Тренинг для воспитателей «Как научить педагога говорить о трудностях ребенка»
методическая разработка

Тренина Татьяна Викторовна

Цель тренинга: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_vospitateley.docx33.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для воспитателей

«Как научить педагога говорить о трудностях ребенка»

Цель: развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями.

Задачи:

  1. Расширить представление педагогов о собственных достижениях и проблемах в общении с родителями;
  2. Обучить воспитателей правилам построения эффективного общения с родителями, приемам установления хорошего контакта с ними, способам сообщения негативной информации о ребенке;
  3. Сформировать у педагогов умение моделировать стратегию общения с родителями с позиции диалога.

Представьте себе.... Утром мамы и папы приводят детей в детский сад, вежливо говорят: «Здравствуйте!» – и уходят. Целый день дети проводят в детском саду: играют, гуляют, занимаются... А вечером приходят родители и, сказав: «До свидания!», уводят ребятишек домой.

Педагоги и родители мало общаются, редко обсуждают успехи детей и испытываемые ими затруднения, не выясняют, чем живет ребенок, что его интересует, радует, огорчает. А если вдруг у педагога возникает необходимость рассказать родителям о том, что делал ребенок, в первую очередь озвучиваются не успехи ребенка в течение дня, а высказываются жалобы на плохое поведение его в детском саду. И если такие беседы повторяются регулярно, вместо понимания проблемы со стороны родителей можно добиться того, что родитель будет отрицательно воспринимать информацию.

Трудностей в организации общения с родителями много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное его нарушение, отсутствие единства требований в семье и детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющими проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогам снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка. Поэтому встает важность овладения педагогом умения правильно установить взаимовыгодные отношения с родителями своих воспитанников

Упражнение «Мой взгляд на мои отношения»

Цель – помочь участникам осознать и сформулировать свои сильные стороны в общении с родителями и определить существующие проблемы, которые можно разрешить.

Для выполнения этого упражнения каждому участнику понадобится чистый лист бумаги, карандаш и ластик.

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и родителей своих воспитанников в виде геометрических фигур. Когда работа будет закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге.

Вопросы:

  • Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры: на одном уровне или на разных (кто-то выше, а кто-то ниже), почему? Что значит для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в окружении других геометрических фигур, почему?
  • На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры? Почему?
  • Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
  • Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и родителей, почему?
  • Много ли острых углов в ваших изображениях, почему?
  • Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили совсем, то почему?

Подведение итога: На какие размышления наводит вас ваша картинка после ее анализа, почему? Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы можете назвать? Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?

Сегодня все специалисты признают важность привлечения родителей к участию в работе детского сада, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, этнические стереотипы, чувство обиды – всё это может привести к формированию личных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей.

Вопросы  к педагогам:

- Кому на ваш взгляд принадлежит ведущая роль в организации общения с родителями?

- Как вы понимаете, что такое «взаимодействие»?

Вывод из высказываний: взаимодействие подразумевает «взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие». Работа с семьей – это кропотливый труд. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Чтобы выстроить такое общение важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться в проблемах воспитания и нуждах семьи, быть в курсе последних достижений науки. Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Наше занятие посвящено тому, чтобы повысить уровень профессионального мастерства в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников. Попробуем проработать некоторые техники общения, которые помогаю установить контакт и выстроить атмосферу взаимоуважения.

С чего же начинается эффективное общение? Конечно же, с правильного настроя педагога на контакт с родителями.

