Антитеррор
материал
Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Видео для детей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20 КБ | |
| 68 КБ | |
| 79 КБ | |
| 684.61 КБ | |
| 19.25 КБ | |
| 233.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Конспект НОД в средней группе
по теме: «Безопасность детей в жизненных ситуациях».
Подготовила :
воспитатель
Майорова С.Н.
Г. Богородск, 2020 г.
Цель: Закрепление знаний детей личной безопасности. Формирование умений применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- формирование понятий «можно – нельзя» к различным ситуациям на улице и дома.
- воспитывать безопасное поведение на улице, сознательное отношение к соблюдению правил безопасности.
Ход НОД:
1 часть
-Сегодня я приглашаю вас отправиться путешествовать в Страну Безопасности. А что такое безопасность? (ответы детей) .
-А отправимся мы с вами на поезде. Руки в локтях согните, и поехали. Чух, чух, чух (дыхательная гимнастика). Вот как быстро вращаются колеса. Чух, чух, чух.
- Ну, вот и приехали в Страну Безопасности.
2 часть
-Первая остановка «Мишкин лес». Выйдем и посмотрим, что же там? Здесь, видимо, живет Мишка со своей семьей. Что-то никого не видно. А где же Мишка? Мишка, ау… Дети, давайте все вместе позовем его. Дети зовут. (дыхательная гимнастика). Но никто не отзывается.
-Он, наверное, он дома. Пойдемте к нему домой. Подходим к домику, стучимся в дверь, а она открыта, заходим. (На стульчике сидит Мишка) .
- Мишка, здравствуй!
Мишка здоровается с детьми.
-У тебя почему-то открыта дверь? А почему ты такой маленький и один дома?
Мишка: А мама ушла в магазин, вот я один и остался.
- А ты не боишься находиться дома один? И с открытой дверью?
Мишка: Нет.
-Но это же очень опасно. Дверь нужно обязательно закрывать. Если вдруг позвонят в дверь незнакомые люди, ты что будешь делать?
Мишка: Наверное, открою дверь.
-Ребята, а вы как бы поступили в этом случае?
(Дети вспоминают правила безопасности) .
- Если в дверь звонит милиционер, врач, слесарь, почтальон, все равно не открывай, если ты не знаешь этих людей. Преступники могут назваться кем угодно, и переодеться в любую форму.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тете,
Если мама на работе.
Ведь преступник, он хитер,
Притворится, что монтер.
Или даже скажет он,
Что пришел к вам почтальон.
Он покажет вам пакет
(А под мышкой – пистолет) .
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери открывает.
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче дверь!
- Ну что, Мишка, ты запомнил правила, которые нужно соблюдать, если ты остался один дома? Доверять нужно только знакомым людям, а незнакомый человек может быть опасным и причинить вред, например, разлучить вас с близкими людьми, испугать или просто украсть. В таких случаях нужно звонить по телефону: 01, 02, 03, а если это сотовый телефон, то набирай: 112.
Мишка благодарит ребят.
-Игра «Чужой - свой» (с мячом)
Свой: мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, тетя, дядя, родственники.
Чужой: прохожий, незнакомец, продавец, почтальон, слесарь.
А бывают еще просто знакомые люди.
Знакомый: соседи, воспитатели, друзья, подруги мамы, друзья папы, подруга бабушки и т. д.
-А мы отправляемся дальше по нашей Стране Безопасности.
2 остановка. «Цветочная поляна» (безопасность на улице)
Стоит мальчик и «плачет».
-Мальчик, что случилось? Почему ты плачешь?
Мальчик: Я потерялся. И не знаю где моя мама.
-Как же нам помочь мальчику?
(Ответы детей) .
- Если ты потерял родителей в незнакомом месте, стой там, где ты потерялся. Если их долго нет, обратись за помощью: на улице – к милиционеру, в магазине – к продавцу или какой-то пожилой женщине, женщине с ребенком.
-Никогда не ходи гулять без спросу. Родители всегда должны знать, где ты находишься.
Воспитатель: Мальчик, а какой у тебя адрес? Мальчик говорит свой адрес.
Но здесь появляется мама. И говорит нам за все спасибо.
- А я вам предлагаю поиграть в игру «Назови домашний адрес». Ваня будет милиционером, он спросит ваш адрес, а вы должны ему его сказать.
Дети поочередно говорят свой домашний адрес.
- Молодцы, теперь вас будет легко доставить домой, если вы даже потеряетесь.
- А мы отправляемся дальше. «Чух, чух, чух». Приехали.
Остановка «Дом культуры «Луч». (Стоит Зайчик)
- Здравствуй, Зайчик, что ты делаешь на нашей улице, да один? Тебя могут украсть, увезти на машине. Послушай об этом наших ребят.
Ребенок 1: Гуляешь один? Будь осторожен!
Не говори с незнакомым прохожим:
Злой человек может обидеть!
Заманит к себе - никто не увидит!
Ребенок 2: Пообещает тебе он конфету
Или еще что – конечно, не верь ты!
«Папа идет! » - громко кричи
И от злодея, как ветер, умчись!
