"Доска Бильгоу в работе логопеда"
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
|
«Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедическом процессе»
Подготовил: учитель-логопед
Хрусталева А.А
Санкт-Петербург 2025г.
Добрый день уважаемые коллеги!
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых технологий в образовании. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.
На сегодняшний день мы наблюдаем рост числа детей с нарушениями в развитии речи, что заставляет нас учителей-логопедов искать педагогические инновации, способствующие улучшению развитию произношения, психических процессов и конечно моторной сферы в целом. Такой инновацией служит балансировочная доска Бильгоу. Она мной используется, как на групповых логопедических занятиях, так в индивидуальной работе с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи. Опыт работы в коррекционных группах в преодолении ТНР показывает, что наибольший эффект достигается применением комплексного подхода, где обязательным элементом является физическое воспитание. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.
Сегодня я поделюсь с вами не большим опытом «Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедическом процессе»
«Использование балансировочной доски Бильгоу в коррекционно -логопедическом процессе»
Мозжечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Мозжечок – это диспетчер нашего мозга. Он связан со всеми частями мозга и перерабатывает всю информацию от органов чувств, которая поступает в мозг.
Появление методики Фрэнка Бильгоу
Теорию мозжечковой стимуляции основал американский педагог Фрэнк Бильгоу, который работал школьным учителем. В 60-х годах прошлого столетия он заметил, что школьники, которые на переменах выполняют физические упражнения, связанные с балансировкой, более успешны в школьной программе и обладают отличными коммуникативными способностями.
Развивая свою теорию мозжечковой стимуляции, Бильгоу разработал балансировочную доску. Педагог с помощью своего изобретения и простых упражнений обнаружил прямую связь между физической активностью во время балансировки и способностью к чтению. Это стало прорывом в методологии коррекции самого широкого спектра нарушений в психоэмоциональном и речевом развитии детей.
Исследования мозжечковой стимуляции на балансировочной доске Бильгоу показали ее высокую эффективность. Программа стала одной из наиболее продуманных и систематизированных корректирующих и стимулирующих методик.
Цель подобной мозжечковой стимуляции – синхронизировать работу центров мозга, ответственных за познавательные и двигательные функции, а также развить зрительно-моторное взаимодействие и координацию.
Программа мозжечкового стимулирования улучшает:
- уровень концентрации внимания;
- все виды памяти;
- развитие речи — как устной, так и письменной, а также навыки чтения
- математические и логические способности;
- анализ и синтез информации;
- общую моторику и спортивные навыки;
- способность к планированию;
- работу эмоционально-волевой сферы.
Применение доски Бильгоу в коррекционных целях
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагогами и психологами не только при наличии отклонений, но и чтобы увеличить продуктивность работы головного мозга детей, их интеллектуальное развитие и повысить успеваемость в школе.
У большинства детей с речевыми проблемами диагностируются нарушения в работе мозжечка. Преодоление дисфункции мозжечка значительно ускоряет процесс коррекции речевых нарушений.
Балансировочная стимуляция показана детям, которые
- гиперактивны (СДВГ),
- имеют проблемы с успеваемостью;
- имеют вестибулярные нарушения: координации и согласованности движений;
- имеют проблемы в аутическом спектре;
- задерживаются в психоэмоциональном и речевом развитии (дислексия, диспраксия и дисграфия);
- имеют неправильную осанку.
Балансировочная доска Бильгоу -
это доска, которая укреплена на округлой основе, что заставляет балансировать в попытках удержать равновесие.
Поверхность доски имеет специальную разметку, а угол наклона платформы регулируется рокерами, изменяющими радиус от 5 до 50 градусов. В зависимости от уровня наклона изменяется уровень сложности упражнений. В комплекте с доской идет напольная мишень, цветозонированная рейка, стойка телескопическая с брусочками, мячи, подвесной мяч-маятник, разновесовые мешочки.
Простые упражнения
- Залезть и слезть с доски.
- Стоя на доске, двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо, по диагонали, рисовать восьмерку.
- Стоя на доске, двигать руками, рисуя восьмерку, следить глазами за руками.
- Стоя на доске рисовать восьмерку и знак бесконечности носом.
- Упражнение на дыхание. Одна рука на животе, другая на груди. По команде ребенок надувает сначала грудь (3-5 раз), затем надуваем живот (3-5 раз).
- Стоя на доске выполнять круговые вращения руками: а) обе руки в одну сторону; б) обе руки в разные стороны; в) по очереди в одну сторону; г) по очереди в разные стороны.
Усложненные упражнения с использованием аксессуаров
- Мешочки разного веса с крупой кидаем ребенку, он их должен поймать.
- Принимать мяч или мешочки от инструктора одной рукой, двумя, кидать и ловить одновременно.
- Подкидывать мешочки вверх двумя руками.
- Подкидывать вверх правой рукой, потом левой рукой.
- Отбивать мяч, левой, правой, двумя руками.
- Игры на балансировочной доске распределены по уровню владения доской и возрастам.
Сначала рекомендуется овладеть базовыми упражнениями, а затем уже переходить к упражнениям с инвентарём.
- Для выполнения упражнений используется следующий инвентарь: балансировочная доска, поверхность для отбивания мяча, 2 мяча (средний и маленький), мешочки с песком.
- На коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ, мы используем следующие игры, с использованием доски Бильгоу, для детей старшего дошкольного возраста.
- 1. «Скажи наоборот»
- Ребёнок стоит на доске. Логопед называет слово и бросает мяч. Ребёнок ловит мяч и называет противоположное по значению слово. (горячий – холодный, большой - маленький, здоровый-больной и т.д.)
- 2. «Один – много»
- Ребёнок стоит на доске. Логопед называет слово и кидает мяч, а ребёнок отбивает мяч поверхностью и называет множественную форму слова. (Лист – листья, дерево – деревья и т.д.)
- 3. «Считаем с хлопком»
- Ребёнок стоит на доске. Логопед называет слово, а ребёнок подкидывает мешочек вверх и ловит его одной или двумя руками после хлопка. Одновременно ребёнок считает предметы. (Один стул, два стула…5 стульев, и т.д.)
- 4. «Назови детёныша»
- Ребёнок стоит на доске. Логопед называет животного и бросает мешочек. Ребёнок ловит мешочек и называет детёныша данного животного.
- 5.«Назови как можно больше»
- Логопед называет тему/обобщающее понятие, а ребёнок, стоя на доске, перекидывает из руки в руку мешочек и называет как можно больше слов на данную тему. (Овощи, фрукты, мебель, посуда, домашние животные и т.д.)
- 6. «Назови первый звук в слове»
- Ребёнок стоит на доске. Логопед называет слово и кидает мяч, а ребёнок отбивает мяч поверхностью и называет первый звук в слове. (Оля – о, дом –д, шапка – ш и т.д.).
При использовании доски Бильгоу в логопедических группах для детей с ТНР осуществляется коррекция физиологических, речевых особенностей: развивается мелкая и крупная моторика, происходит развитие всех компонентов речевой системы дошкольника, развиваются процессы внимания и воображения.
Несмотря на то, что вся программа в целом кажется довольно простым набором упражнений, однако не стоит забывать, что при этом ребенку надо пытаться постоянно балансировать на доске и не падать. Стимуляция базальных ганглий происходит за счет многозадачных упражнений: сначала на координацию движений, а для детей постарше — и в сочетании со звуковыми, речевыми упражнениями.
Игровая физкультура, полезна для развития ребенка во всех направлениях, в том числе для развития речи, а также интересному способу закрепления речевых навыков.
С помощью данного метода мы можем реализовать поставленные коррекционно-развивающие задачи, вовлекая в работу различные анализаторные системы, позволяющие достичь желаемого результата
Чего можно ожидать от работы на доски Бильгоу?
- улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения;
- улучшение зрительно-моторной координации;
- улучшение мануальных и графо-моторных функций;
- повышение общего уровня интеллекта;
- быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления);
- повышение эффективности коррекционных занятий (с психологом, логопедом).
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование доски Бильгау в работе логопеда
Врачи знают, что у взрослых с поражением мозжечка "разваливается" речь: она становится монотонной, скандированной, нарушается артикуляция.Мозжечок поддерживает постоянную связь с лобными дол...
Использование балансировочной доски Бильгоу в индивидуальной работе учителя-логопеда.
Несмотря на простую конструкцию, балансировочная доска Бильгоу обладает высокой эффективностью в процессе мозжечковой стимуляции, которая применяется логопедами, педагога...

