исследовательская деятельность как средство развития мышления
статья

исследовательская деятельность как средство развития мышления

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников.

Балдина Светлана Валентиновна

Воспитатель

ГБДОУ детский сад №86

Санкт-Петербург

Современная жизнь требует от ребенка не просто знаний, но и умений находить необходимую информацию, перерабатывать ее и делиться полученными знаниями. Дети задают вопросы потому, что хотят получить информацию о том или ином предмете или явлении, у них расширяется кругозор об окружающем их мире, задают и потому, что в виду своих индивидуальных и возрастных особенностей у них развиваются психические процессы, т. е ребенок-дошкольник развивается. У ребенка развиваются: память, воображение, внимание, речь, мышление. Развитие мышления у детей старшего возраста является актуальной в современном образовательном процессе. Что же такое мышление? Такие ученые, как Лев Семенович Выговский, Александр Владимирович Запорожец, Леонид Абрамович Венгре, Петр Яковлевич Гальперин и другие уделяли большое внимание данному вопросу и установили что: мышление – это высшая ступень познания человеком действительности. Через органы чувств – это единственные каналы связи организма с окружающим (внешним) миром – поступает в мозг информация. Содержание информации перерабатывается мозгом, а затем ребенок применяет ее для решения мыслительных задач. Решая мыслительные задачи, которые ставит перед ребенком жизнь, ребенок размышляет, делает выводы и тем самым познает сущность вещей и явлений, открывает законы их связи, а затем на этой основе преобразует мир. Сначала у ребенка формируются представления о предмете или явлении (это мяч, он красный, круглый, катится), затем знания об этом предмете или явлении (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, легко скачет), развивается умение использовать предмет, его свойства и качества в жизнедеятельности, игре (это мяч, он большой, красный с зелеными полосками, круглый, катится, сделан из резины, в воде не тонет, в мяч можно играть в волейбол, футбол, регби и т д.), т. е у ребенка развивается умение действовать с ним, манипулировать. И, наконец, накопленная информация о предметах или явлениях (создан образ) помогает ребенку устанавливать причинно-следственные связи, делать умозаключения и формулировать выводы (помогает мыслить, строить высказывания и выражать их в устной форме). Основная цель исследовательской деятельности – изучить, описать, объяснить то или иное явление, предложить новый метод решения актуальной задачи. Исследовательская деятельность – это особый вид интеллектуально – творческая деятельность на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; это активность детей , направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Отсюда, можно выделить последовательные ступени интеллектуального развития:

1. Наглядно-действенное мышление.

2. Наглядно-образное мышление.

3. Словесно-логическое мышление.

Для детей старшего возраста существуют способы развития мышления:

-дидактические игры и упражнение;

-отгадывание загадок;

-наблюдение;

-рассматривание объектов;

-решение логических задач, выполнение заданий;

-проведение опытов и экспериментов в ходе познавательно-исследовательской деятельности.

Ребенок с помощью взрослого (взрослый организовывает, создает определенные условия, развивающую среду определенным оборудованием и материалами, стимулирует) или же самостоятельно (посредством игры, действий с предметами) исследует объект (явления, его свойства и качества и получает необходимую информацию. Эта информация перерабатывается, накапливается, дополняется, уточняется и используется в нужный момент.

Понятие «познавательно – исследовательская деятельность»

Познавательно-исследовательская деятельность – специально организованная деятельность, позволяющая ребенку под руководством педагога или самостоятельно добывать информацию и овладевать представлениями о том или ином предмете, объекте, физическом или природном явлении.

Структура исследовательской деятельности:

-проблема (постановка проблемы, которую надо решить);

-постановка задачи (что нужно сделать для решения проблемы);

-варианты решения (поиск возможных путей решения);

-проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях);

-анализ полученного результата (подтвердилось или не подтвердилось).

Задачи, решаемые в ходе проведения исследовательской деятельности:

1. Формирование у детей старшего дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.

2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей).

3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия.

4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.

Методы и приемы, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста в исследовательской деятельности:

-наблюдения (длительные, краткосрочные, цикличные);

-труд в природе, практическая деятельность (сбор шишек, листьев);

-опыты и эксперименты (китайская пословица гласит: « Расскажи - и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать, и я пойму».) Из этого следует, что усваивается все крепко и надолго, когда ребенок не только услышит и увидит, но и сделает сам. Вот на этом должно быть основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольного учреждения;

-метод проектной деятельности;

-игра (в группе необходимо накопить разнообразные дидактические игры, чтобы дети могли в свободное время играть, закреплять полученные знания, развивать мышление);

-рассматривание иллюстраций, фотоальбомов;

-чтение, беседы (М. Пришвин, В Бианки);

-ТРИЗ – технологии (этот метод можно использовать вне образовательного процесса: «Не работает игрушка, определи что случилось. Этот метод работы способствует развитию аналитического типа мышления детей старшего дошкольного возраста).