- Запомнил? Мы с ребятами путешествуем по стране Безопасности и вспоминаем правила безопасности на улице и дома.
Зайчик: (Зайчик крутится, останавливает взгляд на красивом пакете и игрушке). Ой, я пойду, возьму вон ту красивую игрушку и пакет - в нем, наверное, сладости есть.
- Зайчик, что ты! Этого делать ни в коем случае нельзя.
Зайчик: А почему?
- Это могут быть очень опасные предметы, которые могут взорваться. Тебе наверняка часто приходилось слышать о том, что в случае обнаружения подозрительных предметов и игрушек нужно сразу же сообщить взрослым людям (родителям, воспитателям, милиционеру и т. д.) Взрывоопасными предметами в этом случае называют устройства, которые могут взорваться, а также различные пакеты, коробки, свертки, и даже конфетки, оставленные без присмотра.
Взрывоопасные предметы часто находят в земле, на лавочках, в подъездах. Если ты случайно нашел что-нибудь подобное, ни в коем случае не дотрагивайся до этого, не бросай найденное в воду, не разбирай.
- Зайчик, пойдем лучше с нами погуляем. (Зайчик соглашается). Дети парами идут на прогулку. Вспоминают, почему дети по улице ходят парами.
3 часть
- Что вы запомнили от нашего «Путешествия в Страну Безопасности»?
- Что вам понравилось?
Давайте послушаем наших ребят, а вы хорошо запомните, в каких ситуациях надо твердо говорить «НЕТ! »
1-ый ребенок: «Каждый грамотный ребенок
Должен твердо знать с пеленок.
«Если вас зовут купаться,
В телевизоре сниматься,
Обещают дать конфет
Говорите твердо: «НЕТ! »
2-ий ребенок: Вам предложат обезьянку
Или даже денег банку
Или даже в цирк билет,
Говорите твердо: «НЕТ! »
3-ый ребенок: Просят дверь вас отворить,
Чаю крепкого налить.
Есть на все простой ответ
Говорите твердо: «НЕТ! »
-Теперь я твердо знаю, что с вами ничего плохого не случиться. Обязательно поделитесь своими знаниями с друзьями и родителями.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Майорова С.Н.
2025
Проект для детей старшего дошкольного возраста
«Мы против терроризма!»
Пояснительная записка
Терроризм – это тяжкое преступление, когда организованная группа людей (2 человека и более) стремится достичь своей цели при помощи насилия. Произошло оно слово от латинского слова «TERROR»- «страх», «ужас».
Террор - запугивание, подавление, физическое насилие (вплоть до физического уничтожения людей), убийства, поджоги, взрывы, захват заложников.
Террористический акт - особо опасное государственное преступление, заключающееся в убийстве людей или причинении им тяжких телесных повреждений (террористические действия всегда носят публичный характер).
Актуальность
Ни для кого не секрет, что сложившаяся обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Пока ребенок маленький, взрослые более или менее спокойны: они помогут ребенку, подстрахуют, предупредят, не допустят. Но скоро, очень скоро наступит момент в жизни, когда ребенка надо будет отпускать от себя. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка.
Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать не безопасной для него.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в нестандартных ситуациях. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.
Проблема:
Проект разработан по учебно-методическому пособию: «Основы безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» (авторы: Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б.).
Проект направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного стиля жизни, способность предвидеть опасные события и уметь по возможности избегать их, а при необходимости действовать.
Таким образом, главная задача взрослых – подготовить ребёнка к адекватным осознанным действиям в различных опасных ситуациях. Тесный контакт с родителями поможет не только собрать материал, но и привлечь родителей к участию в мероприятии.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Цель проекта: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ противодействия терроризму, выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях и алгоритма действий в чрезвычайных ситуациях.
Задачи проекта:
1. Побуждать детей ответственно относиться к себе и собственной безопасности, познакомить воспитанников с необходимой информацией как вести себя в экстремальной ситуации.
2. Обеспечить преемственность между детским садом и семьей в вопросах воспитания безопасного поведения детей.
3. Развивать навыки уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
4. Формировать понимание того, кто является «своим», «чужим», «знакомым». 5. Воспитывать в детях толерантное отношения друг к другу и умение жить в мире с другими людьми, а так же ответственность за себя и других, умение оказывать посильную помощь.
Место реализации: город Иваново, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 195».
Сроки реализации проекта: октябрь-декабрь 2021 год.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5-7лет, воспитатели, родители.
Разделы программы, содержание которых включено в проект: • познавательное развитие; • речевое развитие;
• художественно-эстетическое;
• социально-коммуникативное;
• физическое развитие.
Успешность работы по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения, возможна при условии активного взаимодействия с окружающим миром через общение, труд, игровую, предметную, совместную и самостоятельную деятельность.
Содержание, формы и методы работы
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
- организация в группе «Уголка безопасности»;
- подбор художественной литературы;
- подбор наглядного (методического и раздаточного) материала;
- подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности;
- подбор дидактических и настольных игр по теме;
- подготовка атрибутов и декораций для настольного театра;
- организация выставки книг, рисунков;
- подбор кейс упражнений (кейс заданий) по теме;
- создание условий для проведения мероприятий;
- подбор интерактивных игр и заданий, видеозаписей, аудиозаписей;
- разработка памяток, инструкций, буклетов для детей и родителей.
