Для коллег! "Шахматное королевство" программа
материал

Кадоло Нина Леопольдовна

"Шахматное королевство" программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dou_15_shahmatnoe_korolevstvo.doc210 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад № 15 «Тополёк» присмотра и оздоровления

ПРИНЯТА:

Педагогическим  советом МДОБУ «Детский сад № 15»

Протокол № _______ от «____»_________2021 года

УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий  МДОБУ

«Детский сад № 15»

 ___________________ Тлиш А.А.

Приказ № _________-__ от

«____» ________ 2021 года

 

 

Дополнительная образовательная программа

«Шахматное королевство»

старший дошкольный возраст 6-7 лет на 2021-2022 учебный год

Составила:  Кадоло Нина Леопольдовна, воспитатель высшей квалификационной категории

г. Минусинск

2021г.


Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка
  2. Цель и задачи программы
  3. Принципы и подходы к формированию программы
  4. Вариативные формы, методы и средства реализации программы
  5. Планируемые результаты освоения программы
  1. Содержательный раздел

2.1 Особенности содержания программы                                                    

2.2. Календарно тематическое планирование курса «Шахматы»

III. Организационный раздел

  1. Материально-техническое обеспечение программы
  2. Методика обследования уровня развития умений и навыков детей
  3. Список литературы

Приложение 1. Игры с шахматами                                                                        

Приложение 2.  Критерии уровней развития детей                                             

Приложение 3.  Анкета для родителей


  1. Целевой раздел
  1. Пояснительная записка

Актуальность программы продиктована требованиями времени. Современная концепция дошкольного образования и требования ФГОС ДО  во главу угла, ставят идею развития личности ребенка, формирования его творческих способностей, воспитания важных личностных качеств. Всему этому и многому другому в значительной степени способствует обучение игре в шахматы.

Шахматы играют большую роль в приобретении способности быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умении анализировать её и делать логические выводы. Они имеют особое значение в формировании логического и системного мышления у детей. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы. Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

Исследования, проведенные современными российскими психологами Л. Венгером, В. Давыдовым, В. Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Ведь еще В.А. Сухомлинский говорил: «Без шахмат нельзя представить полноценное воспитание умственных способностей и памяти».

Педагогическая целесообразность внедрения данной программы заключается, прежде всего, в идее использования игры в шахматы, как эффективного средства умственного, психического и физического развития дошкольника. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления. Это подтверждается и многолетним практическим опытом. Можно с уверенностью говорить об огромных потенциальных возможностях развития, таящихся в дошкольном детстве.

Шахматы выполняют сразу несколько функций.

Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке.

1.2.        Цель и задачи программы

Цель программы:

Знакомство детей с игрой «шахматы» и формирование первичных умений игры в шахматы.

Задачи:

  1. Вызвать интерес воспитанников к игре в шахматы.
  2. Познакомить:
  • с шахматными фигурами, их названиями и игровыми возможностями;
  • с шахматным полем, основными понятиями (белые, черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр);
  • с начальной расстановкой фигур на шахматном поле.
  1. Дать представление о приемах игры в шахматы (правила ходов и взятие фигур).
  2. Учить детей играть шахматными фигурами, не нарушая правил.
  3. Формировать умения строить внутренний план действий для достижения цели шахматной партии (шах, мат, ничья).

1.3.        Принципы и подходы к формированию программы

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны.
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  • Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов.
  • Принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стресс образующих факторов учебного процесса.
  • Принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом.
  • Принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
  • Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.
  • Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

1.4.        Вариативные формы, методы и средства реализации программы

Данная программа поможет детям в игровой форме освоить начальные навыки игры в шахматы, заинтересовать к продолжению обучения, сформировать начальные формы волевого управления поведением.

Суть шахматной игры – математическая логика и анализ, в ней нет места случайностям и, строго говоря, везению, поэтому ребёнок учится делать ответственный выбор хода, а если смотреть шире, то и поступка.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра. Раннее обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

Основные формы и средства обучения:

1.Теоретические занятия  

2.Практическая игра.

3.Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

4.Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяются:

1. При знакомстве с шахматными фигурами.

2. При изучении шахматной доски.

3. При обучении правилам игры;

4. При реализации материального перевеса.

Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, ребёнок овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.

При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.

На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства детей (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).

Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.

Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Формы общения с семьей:

- круглый стол;

- викторина;

- конкурс;

- лекция-беседа;

- мастер-класс;

- анкетирование;

- консультация;

- день открытых дверей;

- презентация;

- творческое задание;

- тематическая встреча;

- совместная выставка;

- открытое занятие.

 Формы и режим занятий.

Она рассчитана на 1 занятие в неделю продолжительностью 30 минут. Наполняемость группы - 12 детей. 

Занятия, включающие в себя специально подобранные игры, упражнения, задания, соревнования и самостоятельную деятельность детей.

Методика проведения занятий включает: рассказ педагога, показ, упражнения, тренировки, приучение детей к игре. Программа предполагает изучение шахматной игры дошкольниками 6 – 7 лет до уровня начинающего шахматиста, то есть освоение правил игры, умения довести партию до логического конца.

1.5.        Планируемые результаты освоения программы:

  • Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
  • Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
  • Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения).

К концу обучения дети должны знать:

  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и короткая рокировка, шах, мат;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, король; пешка, правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу обучения дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом.
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры в начальном положении;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • решать шахматные элементарные задачи.   

Благодаря занятиям в шахматном кружке «Шахматное королевство», дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Совершенствованию в шахматах нет предела, всегда есть чему учиться и чему удивляться. Их глубина и красота неисчерпаемы, и потому они могут стать их спутником на всю жизнь.

II.        Содержательный раздел

2.1 Особенности содержания программы

В нашем МДОБУ в рамках осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам в 2020-2021 учебном году начал свою работу шахматный кружок «Шахматное королевство». Занятия кружка проходят в специально отведённом помещении для дополнительных занятий с детьми, 1 раз в неделю с подгруппой детей старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет).

Работа строится по программе А.В. Кузина, Н.В. Коновалова, Н.С.Скаржинского  «Программа «Феникс» Шахматы для дошкольников», При обучении так же применяется технология Г.К. Кайгородова «Азбука шахмат в стихах».

Интерес к игре в шахматы у одних детей проявляется самостоятельно, под некоторым влиянием родных и близких, друзей, телевизионных передач, у других его можно вызвать, сформировать незаметно для ребенка. И то и другое приемлемо. Шахматы должны постепенно стать продолжением детских игр и забав.

Обучение игре в шахматы начинаем с игры, но не в шахматы, а в знакомство с шахматными фигурами. Ни в коем случае нельзя ставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и тут же объяснять, как ходят фигуры. Дети в этом возрасте редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к шахматам. При ознакомлении с шахматными фигурами воспитатель рассказывает о них сказку, показывает на шахматной доске, где ее «домик». При обучении помогает художественное слово (стихи, сказки). Например, при расстановке фигур в начальное положение на шахматной доске воспитатель читает стихи, помогающие усвоить урок

Ввод фигур в игру происходит постепенно – ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Эффект игрового метода изучения шахмат «по частям» велик. Главное, чтобы все эти игры шли непринужденно, ребенок не должен замечать, что его обучают. Оказывать помощь в игре детям следует тактично, не назойливо. Очень важно в процессе обучения игре воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя занятия по дидактическим принципам: от простого к сложному, время от времени внося в занятия элементы занимательности, новизны.

При обучении дошкольников игре в шахматы учитываем особенности детского восприятия. Ребенок не устанет и интерес его не угаснет, если будет в полной мере задействован сенсорный аппарат. Для этого в работе применяем демонстрационную магнитную доску, и стандартную шахматную доску и шахматные фигурки, которые можно ощупывать, переставлять, учиться играть индивидуально.

2.2. Календарно тематическое планирование курса «Шахматное королевство»

№ занятия

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1.

Шахматная доска.

Познакомить детей с шахматным королевством,  с её территорией (доской): её формой, белыми и черными полями. Чередованием белых и черных полей на шахматной доске. Закрепить умение пользоваться линейкой и карандашом, ориентироваться  на тетрадном листе.

Рассказ об  истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки.

Чтение-инсценировка, дидактическая игра

«Да - нет»

2.