Рекомендация 1 Эмоционально настройтесь на сотрудничество

Перед общением нужно позаботиться о своем эмоциональном состоянии, в котором вы собираетесь сообщать информацию родителям. Если вы недовольны ситуацией от действий ребенка, слова могут звучать как критика и осуждение по отношению и к ребенку, и к родителю. Такое послание родитель воспримет как нападение и начнет защищаться. Сначала, необходимо осознать, что вы разозлились на возникшее препятствие. Если вы недовольны, то в общении с родителями можете занять позицию осуждения. Значит, к сотрудничеству вы сейчас не готовы. Перед разговором нужно эмоционально отсоединиться от ситуации. Переключить свое внимание, чтобы восстановить психологический баланс. Необходимо подумать, за что конкретно вы переживаете и задать себе вопросы: «Какое препятствие эта ситуация создает в моей работе как педагога?», «Какую сложность создает для успешной социализации ребенка?». Только после этого нужно настроиться на сотрудничество с родителями. При общении стоит учитывать свои интересы как педагога, и интересы родителя в заботе о ребенке. Вам нужно аргументировать свою позицию и применить активное слушание. Важно дать понять родителям, что цель у них с воспитателем одна – развивать ребенка.

Совет. При общении с родителями акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не очень существенны для педагога.

Рекомендация 2  Применяйте специальные техники общения

Если вы будете знать техники эффективного общения с родителями, то вам будет проще избежать конфликта.

1. Правильно начать разговор с родителем.

Начиная разговор, нужно помнить, что основа отношения к нам человека закладывается в первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить «Правило трех плюсов».

Самые универсальные – это:

  • Улыбка,
  • Имя собеседника
  • Комплимент.

В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: для родителя это его ребенок. Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.

Упражнение «Выбери фразу»

Выделите, на ваш взгляд, «неудачные» фразы для начала разговора с родителями  красным цветом, а к некоторым «нежелательным» фразам попробуйте подобрать «желательные» фразы для начала разговора.  

«Неудачные» фразы: «Извините, если я помешала…», «Я бы хотела еще раз услышать…», «Давайте с вами быстренько обсудим…», «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать…», «А у меня на этот счет другое мнение…».

«Нежелательные» фразы в паре с «желательными»:

«Я бы хотела…» – «Вы хотите…»;

«Вероятно, вы об этом еще не слышали…» – «Вы, наверное, уже об этом слышали…»;

«Мне представляется интересным то, что…» – «Вам будет интересно узнать…»;

«Я пришла к такому выводу, что…» – «Думается, ваша проблема заключается в том, что…»;

«Хотя вам это и неизвестно…» – «Конечно, вам уже известно…»;

«Вы, конечно, об этом еще не знаете...» – «Как вы знаете...».

Техника «От негатива к позитиву»

По этой технике сообщать родителям важную информацию о детях нужно в позитивном контексте. Это поможет родителям прислушаться к мнению педагога, и настроиться на сотрудничество. С помощью позитивного восприятия родители смогут понять ситуацию, не испытывая чувства стыда и вины за своего ребенка. Акцент нужно делать на достижениях ребенка, даже если они не значительные. Вам стоит перефразировать содержание обращения в позитивном ключе.

Примеры

Негативные высказывания

Позитивные высказывания

Ваш ребенок плохо себя ведет! Он все время дерется с другими детьми

Ваш ребенок умеет отстаивать свои интересы и защищать себя. Но ему трудно сделать это безопасным способом, что несет угрозу жизни и здоровью как ему, так и другим детям. Давайте подумаем вместе, как помочь ему сохранить дружеские отношения с детьми и научится себя защищать безопасными способами.

Ваш ребенок неусидчивый, гиперактивный, постоянно отвлекается, срывает занятие.

Ваш ребенок, конечно же, очень любознательный, интересуется всем, но быстро отвлекается, не может сосредоточиться. А это мешает ему достичь результата и получить удовлетворение от дела, которым занимался. Необходимо ему помочь.

Ваш ребенок очень капризный, постоянно впадает в истерики, если ему что-то не дают или не разрешают

Ваш ребенок знает, что ему необходимо и старается настаивать на своих желаниях. Но бывают случаи, когда их невозможно удовлетворить, и поэтому ему трудно принять эти ограничения. Давайте подумаем, как помочь ему справиться с этим состоянием

Техника «Не поиск виноватого, а поиск решения проблем»

В разговоре с родителями по этой технике нужно делать акцент не на обвинении, а на совместном поиске путей решения проблемы. Беседу лучше начать, рассказав о ребенке что-то хорошее, а затем перейти к неприятным моментам.