Необходимые условия реализации проекта:
• интерес детей и родителей;
• методические разработки,
• сотрудничество специалистов детского сада.
Осуществления проектной деятельности:
• в непосредственно организованной образовательной деятельности;
• в совместной деятельности педагога и ребенка;
• в самостоятельной детской деятельности;
• в совместной деятельности детей и родителей.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, развитию чувства взаимопомощи и товарищества.
Этот проект позволил раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к другим.
Этапы проведения и реализации проекта
I. Информационно-накопительный
Подбор и анализ методической литературы, дидактического материала. Прослушивание сказок (чтение и аудиозапись), просмотр презентаций, мультфильмов о безопасности, обучение через настольно-печатные, дидактические, подвижные игры, настольный театр. Ознакомление родителей с целями и задачами проекта. Определение направлений практической деятельности детей и родителей. Беседы с родителями о необходимости участия их в проекте, о серьезном отношении к воспитательно-образовательному процессу в ДОУ, с целью воспитания детей не только в детском саду, но и дома используя положительные формы семейного воспитания. Подготовка материала педагогов в группе.
II. Организационно-практический
Непосредственно образовательная деятельность НОД:
«Кто твой друг и кто твой враг?», «Если ты один дома», «Безопасность на прогулке», «Если случилась внезапно беда», «Моя безопасность»,
Викторины: «Не всякий встречный, друг сердечный», «Правила безопасности», «Опасные предметы», «Предупрежден - вооружен».
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- проведение объектовой тренировки по эвакуации людей из здания ДОУ;
- беседы «Не берите незнакомые предметы на улице», «Правила безопасного поведения», «Разговор с детьми о терроризме»;
- чтение стихотворений о терроризме, о мире на земле;
- квест-игра «Мой безопасный мир»;
- малоподвижная игра «Знакомый, свой, чужой»;
- решение проблемных ситуаций «Как быть?»;
- решение кейс заданий, кейс упражнений «Как бы ты поступил?», «Что не так?»
- кейс-драматизация (разыгрываются сценки, инсценировки по произведениям, по сказкам);
- ситуативный разговор «Нам на улице не страшно»;
- отгадывание загадок об опасных предметах;
- игры-ситуации «Если я остался один дома», «Если я нашёл коробку», «Похититель и находчивые ребята», «Куда бежать, если за тобой гонятся», «Незнакомец», «Спасатели», «Территория риска», «Что мы знаем об опасных предметах?», «Помоги Незнайке”;
- чтение художественной литературы: Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки», С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Мальчик с пальчик», «Приключения Буратино» и т.д.;
- просмотр обучающих видеоматериалов (проблемных ситуаций, мультфильмов): “Кеша, Зина и террористы», мультфильмы о безопасности, антитеррористические мультфильмы ФСБ, просмотр презентаций;
- физкультурный досуг «Юные спасатели»;
- игра-тренинг с телефоном «Набираем - 01,02,03, 112» (игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами);
- обучение детей приемам защитного поведения (крик, призыв о помощи).
Самостоятельная деятельность детей:
- продуктивная деятельность: конкурс рисунков «Незнакомые предметы на улице», «Как может выглядеть опасный человек?»; конкурс чтецов (стихи о мире, дружбе);
- сюжетно-ролевая игра: «МЧС»;
- игра-ситуация «Знакомый, свой, чужой».
Взаимодействие с семьями воспитанников
• Проведение бесед с родителями о режиме посещения ДОУ (проявлять бдительность при обнаружении посторонних предметов, при встрече с незнакомцами и подозрительными лицами).
• Консультации для родителей «Что такое терроризм», «Научим детей не бояться».
• Буклет для родителей «Вместе против террора».
• Оформление информационных уголков (папка–передвижка «Как не стать заложником»)
• Оформление памяток, инструкций (как действовать в чрезвычайной ситуации).
III. Презентационно-завершающий
• Итоговое мероприятие: Досуг «Кто помог Красной шапочке?»
• Выставка продуктов детской деятельности (рисунки, поделки).
• Составление презентации проекта «Мы против терроризма».
IV. Контрольно-рефлексивный
• Подведение итогов.
• Познавательная беседа “Разговор с детьми о терроризме».
Достигнутые результаты:
1. Повысился рост познавательной активности детей, способность предвидеть опасные ситуации по возможности избегать их, по необходимости действовать.
2. Актуализировалось представление детей по основам безопасности жизнедеятельности, представления о способах безопасного поведения.
3. Совершенствовались личностно-волевые качества (терпение, воля, самоконтроль), появилось чувство взаимопомощи и товарищества.
4. Установилась тесная взаимосвязь по созданию совместного проекта с родителями, что повысило качество реализации образовательного процесса и положительной оценки деятельности ДОУ.
Выводы: Хочется верить, что проведенная работа будет фундаментом для воспитания будущего поколения, отслеживание результатов работы по проблеме доказывает верность нашей гипотезы.
Действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию ценностного отношения к безопасному стилю жизни, способность предвидеть опасные события и умение по возможности избегать их, а по необходимости действовать. Поэтому формирование осознанного выполнения правил безопасного поведения в современных условиях приобретает особую значимость.
Проводимая работа в определенной системе по проблеме, способствует:
• формированию и накоплению у детей конкретных представлений об обеспечении безопасности жизнедеятельности;
• самостоятельному действию в повседневной жизни (в различных видах детской деятельности);
• развитию навыков уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
Приложение
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб., 2005.
2. Абаскалова Н. П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М.,2004.
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2005.
5. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. - М.,2001.
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
7. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. ,2005.
8. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт.-сост. Т. И. Кандала и др. - Волгоград, 2010.
9. Ребенок и домогательства. Растем вместе. 2006.№6. с. 14.
10. Телегина Т. КВН «Моя безопасность» Дошкольное воспитание №10, с.65, 2005.
11. Шипунова В. А. "Детская безопасность", 2013.
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №16»
Майорова С.Н.
2025
Проект для детей дошкольного возраста
«Неприятность эту мы переживем»
Игры для формирования у детей дошкольного возраста
основ антитеррористической безопасности.
В рамках региональной инновационной
площадки по теме «Формирование навыков
безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Пояснительная записка
Терроризм – это политика, которая направлена на достижение определенных целей через насилие. Насилие может проявляться в разных формах: взрывы в общественных местах, захваты заложников, убийства и похищения отдельных людей. Жертвами террора могут стать самые обычные люди и дети, которые случайно окажутся рядом, или, наоборот, заранее продуманные персоны.
Актуальность
К сожалению, в последнее время во всем мире отмечается резкая активация деятельности террористических организаций. Это обязывает все образовательные учреждения, в том числе и дошкольные, проводить плановые практические эвакуационные мероприятия.
На собственном опыте мы убедились, что многие дети испытывают негативные эмоции во время учебных тревог: панические страхи, истерики, некоторые дети отказываются выполнять общие команды. Педагоги должны обеспечить максимально возможную спокойную обстановку, не вызывающую панику у детей во время тревоги.
Поэтому в работе с дошкольниками при формировании знаний по ОБЖ, наряду со знакомством с ПДД, правилами пожарной безопасности и эмоциональной безопасности важной задачей стало и знакомство с правилами антитеррористической безопасности.
Мы должны не только оберегать детей, но и готовить их к встрече с возможными трудностями. Надо с дошкольного возраста формировать у них представления о наиболее опасных ситуациях, возникающих при больших скоплениях людей и в общественных местах.
Важно! Дошкольников в детском саду не стоит посвящать в подробности терроризма и террористических актов.
Проект разработан на основе учебно-методического пособия по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста «Безопасность» (авторы: Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина) в рамках РИП «Формирование навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста».
При подготовке проекта были изучены и опробованы игровые методы и приемы детских садов Израиля.
Проект направлен на формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, на формирование у дошкольников умений избегать опасности и, при необходимости, правильно действовать и поступать.
Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.
Цель: используя игровые приемы, закрепить у детей правила антитеррористической безопасности в виде навыков уверенного поведения в опасных ситуациях.
Задачи: сформировать у детей такие навыки и умения, как:
- Дисциплина.
- Внимание и наблюдательность.
- Умение слушать взрослого.
- Умение работать в команде.
- Умение соблюдать правила.
- Умение сохранять спокойствие в опасной ситуации.
- Умение справляться со своими страхами.
- Умение различать добро и зло.
Вид проекта: игровой, практико-ориентированный, нормативный.
Продолжительность: краткосрочный, сентябрь - декабрь 2022 года.
Место реализации: МДОУ «Детский сад № 15 комбинированного вида», г. Луга, Лужский район.
Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели.
ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ.
(информационно-накопительный)
Подготовка и сбор материально-технических ресурсов, необходимых для выполнения проекта:
- составление плана проекта;
- подбор художественной и методической литературы;
- подбор наглядного материала для уголка безопасности;
- продумывание творческих заданий;
- создание карточек – символов (тишина, не трогать, не бегать; внимание, все ко мне)
- подготовка атрибутов для игры в «Учебную тревогу» и «МЧС»;
- подбор конспектов бесед, кейс - упражнений (кейс - ситуаций), ситуативных разговоров по теме;
- создание мультсборника по теме;
- создание картотеки подвижных и дидактических игр по теме;
- разработка сценария для проведения итогового мероприятия «Приключения Бабы-Яги».
2 ЭТАП – ПРАКТИЧЕСКИЙ.
Совместная деятельность воспитателя с детьми:
- проведение плановой тренировки по эвакуации людей из здания ДОУ;
- беседы «Кто такие террористы», «Правила безопасного поведения»;
- чтение стихотворений о мире на земле;
- просмотр обучающих видеоматериалов, мультфильма МЧС “Кеша, Зина и террористы»;
- проблемные кейс-ситуации «Свой - чужой», «Как быть?»,
- кейс-упражнения «Как бы ты поступил?», «Что если…»
- ситуативный разговор «Подкуп», «Обман» на примере сказок;
- творческое рисование «Фоторобот», «Портрет друга», «Опасный человек», «Добро и зло».