Шахматная доска

Проспекты, улицы, переулки шахматной доски.

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль». Упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух.

Показ, беседа.

Чтение сказки «Шахматная беседка».

И.Г. Сухина.

Чтение и инсценировка дидактической сказки из книги И. Г. Сухина Дидактическое задание «Диагональ».

3.

Шахматная доска.        

«Шахматная эстафета». Шахматные фигуры

Отрабатывать практические навыки по схематическому изображению доски.

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

 «Составь доску», «Шахматное лото», «Пройди и назови поле». Чтение сказки «Чудесные фигуры»  Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура", «Угадай», «Что общего?»

4.

Начальное положение.

Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией; связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур; правилами: «Ферзь любит свой цвет"».

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Показ, объяснение.

Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», Отгадывание загадки о ладье.

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»

5.

Слон.

 Формировать представлений о шахматной фигуре «слон» (месте слона  в начальном положении;  ходом слона, взятием; наличием  цвета и количества; понятием  «Легкая и тяжелая фигуры».

Чтение сказки «Совсем этот слон на слона не похож»

Дидактические задания «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

6.

Слон.

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отрабатывать практические навыками.

Отгадывать загадки о слоне

Выполнять дидактические задания: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Практические навыки. Дидактические игры: «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности». Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»

7.

Ладья.

 Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – ладья. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Чтение дидактической сказки «Я – Ладья»

Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь».

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки»

8.

Ладья против слона.

Отрабатывать практические навыки игры ладьей. Развивать внимание, логическое мышление, смекалку, мелкую моторику

Отрабатывать практические навыками.

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры: «Игра на уничтожение» (ладья против слона, две ладьи против слона, Загадки из тетрадки.

9.

Ферзь.

Ферзь против ладьи и слона.

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура». Закреплять знания и отрабатывать практические навыки игры ферзем.

Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»

"Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение» (ферзь против ферзя), «Ограничение подвижности». Практические упражнения.

10.

Конь.

 Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию.

 Развивать ловкость и смекалку, ориентировку в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Активизировать  словарь. Показать позицию в которой конь ставить «вилку».

Рассказать и показать сложность ходов коня  Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Игра на уничтожение» (конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух), «Ограничение подвижности».

Д/и «Секретная фигура»

11.

Конь против ферзя, ладьи, слона

 Продолжить знакомить детей с шахматной фигурой – конь. Показать позиции фигуры, различные ходы. Развивать воображение, сообразительность, быстроту реакции, мелкую моторику рук.

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Д/И «Волшебный мешочек»

Дидактические задания «Перехитри часовых», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», "Выиграй фигуру". Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Игра на уничтожение», «Ограничение подвижности».

12.

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка, ход пешки, взятие, взятие на проходе, превращение пешки.

Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Чтение  дидактической сказки «Детский сад «Чудесная Пешка»

Рассказ о пешке. Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин», «Волшебный мешочек» «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»

13.

Пешка против ферзя, ладьи, слона, коня.

 Продолжать знакомить детей с пешкой. Отрабатывать умение «сражаться пешками». Приобщать детей в ходе решения занимательных задач к элементарной творческой деятельности. Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические игры: «Игра на уничтожение» (пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух). «Ограничение подвижности».

14.

Праздник пешки.

Закрепить знания о том, как ходит пешка, что делать, если мешает своя пешка, можно ли вернуться на исходную позицию, является ли пешка фигурой? По каким линиям ходит пешка. Развивать находчивость, сообразительность речь.

Соревнования.

Дидактические задания «Лабиринт», «Один в поле воин», «Волшебный мешочек» «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру». Дидактические игры «Захват контрольного поля»

15.

Король.

Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.  

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин», «Кратчайший путь». Чтение и инсценировка сказки «Лена, Оля и Баба Яга».

16.

Король.

«Волшебный квадрат»

Формировать представления  о волшебном квадрате, который король использует в игре. Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях .Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач.

Рассказ о волшебном квадрате, который король использует в игре. «Двойной удар», «Взятие». Дидактические игры «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», "Ограничение подвижности". Практические навыки.

17.

Шах.

Формировать представления об элементарных правилах. Развивать мелкую моторику.

Объяснить детям правила для играющих: «Тронул-ходи».

