатков в работе или, наоборот, утвердиться в правильности избранной технологии
2.4 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Методы: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой, исследовательский проблемный и воспитания; поощрение, стимулирование
Приёмы реализации рабочей программы:
Приёмы организации воспитанников в процессе обучения:
- создание ситуаций, побуждающих оказывать помощь друг другу.
Приёмы активизации умственной активности:
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- решение проблемных ситуаций.
Приёмы обучения:
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок.
Используемые технологии.
- Игровые технологии – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Она даёт ребёнку: возможность «примерить» на себя важнейшие социальные роли; быть лично причастным к изучаемому явлению (мотивация ориентирована на удовлетворение познавательных интересов и радость творчества); прожить некоторое время в «реальных жизненных условиях».
Значение игровой технологии не в том, что она является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творчества; методом терапии; первым шагом социализации ребёнка в обществе.
- Личностно-ориентированная технология, целью которой заключается ставить в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но субъект приоритетный, поэтому организация воспитательно-образовательного процесса формируется на основе уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
- Технологии развивающего обучения – это технология , направленная на развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования данной технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
- Технологии проблемного обучения - это специально созданная совокупность приёмов и методов, которые способствуют формированию самостоятельной познавательной деятельности ребёнка и развитию творческого мышления. Актуальность проблемного обучения заключается в том, что оно в отличие от традиционного доставляет радость самостоятельного поиска и открытия и, что самое главное, обеспечивает развитие познавательной самостоятельности детей, их творческой активности.
- Здоровьесберегающая технология, которая включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях: информационном, психологическом, биоэнергетическом (использование физкультминуток, гимнастика для глаз, дыхательной гимнастики, ритмопластика, динамические паузы, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
- Технология проектной деятельности - развитие и обогащение социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.
- Технология исследовательской деятельности, при которой у дошкольников формируются основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
- Информационно-коммуникационные технологии. Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.). Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Форма проведения занятий кружка
Занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования
Экспериментирование
Наблюдение
Экскурсии
Беседы
Обсуждение
Рассматривание объектов, их обследование.
Виртуальные путешествия
Рассказы
Занимательные показы
Рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, репродукций,
Коллекций
Конкурсы
Основные формы работы с родителями:
Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьѐй и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребѐнком обогащает его, формирует его личность. Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в каждой возрастной группе, понимать и принимать активное участие в еѐ реализации. Они сами обязаны выполнять все требования, предъявляемые к детям, чтобы служить образцом для подражания: в том возрасте, когда основным способом введения базы данных в память человека служит запечатление, личный пример является наиболее эффективным и поэтому ведущим методом обучения. Наконец, родители должны создавать все условия для максимальной реализации детьми требований, предъявляемых в детском саду.
Для достижения поставленной цели имеет место взаимодействие с родителями:
- Изготовление, сбор материала, оборудования для уголка экспериментирования.
- Анкетирование «Выявление отношения родителей к опытно экспериментальной активности детей»
- Родительские собрания:
«Значение детского экспериментирования в развитии ребенка»,
«Проведение экспериментов летом»,
«Растим любознательных детей».
- Открытый показ кружковой работы.
- Консультации:
«Роль семьи в развитии интереса ребенка к экспериментальной
деятельности»;
«Как организовать детское экспериментирование в домашних условиях», «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». отчеты кружковой работы.
«Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию?»;
«Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?»
- Привлечение к участию в исследовательской деятельности (домашние задание: сбор информации, наблюдения, сочинение сказок);
- Проекты: «Выращивание фасоли», «Грация», «Как появилась книга», «Дом, в котором я живу», «Осень – вкусное время года», «Что я знаю о воздухе?».
- Организация тематических выставок совместного с детьми творчества.
- Организация фотовыставки «Мы экспериментируем»
Алгоритм проведения занятий:
1. Предварительная работа по изучению теории вопроса (экскурсии, беседы, наблюдения)
2. Определение типа, вида и тематики.
3. Выбор цели, задач работы с детьми (познавательные, развивающие, воспитательные).
4. Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики мышления.
5. Подготовка пособий и оборудования с учётом сезона, возраста и темы.
6. Исследовательская работа с использованием оборудования в центрах.
7. Обобщение результатов в различных формах: дневник наблюдений, коллаж, фотографии, пиктограммы, рисунки, рассказы, таблицы.
