Социо-игровое занятие «Сказочное настроение» для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа)

Давыдова Ирина Валерьевна

Создание атмосферы психологического комфорта среди сверстников в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_na_mo.docx23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Социо-игровое занятие «Сказочное настроение» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Создание атмосферы психологического комфорта среди сверстников в группе.

Задачи:

Образовательные:

- учить понимать эмоциональное состояние друг друга, формировать уверенность в себе, повысить самооценку каждого участника.

Коррекционно-развивающие:

- снять зажимы посредством приемов расслабления,

- развивать навыки общения и управления собственными эмоциями,

- развивать творческие способности, фантазию детей.

Воспитательные:

- воспитывать культуру отношения ребенка к себе и своим чувствам,

- воспитывать понимание эмоционального состояния других людей,

- способствовать доброжелательной атмосферы, гармонизации отношений в группе.

Оборудование: фольга, атрибуты у сказки «Колобок», карточки - пиктограммы для каждого ребенка, карандаши, запись с музыкой.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Приветствие. (2-3мин.)

Цель: создание психоэмоционального комфорта. 

Дети стоят в кругу, психолог предлагает поприветствовать друг друга с помощью телесных прикосновений (пожать руку, дотронуться до плеча, погладить по голове).

Настрой, разогрев. Техника «Фольговый массаж» (2 мин.)

Цель: уменьшение напряжения, развитие эмоционального интеллекта.

Детям предлагается взять кусочек фольги размером 30х30 см, скомкать и комочек выкатать в ладошках в форме «колобка» (шарика). Шарик должен быть неплотный, но и не мягкий. Ребенку необходимо прокатывать шарик по ладошкам, захватывая в увлекательное путешествие своего «колобка» каждый пальчик. Проделать это путешествие можно несколько раз на каждой ладошке.

2. Основная часть

Психолог:

Чтобы сказки не обидеть –

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее.

Предлагаю отправиться в сказочное путешествие.

Упражнение «Кто я?» (7-8 мин)

Цель: развитие самосознания, осмысление социального пространства личности.

Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимого для него и в то же время известного присутствующим персонажа (сказочный персонаж, литературный герой).

Психолог: Давайте вместе подумаем, кто из известных персонажей самый-самый? На кого бы вы хотели быть похожим и почему? Будем по кругу передавать друг другу эту игрушку и показывать, чтобы остальные посмотрели и задумались над этим образом. (Если дети испытывают затруднения, психолог сам начинает игру, представляя образец).

Затем ребёнок проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу, показывает жест, характеризующий его героя.) Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».
Рефлексия: каждый участник рассказывает о своих чувствах, которые возникли у него в ходе презентации.

Упражнение «Вхождение в роль» (5 мин)

Цель: развитие эмпатии, умение чувствовать настроение другого.

Психолог: Предлагаю обыграть небольшой отрывок русской народной сказки «Колобок», переделав ее так, чтобы Колобок у вас в первой группе был неуверенным, у второй — уверенным.

Вопросы для обсуждения.

- что чувствуют другие герои сказки, встречая «разных Колобков» - с разным типом поведения? 

- какого Колобка (уверенного, неуверенного) может быстро «съесть» Лиса?

- какой покажется ей особенно «невкусным»?

- а какой может смело продолжить свой путь дальше? 

Как ходит, смотрит, разговаривает, улыбается, хмурится неуверенный и уверенный герой?

Девиз: Шаг к уверенности — это всегда маленький шаг к успеху!

Упражнение «Трусливые зайцы» (2-3 мин.)

Цель: чередование напряжения и расслабления разных групп мышц.

Детям предлагаем на несколько минут стать зайцами на лужайке. Светит солнышко, и они резвятся, прыгают, играют друг с другом. Вдруг на опушке леса появляется волк. Зайчики чувствуют опасность, замирают, начинают дрожать всем телом, сжимаются. Когда волк уходит, ушастые продолжают резвиться. Цикл повторяем несколько раз, можно при этом уменьшать/увеличивать период активности.

Упражнение «Щелкунчик» (3 мин)

Цель: осознать степень напряжения тела.