Когда вы будете сообщать неприятные моменты, вам нужно говорить только о поступке ребенка, а не о его личности. Завершать такой разговор тоже стоит на хорошей ноте.

Пример. Вероника сегодня хорошо усвоила правила в новой игре. Но с правилами на занятиях пока не справилась – забрала у Кати альбом и краски. Если с ней учиться играть по правилам дома, то она будет лучше их усваивать на занятиях. Это ей позволит быстрее влиться в детский коллектив. Она у Вас очень способная. На данный момент интересуется, как играть в шахматы.

Техника «Речевые штампы для сотрудничества»

Обращайтесь к родителям в виде просьб, а не требований. Например, начинайте разговор с фраз:

– «Не смогли бы Вы…»;

– «Я прошу…».

Также следует проявить внимание, поинтересоваться у родителей:

– «Вы не замечали, что в последнее время…»;

– «Как Вы думаете, с чем это может быть связано?».

В разговоре с родителями ребенка вы можете поделиться своими чувствами, с помощью техники «Я-высказывания»:

– «Вы знаете, меня очень тревожит, что…»;

– «Я начинаю беспокоиться…»;

– «Мне бы хотелось позаботиться…».

Далее предложите родителям совместный поиск решения проблем, что подчеркнет общность интересов. Например, скажите:

– «Давайте вместе попробуем поступить…»;

– «А если мы будем придерживаться одной стратегии, это поможет ему в…»;

– «Мы с Вами могли бы помочь Саше в…»;

– «Как мы можем помочь Вам в том чтобы…».

Упражнение «Перефразируй фразу»

«Вася нагло отказался убирать за собой игрушки и нахамил мне. Он очень невоспитанный». («Я попросила Васю убрать игрушки. Он отказался и сказал мне «Сами убирайте»).

«Ваш ребенок постоянно срывает занятия, не дает  никому заниматься» («Мне очень сложно заниматься с детьми, когда Паша начинает разговаривать»)

 «Ваш ребенок постоянно дерется с кем-нибудь» («Вы знаете, меня очень тревожит, что ваш ребенок конфликтные ситуации разрешает дракой. Давайте попробуем найти причину такого поведения»)

Техника «Речевой стиль «адвокат»

Педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля общения, когда педагог нападает и обвиняет ребенка, вряд ли будет способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только родитель почувствует в словах воспитателя нотки обвинения, он либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь, либо «закроется», смиренно соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с педагогом. Либо выскажется отрицательно в адрес педагога.

Конечно, негативная информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в его обвинении.

Помочь в этой ситуации может использование речевого стиля «адвокат», который покажет ваше уважение и заинтересованность по отношению к родителям.  Такой стиль в разговоре с родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.

Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит «диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.

Задание для педагогов

Обыгрывание ситуаций, нахождение алгоритма правильного речевого общения.

Проблемные ситуации:

1.«Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее дверях группы. Мать отвечает, что очень торопиться, и уходит.

Как поступить в этой ситуации? Какую ошибку допустил воспитатель?

(Во – первых, ошибка в том, что воспитатель неправильно начала разговор, во – вторых, нужно начать разговор с хорошего, например похвалить ребенка за какие-то успехи, потом сказать о существующей проблеме, и закончить разговор снова о хорошем).

2.Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении – драчливости.

Как вы начнете разговор с матерью? Какой выход из ситуации вы можете предложить родителям?

(Вы знаете, у нас есть проблемы, ваш ребенок обижает детей в группе, причем обижает не словами, а физической силой. Я ему говорю о правильном поведении, но моих слов не достаточно. Прошу вас повлиять на него).

«Основы построения беседы с «трудным» родителем».