- выставка детских рисунков «Мы за мир!».
Самостоятельные игры детей:
сюжетно-ролевая игры: «Учебная тревога»
«МЧС»
Навыки и умения, которые необходимо сформировать | Игровые приемы, игры-тренинги и задания |
Дисциплина | Игры «Молчанка», «Голосование», «Сиди тихо», «Слушаем шаги», «Слушай свое дыхание». |
Внимание и наблюдательность | Игра «Что пропало, что появилось?». Игры «Разведчики», «Следопыты», Игра-тренинг «Подозрительный предмет». Игра-тренинг с телефоном «Опасность», «Сообщи в полицию». Игра «Запомни приметы человека». Игра «Перенеси предмет». |
Умение слушать взрослого | Игры «Выполни команду», «Повтори за мной», «Тайна», «Что за сигнал?». |
Умение действовать по сигналу | Игры с карточками – символами «Не беги», «Не трогай», «Замри». Игры «Учебная тревога», «Зарядка», «Зеваки», «Карлики и великаны», «Час «тишины «и час «можно». |
Умение работать в команде | Игры «Голосование», «Сороконожка», «Поезд», «Тень», «Волны», «Разговор через стекло». |
Умение соблюдать правила | Игра-тренинг «Подозрительный предмет». Игры «Незнакомец», «Подкуп», «Обман», сказкотерапия, «Чистоговорки-правила» |
Умение сохранять спокойствие в опасной ситуации | Игры «Что, если…», «Незнакомец», «Защита» (крики, призыв о помощи) |
Умение справляться со своими страхами | Различные виды игры «Прятки» (с игрушкой, с покрывалом, с фонариком в темноте «Светлячок» и др.). Этюды «Страшный сон», «Гроза». Сценка-игра «Давай бояться вместе». |
Умение различать добро и зло | Малоподвижные игры «Знакомый, свой, чужой» (с мячом), «Добро и зло». |
Игры, закрепляющие навыки безопасности:
Прививать необходимые навыки безопасности очень удобно, играя с детьми в игру «Что, если…». Находя, как в викторине, верный ответ на заданный вопрос, ребенок учится быстро принимать решение. Вопросы могут, например, быть следующими: «Что ты сделаешь, если найдешь в магазине незнакомую сумку?», «Что, если кто-то подойдет к тебе и попросит что-либо передать?» и любые подобные вопросы.
Во время прогулок можно развивать у детей наблюдательность, соревнуясь, кто больше деталей внешности встречных людей запомнит: цвет глаз, волос, кожи, рост, шрамы, телосложение, родинки и т.д.
Также надо научить детей запоминать отличительные черты автомобилей: цвет, номера, наклейки.
Игра «Незнакомец» научит детей отвечать отказом на любые обращения незнакомых взрослых. Педагог предлагает различные сюжеты ситуаций: незнакомец просит показать, где находится какой-либо дом, или просит найти упавший предмет, или просит помочь что-то донести до остановки и т.д. Дети обыгрывают ситуации и учатся четко отвечать взрослому «Нет!», «Я вас не знаю». В процессе игры также необходимо закрепить в сознании детей важнейшее правило: прежде, чем куда-то идти, необходимо получить разрешение воспитателей или родителей, а незнакомцы не имеют права это правило нарушать.
Игра «Подкуп» помогает понять детям, что предлагаемые незнакомцами подарки или угощения могут преследовать неблаговидную цель и совершаются ими для того, чтобы взамен получить какую-либо услугу. Ребенок должен усвоить правило, что у незнакомца нельзя ничего брать, а тем более, принимать его приглашение подойти за интересным подарком к машине, или зайти в соседний двор. Также ребенок должен запомнить, что если он, забыв о бдительности, отозвался на приглашение незнакомца, нужно немедленно громко кричать, звать на помощь прохожих и рассказывать о происшествии. Сюжеты для игры можно взять из сказок о Белоснежке или о Спящей царевне и семи богатырях.
В игре «Защита» можно научить детей кричать и привлекать внимание.
В игре «Опасность» можно закрепить у детей алгоритм действия в случае пожара и других ЧП (в частности, террористической атаки), знание телефонов служб 01,02,03 и 112.
Игра «Сообщи в полицию»
Правила игры: встаньте в круг, закройте глаза, я буду первым водящим, водящий обходит детей за кругом и вкладывает одному в руки телефон и произносит «Вызови полицию», ребенок делает шаг в круг, набирает «02», громко и чётко называют своё имя и фамилию, детский сад и сообщает о находке. Затем этот игрок становится новым водящим, игра продолжается.
Игра-тренинг «Подозрительный предмет».
Воспитатель предлагает детям пройти в коридор.
- Ребята посмотрите, кто- то оставил красивую коробочку у нас в коридоре.
Как вы думаете, что там? А можно эту коробочку брать? (ответы детей) Правильно, эту коробочку трогать нельзя, она может таить в себе опасность.