Психолог: Представьте, что мы все с вами превратились в Щелкунчиков, и теперь должны разгрызать орехи. Какие орешки вы хотите погрызть: грецкие орехи, фундук? Орехи твёрдые, чтобы их раскусить, нужно крепко-крепко сжать зубы, чтобы орешек поддался. Наши челюсти напрягаются, и орешек раскалывается. Теперь разожмите челюсти.

Стихотворение для разминки «Щелкунчик» (Чижикова Татьяна)

Немножко, дети, отдохните!

Щелкунчиками стать хотите?

Давайте-ка тогда без спешки

Мы погрызем сейчас орешки.

Представьте, дети, что рука

Сжимает горстку фундука.

А, может, всё же на ладошке

Орешков кедровых немножко?

А если грецкие орехи

Мы погрызем ради потехи?

Тогда берем орешки в зубки –

Раскусываем все скорлупки.

Нам нужно крепко зубки сжать,

Разжать. И повторить опять.

Когда мы челюсть напрягаем,

Скорлупку сразу ослабляем.

Чем толще крепкие скорлупки,

Тем сильней сжимаем зубки.

Смотрите, вот у фундука

легка скорлупка и тонка.

Мы разгрызем, не напрягаясь,

Легонько зубками касаясь.

Орешек грецкий покрупнее –

Сжимаем челюсть посильнее.

Стараемся, сжимаем зубки.

Пусть треснут крепкие скорлупки.

Ну вот, орешки раскусили.

Все сделали, как вас просили.

Щелкунчиками стать смогли.

Героям сказки помогли.

Упражнение «Ты – лев!» (4-5 мин)

Цель: развитие уверенности, повышение самооценки.

Психолог: Закрой глаза, представь льва – царя зверей. Сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и спокоен. У него твои глаза, твои руки, твое тело, твое имя. Лев – это ты!

Упражнение «Подари сказочному герою настроение» (8-10 мин)

Цель: учить передавать эмоциональное состояние через рисунок.

У каждого ребенка на столе лежат пиктограммы сказочных героев (2 шт.)

Психолог предлагает «оживить» героя, подарив ему сказочное настроение.

  1. Заключительная часть.

Рефлексия (1 -2мин)

Психолог предлагает оценить занятие. Если занятие понравилось пусть дети поаплодируют, если нет – потопают ногами.

Уточнить, что понравилось больше всего, что не понравилось и почему:
- Что ты узнал нового о себе?

- С какими чувствами познакомился?

- Понравилось сочинять сказку?

- Какие трудности возникали во время работы?

Прощание (1 мин)

Психолог: Давайте встанем в круг, закройте глаза, протяните руки в стороны и коснитесь ими рук, кто стоит с вами рядом, попрощайтесь с ними руками. До свидания!

Используемая литература:

1. Ганичева И. В. «Телесно – ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» – Москва, 2004.

2. Земцова Е. А. «Способы преодоления психоэмоционального напряжения» –Минск: Красико – Принт, 2012.

3. Фесюкова Л.Б. «200 схем и заданий для детей 4-7 лет»- Харьков: Ранок, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Сказочные приключения" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

В увлекательной  для дошкольников форме я стараюсь помочь им понять особенности сказочного жанра, испытать радость от встречи с знакомыми сказочными героями, побеждающими в жестокой схватке с злы...

Конспект занятия по аппликации для детей старшего дошкольного возраста «Сказочная птица счастья».

Освоение техники симметричного, силуэтного вырезывания, используя разнообразные способы прикрепления материала на фон, для получения объемной аппликации.На основе полученных впечатлений (в процессе по...

Применение социо-игровой технологии в образовательном процессе с детьми старшего дошкольного возраста

Для воспитания  сегодня как никогда актуально правило:  «Чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни». В ФГОС ДО содержится указание на то,...

Конспект интегрированного занятия "Осеннее настроение" с детьми старшего дошкольного возраста

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Музыка» Тема: «Осеннее настроение»Цель:-уточнить и закрепить знания детей о сезонных изменениях в осенней природеЗадачи:-уточнить приметы осе...

Коррекционно - развивающее занятие педагога - психолога "Путешествие в страну эмоций и настроений" для детей старшего дошкольного возраста

Коррекционно - развивающее занятие педагога - психолога, направленное на развитие умения определять и выражать свои эмоции и настроения....