Работа в кружке построена следующим образом:
Каждый месяц планируется 4 самостоятельные темы, каждую неделю новая тема, последняя неделя месяца – повторение и закрепление пройденного. Занятия проходят в увлекательной форме (путешествия, игры – задания, мозговой штурм и т. д.)
Практикуется такая форма работы, как домашнее игровое задание, с целью вовлечения родителей в процесс развития детей.
2.5 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – техническое обеспечение
Для проведения опытно-экспериментальной деятельности имеется групповое помещение.
Музыкальный зал – для просмотра видеоматериалов познавательного характера.
Холлы ДОУ – для размещения информации для родителей (консультации, памятки)
Территория ДОУ проведение познавательной, экспериментальной и трудовой деятельности и игровые площадки.
Кадровое обеспечение
Воспитатель, имеющий высшее или среднее профессиональное образование без предъявления к стажу педагогической работы или лицо, не имеющее соответствующего образования, но обладающее достаточным практическим опытом, знаниями, умениями и выполняющее качественно и в полном объеме возложенные на него должностные обязанности, представленное по рекомендации директора учреждения, в порядке исключения, на должность воспитателя.
Информационно – методическое обеспечение
Перечень дидактического и методического обеспечения
Схемы: три состояния воды, строение почвы
Картинки с изображением почвенных обитателей, растений, свойство магнита.
Художественная литература по теме «Вода» (стихи, загадки, пословицы, поговорки).
Презентация «Мир цветов», «Агрегатное состояние воды», «Откуда берутся облака», «Электричество вокруг нас», «В мире пластмассы».
2. Организационно-методические материалы:
1. перспективный план работы педагога на текущий учебный год;
2. календарно-тематическое планирование учебного материала на учебный год;
3. отчёт о деятельности воспитателя за прошедший учебный год;
4. Инструкции по охране труда и технике безопасности.
3. Наглядные пособия:
Схемы, таблицы, модели с алгоритмами выполнения опытов (совместно с детьми разработанные условные обозначения); •дидактические игры; • книги познавательного характера, атласы, энциклопедии; • карточки - подсказки (разрешающие - запрещающие знаки) «Что можно, что нельзя».
Теневой театр по сказке «Пузырь, соломинка и лапоть»
4. Медиапособия: учебные фильмы, мультимедиапрезентации, диски с записью сказок и постановок, диски с музыкой (классической и детской).
5. Раздаточный дидактический материал по темам занятий:
- Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм; увеличительные стекла, чашечные весы, компасы, бинокль, песочные часы, бумага-фильтр
- природный материал: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна; приборы: магниты (в т. ч. магнитная стружка), увеличительные линзы, линейки, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы; гербарии растений, камней и др.
- медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
- прочие материалы: зеркала, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито, нитки, и т.д.
Игры: «Узнай растение», «Собери букет», д/и «Цветы-медоносы», «Море и камни», «Море волнуется», подвижная игра «Мельница», д/и «Радуга». подвижная игра «Магнит и предметы», «Ходят капельки по кругу», игра-соревнование «Кто больше найдет образов, на которые похожи облака», игра «Что исчезло?», игра «Что-то в коробке», дидактическая игра «Можно-нельзя», «Что здесь лишнее?», игра «Собери картинки».
Сюжетно – ролевые игры: «Купание куклы», «Приготовим обед для куклы»,
2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для педагогов
1. Алёшина Н. В., Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью. Алёшина Н. В. – М.: ЦГЛ, 2004.– 192с.
2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. / Под ред. О. В. Дыбиной/. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 192с.
4. Дыбина О. В. «Из чего сделаны предметы: Игры-занятия для дошкольников. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 128 с.
5. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010.
6. Костюченко М. П., Камалова Н. Р., Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт. – сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова/. – Волгоград
7. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010 -112 с.
8. Николаева С. Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду». – М.: Педагогическое общество России, 2003–8.
9. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
Прохоровой Л.Н., Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – М.: АРКТИ, 64с.
- Рыжова Н. А. Воздух-невидимка.: пособие по экологическому образованию дошкольников. ‒ М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. – 128 с.: ил.
- Рыжова Л. В. Методика детского экспериментирования. – СПб.:
ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 208 с.
Интернет – ресурсы
Список литературы для родителей
1.Абакумова, О.П Развитие познавательного интереса у детей 3-5 лет в дошкольном образовательном учреждении в процессе экологического воспитания посредством экспериментирования [Электрон. ресурс] / О.П. Абакумова. – Кингисепп, 2014.
