Познавательно-исследовательский проект "Мы-исследователи"
проект (подготовительная группа)

Шпак Ольга Алексеевна

Практическое внедрение детского эксперементирования, как средства равития понавательной активности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2022-2023gg.docx37.42 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управления делами Президента РФ

Утверждаю:

                                    Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
                                  общеразвивающего вида «Москва»

                                            ___________ А.П. Баскина

«     » _______________ 20    г.

СОГЛАСОВАНО

Старший воспитатель д/с «Москва»

Акопян АС.

 

Познавательно-исследовательский проект  

На тему:

 «Мы - исследователи»

                                                                   

Подготовила  воспитатель

высшей квалификационной категории:

Шпак Ольга Алексеевна

                                                             начало работы 01.09.2022г. 

                                                              конец работы 31.05.2023г.

Ессентуки, 2022г.

Вид проекта:

Долгосрочный, групповой.

Участники проекта:

Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Время реализации проекта:

Сентябрь 2022- апрель 2023 учебный год.

Актуальность

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы и

 получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и

нравственном уровне в сравнении с теми,

 кто такой школы не прошёл.

 К.Е.Тимирязев

          Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Человек - часть этого мира открывает все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

          Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

          В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, общего развития дошкольника и его дальнейшее успешное обучение в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру и  желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет и познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.

          Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование».  Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.

            Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

          Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.

          Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

          Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.

           

Методы и средства реализации проекта.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.

Составление перспективного плана.

Изучение и подбор методической литературы.

Определение методов:

- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

- беседы;

- оснащение развивающей предметно-пространственной  среды;

- экскурсии по территории детского сада, поход в огород;

 - игры;

- просмотр презентаций;

- трудовая деятельность детей;

- опытно-исследовательская деятельность;

- экологические викторины;

- работа с родителями.

- просмотр видеофильмов и мультфильмов;

Подбор наглядно-дидактического материала.

Создание развивающей среды:

-сбор и изготовление информационного материала (метод. литература, презентации, дидактические игры,  фото и т д.),

оформление уголка природы;

- оформление книжного уголка в соответствии с темой;

- настольно-печатные игры;

- плакаты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;

- дополнение картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных, театрализованных игр;

- подбор детской художественной литературы по теме;

- пополнение картотеки стихотворение, загадок и художественной литературы по экологии;

- разведение комнатных растений в группе. 

Информационная работа с родителями (знакомство с проектом, определение роли родителей в групповых мероприятиях). 

Основной этап

Работа по перспективному плану каждой группы.                          Тематические беседы, занятия, праздники, досуги, знакомство с художественной литературой, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация презентаций по теме, дидактические игры, групповые выставки, семейные фотогазеты, мини-альбомы рисунки, поделки; оформление центров  природы и экспериментирования   в  группах; оформление   площадок и клумб , работа с родителями; проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности; привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.

Заключительный этап

  1. Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
  2. Открытое занятие для педагогов ДОУ .
  3. Выставки рисунков, поделок для родителей.
  4. Подборка художественно-публицистической литературы по теме;
  5. Презентации, дидактические игры.
  6. Дипломы и сертификаты участникам интернет конкурсов.
  7. Материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.).
  8. Благодарности активным родителям за участие в проекте.
  9. Оформление фото-стенда для родителей по проведенному проекту.

Цель проекта

Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.

Задачи:

1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;

2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;

3.Рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.

4.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);

5.Развивать наблюдательность

6.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;

7.Воспитывать желание помогать другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.

8.Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру.

Интеграция образовательных областей:

  1. «Познавательное развитие»
  2. «Речевое развитие»
  3. «Художественно-эстетическое развитие»
  4. «Физическое развитие»
  5. «Социально-коммуникативное развитие»

Предполагаемые результаты:

Дети:

Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.

Создание единого инновационного пространства.

Чёткое выполнение поставленной задачи.

Повышение уровня мотивации к занятиям.

Формирование элементарных экологических знаний и культура поведения в природе.

Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

Формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

Самостоятельная деятельность детей.

Фронтальные занятия.

Наблюдения в природе.

Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

Беседы по теме эксперимента.

Целевая прогулка.

Исследовательская деятельность.

Беседы- рассуждения.

Творческая деятельность.

Учебный план

Образовательная область

Название темы

Задачи

Срок реализации

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Выбери красный цвет»

«Мы листики осенние»

«Цыплята и кот»

«Кто соберет больше всего шишек?»

-закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и

придумывание новых движений

-снятие излишней двигательной активности.

-закреплять умения действовать по сигналу.

Сентябрь-май

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетно-ролевые игры:

«Семья»

«Нам весело»

«Садоводы»

«Мы- маленькие огородники»

«Море волнуется»

- научить выстраивать взаимоотношениями между

членами семьи, вовремя помогать им

- научить активизировать свои творческие способности.

Сентябрь-май

Познавательное развитие

Беседа: «Невидимка-воздух».

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».

Прогулка «Почему дует ветер?»

Беседа «Чистый воздух».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Беседа: «Волшебница вода»

Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей».

Просмотр презентации «Чудо водичка».

Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды».

Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу.

Прогулка «Следы на снегу».

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты:

«Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

Прогулка «Моя тень».

Беседа «Человек и законы природы».

Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух»,  «Уход за растениями». Создание «Огород на окне».

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой

(человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями.

Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух для всего живого на земле. Расширить знания о роли воздуха в жизни человека; подвести к пониманию, что чистый воздух необходим для здоровья человека. Формировать интерес к опытно-экспериментальной работе. Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать. Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Дать детям представление о компоненте неживой природы – почве. Показать, что в почве есть вода, воздух, еда для ее обитателей. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе – не вытаптывать землю. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.       Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию. Развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Приобщать к способам безопасного поведения и передвижения в группе.       Развивать диалогическую речь детей.

Сентябрь-май

Речевое развитие

Составление описательных рассказов.

Составление рассказов на тему: «Дары природы».

Чтение художественной литературы

- обогащать у детей запас словаря по теме

- совершенствовать навыки построения  предложений описательного характера.

Сентябрь-май

Художественно-эстетическое развитие

Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус», «Где гуляла зима», «Следы на снегу», «Вода, водичка», «У природы нет плохой погоды»

Коллективная работа из природного материала «Живая и не живая природа»

Лепка «Морское царство»

Аппликация «Снежинки»

-формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации и лепке

-формирование художественно-творческой активности личности

Сентябрь-май

Список используемой литературы

1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.

2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.

3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).

4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).

5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»

Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников

В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»

Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе

Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....