- Кто ее оставил? (ответы детей) Правильно, её могут подбросить террористы, а в коробочку положить взрывное устройство.
- Что будем делать? (ответы детей) Да, если вы нашли такой предмет, нужно сразу сообщить взрослым, а они потом позвонят в полицию или специальную службу безопасности, которая определит опасный данный предмет или нет.
- Поэтому, если вы увидели какой-то подозрительный предмет: пакет, красивую сумочку, мобильный телефон или игрушку, то ни в коем случае не только брать, но даже подходить к таким предметам нельзя.
Игра с мячом «Свой-чужой»
Дети встают вокруг воспитателя. Воспитатель бросает мяч и произносит слова: мама, дядя, брат, папа, тетя, сестра, прохожий, девушка, молодой человек, бабушка, пожилой человек, дедушка, мальчик, девочка, незнакомец, полицейский и т. п. Дети ловят мяч и говорят, свой это человек или чужой.
Игра «Добро и зло»
На полу два обруча, в одном из них символ добра, а в другом символ зла. На столе изображения сказочных героев. Надо разложить героев и объяснить, почему этот герой злой или добрый.
Игры для формирования внимания и дисциплины:
Игра «Сиди тихо»
Воспитатель предлагает детям спрятаться.
- Сидите тихо, пока я не хлопну 2 раза в ладоши.
- Попробуйте не издавать никаких звуков!
Игра «Помоем руки в тишине», «Одеваемся тихо», «Молчанка», «Замри», «Слушаем шаги», «Голосование».
Хорошо помогают в работе чистоговорки, составленные вместе с детьми:
ОН-ОН-ОН – кто-то бросил телефон.
РУ-РУ-РУ- телефон не подберу.
ВУ-ВУ-ВУ- быстро взрослых позову.
РУ-РУ-РУ- брошенные вещи не беру.
ЩУ-ЩУ-ЩУ- сразу взрослым сообщу.
РЮ-РЮ-РЮ- дверь чужим не отворю.
ЖУ- ЖУ-ЖУ- с чужими в лифт не захожу.
Главная цель всех этих игр – это тренинг психологической готовности детей к сложным ситуациям террористического типа.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные игровые приемы- тренинги, игры-задания, продуктивная деятельность по теме объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных и дружеских взаимоотношений, развитию чувства взаимопомощи и поддержки.
Этот проект позволил раскрыть внутренний потенциал каждого ребенка. Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к другим.
Чтение художественной литературы:
Блинов «Непослушный СТО бед», Т. А. Шорыгина «Осторожные сказки»,
С. Михалков «Три поросёнка», Г. Х. Андерсен «Снежная королева». Сказки: «Красная шапочка», «Волк и семеро козлят», «Гуси-лебеди», «Мальчик с пальчик», «Приключения Буратино» и т.д.
3 ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
- Итоговое мероприятие: развлечение «Приключения Бабы-Яги».
- Выставка рисунков «Мы за мир!».
- Обмен опытом на заседании творческой группы педагогов Лужского района.
- Выбор наиболее успешных материалов проекта для включения в видеоролик «Азбука безопасности».
- Подведение итогов проекта.
- Выступление на заседании творческой группы воспитателей Лужского муниципального района по теме «Формирование основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях террористической угрозы». Педагоги прослушали доклады выступающих специалистов, просмотрели видеоролики, поделились опытом работы по этой теме, получили памятки и примерную картотеку детских игр для сохранения эмоциональной стабильности воспитанников в условиях террористической угрозы.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
- Дети овладели знаниями о последствиях нежелательного поведения в той или иной ситуации;
- Дети более осознано стали относиться к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- Дети стали более дисциплинированными, спокойными, самостоятельно стали соблюдать важные правила безопасного поведения;
- Дети научились предвидеть возможную опасность и находить способы избегать ее;
- Дети в игровой форме овладели необходимыми умениями и навыками для сохранения уверенности и спокойствия в чрезвычайных ситуациях.
ВЫВОД:
систематически проводимые игры по этой теме способствуют развитию у дошкольников умений и навыков уверенного поведения в экстремальных ситуациях.
ПЕРСПЕКТИВЫ:
1. Привлечь к сотрудничеству родителей для повышения качества реализации данного проекта. Разработать памятки для родителей «Важные правила эвакуации», «Тревожный чемоданчик», «Защитим детей от терроризма»
2. Составить алгоритм действий для детей во время тревоги и эвакуации в виде мнемотаблицы (использовать как наглядность в уголке безопасности).
3. Внедрить положительный опыт данного проекта в систему работы педагогов детского сада.
Список литературы:
1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - СПб. 2005.
2. Абаскалова Н. П. "Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности", 2008.
3. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа. - М.,2004.
4. Дыбина О. В. Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М. ,2005.
5. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина и др. - М.,2001.
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, планирование работы. Беседы. Игры", СПб, Детство-Пресс. 2010
7. Телегина Т. КВН «Моя безопасность» Дошкольное воспитание №10, с.65, 2005.