2.Догонкина, М.П Роль экспериментирования в развитии познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста [Электрон. ресурс] / М.П. Догонкина. - Архангельская область, Холмогорский район, 2013.
3.Кривоножкина, Е.Ю. Эксперименты и опыты в детском саду [Электрон. ресурс] / Е.Ю. Кривоножкина. – Абаза, 2014.
4.Сапронова, Н. В. Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников [Электрон. ресурс] / Н. В. Сапронова; Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы VIII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 17 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016.
5.Шлемко, А.И. Учимся познавать и экспериментировать [Текст] / А.И. Шлемко // Воспитатель ДОУ, 2016. - №1. – С. 96-100.
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятий | Кол-во часов | Раздел и Тема занятий | Место проведения | Форма контроля | |
1 полугодие –16 недель – 5 часов 20мин | |||||||||
1 | 09 | 07 | 17.00-17.20. | Знакомство с новым материалом (теория) Беседа, показ видеоматериалов | 20 мин | Введение Т.Б. Дать представление о детской лаборатории, о культуре поведения в детской лаборатории. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
Раздел 1. Живая природа | |||||||||
2 | 09 | 14 | 17.00-17.20 | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | «Земля дает жизнь» Закрепить знания детей о почве; показать взаимосвязь всего живого на Земле. | Групповое помещение | Начальная диагностика | |
3 | 09 | 21 | 17.00-17.20 | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | «В мире растений» Дать детям обобщенное представление о знакомых растениях (живое существо, у которого есть корни, чтобы держаться, питаться; стебель, чтобы доставать питательные вещества из земли другим органам; листья, чтобы улавливать свет, дышать; для роста и развития нужны почва, влага, свет, тепло). | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов, наблюдения. | |
4 | 09 | 28 | 17.00-17.20 | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | «Цветочный мир» Обогатить и закрепить знания детей о существовании разных типов цветов: лесных, полевых, садовых, комнатных | Музыкальный зал | Опрос, Наблюдение | |
5 | 10 | 05 | 17.00-17.20 | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Важная культура Познакомить с историей возникновения картофеля на Руси; познакомить с основными компонентами в составе картофеля, расширить кругозор детей о пользе картофеля для человека | Групповое помещение | Наблюдение Опрос, анализ результатов | |
6 | 10 | 12 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Природные и климатические зоны Расширить знания о природно-климатических зонах, выявить защитную роль лесов, повышенную влажность джунглей, объяснить некоторые особенности природно-климатических зон Земли. | Групповое помещение | Опрос, Наблюдение | |
Раздел 2. Неживая природа | |||||||||
7 | 10 | 19 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Свойства воды Уточнить представления детей о свойствах воды. | Групповое помещение | Наблюдение | |
8 | 10 | 26 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Агрегатные состояния воды Закрепить знания детей о различных агрегатных состояниях воды: твёрдом, жидком и газообразном. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
9 | 11 | 02 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Круговорот воды Познакомить детей с процессом формирования облаков, дождя. | Групповое помещение | Наблюдение Опрос, анализ результатов | |
10 | 11 | 09 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Что такое растворимость. Дать детям знания о растворимых и нерастворимых в воде веществах, дать начальное понятие о химической реакции (превращение одних веществ в другие) | Групповое помещение | Опрос, Наблюдение | |
11 | 11 | 16 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Жидкие фокусы Познакомить с принципом работы пипетки, развивать умение действовать по алгоритму. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
12 | 11 | 23 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Свойства воздуха Расширить представления детей о свойствах воздуха. | Групповое помещение | Наблюдение Опрос, анализ результатов | |
13 | 12 | 07 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Ветер и его подружка - ветряная вертушка Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
14 | 12 | 14 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Откуда берутся облака Дать представление об использовании свойств воздуха человеком, показать, как можно поиграть с воздухом. Дать детям представление об образовании облаков. | Музыкальный зал | Опрос, Наблюдение | |
15 | 12 | 21 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Парашютист Развивать у детей любознательность, наблюдательность, активизировать мыслительные процессы. Продолжать знакомить детей с разной силой потока воздуха. | Групповое помещение | Наблюдение Опрос, анализ результатов | |
16 | 12 | 28 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Игры воздушных пузырьков Познакомить детей с природным явлением – пузыри. Познакомить со способами изготовления мыльных пузырей, со свойствами жидкого мыла. | Групповое помещение | Опрос. Наблюдение | |
2 полугодие - 20 недель - 6 часов 40мин | |||||||||
17 | 01 | 11 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Вулкан Познакомить детей с природным явлением - вулканом. | Групповое помещение | Наблюдение Опрос, анализ результатов | |
18 | 01 | 18 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Песчаное путешествие Познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением, цветом, структурой. | Групповое помещение | Опрос. Наблюдение | |