Формировать представление   о позиции «шах»  Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Беседа, показ, практическое упражнение. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха».

18.

Шах и мат.

Закрепить представления детей   о позиции «шах»  Развивать логического мышления умения доказывать правильность решения, опровергать неправильные, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать умение выслушивать других детей.

Открытый шах. Двойной шах. Дидактические задания «Дай открытый шах», «Дай двойной шах». Дидактическая игра «Первый шах».

Практические упражнения.

19.

Шах и мат.

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).

Формировать представления о том, что мат  - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки «До свидания, «Шахматная страна»

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание «Мат или не мат».

20.

Мат в один ход.

Закрепить представления детей   о позиции «мат»  Развивать быстроту реакции. Воспитывать организованность

Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Дидактическое задание «Дай мат в один ход».

21.

Ничья.

Формировать представления о положении «пат».

Учить выделять  отличия пата от мата.

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Отрабатывать практические навыки.

Чтение сказки «Мат и пат», Рассказ о позициях «мат» и «пат»

Варианты  ничьей.

Примеры на пат. Дидактическое задание «Пат или не пат». «Загадки из тетрадки». Практические упражнения.

22.

Игра в парах. Рокировка.

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. Познакомить с понятием «Рокировка» (зачем нужна рокировка, как делается рокировка). Развивать творческое мышление, логическое мышление, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развитию интеллекта.

Отрабатывать практические навыки.

Практические упражнения. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Дидактическое задание «Рокировка».

«Загадки из тетрадки». «Куда идёт король» - чтение сказки И.Г. Сухина.

23.

Провести турнир на лучшего игрока.

Закрепить знания, почему слонов надо быстрее выводить в центр.

 Развивать сообразительность, находчивость.

Игра всеми фигурами.

Овладение элементарными основами шахматной игры.

Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

24.

Шахматная нотация

Закреплять знания детей о горизонтальных линиях, познакомить с их обозначениями. Закрепить цифры от 1 до 8. Закреплять знания детей о вертикальных линиях. Познакомить с их буквенными обозначениями. Упражнять в произношении латинских букв.( A,B,C,D,E,F,G,H).

Практические навыки, рассматривание иллюстраций.

Работа с магнитной доской и фигурами.

25.

Эстафета: мат белыми в один ход

Закреплять умения правильно и быстро расставлять фигуры, на исходную позицию называя вслух поля, на которые  они ставятся. Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

26.

Практические навыки: лучший ход белых.

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

27.

Практические навыки: лучший ход чёрных.

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

28.

«Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре.

Учить элементарным  основам шахматной игры, проводя  коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

 Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

29.

Шахматная партия

 Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта (игра всеми из начального положения).

Развивать наблюдательность, память, умение решать шахматные задачи.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра «Два хода»

30

Шахматная партия

Закреплять представлений и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

31.

Шахматный праздник.

Закрепить и расширить знания детей о правилах игры в шахматы. Развивать логическое мышление. Внимание, умение отгадывать загадки про шахматные фигуры. Знакомство детей с историей возникновения шахмат, интересными фактами из жизни шахматистов.

Игры в парах.

32.

Развлечение «КВН с участием детей и взрослых».

Закреплять знания игры в шахматы. Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Теоретические и практические навыки.

33.

До свидания шахматное  королевство.

Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Соревнование.

34 - 35.

Мониторинг.

Игры.

III. Организационный раздел

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды 

Реализация программы «Королевство шахмат» требует наличия кабинета. В дошкольном учреждении имеется учебный кабинет со столами и стульями, который соответствует санитарным нормам и правилам для полного состава группы.

Развивающая предметно-пространственная среда в кабинете содержательно-насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна и безопасна, и эстетически-привлекательна.

3.1 Материально-техническое обеспечение программы:

  • шахматные столы;
  • настольные шахматы;
  • демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур;
  • шахматные часы;
  • дидактические игры для обучения игре в шахматы;
  • наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии, плакаты);
  • автоматизированное рабочее место тренера;
  • электронные образовательные ресурсы (презентации, обучающие и игровые шахматные программы);
  • книжно-печатная шахматная продукция для детей (учебники, рабочие тетради и т.д.)
  • комплект методической литературы.