8. Шипунова В. А. "Детская безопасность", 2013.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Как рассказать детям о терроризме
Мы все сегодня переживаем боль и ужас происходящих терактов. Мир мира – пока лишь мечта. Но когда война идет где-то далеко, ее можно не заметить, ее можно вычеркнуть из собственной зоны комфорта, размеренной простыми вещами: домашним уютом, удобствами, достаточным количеством пищи, одежды, близких людей рядом. Меж тем, где-то погибают люди, дети, где-то идет война, о которой можно не думать, потому что она далеко, она происходит не с нами.
Но события последних недель говорят: «это можешь быть ты». Чем ближе к нашему дому происходит событие, тем сильнее произведенный им психологический эффект.
ЧТО СКАЗАТЬ ДЕТЯМ, КОТОРЫЕ УВИДЕЛИ НОВОСТИ ВМЕСТЕ С НАМИ? УСЛЫШАЛИ, ЧТО ПОГИБЛО МНОГО ЛЮДЕЙ...
Во-первых, уберите детей от телевизоров. Это главный совет: дети не должны смотреть новости.
НО НЕЛЬЗЯ ЖЕ ИЗОЛИРОВАТЬ ДЕТЕЙ ОТ РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ СОВСЕМ?
А это не жизнь. Подумайте, с каким количеством реальных смертей сталкивается в жизни среднестатистический человек, если он не на поле боя или не в каких-то других экстремальных обстоятельствах? Ну максимум с пятью-шестью. Наша психика, условно говоря, не рассчитана на большее. Тем более — психика детей. Им не нужно видеть концентрацию смертей и горя по всему миру ежедневно. Поэтому еще раз: уберите их от телевизора, детям не нужно смотреть новости о теракте.
ЕСЛИ ЭТО ВСЕ-ТАКИ СЛУЧИЛОСЬ — РЕБЕНОК ПОСМОТРЕЛ НОВОСТИ. ЧТО ЕМУ СКАЗАТЬ?
Маленьких детей — дошкольников, младших школьников - просто успокаиваем. Говорим, это страшно, но очень далеко, и мама и папа с тобой, рядом с нами ничего не случится. Ни в коем случае не надо пускаться в подробные объяснения, что это пришли плохие люди и убили хороших людей. Это запускает очень серьезные страхи. Ребенок-то знает про себя, что он хороший, и что это значит - что к нему могут прийти плохие дяди и убить его просто так? Я в своей практике сталкиваюсь с таким неврозом постоянно. Поэтому — маленьких детей просто успокаиваем. Детям постарше достаточно будет сказать, что да, есть плохие люди, которые нападают с оружием, и мы будет от них защищаться, мы это умеем. Но опять же — говорить детям о терроризме нужно максимально спокойно, без подробностей.
Как говорить о происходящем в мире с детьми, в чем искать опору? Мы не можем сказать, все в порядке – такого больше не случится. Случится. Мы не можем сказать, все в порядке – такое случится не с нами. Мы этого не знаем. Мы не можем сказать, ты слишком маленький, чтобы думать об этом…
Сейчас хочется молчать. Но говорить нужно. Прежде всего, с собственными детьми, которые в ответ на испуг родителей еще более испуганы.
При любых сложных событиях, проблемах ребенок пытается опереться на родителей. Ребенок всегда находится в контакте с чувствами взрослого. Дети «считывают» наши состояния. Поэтому крайне важно, чтобы сами родители смогли справиться со своим напряжением и тревогой. Ведь даже неосознанно мы заражаем собственными страхами своих детей. Разберитесь, что тревожит вас самих, рассмотрите свой страх внимательно, проанализируйте свое отношение к происходящему, свои чувства, свои психологические ресурсы для того, чтобы жить полной жизнью, будучи уязвимым.
КАК ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ О ТЕРРОРИЗМЕ? КАК И НА ЛЮБУЮ ДРУГУЮ СЛОЖНУЮ ТЕМУ: ОТКРЫТО И ЧЕСТНО.
В КАКОМ ВОЗРАСТЕ МОЖНО ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ? В ЛЮБОМ, ЕСЛИ ОН САМ ПОДНИМАЕТ ЭТОТ ВОПРОС.
Нет смысла нагружать его избыточной информацией, опережая событие. Но если ребенок с соприкоснулся с фактом террора (даже по телевизору), задает вопросы, стал косвенно выражать тревогу (ухудшение сна, тематические рисунки и др.) разговор об этом необходим. Лишая ребенка права знать о том, что происходит вокруг, родители рискуют не только создать у них искаженную картину мира, но и подвергают их жизнь потенциальному риску.
Однако, конечно, в каждом возрасте говорить надо на понятном ребенку языке.
Маленькие дети могут проигрывать свои страхи, опасения в игровой форме. Например, играя в теракт. Родителю следует обратить внимание на такую игру, но не препятствовать ей, не опасаться. Именно через игру ребенок выражает свои чувства, что позволяет «разрядить» их. Очевидцы писали, что американские школьники после трагедии 11 сентября строили из кубиков башни и ломали их. Такое проигрывание ожидаемо. Однако, если такие игры продолжаются долго/часто, лучше обратиться к психологу.