19 | 01 | 25 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Удивительная глина Учить выявлять и называть свойство глины – пластичность в сравнении с другими материалами (песок, камень). | Групповое помещение | Наблюдение | |
20 | 01 | 31 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | В царстве камней Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
Раздел 3. Физические явления | |||||||||
21 | 02 | 01 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Свет Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные - солнце, луна, костер и искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). | Групповое помещение | Наблюдение | |
22 | 02 | 08 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Игры с тенью Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. | Групповое помещение | Опрос, Наблюдение | |
23 | 02 | 15 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Отражение Познакомить детей с понятием «отражение». Развивать способность ребенка рассматривать различные отражения от блестящих поверхностей. | Групповое помещение | Наблюдение | |
24 | 02 | 22 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Как получить радугу? Познакомить детей с особенностями радуги, вызвать эмоциональное отношение к цветовому разнообразию окружающего мира. | Групповое помещение | Опрос, Наблюдение | |
25 | 03 | 01 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Волшебная сила магнита Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», выявить свойства магнита: прохождение магнитных сил через различные материалы и вещества. | Групповое помещение | Наблюдение | |
26 | 03 | 15 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Термометр Познакомить детей с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении. Развитие способностей к преобразованию. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
27 | 03 | 22 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Теплота Закрепление знаний детей о тепловых явлениях и теплопередаче. Закрепление знаний о сезонных изменениях. Развитие способностей к преобразованию. | Групповое помещение | Наблюдение | |
28 | 03 | 29 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Электричество Расширить знания детей об электричестве и электроприборах. | Групповое помещение | Опрос, Наблюдение | |
29 | 04 | 05 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Почему горит фонарик? Уточнить представления детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки. | Групповое помещение | Наблюдение | |
30 | 04 | 12 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Звук Обобщить представлений детей о звуке (звук слышим с помощью уха); дать понятие о распространении звука, высокие и низкие звуки, шумовые и музыкальные звуки; | Групповое помещение | Опрос, Наблюдение | |
31 | 04 | 19 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Цветное молоко Формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека. | Групповое помещение | Наблюдение | |
Раздел 4. Материалы и их свойства | |||||||||
32 | 04 | 26 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Мир дерева Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева, воспитывать бережное отношение к предметам. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
33 | 05 | 03 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Мир стекла Познакомить детей со свойствами стекла, его особенностях, изделиями из стекла; формировать умение устанавливать причины следственной связи на основе опытов; развивать познавательный интерес к предметному миру | Групповое помещение | Наблюдение | |
34 | 05 | 10 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20 мин | Мир пластмассы Помочь определить свойства пластмассы (гладкая, шероховатая). Развивать речь, логическое мышление. Воспитывать заботливое отношение к вещам, созданным руками человека. | Групповое помещение | Опрос, анализ результатов | |
Раздел 5. Человек | |||||||||
35 | 05 | 17 | 17.00-17.20. | Занятие эксперимент Беседа, игры | 20мин | Человек и его организм Уточнить представление детей о человеческом теле, о назначении отдельных его частей и органов; | Наблюдение | ||
36 | 05 | 24 | 17.00-17.20. | Итоговое занятие | 20 мин | Игра презентация: «Круговорот вопросов» | Музыкальный зал | Опрос, анализ результатов | |
Приложение 2
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе "В царстве камней".
Цель: познакомить детей с разнообразием мира камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Образовательные: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формирование познавательного интереса детей.
Развивающие: развивать познавательную деятельность в процессе экспериментирования. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, мелкую моторику, воображение, логическое мышление, речь.
Воспитательные: воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Оборудование: камни, стаканы с водой, вата, карандаши (цветные и простые), демонстрационные схемы, один красивый камушек, салфетки, подносы на каждого ребенка.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное», «Художественно-эстетическое», «Речевое развитие».
ООД.
1.Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела.
Так скорей, друзья, за дело!
Будьте все внимательны,
Активны и старательны.
Воспитатель: Ребята сегодня утром в детский сад почтальон принес посылку, интересно, кто это посылку нам прислал.
Дети высказывают предположения.
2. Мотивационно- ориентированный этап.