Есть категории трудных родителей. Любой специалист ДОУ знает, как нелегко беседовать с так называемыми «трудными» родителями.

- Каких родителей можно назвать «трудными»? (Участники высказываются).

«Трудные» родители:

- Агрессивные, конфликтные, демонстрирующие наступающую позицию, они стремятся оправдать собственное невмешательство, родительское бессилие в воспитании своего ребенка: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы заниматься ребенком!»; «Вы же воспитатели, педагоги, это Ваша обязанность учить и воспитывать детей!».

- Родители в позиции растерянности и беспомощности, которые постоянно жалуются педагогу, просят о помощи: «Ребенок нас не слушает, мы не знаем что делать, помогите нам!». Т.е. начинает манипулировать воспитателем, стремясь переложить все заботы о воспитании ребенка на педагога.

На первой фазе общения с «трудными» родителями, необходимо сохранить эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, т.е. не позволить себе зарядится отрицательными эмоциями этого родителя. Как показывает опыт, необходимо «продержаться» примерно 10-15 минут, пока родитель в форме монолога будет высказывать свои претензии или жаловаться на свою беспомощность.

В случае с «агрессивным» родителем, нужно стараться выслушивать молча, оставаться спокойной, уверенной в себе, не теряя вежливой доброжелательности. А в случае с «жалующимся» родителем, спокойно киваем собеседнику головой, вставляем нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю…», «Успокойтесь». Почувствовав нашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начнёт «остывать», его эмоции начнут иссекать и гаснуть. В конце концов, он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с нами. Вторая фаза беседы с родителем – конструктивный диалог, обсуждение вариантов решения проблем.

Рефлексия

Многие педагоги испытывают затруднения в общении с родителями воспитанников. Кто- то считает, что во всем виноваты родители, которым нет дела до детей и их развития, которые не хотят, чтобы их ребенок вырос хорошим. Родителям не всегда хватает времени для общения, есть и категории трудных родителей, но важно другое. Нужно педагогам увидеть причины трудностей — не только в родителях, но и в себе. Отсюда следует вывод: над профессиональной компетентностью педагогов в общении с родителями нужно постоянно работать.

Педагог, компетентный в сфере общения с родителями, понимает, зачем нужно общение, и каким оно, должно быть, знает, что необходимо, чтобы общение было интересным и содержательным, и, главное, активно действует.

Наша встреча подходит к концу. Я благодарю вас за совместную работу и предлагаю вам поделиться впечатлениями. (Участникам предлагается достать по одной записке из шкатулки и продолжить фразу).

Я сегодня научилась…….

Для меня было сложно…..

           Я узнала…..

Мне понравилось………

Я попробую…

Теперь я могу…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для воспитателей "День здоровья педагога"

Игровой тренин для воспитателей во время проведения дня здоровья педагога....

Тренинг для воспитателей "Эмоциональная саморегуляция педагогов"

1. Приветствие2. Мозговой штурм "Радости и огорчения в профессии"3.Упражнение "Австралийский дождь"4.Коллаж "Создание условий эмоционального комфорта педагога дома и на работе"5.Упражнение "Руки"6.При...

Тренинг старшего воспитателя для сплочения педагогов.

Личность, сливаясь с коллективом, не теряет себя. Напротив, она достигает в коллективе высшей ступени сознания и совершенствования.Барбюс А....

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики» Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?

Консультация - тренинг для воспитателей. «Ловкие пальчики»Почему важно, чтобы у ребенка работали пальчики?...

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В. Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии» Цель тренинга: развитие профессионально важных качеств, как педагогическая

Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее» подготовила педагог-психолог Кручинина О.В.Тренинг для воспитателей «Учимся быть добрее. Развитие эмпатии»Цель тренинга: развитие ...

Тренинг для воспитателей "Профессиональное выгорание педагога"

Профессиональное выгорание – совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом. Один из видов профессиональной деформации личности. Нередко проявл...