3.2.        Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать:

  • Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
  • Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • Решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы  являются организация  тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Основные формы и средства обучения:

1.   Практическая игра.

2.   Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.   Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.   Теоретические занятия, шахматные игры.

3.3.        Список литературы:

  1. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы.- М. «Просвещение» 1991.
  2. Кайгородов Г.К. Азбука шахмат в стихах. – С-Пб:Консонанс, 2019 .
  3. Кузина А.В., Коновалова Н.В., Скаржинский  Н.С.  Программа «Феникс» Шахматы для дошкольников. – М.: Линка-Пресс, 2017.
  4. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от 3-х до 7 лет. – М: Дом ХХI, 2006.
  5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М: Просвещение, 1985.
  6. Сухин И.К. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.


Приложение 1. Игры с шахматами 

№ п/п

Название игры

Содержание игры

1.

Волшебный мешочек

По очереди прячьте в непрозрачном мешочке шахматные фигуры и просите малыша на ощупь определить, какая фигура спрятана. Для большего эффекта позвольте и ребёнку прятать фигуры, а сами угадывайте, какая фигура в мешочке. Иногда вы «не угадаете», и малыш с восторгом укажет на вашу ошибку. В другом варианте игры в мешочек прячутся все фигуры сразу, и ребёнок на ощупь ищет определённую фигуру.

2.

Шахматный теремок

Сделайте из деревянной шахматной доски «теремок». Сюда, следуя сказочному сюжету, по очереди забегут шесть разных белых фигур: от пешки до короля. Король может забраться на «теремок» и уронить его, а остальные фигуры помогут «теремок» «построить» – поднять

3.

Шахматный колобок

Дидактическую игру-инсценировку сказки «Колобок» можно провести так: «дед» – король, «баба» – ферзь, «заяц» – пешка, «лиса» – конь, «волк» – слон, «медведь» – ладья, а колобок – шарик или клубок. Малыш должен назвать все шахматные фигуры, от которых убегает колобок. Но в конце сказки “лиса” колобка не съест – колобок от неё убежит.

4.

Шахматная репка

Посадите «репку» – клубок. Около него малыш по росту выстраивает белые или чёрные фигуры, поясняя: «дед» – это король, «бабка» – ферзь, «внучка» – слон, «Жучка» – конь, «кошка» – ладья, «мышка» – пешка.

5.

Большая и маленькая

Поставьте перед ребёнком шесть разных шахматных фигур. Попросите выбрать самую высокую, назвать её, отставить в сторону. Потом малыш выделит самую высокую из оставшихся фигур и т. д.

6.

Запретная фигура

Поставьте шахматные фигуры перед ребёнком в один ряд. По вашей просьбе малыш будет называть показываемые фигуры, кроме «запретной», которая выбирается заранее. Вместо названия “запретной” фигуры надо сказать «секрет». Затем поменяйтесь ролями и, называя фигуры, на которые указывает малыш, иногда «ошибайтесь». Если ребёнок не заметит вашу ошибку, сами укажите на неё.

7.

Что общего?

Возьмите две любые шахматные фигуры и спросите малыша: «Чем они похожи? Чем отличаются?» (цветом, формой).

8.

Белые и чёрные

В беспорядке поставьте на столе по шесть разных белых и чёрных фигур. Начиная дидактическую игру, отставьте в сторону одну из фигур, называя её и её цвет. Например: «Белый ферзь». Ребёнок продолжает игру и должен выбрать шахматную фигуру иного названия и цвета. Например: «Чёрный король». Затем новую шахматную фигуру представляете вы и т. д.

9.

Угадай-ка

Загадайте какую-нибудь шахматную фигуру и спрячьте её в кулаке. Предложите ребёнку догадаться, что это за фигура. Когда ребёнок назовет загаданную фигуру, новую фигуру прячет он сам (лучше всего за спиной) и т. д.

10.

Куча мала

Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте какую-нибудь из фигур и ощупываете её. Выбранную шахматную фигуру вы умышленно называете неправильно, открываете глаза и спрашиваете ребёнка: «Так?» Малыш поправляет вас. Затем поменяйтесь ролями.

11.

