Самообразование "Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
материал (подготовительная группа)

Шпак Ольга Алексеевна

Повышение своего теоретического уровня знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_2022-2023gg.docx31.63 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное дошкольное общеобразовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

Управление делами Президента РФ

 

Утверждаю:

Заведующий ФГБДОУ «Детский сад

общеразвивающего вида «Москва»

______________ А.П.Баскина

___________________20 ___

СОГЛАСОВАННО

Старший воспитатель д/с «Москва»

__________________________

Акопян А.С.

        

Индивидуальный план по самообразованию

на тему:

«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»

Подготовила воспитатель

высшей квалификационной категории

Шпак О.А.

начало работы 01.09.2022

конец работы 31.05.2023

Ессентуки, 2022г.

Цель:

Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования; изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности  дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.

Задачи:

 Изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей в процессе экспериментирования;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

Актуальность:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, которая способна к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка старшего дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. 

         Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.

Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. В познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому считаю, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить! 

       Этапы реализации плана

Этап I «Организационный»

Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала, изучение статей в журналах, изучение инновационных методик и технологий, подбор дидактических игр и тд.

Этап II «Практический»  

Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.

Этап III «Аналитический»  

Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика)

Предполагаемый результат:

Вывести детей на более высокий уровень познавательной, поисково-исследовательской активности.

Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.

 Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.

Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.

 Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.

Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.

Форма работы самообразования:

 Индивидуальная, групповая.

Месяц

Формы работы

Область применения в работе с детьми

Содержание работы

Область применения в работе с родителями

Сентябрь

Мониторинг по образо-вательной области.

•Изучение нормативных документов

•Выбор и определение темы самообразования

•Планирование работы по теме самообразования

Консультация: «Опытно-эксперементальная деятельность в жизни старших дошкольников»

Октябрь

Опыты с песком, глиной.

Беседы о песке и глине.

Чтение русской народной сказки «Глиняный парень».

Просмотр презентации «Как и где люди применяют глину в жизни».

Закрепить знания детей о свойствах песка.

Закрепить знания детей о глине.

Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия.

Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию».

Ноябрь

Беседы «Ветер и песок»

«Песок и глина наши помощники»

«Песочные часы»

Опыты «Цветной песок из пищевой соли»

«Приготовление белой хлебной глины»

Презентация «Из чего делают стекло»

 Познакомить со свойствами мокрого песка.

Знакомство с песочными часами.

Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину.

Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома»

Декабрь

Беседы «Этот удивительный воздух»

«Как услышать воздух»

Чтение С.Михалков «Три ветра», В.М.Гаршин «Южный ветер»

Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Дырявая баночка», «Надувание воздушного шарика», «Что в пакете?», «Загадочные пузырьки».

Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Консультация «Соблюдение правил безопасности»

Рекомендации «Оздоровление воздуха с помощью растений»

Январь

Беседы «Вода вокруг нас» «Путешествие капельки»

Опыты «У воды нет цвета, вкуса и запаха»

«Вода не имеет формы. Вода - жидкая».

Чтение М.Ильина «Приключения воды»

Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного.

Консультация «Опыты со снегом»

Февраль

Опыты «Лед – твердая вода», «Лед – легче воды»

Беседы «Вода нужна всем»

Презентация «Вода вокруг нас в любое время года»

Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода.

Расширять представления детей о значении воды в жизни человека.

 

Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Март

Беседы «Знакомство с магнитом»

«Магнит и его свойства»

Опыты «Чудеса со скрепками»

«Как выйти сухим из воды»

«Магниты действуют на расстоянии»

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм»

Создание мини-лаборатории «Мир магнитов»

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Апрель

Беседы «Образование почвы»

«Как сохранить почву»

«Что содержится в почве»

Опыты

«Состав почвы» «Воздух в почве»

«Есть ли в почве соли»

«Почва и ее свойства»

Презентация «Состав почвы»

Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе.

Воспитывать интерес к исследованию состава почвы.

Подвести к выводу, что в почве есть воздух, влага.

Консультация для родителей «Земля – наш общий дом»

«22 апреля – Международный день Земли»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области

Оформление работы в полном варианте

.

Литература

1.     Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;

2.     О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";

3.     Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;

4.     Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;

5.     Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);

6.     Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;

7.     Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;

8.     А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;

9.     А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"

Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....