Педагогическая конференция "Инновационный опыт-основа системных изменений" . "Народный календарь, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка
«Народный календарь, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста».
Актуальность. В связи с происходящими изменениями в обществе, интенсивным развитием компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы с культурой русского народа его традициями.Очень поверхностные знания у них о жизни русских людей, о том, как работали и отдыхали, как украшали свой быт, какие обычаи соблюдали, в какие игры играли, в какие приметы верили - ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. И поэтому мы, с раннего возраста детей, выстраиваем свою работу так, чтобы «погрузить» и детей и их родителейв удивительный мир русской народной культуры.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Богуцкая К.В., Сидорова В.М.
воспитатели старшей группы МБДОУ №11
«Народный календарь, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Актуальность. В связи с происходящими изменениями в обществе, интенсивным развитием компьютерных технологий, телевидения, сети интернет, современные родители и их дети, к сожалению, поверхностно знакомы с культурой русского народа его традициями.Очень поверхностные знания у них о жизни русских людей, о том, как работали и отдыхали, как украшали свой быт, какие обычаи соблюдали, в какие игры играли, в какие приметы верили - ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. И поэтому мы, с раннего возраста детей, выстраиваем свою работу так, чтобы «погрузить» и детей и их родителейв удивительный мир русской народной культуры.
Анализ ситуации показал, что духовно-нравственное воспитание является одним из важнейших аспектов развития личности ребёнка и для систематизации работы и повышения интереса детей мы. использовали одно из эффективных средств духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста народный календарь.
Цель: создание условий для духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста посредством календаря народных праздников.
Задачи:
- Повышать профессиональную компетентность педагогов по направлению духовно-нравственного воспитания детей.
- Совершенствовать опыт практической деятельности педагогов в данном направлении.
- Создать развивающую предметно-пространственную среду, необходимую для реализации темы.
- Способствовать развитию творческих способностей детей.
Что такое народный календарь? Народный календарь — это система праздников, связанных с сезонными изменениями в природе, сельскохозяйственными работами. Он отражает многовековой опыт народа, его традиции, обычаи. С календарем мы работаем второй год. Как же мы используем народный календарь в духовно- нравственном воспитании детей дошкольного возраста? В начале пути мы выбрали несколько праздников понятных для детей дошкольного возраста. В этом году список праздников пополнился.
Знакомить с праздником детей мы решили в два этапа. Первый этап, где мы даем знания о празднике, учим заклички, потешки, народные игры. А второй этап это сам праздник, в котором могут участвовать родители наших воспитанников.
Сегодня мы расскажем о самых ярких мало знакомых событиях календаря.
Интересно у нас прошелпраздник 12 ноября Синичкин (Зинькин) день. В преддверии праздника мы рассказали детям, о том,что по русскому календарю Синичкин день считался праздником для ребятишек, в старину люди называли синичку (зинька, зиничка).До праздника мы с ребятами готовили кормушки для птиц, чтобы развешать их на территории детского сада, вычищали старые кормушки от мусора, находящиеся на экологической тропе.В течение нескольких дней ребята собирали хлебные крошки, из дома помаленьку приносили крупы для птичек.Сам праздник проходил на улице, где мы устроили пересвисты на свистульках, кто кого пересвистит (это одна из традиций этого праздника), в этом учебном году дети сами изготавливали свистульки, ребята рассказывали стихи про синичку, играли в подвижные русские народные игры.
Познавательно у нас прошел «Куринный день», который отмечался на Руси 15 января.
Мы, до проведения досуга, рассказали детям историю праздника. В этот день в доме хорошенько убирались, особенно тщательно хозяюшки мыли окна, двери, пороги, это была защита от болезней. А знахари именно в этот день, до того, как запоет первый петух, готовили лекарство из горькой полыни и хрена. Рассказывали ребятам о том, для чего в курятнике хозяюшки развешивали мешочки льняные (чтобы курочки не болели, и их лиса не воровала). Вместе с детьми разучили русские народные потешки, песенки, игры, которые пригодятся нам, когда пойдем в гости к Хозяюшке. Также организовали творческую мастерскую по изготовлению петушков, которые подарили малышам. Так как, на Куриный день было принято дарить расписных петушков.
