Познавательно-исследовательский проект "Мы-исследователи"
проект (подготовительная группа)
Практическое внедрение детского эксперементирования, как средства равития понавательной активности
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 37.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Утверждаю:
Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Москва»
___________ А.П. Баскина
« » _______________ 20 г.
СОГЛАСОВАНО
Старший воспитатель д/с «Москва»
Акопян АС.
Познавательно-исследовательский проект
На тему:
«Мы - исследователи»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Шпак Ольга Алексеевна
начало работы 01.09.2022г.
конец работы 31.05.2023г.
Ессентуки, 2022г.
Вид проекта:
Долгосрочный, групповой.
Участники проекта:
Дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.
Время реализации проекта:
Сентябрь 2022- апрель 2023 учебный год.
Актуальность
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить вопросы и
получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл.
К.Е.Тимирязев
Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Человек - часть этого мира открывает все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.
Образ мира - это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, общего развития дошкольника и его дальнейшее успешное обучение в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру и желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет и познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Методы и средства реализации проекта.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Обоснование актуальности темы, мотивации её выбора, формулирование цели и задач проекта.
Составление перспективного плана.
Изучение и подбор методической литературы.
Определение методов:
- познавательные занятия (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);
- беседы;
- оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
- экскурсии по территории детского сада, поход в огород;
- игры;
- просмотр презентаций;
- трудовая деятельность детей;
- опытно-исследовательская деятельность;
- экологические викторины;
- работа с родителями.
- просмотр видеофильмов и мультфильмов;
Подбор наглядно-дидактического материала.
Создание развивающей среды:
-сбор и изготовление информационного материала (метод. литература, презентации, дидактические игры, фото и т д.),
оформление уголка природы;
- оформление книжного уголка в соответствии с темой;
- настольно-печатные игры;
- плакаты по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- дополнение картотеки пальчиковых, дидактических, подвижных, театрализованных игр;
- подбор детской художественной литературы по теме;
- пополнение картотеки стихотворение, загадок и художественной литературы по экологии;
- разведение комнатных растений в группе.
Информационная работа с родителями (знакомство с проектом, определение роли родителей в групповых мероприятиях).
Основной этап
Работа по перспективному плану каждой группы. Тематические беседы, занятия, праздники, досуги, знакомство с художественной литературой, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений, демонстрация презентаций по теме, дидактические игры, групповые выставки, семейные фотогазеты, мини-альбомы рисунки, поделки; оформление центров природы и экспериментирования в группах; оформление площадок и клумб , работа с родителями; проведение работы с детьми по экспериментальной деятельности; привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей.
Заключительный этап
- Обобщение результатов работы, анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
- Открытое занятие для педагогов ДОУ .
- Выставки рисунков, поделок для родителей.
- Подборка художественно-публицистической литературы по теме;
- Презентации, дидактические игры.
- Дипломы и сертификаты участникам интернет конкурсов.
- Материал для заочного консультирования родителей (памятки и др.).
- Благодарности активным родителям за участие в проекте.
- Оформление фото-стенда для родителей по проведенному проекту.
Цель проекта
Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи:
1.Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
2. Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
3.Рассказать о взаимосвязи человека с окружающей средой; воспитывать бережное отношение к природе.
4.Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
5.Развивать наблюдательность
6.Воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
7.Воспитывать желание помогать другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
8.Воспитывать любовь к природе, интерес к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей:
- «Познавательное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
- «Физическое развитие»
- «Социально-коммуникативное развитие»
Предполагаемые результаты:
Дети:
Усвоение детьми знаний, представлений об окружающем мире.
Создание единого инновационного пространства.
Чёткое выполнение поставленной задачи.
Повышение уровня мотивации к занятиям.
Формирование элементарных экологических знаний и культура поведения в природе.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Формы работы:
Совместная деятельность воспитателя с ребенком.
Самостоятельная деятельность детей.
Фронтальные занятия.
Наблюдения в природе.
Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.
Беседы по теме эксперимента.
Целевая прогулка.
Исследовательская деятельность.
Беседы- рассуждения.
Творческая деятельность.
Учебный план
Образовательная область | Название темы | Задачи | Срок реализации |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Выбери красный цвет» «Мы листики осенние» «Цыплята и кот» «Кто соберет больше всего шишек?» | -закрепить способы ходьбы, бега, прыжков, лазанья, метания и придумывание новых движений -снятие излишней двигательной активности. -закреплять умения действовать по сигналу. | Сентябрь-май |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевые игры: «Семья» «Нам весело» «Садоводы» «Мы- маленькие огородники» «Море волнуется» | - научить выстраивать взаимоотношениями между членами семьи, вовремя помогать им - научить активизировать свои творческие способности. | Сентябрь-май |