Воспитатель: (Открывает посылку и достает коллекцию камней.) Смотрите, ребята, какие красивые камни. И все разные. Здесь ещё и письмо. «Здравствуйте, ребята! Мы узнали, что вы любите проводить различные эксперименты. У нас очень много работы. Нужно определить свойства этих камней. Помогите нам, пожалуйста. Ученые-геологи».
Воспитатель: Ребята, а вы знаете кто такие геологи?
Дети:Люди, которые ищут и изучают камни.
Воспитатель: Геологи - это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землей ищут они полезные ископаемые, работают в лабораториях, изучают свойства камней. Работа у геологов трудная. Им приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам, конечно, помогают научные приборы и разные машины. Но все равно им приходится проходить пешком сотни километров, взбираться на горы с тяжелыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен быть сильным и смелым, уметь находить дорогу по карте и компасу. Вот такая это работа!
Что бы быть такими - же сильными и смелыми мы с вами немного потренируемся.
Физкультминутка. “Гора и камешки”.
Стоит гора – старушка- До небес макушка, (Дети поднимаются на носки.)
Ее ветер обдувает, (Обмахивают себя кистями рук.)
Ее дождик поливает. (Встряхивают кистями рук.)
Стоит гора, страдает (Прикладывают ладошки к щекам.)
Камешки теряет. (Качают головой.)
И каждый день, и каждую ночь (Дети разбегаются и присаживаются.)
Катятся, катятся камешки прочь. (На корточки возле столов.)
Воспитатель: ну что, ребята, поможем? Тогда я приглашаю вас в нашу лабораторию. Мы будем как настоящие ученые исследовать свойства камней.
3.Опытно-экспериментальная деятельность.
Опыт 1. Определение характера поверхности
Потрогайте свои камни и скажите, какие они на ощупь, гладкие или шероховатые? (Воспитатель спрашивает несколько детей, у всех камни гладкие.) Возьмите другой камень, какой он, гладкий или шероховатый? Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: камни бывают гладкие и шероховатые.
Опыт2. Какая же форма у камней?
А сейчас давайте посмотрим на форму камней, что мы можем сказать.
Есть круглые камни, а также угловатые и похожие на многоугольники.
Вывод: камни имею разную форму. А еще они разного цвета.
Опыт 3. Определение размера.
Воспитатель спрашивает: “Все камни одинакового размера?” – Нет. Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний. Кто сделает важный вывод о размерах камней?
Вывод: камни бывают разных размеров.
Опыт 4. Определение веса.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень.
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Опыт 5. Плавучесть.
Дети берут банку с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта. Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Опыт 6. Мел.
Загадка:
Белый маленький комочек,
Он лежит в моей руке.
Им рисуют на асфальте,
Пишут буквы на доске. (Мел.)
Мел - это известняк, состоящий из морских микроорганизмов и водорослей. Мел залегает глубоко под землей.
Очень часто мы с вами рисуем в группе еще одним камнем. Вы наверно догадались это наши простые карандаши. Внутри у них очень мягкий камень – графит.
Вывод: камнем можно писать, рисовать.
4. Заключительная часть. Рефлексия.
Игра с камешками в руках. «По дорожке мы пошли»
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
А под горку пошли - белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Рефлексия.
-Что вам понравилось из занятия больше всего?
-Сегодня мы узнали много нового и интересного о камнях. Давайте вспомним их свойства?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа естественно-научной направленности "Математика до школы"
Программа для детей 5-7 лет Срок реализации программы 2 года...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности "Природа нашей Родины"
Данная программма рассчитана на кружковую работу в рамках дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста. Период обучения по программе 2 года (старшая и подготовительная группа). ...

Дополнительная общеразвивающая программа Естественно-научной направленности «Маленькие астрономы»
программа для дополнительного образования в ДОУ по астрономии...

дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности «ХОЧУ ВСЁ ЗНАТЬ!»
Рабочая программа естественно-научной направленности «Хочу всё знать!» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного о...

Дополнительно образовательная программа естественно - научной направленности
Дополнительно образовательная программа естественно - научной направленности "Любознайка" Возраст детей ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 2 до 3 лет «Водичка»
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне ...

Дополнительная общеразвивающая программа естественно-научной направленности по развитию исследовательских способностей детей младшего дошкольного возраста от 3 до 4 лет «Росточек»
На данном этапе развития современного общества, экологическое образование, является одной из важнейших проблем современности.Первые основы экологической культуры и природоохранного сознания должны при...