А когда наступил долгожданный праздник, в музыкальном зале (светелке) детей и родителей встретила Хозяйка (бабушка Насти Денисовой), которая познакомила гостей со своим подворьем, предложилавсем гостям (дети, бабушкам, родители) разыграть русские народные потешки «Жили у бабуси два веселых гуся …», «Курочка – рябушечка», «Тень-тень-потетень …», поиграть в русские хороводные игры. Хозяйка рассказала, что по традиции в «Куриный день» все готовят расписных петушков, и предложила пройти в светелку заняться творчеством. С удовольствием все расписывали петушков, некоторые пошли на выставку. Во время такого мероприятия дети знакомятся со старинными словами (знахарь, подворье, светелка), узнают, что они означают.
Благодаря родителям и детям, атмосфера на мероприятии была доброй и веселой, родители выразили слова благодарности за хорошее мероприятие.
Ярким событием стало и проведение весеннего праздника «Капельник», который прошел 12 марта. Перед праздником мы детям рассказывали историю «Капельника», что в этот день люди в старину не мели, не убирались,старались собираться всей семьей,ходили в лес за сосновыми веточками, шишками, вечером пели красивые песни. Мы с ребятами тоже собрали шишки, но для чего оставили в секрете.
Дети с нетерпением ждали наступление праздника, по традиции наших воспитанников и родителей встречала Хозяйка. На празднике Хозяйка гости водили хороводы, закликали Весну, играли в подвижную игру «Ручеек».
Хозяйка открыла секрет, для чего нужны собранные шишки. Рассказала, что с давних времен люди верили, что на Капельник сосны, ели и другие хвойные деревья получают необычайную силу, а сделанные обереги защищают от всех болезней и предложила ребятам изготовить каждому свой оберег-сосновичёк от простуды., которые потом привязывали к поясам ребятишек.
Закончился праздник веселым танцем.
В прошлом году мы провели шесть замечательных праздников, а в этом году в нашем календаре появился новый — «Капустница». С радостью желаем поделиться своими впечатлениями о новом празднике.
По традиции сначала мы познакомили детей с обычаями этого праздника, рассмотрели домашнюю утварь, которой в старину пользовались хозяйки (кадка, секач, шинковка), разучили русские народные песенки, частушки, потешки, хороводные игры.
На праздник детей с родителями пригласила Хозяйка в русском народном костюме, попросила помочь посолить капусту. Все дружно взялись за дело, крошили капусту, терли морковку, ссыпали все заготовки в кадку. Посолив капусту, взялись стряпать пирожки с капустой. А пока повара пекли пирожки, принялись за веселье. Пели русские народные песенки, частушки, играли в хороводные и подвижные игры «Перенеси капусту», «Вейся капустка».Закончился праздник чаепитием, а угощением были испеченные пироги.
Также интересно и познавательно прошел праздник «Шубница». Одно из занятий, проведенных во время подготовки к празднику, было показано студентам Канского педагогического колледжа.
В результате систематизированной работы с календарем народных праздников и организованной образовательной среды у дошкольников можно отметить:
наличие первичных представлений о духовно-нравственных ценностях в отношении семьи, сверстников и взрослых, природного окружения, предметного мира и себя в этом мире;
наличие и адекватное проявление разнообразных нравственных чувств, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру;
стремление и способность выразить себя в доступных видах деятельности и поведении в соответствии с духовно-нравственными ценностями.
Наш опыт работы в сфере духовно-нравственного воспитания показал, что искреннее и радостное общение между детьми и взрослыми — это важнейшее условие для полноценного развития личности ребёнка. Кроме того, такое общение способствует возрождению народных традиций, которые мы обязаны сохранить. Ведь праздники наших предков — это душа народа.
Литература.
- Ж.В. Андриевская. Календарные традиции русского народа. Серия «Удивительная Русь детям».Ростов- на –дону, 2024 г.
- Ж.В. Андриевская. Русская изба. Познавательные рассказы для детей. Серия «Удивительная Русь детям».Ростов- на –дону, 2024 г.
- Ж.В. Андриевская. Мифы и легенды древней Руси. В сказаниях о жизни русского народа. Серия «Удивительная Русь детям».Ростов- на –дону, 2024 г.
- Ж.В. Андриевская. Сказы о жизни и быте русского народа. У истоков наших . Серия «Удивительная Русь детям».Ростов- на –дону, 2024 г.
- Ж.В. Андриевская. Чудеса народных промыслов России. Всякая работа мастера хвалит. Серия «Удивительная Русь детям».Ростов- на –дону, 2024 г.
- Т.А. Бударина, О.А. Маркеева. Знакомство детей с русским народным творчеством. Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. Санкт- Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...

Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...

Методическая разработка "Крещенские посиделки"- итоговое мероприятие святочных дней, как средство формирования духовно-нравственной культуры у детей старшего дошкольного возраста".
Методическа разработка раскрывает актуальность и важность духовно-нравстенного воспитания детей дошкольного возраста, определяет цели изадачи, методы и приемы работы с детьми, дает готовый сценарий пр...

Статья "Квест-игра – как средство формирования духовно-нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста"
Процесс формирования духовно-нравственных основ личности ребенка старшего дошкольного возраста эффективен при активном включении личности ребенка старшего дошкольного возраста в деятельность (игру, по...

