Самообразование "Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
материал (подготовительная группа)
Повышение своего теоретического уровня знаний
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 31.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управление делами Президента РФ
Утверждаю:
Заведующий ФГБДОУ «Детский сад
общеразвивающего вида «Москва»
______________ А.П.Баскина
___________________20 ___
СОГЛАСОВАННО
Старший воспитатель д/с «Москва»
__________________________
Акопян А.С.
Индивидуальный план по самообразованию
на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории
Шпак О.А.
начало работы 01.09.2022
конец работы 31.05.2023
Ессентуки, 2022г.
Цель:
Повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования; изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
Изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
Создать условия для поддержания исследовательской активности детей в процессе экспериментирования;
Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Актуальность:
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, которая способна к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка старшего дошкольного возраста одним из ведущих видов деятельности.
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде.
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. В познавательно-исследовательской деятельности в процессе экспериментирования дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важны, поэтому считаю, что в детском саду и в семье не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
Этапы реализации плана
Этап I «Организационный»
Подбор и изучение методической литературы по теме, подбирается тематика мероприятий с детьми и родителями на основе анкетирования, разработка методического материала, изучение статей в журналах, изучение инновационных методик и технологий, подбор дидактических игр и тд.
Этап II «Практический»
Реализация плана сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Этап III «Аналитический»
Определение эффективности реализации плана посредством анализа; планирование и корректирование плана мероприятий на следующий год с учетом выявленных проблем и пожеланий участников. (мониторинг или иными словами диагностика)
Предполагаемый результат:
Вывести детей на более высокий уровень познавательной, поисково-исследовательской активности.
Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе.
Расширение представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
Сформированное умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
Развитые навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
Сформированное умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним.
Форма работы самообразования:
Индивидуальная, групповая.
Месяц | Формы работы | ||
Область применения в работе с детьми | Содержание работы | Область применения в работе с родителями | |
Сентябрь | Мониторинг по образо-вательной области. | •Изучение нормативных документов •Выбор и определение темы самообразования •Планирование работы по теме самообразования | Консультация: «Опытно-эксперементальная деятельность в жизни старших дошкольников» |
Октябрь | Опыты с песком, глиной. Беседы о песке и глине. Чтение русской народной сказки «Глиняный парень». Просмотр презентации «Как и где люди применяют глину в жизни». | Закрепить знания детей о свойствах песка. Закрепить знания детей о глине. Уточнить представления о свойствах песка и глины, определить отличия. | Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию». |
Ноябрь | Беседы «Ветер и песок» «Песок и глина наши помощники» «Песочные часы» Опыты «Цветной песок из пищевой соли» «Приготовление белой хлебной глины» Презентация «Из чего делают стекло» | Познакомить со свойствами мокрого песка. Знакомство с песочными часами. Дать детям представление о влиянии высоких температур на песок и глину. | Консультация «Создание условий для экспериментирования детей дома» |
Декабрь | Беседы «Этот удивительный воздух» «Как услышать воздух» Чтение С.Михалков «Три ветра», В.М.Гаршин «Южный ветер» Опыты: «Воздух», «Ветер – это движение воздуха», «Волшебная воронка», «Дырявая баночка», «Надувание воздушного шарика», «Что в пакете?», «Загадочные пузырьки». | Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Расширить представления о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, времени, в течение которого человек может находиться без воздуха. | Консультация «Соблюдение правил безопасности» Рекомендации «Оздоровление воздуха с помощью растений» |
Январь | Беседы «Вода вокруг нас» «Путешествие капельки» Опыты «У воды нет цвета, вкуса и запаха» «Вода не имеет формы. Вода - жидкая». Чтение М.Ильина «Приключения воды» | Дать детям понятие о том, что пар — это тоже вода. Познакомить с некоторыми свойствами воды. Обратить внимание на то, что вода таит в себе много неизвестного. | Консультация «Опыты со снегом» |
Февраль | Опыты «Лед – твердая вода», «Лед – легче воды» Беседы «Вода нужна всем» Презентация «Вода вокруг нас в любое время года» | Дать детям понятие о том, что снег — это замерзшая вода. Расширять представления детей о значении воды в жизни человека.
| Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми. |
Март | Беседы «Знакомство с магнитом» «Магнит и его свойства» Опыты «Чудеса со скрепками» «Как выйти сухим из воды» «Магниты действуют на расстоянии» | Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит; Познакомить с физическим явлением «магнетизм» | Создание мини-лаборатории «Мир магнитов» Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами. |
Апрель | Беседы «Образование почвы» «Как сохранить почву» «Что содержится в почве» Опыты «Состав почвы» «Воздух в почве» «Есть ли в почве соли» «Почва и ее свойства» Презентация «Состав почвы» | Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы. Подвести к выводу, что в почве есть воздух, влага. | Консультация для родителей «Земля – наш общий дом» «22 апреля – Международный день Земли» |
Май | Итоговый мониторинг по образовательной области | Оформление работы в полном варианте | |
.
Литература
1. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
2. О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
3. Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
4. Н. А. Рыжовой «Наш дом - природа»;
5. Дыбиной О. В., Рахмановой Н. П., Щетининой В. В. «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников);
6. Зубковой Н. М. «Воз и маленькая тележка чудес» (опыты и эксперименты для детей, «научные ответы на детские «почему»;
7. Шапиро А. И. «Секреты знакомых предметов»;
8. А. И. Савенкова «Методика проведения учебных исследований в детском саду»;
9. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевое недоразвитие, в процессе проектной деятельности
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
консультация для педагогов ДОУ об экспериментальной деятельности в старшем дошкольном возрасте...

Опыт работы по теме: "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования"
Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естес...

Статья "Дидактические игры и упражнения по экспериментированию как средство развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста"
Проблема развития познавательных процессов у дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его познавательной ак...

Опыт применения ИКТ в процессе решения арифметических задач для развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста
Сопровождение к презентации...

Формирование познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование
Стендовый доклад...

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования
Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых....