Направления работы с детьми старшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности:

1. Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде и др. Например, «Жизненные циклы цветка», «Как появляются листья»).

2. Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, свет, цвет и др. Например, «Что легче?», «Свойства воды»).

3. Человек (функционирование организма; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и др. Например, «Есть ли воздух внутри нас?», «Тонет - не тонет», «Свойства бумаги»).

Ожидаемые результаты:

#1056;ебенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность.

#1056;ебенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе. Он умеет договариваться, адекватно проявляет свои чувства, обладает развитым воображением, которое может применять в разных видах деятельности.

#1056;ебенок хорошо владеет устной речью, может выразить свои мысли, чувства и желания.

#1059; ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он контролирует свои движения и управляет ими, проявляет любознательность, пытается придумать самостоятельно ответ на поставленный вопрос.

Оборудование для исследовательской деятельности:

- детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов;

-приборы помощники: увеличительные стекла, песочные часы. Компас, магниты, весы, микроскоп;

-утилизированные материалы: проволока, кусочки кожи, меха, пластмассы, пробки, кусочки дерева и д. р.;

-природные материалы: камешки, глина, ракушки, шишки и д. р.;

-технические материалы: гайки, скрепки, гвозди, винтики, детали конструктора и д. р.4

-разные виды бумаги;

-красители: пищевые и не пищевые (гуашь, акварель);

-медицинские материалы: колбы, пипетки, шприцы и д. р.;

-прочие материалы: воздушные шары, сахар, соль, крупы, свечи и д. р.;

-неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, пенопласт и д. р.;

-карточки – схемы проведения исследования;

-книги познавательного характера;

-тематические альбомы.

Известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогом.

Взаимодействие с родителями:

-привлекать родителей к созданию познавательно – развивающей среды в группе;

-привлекать родителей к оформлению наглядной информации в родительском уголке, проводим консультации, беседы, оформляем папки, тематические ширмы – передвижки, выставки, мини - библиотеки и пр.;

-совместное детско - взрослое творчество (изготовление книжек – малышек, оформление альбомов, плакатов).

Значение исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста:

#1054;багащение памяти , активизируются мыслительные процессы.

#1056;азвивается речь.

#1055;роисходит накопление фонда умственных приемов и операций.

#1060;ормируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать разные предметы и явления для достижения результата.

#1056;азвивается эмоциональная сфера детей, их творческие способности.

Таким образом, познавательно-исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать ситуации развития психических способностей и свойств, которыми дети пока не обладают, направить процесс их становления не только извне – через пробуждение но, и изнутри – путем построения деятельности, педагога и детей.

В процессе познавательно-исследовательской деятельности у детей происходит формирование мышления, развитие собственного познавательного опыта, инициативности, сообразительности, самостоятельности. Расширяется кругозор, вырабатывается гуманно-ценностное отношение к окружающей действительности. Исследовательская деятельность учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует творческому развитию личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников

Экспериментально-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников. Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребно...

«Поисково-исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»

Введение Прежде чем давать знания,надо научить думать,воспринимать, на­блюдать.В. Сухомлинский          С самого рождения ребенок является первооткрыв...

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой

Исследовательская деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников через ознакомление с природой...

статья: «Предметная деятельность как средство развития мышления детей третьего года жизни».

В настоящее время особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей раннего возраста. И один из центральных вопросов умственного воспитания - вопрос о развитии мышления.Мышление, б...

Доклад "Познавательно-исследовательская деятельность, как средство развития мышления дошкольников"

Доклад для выступления на августовском совещании педагогических работников...

Консультация для педагогов «Исследовательская деятельность как средство развития мышления старших дошкольников»

Мышление Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста, задают очень много вопросов: откуда, зачем, как, почему?. Мы с вами, коллеги, как никто другой, знаем, что для ребенка-дошкольни...

Исследовательская деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности

Большие потенциальные возможности развития ребенка, заключает в себе исследовательская деятельность, однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети почувствуют радость и удовольс...