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя- логопеда и воспитателя.
А Вы знаете, что является «ключом к обучению?»Это мозжечок - отдел головного мозга, связанный со всеми его частями. Он перерабатывает информацию от органов чувств, и на основе этой информа...

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста
За интеллект, развитие внимания и речи, а также координацию движений в организме человека отвечает особый отдел головного мозга – мозжечок. Его стимуляция с помощью специальных упражнений помога...

Использование балансировочной доски Бильгоу в работе с детьми дошкольного возраста
За интеллект, развитие внимания и речи, а также координацию движений в организме человека отвечает особый отдел головного мозга – мозжечок. Его стимуляция с помощью специальных упражнений помога...
Научно - практический семинар СурГПУ. Проект: «Использование метода «Мозжечковой стимуляции» (балансировочной доски Бильгоу) в совместной коррекционно – развивающей работе воспитателя и учителя-логопеда с детьми с детьми с ТНР».
Научно - практический семинар СурГПУ "Взаимодействие субъектов образовательного процесса в условиях инклюзивного образования"Проект:«Использование метода «Мозжечковой стимуляции...
Использование балансировочной доски Бильгоу в работе учителя-логопеда
Регулярные занятия с использованием балансировочной доски напоминают особую лечебную физкультуру. Они включают упражнения на равновесие, координацию движений, развитие зрительно-мо...