Маленькому ребенку важно давать чувство опоры через телесный контакт: обнимать, давать физическую опору (например, укладывая спать класть валик около спины и пр.), давать возможность проявлять силу самому, физически бороться, бегать, покричать (если хочется).
Терроризм поднимает несколько ключевых вопросов: вопрос безопасности, вопрос контроля и его отсутствия, вопрос зла, вопрос смерти. Каждый из этих вопросов требует правдивости и наличия вашей собственной опоры (на уровне ценностей, верований, убеждений), как родителя. Вот несколько психологических данностей, связанных с терроризмом, которые важно учитывать, выстраивая собственную картину мира и передавая ее ребенку:
1. Терроризм – не единственная опасность в мире. Есть стихийные бедствия, уносящие жизни людей, есть самолеты, поезда, автомобили, электричество, огонь, от которых также исходит потенциальная опасность. Есть то, что мы можем контролировать, и что нет. Там, где наш собственный контроль имеет значение важно научить технике безопасности. Смотреть по сторонам, переходя дорогу, не идти на красный свет, не засовывать пальцы в розетку. То есть знать, что от определенных вещей/явлений исходит опасность, но относиться к этому достаточно спокойно, предпринимая меры безопасности. Конечно, говоря о терроризме, собственный контроль сводится к минимуму, однако как и на примере стихийных бедствий, можно прочувствовать ту позицию, когда «я знаю о их существовании и возможной угрозе, но не живу в постоянном страхе» (если у родителя такая позиция, то помочь сформировать ее у собственного ребенка будет проще). Кроме того, ребенка нужно научить, как действовать в состоянии угрозы: уйти как можно дальше от источника опасности, связаться по возможности с родителями, обратиться ко взрослому, вызывающему доверие и др.
2. Реальная угроза терроризма. Безусловно существует. Но нужно быть реалистичными и не нагнетать ужас ребенка. Избегать паники, которая возрастает через средства массовой информации, эмоционального заражения друг друга. Именно поэтому ребенку любого возраста опасно узнавать о трагедиях из CМИ. Телевизионных новостей ребенку следует избегать. Дети некритичны и склонны переносить увиденное на экране в свой внутренний мир. Важно дать понять ребенку, что террористов мало – несравнимо меньше, чем обычных людей. В действительности вероятность теракта выше или ниже в разных городах и странах, в разные периоды времени, однако в целом она такая же как и вероятность многих других угроз. Мы не в силах полностью обезопасить себя и детей. Необходимо мужество, чтобы это принять, продолжая жить полной наполненной смыслом жизнью.
3. Хотя потребность в безопасности базовая для человека, абсолютная безопасность – иллюзия. Если смерть не приходит извне, то мы ее носим в себе. С момента рождения человек несет в себе собственную смерть даже тем простым фактом, что взрослеет, а потом стареет. Тема смерти важная и неизбежная для обсуждения с ребенком, независимо от того, какие события происходят в мире.
4. Продолжая сказанное выше – все мы смертны. Смерть – естественна по своей сути, хотя не всякая смерть естественна по форме. Однако, то что мы считаем насильственную смерть неестественной не исключает ее. Отрицание смерти не означает управление смертью – мы ей не управляем. Мы не можем определять количество жизни, но только качество, и пока мы живем – мы живые.
5. В мире есть добро и есть зло. Так было всегда и так скорее всего всегда будет. Мир полярен. То, что в мире существует зло не уменьшает ценности мира, не лишает его смысла. Важно донести, что несмотря на то, что в мире существуют жестокие люди в целом мир добр, ему можно доверять. Можно обращать ребенка к масштабам мира в целом, рассказывать сколько на планете прекрасных красивых мест, расширять сознание и тем, насколько сама по себе земля мала по сравнению с прекрасным безграничным космосом.
6. Глубина понимания мира как ресурс. Важно расширять сознание ребенка. Искать опору в духовности. Независимо от того, верующая семья или нет, каковы ее взгляды, полезно обращать ребенка к духовному опыту. Здесь крайне важно, чтобы сами родители нашли для себя те высшие ценности и жизненные смыслы, которые выше страха физической боли, смерти, жестокости. Быть за любовь и за жизнь (а не против ненависти и войны), ценить жизнь такую, какой она является, не совершенной, странной, порой не поддающейся объяснениям и человеческому пониманию. Но жизни, которая есть. А пока человек живет, надо жить, а не просто «не умирать»…
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкции, положения, приказы, памятки по антитеррору
инструкции, положения, приказы, памятки по антитеррору...

Памятка по антитеррору.
..Воспитатель МБДОУ ЦРР Д/С №15 «Светлячок»Карпухина Н.М.Памятка по антитеррору.ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ВЗРЫВООПАСНОГО ПРЕДМЕТАЕсли вы обнаружили самодельное взрывное устройство, гранату снаряд, и т. п.: - не...

Перспективный план работы по антитеррору
Перспективный календарно-тематический план работы по обеспечению безопасности детей I младшей группы. плане представлена работа с родителями: консультации, беседы, наглядная информаци...
Памятка для родителей по антитеррору
Памятка для родителей по антитеррору Общие и частные рекомендации1....