Познавательное развитие | Беседа: «Невидимка-воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха». Прогулка «Почему дует ветер?» Беседа «Чистый воздух». Дидактическая игра «Свойства воздуха». Беседа: «Волшебница вода» Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды», «Вода бывает теплой, холодной и горячей». Просмотр презентации «Чудо водичка». Эксперименты: «Свойства льда», «Замершая вода», «Лед легче воды». Беседа «Защитные свойства снега». Рассмотреть снежинку в лупу. Прогулка «Следы на снегу». Беседа: «Волшебные» свойства магнита. Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы». Прогулка «Моя тень». Беседа «Человек и законы природы». Опыты: «Растения «пьют» воду», «Дыхание листа», «Нужен ли корешкам воздух», «Уход за растениями». Создание «Огород на окне». Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?». Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве». Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?». Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле», «На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем. | Дать детям представление о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком, объекты живой природы от объектов неживой природы. Сформировать у ребенка представление о неразрывной связи человека с природой (человек – часть природы). Познакомить с основными природными компонентами и их связями. Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы. С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков. Продолжать знакомить детей с тремя агрегатными состояниями воды. Выявить взаимоотношение воды, снега и льда. Дать знания об исследованиях воды человеком. Сформировать понимание, что от качества воды зависит жизнь и здоровье всего живого, необходимости в экономии воды. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам. Дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух для всего живого на земле. Расширить знания о роли воздуха в жизни человека; подвести к пониманию, что чистый воздух необходим для здоровья человека. Формировать интерес к опытно-экспериментальной работе. Развивать мышление, память, любознательность, умение рассуждать. Дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями. Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Дать детям представление о компоненте неживой природы – почве. Показать, что в почве есть вода, воздух, еда для ее обитателей. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе – не вытаптывать землю. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Побуждать детей включаться в совместную со взрослым игровую ситуацию. Развивать доброжелательность, эмоциональную отзывчивость. Приобщать к способам безопасного поведения и передвижения в группе. Развивать диалогическую речь детей. | Сентябрь-май |
Речевое развитие | Составление описательных рассказов. Составление рассказов на тему: «Дары природы». Чтение художественной литературы | - обогащать у детей запас словаря по теме - совершенствовать навыки построения предложений описательного характера. | Сентябрь-май |
Художественно-эстетическое развитие | Рисование «Портрет Земли». Беседа «Глобус», «Где гуляла зима», «Следы на снегу», «Вода, водичка», «У природы нет плохой погоды» Коллективная работа из природного материала «Живая и не живая природа» Лепка «Морское царство» Аппликация «Снежинки» | -формировать интерес и положительное отношение к рисованию, аппликации и лепке -формирование художественно-творческой активности личности | Сентябрь-май |
Список используемой литературы
1. Т.М.Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002.- 159 с.
2. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации/Под общ.ред. Л.Н. Прохоровой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2008. - 64 с.
3. Салмина Е.Е. Рабочая тетрадь по опытно-экспериментальной деятельности № 1, 2 (старший дошкольный возраст). Учебно-методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2014.- 32 с.: цв.ил. – (Из опыта работы по программе «Детство»).
4. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство»).
5. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2013. – 32с., ил. – (Библиотека программы «Детство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования»
Доклад «Методы организации познавательно-исследовательской деятельности на прогулке» к педагогическому совету на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского ...

Использование технологии исследовательского обучения в развитии познавательно- исследовательской деятельности старших дошкольников
В ФГОС отмечено, что комплексное оснащение образовательного процесса строится на использовании образовательных технологий деятельностного типа. Суть технологий деятельностного типа заключаются как раз...

Познавательно - исследовательский проект «Формирование опытно-исследовательской активности дошкольников в совместной деятельности с семьёй»
Создание условий для развития экспериментальной деятельности детей во взаимодействии с семьёй....

ПЛАН-КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности "Кёрлинг" (исследовательская деятельность по методике А.И. Савенкова) в старшей группе
Цель: учить детей организации и проведению самостоятельной исследовательской деятельности.Задачи:Образовательные:познакомить детей с общей схемой исследовательской деятельности;развивать исследователь...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2
На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
План проведения познавательного ликбеза по теме "Развитие познавательно-исследовательской деятельности в форме организации исследовательской лаборатории"
Документы, подтверждающие организацию и проведение познавательного ликбеза...