Школа

Переверните шахматную доску клетками вниз, в углубления поставьте шахматные фигуры и скажите ребёнку: «Это твои ученики. Как зовут этого ученика? А этого?»

12.

Цвет

Попросите малыша поставить в ряд все белые или все чёрные шахматные фигуры. Когда ребёнок выполнит задание, поменяйтесь ролями и, располагая друг около друга белые фигуры, «по ошибке» поставьте там же одну-две чёрные шахматные фигуры. Малыш должен заметить вашу ошибку и указать на неё.

13.

Ряд

Предложите ребёнку поставить в один ряд пешки; коней; слонов; ладей; ферзей; королей. Затем ребёнок должен попросить об этом вас и проконтролировать выполнение задания.

14.

Пирамида

Посоветуйте малышу на белую ладью поставить чёрную, затем снова белую и чёрную, а на самый верх белую пешку. Спросите у ребёнка, нельзя ли построить пирамиду из других фигур.

15.

По росту

Попросите ребёнка по росту расставить шесть разных шахматных фигур одного цвета, называя эти фигуры.

16.

Догонялки

Выберите одну из белых фигур, например, пешку, имитируйте её бег по столу. После этого предложите ребёнку выбрать и назвать какую-либо чёрную фигуру и пуститься ей вдогонку за вашей фигурой. Пусть ваша шахматная фигура «бежит» не очень быстро, и фигура малыша её догонит. Потом поменяйтесь ролями.

17.

Прятки

Спрячьте в комнате несколько шахматных фигур. Ребёнок должен найти их и назвать. Потом фигуры прячет малыш. Правда, в этом случае вы рискуете остаться с неполным комплектом шахматных фигур.

18.

Кто быстрее?

Все шахматные фигуры покоятся на столе. Предложите ребёнку посостязаться с вами в такой игре: кто быстрее соберёт в определенном месте две-три одинаковые шахматные фигуры.

19.

Над головой

Назовите какую-нибудь шахматную фигуру. Её должен быстро найти и поднять над головой ребёнок.

20.

На стуле

Поставьте на стул какую-нибудь шахматную фигуру. По разные стороны от стула, но на равном расстоянии от него встаньте с ребёнком. Досчитайте до трёх и на счет “три” бегите к стулу. Тот, кто первым схватит шахматную фигуру, должен назвать её.

21.

Убери такую же*

Все шахматные фигуры стоят или лежат на столе. Уберите одну из фигур в коробку. Попросите малыша назвать эту фигуру и положить в коробку другую аналогичную шахматную фигуру и т. д.

22.

Полна горница*

Полный набор шахматных фигур располагается на столе. Рядом клетками вниз лежит раскрытая шахматная доска (или коробка для фигур). Предложите ребёнку взять одну из шахматных фигур, назвать её и уложить “спать” в коробку или шахматную доску. Следующую фигуру укладываете вы. И так далее, пока все шахматные фигуры не окажутся в коробке. После этого малыш закрывает коробку или защёлкивает шахматную доску.

*Последние две дидактические игры предназначены для того, чтобы сделать процесс сбора шахматных фигур после окончания занятия сделать интересным.

                                                                       


Приложение 2.  Критерии уровней развития детей   

Ф.И.

ребёнка

  Знать                                 

Уметь

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правильно располагать доску

Правильно располагать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Высокий –

Средний –

Итого:


Приложение 3.  Анкета для родителей

1. Ваше отношение к тому, что Ваш ребенок занимается в шахматном кружке (один ответ)?

  • положительное,
  • нейтральное,
  • негативное.

2. Что удовлетворяет Вас в работе шахматного кружка?

  • все,
  • отношение руководителя к ребенку,
  • отношения между детьми во время занятий,
  • организация занятий, время проведения,
  • что-то другое (напишите) ____________________________________

____________________________________________________________,

  • затрудняюсь ответить.

3. Что по Вашему необходимо изменить в работе шахматного кружка?

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________

4. Что дают Вашему ребенку занятия шахматами?

  • развивают память, мышление, волевые качества,
  • расширяют круг общения, возможность самовыражения,
  • игровые навыки и умения,
  • друзей,
  • подготовку к жизни,
  • что-то еще (напишите)_________________________________________,
  • ничего.